Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старобачатская средняя общеобразовательная школа»
Беловского муниципального района
Рассмотрена Принята Утверждаю
на заседании МС на заседании педсовета директор школы________
протокол № протокол № (Евдокимова Г.В)
от «___»____2016 от «___»_______2016 «___»__________2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ПО ВЫБОРУ «МИР ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ»
ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 9 КЛАССА
Составитель
Чуфистова С.В.,
учитель географии
Пояснительная записка
Программа «Мир географических карт» предназначена для учащихся 9 класса.
Содержание курса направлено на сохранение и углубление материала школьного курса географии, развитию географической культуры выпускников основной школы, осознание девятиклассниками функционального значения географии для человека. Курс «Мир географических карт» представляется особенно актуальным, так как карта уже много веков служит людям для познания и преобразование окружающего мира. Ни одна работа, связанная с изучением территорий, не обходится без карты. Без неё не отправится в путь ни один путешественник, ни одна экспедиция. Не имея карты, невозможно строить города и посёлки, заводы и гидроэлектростанции, автострады и железные дороги, прокладывать каналы и линии электропередач, нефте- и газопроводы. Инженер и исследователь, лётчик и строитель, геолог и агроном, офицер и синоптик, учёный и государственный деятель – все обращаются к карте и находят в ней ответы на отдельные свои вопросы. По картам можно изучать отдельные кварталы городов и Землю в целом, перелёты птиц и транспортные потоки, дно океана и атмосферу, строение толщ земной коры и ледниковые покровы, размещение населения, промышленного и сельского хозяйства в настоящем и будущем.
Содержание элективного курса позволяет познакомиться с основными вопросами создания карт, с некоторыми историческими вехами картографирования, основами использования карт и приёмами работы с ними.
Цель курса:
углубление материала школьного курса географии, развитие географической культуры выпускников основной школы, осознание девятиклассниками функционального значения географии для человека, ценности географических знаний для себя лично. Данный курс предназначен для самоопределения школьниками относительно уровня дальнейшего географического образования.
Задачи курса:
1. Познакомить с основными средствами получения и приёмами
обработки географической информации, основными методами
географических исследований: описательным, картографическим,
статистическим;
Углубить и расширить знания учеников по истории картографии, с содержанием общегеографических, тематических и топографических карт; научить решать задачи по карте ;развивать познавательный интерес к изучению географии;
сохранить и углубить мировоззренческий потенциал школьных курсов географии, спровоцировать желание у школьников детально изучить материал тем курса в старшей школе.
Программа курса «Мир географических карт» рассчитана на 17 часов учебного времени. Она включает введение, обобщение, три содержательных раздела «История географических карт», «Путешествие по картам», «Рождение карты». Автор разработки программы: Смирнова Лариса Владимировна. (Электронный адрес: school_37 @ buy. kosmet. Ru)
Структура курса
сроки | наименование разделов программы | количество часов | количество практических работ | форма контроля |
| введение | 2 | 1 | соц.опрос |
| история географических карт | 2 | | сообщения |
| путешествие по картам | 10 | 4 | тест |
| рождение карты | 2 | 2 | создание моделей |
| обобщение | 1 | | |
Тематическое планирование
№ п/п | тема раздела | кол-во часов | тема урока |
1 | . введение | 2 | Что мы знаем о географии? Виды географических карт. Практическая работа «Социологический опрос «Зачем нужно изучать географию?» |
2 | история географических карт | 2 | 1.У истоков картографического изображения. 2.Эпоха Великих географических открытий. |
3 | путешествие по картам | 10 | 1.Географические проекции. 2.Географические проекции 3. Практическая работа «Построение картографической сетки в конической проекции» 4.Картографические символы и обозначения 5.Картографические символы и обозначения 6. Практическая работа «Определение способов картографического изображения на различных тематических и общегеографических картах» 7.Измерение расстояний и площадей на карте. 8.Практическая работа «Измерение расстояний и площадей на карте». 9.Третье измерение. 10. Практическая работа «Определение крутизны склонов, построение простейших профилей по карте». |
4 | рождение карты | 2 | 1.Съёмка местности. Практическая работа «Построение плана местности». 2.Съёмка местности. Практическая работа «Построение плана местности». |
| обобщение по курсу | 1 | |
Требования к уровню подготовки учащихся
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности:
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, отстаивание своей гражданской позиции, формулирование своих мировоззренческих взглядов;
- выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований, оценивание и корректировка своей деятельности в окружающей среде;
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности;
- конструктивное восприятие определённых явлений современной жизни, объёмное определение своих возможностей и своего вклада в общий результат;
- владение навыками организации и проведения индивидуальной и коллективной деятельности.
Информационно-методическое обеспечение
Андреев Н.В. Топография и картография. – М.: Просвещение, 1985.
Берлянт А. М. Карта – второй язык географии. М.: Просвещение, 1985.
Куприн А.М. Слово о карте. – М.: Недра, 1987.
Куприн А.М. Занимательная картография. М.: Просвещение, 1989.
Куприн А.М. На местности и по карте. – М.: Недра, 1989.
Эдельштейн А.В. Как создаётся карта. – М.: Недра, 1978.
5