СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование культуроведческой компетенции

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы - реализация культуроведческой компетенции на уроках русского языка и литературы. 

Задачи:

•Содействовать целостному мироощущению школьников, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в слове и произведениях искусства; •Создавать среду общения на уроках и во внеклассной работе для освоения народного искусства; •Способствовать формированию культурной памяти, связывающей настоящее с культурным прошлым народа, языком и литературой; •Формировать этноязыковую компетентность школьника.  

Просмотр содержимого документа
«Формирование культуроведческой компетенции»

Учитель года Нефтекамска - 2019 Тема: «Культуроведческая компетенция  как одно из важнейших средств духовно-нравственного развития школьников»  учитель русского языка и литературы Галимова Венера Камоловна

Учитель года Нефтекамска - 2019

Тема:

«Культуроведческая компетенция как одно из важнейших средств духовно-нравственного развития школьников»

учитель русского языка и литературы

Галимова Венера Камоловна

  Конкурсное задание  «Методический семинар»     Д.С.Лихачев

Конкурсное задание «Методический семинар»

Д.С.Лихачев

Что сегодня главное? Создать научную картину мира Научить школьника жить Сформировать компетенции

Что сегодня главное?

Создать

научную картину мира

Научить школьника жить

Сформировать компетенции

Противоречия, проблемы: Потребность в человеке с высоким уровнем коммуникативной компетенции, самостоятельностью, независимостью суждений, сочетающейся с уважением к мнению других людей  Несформированность ценностно-смыслового, духовно-нравственного стержня личности  Потеря морально-нравственных устоев Утрата традиций

Противоречия, проблемы:

Потребность в человеке с высоким уровнем коммуникативной компетенции, самостоятельностью, независимостью суждений, сочетающейся с уважением к мнению других людей

Несформированность ценностно-смыслового, духовно-нравственного стержня личности

Потеря морально-нравственных устоев

Утрата традиций

 Цель работы -  реализация культуроведческой компетенции на уроках русского языка и литерат уры     Задачи     Опыт разработан на основе  Содействовать целостному мироощущению школьников, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в слове и произведениях искусства; Создавать среду общения на уроках и во внеклассной работе для освоения народного искусства; Способствовать формированию культурной памяти, связывающей настоящее с культурным прошлым народа, языком и литературой; Формировать этноязыковую компетентность школьника.

Цель работы - реализация культуроведческой компетенции на уроках русского языка и литерат уры

Задачи

Опыт разработан на основе

  • Содействовать целостному мироощущению школьников, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в слове и произведениях искусства;
  • Создавать среду общения на уроках и во внеклассной работе для освоения народного искусства;
  • Способствовать формированию культурной памяти, связывающей настоящее с культурным прошлым народа, языком и литературой;
  • Формировать этноязыковую компетентность школьника.
 Гуманистическая педагогика - направление в педагогике, ориентирующееся на личность ученика, на учёт его индивидуальных интересов и способностей.     Гуманистическое мировоззрение Гуманистическое сознание  Эмоции, чувства Сознание Мир интересов Память Ценностные ориентиры Человек-огромный мир

Гуманистическая педагогика - направление в педагогике, ориентирующееся на личность ученика, на учёт его индивидуальных интересов и способностей.

Гуманистическое мировоззрение

Гуманистическое сознание

Эмоции, чувства

Сознание

Мир интересов

Память

Ценностные ориентиры

  • Человек-огромный мир

Связь компетенций Предметные компетенции Коммуникативная   компетенция  - это овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи  Языковая и лингвистическая компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры

Связь компетенций

Предметные компетенции

Коммуникативная   компетенция  - это овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи

Языковая и лингвистическая компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры

 Культурологическая компетенция- это такое качество личности, которое позволяет:   быть широко образованным, иметь познания в разнообразных областях науки и искусства ощущать себя объектом культурно-исторического процесса ЛОГО быть частью современного мира, оперируя реалиями, обычаями, образами и своего народа, и других народов Земли

Культурологическая компетенция- это такое качество личности, которое позволяет:

быть широко образованным, иметь познания в разнообразных областях науки и искусства

ощущать себя объектом культурно-исторического процесса

ЛОГО

быть частью современного мира, оперируя реалиями, обычаями, образами и своего народа, и других народов Земли

Культуроведческий подход Проектная деятельность  осознание языка как формы выражения национальной культуры Внеурочная деятельность взаимосвязь языка и истории народа Применение ИКТ технологий  овладение национально – маркированными единицами языка Технология освоения концептов русской культуры использование различных видов искусств на уроках.

Культуроведческий подход

Проектная деятельность

  • осознание языка как формы выражения национальной культуры

Внеурочная деятельность

  • взаимосвязь языка и истории народа

Применение ИКТ технологий

  • овладение национально – маркированными единицами языка

Технология

освоения концептов русской культуры

  • использование различных видов искусств на уроках.

