ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс по выбору «Политическое развитие современного общества» разработан в целях обеспечения принципа вариативности и учета индивидуальных потребностей обучающихся и ориентирован на углубление знаний в сфере политики, формирование активной гражданской позиции обучающихся, перспективу профессионального обучения и развитие демократического мировоззрения школьников, а также на расширение, углубление, дополнение изучения предметной области
«Обществознание».
Учебный (элективный) курс является вариативным для выбора изучения обучающимися на базовом уровне среднего общего образования.
Программа учебного курса для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования (далее – Программа) разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 (с изменениями и дополнениями);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 года
№ 1015 (с изменениями и дополнениями);
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее – СанПиН), утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями).
Программа учебного (элективного) курса обеспечивает:
удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
общеобразовательную, общекультурную составляющую при получении среднего общего образования;
развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
развитие навыков самообразования и самопроектирования;
углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;
совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
Программа конкретизирует содержание темы «Политика» учебного предмета «Обществознание» и дает примерное распределение учебных часов по содержательным компонентам темы.
Данная программа гарантирует обеспечение единства образовательного пространства за счет преемственности, интеграции, предоставления равных возможностей и качества образования, может использоваться образовательной организацией при разработке образовательной программы конкретной организации.
Содержание Программы строится с учетом национальных и региональных особенностей, условий образовательных организаций, а также с учетом вовлечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основные задачи:
Способствовать самоопределению ученика или выбору профессиональной деятельности через интерес к данной области знания;
Создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле и знакомить учащихся с ведущими понятиями и видами деятельности;
Активизировать познавательную деятельность школьника, повышать информационную и коммуникативную компетентность;
Формировать познавательные интересы на основе активной жизненной позиции, что способствует воспитанию истинного гражданина страны;
Систематизация начальных знаний по политологии, связь данного учебного (элективного) курса с предметной областью «Обществознание».
На основе полученных знаний обучающиеся научатся:
Анализировать отечественную и международную политическую обставновку; использовать полученные знания о политических процессах и явлениях в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений (в т.ч., и политических);
Оценивать разнообразные явления и процессы социально- политического развития; характеризовать основные методы политики;
Формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации и ее влиянии на международные отношения;
Представлять политическое наследие России, определять роль политических ценностей в современном обществе;
Понимать основные направления государственной политики современной России внутри страны и за ее пределами;
Высказывать аргументированные суждения о соотношении целей и средств в политике;
Уметь раскрывать роль и функции политической системы общества; различать типы политических режимов;
Иметь знания о политической системе Российской Федерации, политических партиях, государственном устройстве.
-общая характеристика учебного предмета;
-цель обучения учебного предмета;
-ценностные ориентиры содержания учебного предмета;
-место учебного предмета в учебном плане;
-виды и формы контроля, количество контрольных мероприятий;
-личностные, метапредметные и предметные результаты;
-содержание учебного предмета с указанием предметных результатов «Выпускник научится», «Выпускник получит возможность научиться»;
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО (ЭЛЕКТИВНОГО) КУРСА
Содержание учебного (элективного) курса «Политический вектор развития современного общества» представлено модульной системой обучения, которая создается для наиболее благоприятных условий развития личности, путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям обучающихся и уровню их базовой подготовки. Несмотря на относительную самостоятельность, модули, включѐнные в данную программу, представляют собой тесно взаимосвязанные единицы, которые желательно реализовывать в обозначенном хронологическом порядке и адаптировать под существующие условия организации учебного процесса.
Программный материал призван дать школьникам минимум знаний о нормах политического поведения, специфических политических ценностях и способствует воспитанию политически грамотных людей, способных делать правильный политический выбор.
Содержание Программы разработано в соответствии с требованиями современной дидактики и возрастной психологии, включает национально- региональный компонент и направлено на решение задач по формированию у обучающихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных политических ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми по поводу политики и политическими институтами, а также по формированию базовых социальных компетенций функциональной общегражданской грамотности.
Программа учебного (элективного) курса «Политический вектор развития современного общества» состоит из следующих разделов: Теория и история политики; Власть и принципы ее реализация; Политическая система общества; Политическое развитие и политический процесс; Государство и общество, Партийная система; Избирательные системы и технологии; Личность в мире политики; Мировая политика и международные отношения.
Последовательность изучения разделов определяет логика выбранного учителем УМК из федерального перечня учебников.
Принципы и особенности содержания Программы:
Принцип систематичности и последовательности требует соблюдения преемственности в изучении отдельных структурных вопросов курса, обеспечения логических связей между усвоением способов действий и знаний, между формами и методами обучения и формами и методами контроля (самоконтроля), что позволит увеличить объем усвоения учебного материала.
Принцип непрерывности заключается в реализации процесса личностного и образовательного роста потенциала обучающегося на уровне среднего общего образования на основе углубления преподавания предметной области «Общественно-научные предметы», углубления знаний о политической сфере жизни общества, полученных на уровне основного общего образования.
Принцип доступности и индивидуализации подразумевает выбор главного и существенного в эмпирическом компоненте содержания курса, использования в ходе обучения достаточного количества политических идей, теорий и закономерностей развития общества, что в полной степени реализует дифференцированный подход к личности каждого обучающегося и обеспечивает нормированный объем домашнего задания.
