Современное общество ставит перед школой задачу – создание условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом, необходимо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему миру и родному краю и готовность сотрудничать с людьми.
Курс «Мой край» несет в себе большой развивающий потенциал, призван способствовать развитию знаний о родном крае, о духовной культуре своего народа, развивает интересы к изучению родного края и сохранению родного языка и культуры. Этот курс открывает близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы Якутии.
Особое значение в начальной школе приобретает развитие и воспитание личности, знающего родной край, культуру своего народа и уважающего культуру других народов, формирование потребности сохранять и развивать язык и культуру народов Якутии.
«Мой край» как учебный предмет несёт в себе большой развивающий компонент, призван способствовать развитию знаний о духовной и материальной культуре народов РС(Я), как неотъемлемой части мировой культуры: развивает интерес к изучению сохранению языка. Также этот предмет призван дать учащимся широкий круг представлений, знаний и умений в области духовной и материальной культуры народов РС(Я). Он преподается во взаимосвязи с предметами гуманитарного и эстетического циклов, уроками физической культуры, художественного труда. Основными содержательными линиями являются: образовательные компоненты начальных классов, включающие сведения о родной культуре и окружающем мире. Эти компоненты объединяют первоначальные знания о жизни и быте каждого народа, его занятиях, народных традициях, также о природе, животных, окружающем мире ребенка.
– формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни;
– формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
– обогащение представлений ребенка об окружающем мире.
№ урока | Дата | Тема урока | Тип урока | Элементы обязательного стандарта образования | Формируемые УУД (личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные) | Примечание |
план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Раздел «Родная моя Якутия» - (16 ч.) |
1 четверть 1 | | | Разнообразие природных богатств Якутии. | Вводный урок | - знать природу родного края, название северных рек, название городов Якутии - уметь находить местоположение на карте России | * Определять местонахождение различных городов, рек Якутии на карте России, показывать их , давать словесное описание их географического положения. * Кратко характеризовать особенности их местоположения. * Узнавать достопримечатель ности Якутска, Олекминска, Верхоянска, Вилюйска,Мирного, Ленска и северных рек на рисунках, фотографиях и кратко характеризовать их. * Находить краеведческий материал о возникновении родного города, о реках | |
2 | | | Природа родного края. | Изучение нового | |
3 | | | Моя родина – город Якутск. | Изучение нового | |
4 | | | Города Якутии. Олекминск, Верхоянск, Вилюйск. | Изучение нового | |
5 | | | Города Якутии. Мирный, Ленск, Покровск | Обобщение и систематизация знаний | |
6 | | | Река Лена | Изучение нового | -знать народные песни о Якутии, песни о реке Лене и о других реках | |
7 | | | Северные реки. Колыма, Индикирка, Яна | Изучение нового | |
8 | | | Северные реки. Анабар, Оленек | Обобщение и систематизация знаний | |
2 четверть 9 | | | Народные песни о Якутии | Изучение нового | |
10 | | | Песни о реках Лене, Колыме, Индикирке | Закрепление знаний | |
11 | | | Равнины, луга-поля, аласы. | Закрепление знаний | | * Характеризовать формы поверхности суши (равнины,луга-поля, аласы, долины, хочо) * Объяснять, как Солнце, вода, ветер и деятельность человека изменяют поверхность суши * Проводить наблюдение за объектами природы, собирать природный материал, делать зарисовки, фото-и видеосъемку * Моделировать формы поверхности суши из песка, глины или пластилина | |
12 | | | Долины, хочо, кырдал | Закрепление знаний | |
13 | | | Природа – источник изобразительного искусства. | Изучение нового | -знать народные песни о Якутии, песни о реке Лене и о других реках | |
14 | | | Природа – источник музыки. | Закрепление знаний | |
15 | | | Хороводные танцы народов РС(Я). | Практическая работа | |
3 четверть 16 | | | Хомус- якутский национальный инструмент | Изучениенового | |
Раздел «Богатство природы». (4 ч.) |
17 | | | Птицы, животные, рыбы. | Изучение нового. | - знать название некоторых птиц, животных, рыб обитающих Якутии, знать названия орудий охоты - знать народные песни,загадки, сказки о животных. | * Выявить у детей имеющиеся знания о животных * Познакомить с основными признаками групп животных (рыбы, птицы, звери) * Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их. * Составлять Красную книгу, дополнять ее | |
18 | | | Животные, занесенные в Красную книгу. | Изучение нового | |
19 | | | Охота. Орудия охоты. Обряды, посвященные охоте.. | Изучение нового | |
20 | | | Народные песни о животных. | Изучение нового | |
Раздел «Растительный мир Якутии-наше бесценное сокровище» (5 ч.) |
21 | | | Деревья, кустарники, травы. | Изучение нового | -знать деревья, кустарники, травы,растущих в Якутии. -уметь различать ядовитых и съедобных растений | * Называть царства живой природы. * Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на живую природу * Извлекать информацию из рисунка-схемы * Фиксировать результаты наблюдений за растениями, делать выводы | |
22 | | | Съедобные растения | Практическая работа | |
23 | | | Лекарственные растения | Изучение нового | |
24 | | | Растения, занесенные в Красную книгу | Закрепление знаний | |
25 | | | Загадки, народные песни о растениях. Стихи о цветах, деревьях | Практическая работа | | |
Раздел «Отношение разных народов к природе» (3 ч.) |
26 | | | Духи Земли (хозяева) | Изучение нового | - дать понятие о тотемных (священных) животных и птицах | * Привлекать свой жизненный опыт * Пользоваться разными источниками информации * Участвовать в диалоге * Планировать собственные действия в соответствии с поставленной цели | |
4 четверть 27 | | | Охрана и защита окружающей среды, ее улучшение. | Закрепление знаний | |
28 | | | Нравственные понятия о грехе и расплате. Благопожелания. | Обобщение и систематизация знаний | |
Раздел «Времена года» ( 3 ч.) |
29 | | | Смена времен года в Якутии. | Изучение нового | - знать о временах года - уметь предсказывать погоду - уметь почитать природу - уметь рассказывать о собственных наблюдениях за природой | * Использовать ранее полученные знания при характеристике погоды, объяснять, как погода зависит от ветра, предсказывать погоду, используя местные признаки * Проводить наблюдения за погодой, исследовать зависимость погоды от ветра | |
30 | | | Прогноз погоды. | Закрепление знаний | |
31 | | | Народные песни, относящиеся к временам года. | Обобщение и систематизация знаний | |
Раздел «Родной мой край» (3ч) |
32 | | | Матушка природа- наша кормилица. | Изучение нового | - уметь анализировать поэтическое слово, его смысл в контексте произведения, по авторскому переживанию, способу его выражения; привлекать собственный жизненный опыт при восприятии художественного текста, выраз. чтение | * Участвовать в проектной деятельности по теме «Изучай природу своего края» | |
33 | | | Л.А. Попов «Сахам сирин таптыыбын». | Изучение нового | |
34 | | | Р.Д. Ермолаев-Ба5атаайыскай «Якутскай». | Обобщение и систематизация знаний | |