Место культуроведческой компетенции  в требованиях ФГОС к «портрету выпускника школы» Какой он – современный выпускник?  уважение к ценностям семьи Любовь к родному краю уважение к истории чувство гордости за свою страну уважение к другим народам России уважение к личности Личностная культура, семейная и социальная культура

Место культуроведческой компетенции в требованиях ФГОС к «портрету выпускника школы»

Какой он – современный выпускник?

уважение к ценностям семьи

Любовь к родному краю

уважение к истории

чувство гордости за свою страну

уважение к другим народам России

уважение к личности

Личностная культура, семейная и социальная культура

Технология развития критического мышления через чтение и письмо Личностно-ориентированное обучение Диалог с текстом Концентрированный текст Текстовые упражнения – условие создания ситуации общения Формируется языковая личность Духовно-нравственное развитие учащихся ТАСК-анализ  (тезис-анализ-синтез-ключ) Что вы знаете об авторе этого текста? Кому посвящен этот текст? Как бы вы сформулировали эту тему текста? 1 тема этнокультурная – русская изба, 2 тема - лингвистическая «Второстепенные члены предложения».

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Личностно-ориентированное обучение

Диалог с текстом

Концентрированный текст

  • Текстовые упражнения – условие создания ситуации общения
  • Формируется языковая личность
  • Духовно-нравственное развитие учащихся

ТАСК-анализ

(тезис-анализ-синтез-ключ)

  • Что вы знаете об авторе этого текста?
  • Кому посвящен этот текст?
  • Как бы вы сформулировали эту тему текста?
  • 1 тема этнокультурная – русская изба,
  • 2 тема - лингвистическая «Второстепенные члены предложения».
КАК изучать культуроведческий материал на уроках  на уроках русского языка? Работа по речевому этикету Работа по лексике и фразеологии (работа со словарями) Работа с эпиграфами Использование материалов по этимологии (работа с этимологическим словарем) Работа со словарями Новые учебники

КАК изучать культуроведческий материал на уроках на уроках русского языка?

Работа по речевому этикету

Работа по лексике и фразеологии (работа со словарями)

Работа с эпиграфами

Использование материалов по этимологии (работа с этимологическим словарем)

Работа со словарями

Новые учебники

Цель  литературного образования Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры

Цель литературного образования

  • Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры

Формы работы  по формированию культуроведческой компетенции учащихся на уроках литературы  Работа с культуроведческими и искусствоведческими тестами. Сравнение иллюстраций, спектаклей, фильмов с художественным произведением. Осмысление художественного произведения через музыкальную интерпретацию. Сопоставление произведений разных видов искусств. Проведение специальных уроков «Погружение в эпоху». Виртуальные экскурсии. Интегрированные задания и проекты. Методические приемы Знаю-не знаю  Опрос-кроссворд Согласен-не согласен Деловые игры Эссе Синквейн

Формы работы по формированию культуроведческой компетенции учащихся на уроках литературы

  • Работа с культуроведческими и искусствоведческими тестами.
  • Сравнение иллюстраций, спектаклей, фильмов с художественным произведением.
  • Осмысление художественного произведения через музыкальную интерпретацию.
  • Сопоставление произведений разных видов искусств.
  • Проведение специальных уроков «Погружение в эпоху».
  • Виртуальные экскурсии.
  • Интегрированные задания и проекты.

Методические приемы

Знаю-не знаю

Опрос-кроссворд

Согласен-не согласен

Деловые игры

Эссе

Синквейн

 Модель  интегрированного урока литературы :   Уроки интеграции литературы и мировой художественной культуры (живописи) технология проблемного обучения Зачем? позволяет активизировать мышление обучающихся в ходе работы над проблемным заданием по картине  Задачи на уроке: сопоставление картин и литературных первоисточников (соответствие замысла художника и автора в раскрытии замысла, тематики, образов и др.); углубление знаний учащихся в области теории и истории мировой художественной литературы; развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся; повышение уровня культуры чтения, развитие образного мышления учащихся. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» иллюстрации В.М.Васнецова к «Песни о вещем Олеге».

Модель интегрированного урока литературы :

Уроки интеграции

литературы и мировой художественной культуры (живописи)

технология проблемного обучения

Зачем?

позволяет активизировать мышление обучающихся

в ходе работы над проблемным заданием по картине

Задачи на уроке:

  • сопоставление картин и литературных первоисточников (соответствие замысла художника и автора в раскрытии замысла, тематики, образов и др.);
  • углубление знаний учащихся в области теории и истории мировой художественной литературы;
  • развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся;
  • повышение уровня культуры чтения, развитие образного мышления учащихся.
  • А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
  • иллюстрации В.М.Васнецова к «Песни о вещем Олеге».
Внеурочная деятельность  по формированию культуроведческой компетенции

Внеурочная деятельность по формированию культуроведческой компетенции

Результаты обученности: предметные Повышение познавательной активности :  Участие в НПК

Результаты обученности: предметные

Повышение познавательной активности :