Принцип вариативности в организации образовательной деятельности является одним из фундаментальных характеристик нового качественного обеспечения образования обучающихся и предполагает многообразие и гибкость используемых в Программе форм, средств и методов обучения, реализуемых в зависимости от особенностей региона, типа образовательного учреждения, состояния его материально-технической базы, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей личности обучающегося.
Принцип минимакса в организации образовательной деятельности заключается в том, что содержание Программы предлагает изучение курса
«Политический вектор развития современного общества» каждым обучающимся на максимальном уровне, и обеспечивает его усвоение на уровне, не ниже социально безопасного минимума, отмеченного в ФГОС СОО, а каждый обучающийся выбирает конечный уровень по своему возможному максимуму в промежутке между минимальным и максимальным уровнями.
Системно-деятельностный подход своей основной целью имеет формирование у обучающихся целостного представления о политике и политическом как системе тесно взаимосвязанных элементов (подсистем и институтов), что направлено на рассмотрение взаимосвязи теоретических положений курса с социально-политической практикой и достижением предметных, метапредметных и личностных результатов.
Основная цель изучения учебного (элективного) курса «Политический вектор развития современного общества» - выявление способностей, склонностей и интересов обучающихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков помогающих ориентироваться в сложностях современной политики и политического процесса, событиях мировой политики и международных отношений.
МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На уровне среднего общего образования учебный (элективный) курс
«Политическое развитие современного общества» является вариативным для углубленного изучения в классах профильного обучения, представляя собой одну из составляющих предметной области «Общественно- научные предметы».
Программа учебного (элективного) курса рассчитана на 2 года на 140 часов на 70 учебных часов в 10 классе и 70 учебных часов в 11 классе.
ЦЕННОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Программы определяются направленностью на национальный воспитательный идеал, востребованный современным российским обществом и государством.
Программа предусматривает формирование таких качеств личности как: политические знания (например, чтобы стать патриотом своей Родины, нужно хотя бы знать ее историю); вера в эти знания (можно и знать, что один тип политического режима имеет важные преимущества перед другим, и тем но менее сомневаться в этом); политические чувства (то, что человек знает и во что верит, не может оставлять бесстрастным); политические умения (мало знать, верить и не быть бесстрастным – надо еще уметь действовать в соответствии с имеющимися знаниями и убеждениями); политическая воля (чтобы преодолеть трудности, нужно обладать способностью мобилизовать все свои силы, направить их на выполнение поставленной задачи).
ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО (ЭЛЕКТИВНОГО) КУРСА
Планируемые результаты освоения программы учебного (элективного) курса уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиций оценки достижения этих результатов.
Результаты изучения учебного (элективного) курса по выбору обучающихся должны отражать:
развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного курса: развитие общей и политической культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;
развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;
обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;
обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
Планируемые личностные результаты
Личностные результаты включают:
отражение российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
отражение гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные политические ценности;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития политической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
развитие политического сознания и упорядочение политического поведения на основе усвоения политических ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику социально- политических отношений.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты отражают:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из источников разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение определять назначение и функции различных политических институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Регулятивные универсальные учебные действия
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждения, видеть различные стратегии решения задач;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
умение демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и внеучебных ситуациях;
способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др., контролировать и корректировать деятельность, давать ее оценку;
умение генерировать идеи и определять средства для их реализации;
умение вносить необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Познавательные универсальные учебные действия
моделирование социально-политических процессов;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы);
способность к решению творческих задач, участие в проектной и учебно-исследовательской деятельности;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами, теоретическими моделями и реальными объектами для их объяснения;
овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей, процессов или явлений;
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
чтение текстов с извлечением необходимой информации, умение анализировать информацию, сопоставлять факты, делать заключения и выводы;
уметь анализировать явления и события социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного поведения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в группах над задачами исследовательского характера;
умение контролировать, корректировать и оценивать свои действия и действия партнеров;
развитие и активное проявление коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно- познавательной), включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.
Планируемые предметные результаты
В результате обучения по Программе учебного (элективного) курса
обучающийся научится:
описывать и оценивать важнейшие политические феномены современного общества;
аргументировать свою позицию по основным теоретическим проблемам политологии;
самостоятельно работать с различными источниками информации политической тематики, свободно излагать их содержание;
выделять субъекты политической деятельности и объекты политического воздействия;
различать политическую власть и другие виды власти;
устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
раскрывать роль и функции политической системы;
характеризовать государство как центральный институт политической системы;
различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
характеризовать демократическую избирательную систему;
различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
конкретизировать примерами роль политической идеологии;
раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
формулировать суждение о значении многопартийности
и идеологического плюрализма в современном обществе;
оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
Обучающийся получит возможность научиться:
грамотно, с пониманием объяснять происходящие политические события;
использовать свои знания с целью разрешения политических проблем;
анализировать информацию о процессах формировании правового государства и гражданского общества в РФ;
выделять основные этапы избирательной кампании;
в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;
самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;
характеризовать особенности политического процесса в России
8