Участие в НПК

Результаты обученности:  личностные метапредметные Гуманистические ценности  Справедливость - 1 Счастье - 2 Свобода - 3 Добро - 4 Честь, достоинство и совесть - 5 Дружба -6 Миролюбие - Патриотизм -7 Милосердие -9 Вера и идеалы - 11 Истина -10 Коллективизм -12 Чему жизненно важному учит Вас школа?  Самостоятельности и уверенности в себе - 1 Умению общаться-2 Уважению к людям, человеколюбию - 3 Дружбе - 4 Самопознанию - 5 Доброте - 6 Творческому отношению к жизни - 7 Организаторским умениям - 8 Жизнелюбию - 9 Преданности – 10 Ничему не учит - 9 Затрудняюсь ответить – 11 Готовность к сотрудничеству и коллективной деятельности Умение работать с информацией Умение представить результат своей работы в форме сообщений, эссе, рефератов, презентаций Опыт проектно-исследовательской деятельности

Результаты обученности:

личностные

метапредметные

Гуманистические ценности

Справедливость - 1

Счастье - 2

Свобода - 3

Добро - 4

Честь, достоинство и совесть - 5

Дружба -6

Миролюбие -

Патриотизм -7

Милосердие -9

Вера и идеалы - 11

Истина -10

Коллективизм -12

Чему жизненно важному учит Вас школа?

Самостоятельности и уверенности в себе - 1

Умению общаться-2

Уважению к людям, человеколюбию - 3

Дружбе - 4

Самопознанию - 5

Доброте - 6

Творческому отношению к жизни - 7

Организаторским умениям - 8

Жизнелюбию - 9

Преданности – 10

Ничему не учит - 9

Затрудняюсь ответить – 11

Готовность к сотрудничеству и коллективной деятельности

Умение работать с информацией

Умение представить результат своей работы в форме сообщений, эссе, рефератов, презентаций

Опыт проектно-исследовательской деятельности

Транслируемость опыта Участие в городской НПК преподавателей «Формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка при изучении лексики с национально-культурным компонентом значения». Мастер-класс на тему «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности» (в рамках педсовета). Выступление на педсовете по теме «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы», «Как развить интерес к чтению». Размещение описания опыта на личном сайте

Транслируемость опыта

Участие в городской НПК преподавателей «Формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка при изучении лексики с национально-культурным компонентом значения».

Мастер-класс на тему «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности» (в рамках педсовета).

Выступление на педсовете по теме «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы», «Как развить интерес к чтению».

Размещение описания опыта на личном сайте

Прогностический аспект педагогического опыта Ожидаемые результаты педагогической деятельности  Культуроведческая компетенция коммуникативная компетенция информационная компетентность осознание процесса познания интерес к предмету гибкость мышления эмоционально развитый креативный самостоятельный толерантный отзывчивый ответственный постижение и обогащение учащимися нравственных и духовных ценностей

Прогностический аспект педагогического опыта

Ожидаемые результаты педагогической деятельности

Культуроведческая компетенция

коммуникативная компетенция

информационная компетентность

осознание процесса познания

интерес к предмету

гибкость мышления

эмоционально развитый

креативный

самостоятельный

толерантный

отзывчивый

ответственный

постижение и обогащение учащимися нравственных и духовных ценностей

Использованная литература 1. Дейкина А.Д., Ходякова Л.А. Культуроведческий подход в преподавании русского языка: Журнал «Русский язык в школе» № 3, 2003. 2. Пашкова Е.И. Лексика с национально-культурным компонентом значения на уроках русского языка: Журнал «Русская словесность» № 5, 2008. 3. Комарова Ю.В Приемы формирования культуроведческой компетенции школьников на основе текстов художественной литературы. http:// old.iro.yar.ru/pnpo/uch08/36.doc 4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России». М.: Просвещение. 2010. 5. Ерёмина Ж. «Актуальность преподавания культурологии”- «Учитель» №2 2007г. 6. Аншевица С.Н. Взаимосвязь литературы, живописи и музыки на уроках литературы// Русский язык в школе.- 1989, №6, с.30-33. 7. Хаустова Д.А. От живописи – к словесности. Русская словесность. – 2010, №1, с.2-4

Использованная литература

1. Дейкина А.Д., Ходякова Л.А. Культуроведческий подход в преподавании русского языка: Журнал «Русский язык в школе» № 3, 2003.

2. Пашкова Е.И. Лексика с национально-культурным компонентом значения на уроках русского языка: Журнал «Русская словесность» № 5, 2008.

3. Комарова Ю.В Приемы формирования культуроведческой компетенции школьников на основе текстов художественной литературы. http:// old.iro.yar.ru/pnpo/uch08/36.doc

4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России». М.: Просвещение. 2010.

5. Ерёмина Ж. «Актуальность преподавания культурологии”- «Учитель» №2 2007г.

6. Аншевица С.Н. Взаимосвязь литературы, живописи и музыки на уроках литературы// Русский язык в школе.- 1989, №6, с.30-33.

7. Хаустова Д.А. От живописи – к словесности. Русская словесность. – 2010, №1, с.2-4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!