СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс "Психология общения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Психология общения" создана для формирования у детей позитивных жизненных установок, развития личностных качеств, гармонизации межличностных отношений

Просмотр содержимого документа
«Курс "Психология общения"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа «Психология общения» разработана на основе нормативных документов:

  • Закона РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012

  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»

  • ООП НОО СОШ №23

  • «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.» - М.: Просвещение, 2010., «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» / /В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др. - М.: Просвещение, 2010., Программы «Психологическая азбука» /Аржакаева Т.А., Вачков И.В.-М.-Ось 2003, Программы «Тропинка к своему Я» / Хухлаева О.В. – М. Генезис, 2005 г.

Программа рассчитана на четыре года обучения с детьми 7-11 лет (1-е – 4-е классы) и предполагает 34 часа (33 часа в 1-х классах). Каждый год в Программу вносятся дополнения с учетом возрастных особенностей обучающихся, повторяется материал, пройденный ранее, в игровой форме. Занятия построены таким образом, что, начав изучать данный курс во 2-м или 3-м классе, дети могут свободно включаться в работу, не теряя интереса. Настоящая Программа предназначена для детей первого года обучения. Занятия проводятся один раз в неделю.

Направленность программы на развитие ребенка как личности индивидуальной, способной к пониманию себя как субъекта деятельности, пониманию социальных отношений и пониманию и принятию других людей, на основе рассмотрения теоретических вопросов, выполнении практических заданий.

Актуальность программы состоит в том, что на основе самопознания формируется единение людей независимо от их взглядов жизненных позиций, ориентиров; изучая индивидуальные особенности личности, открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.

Цель программы – формировать навыки создания психологического комфорта у обучающихся через развитие познавательного интереса к себе как личности, к окружающим, развитие коммуникативных навыков и толерантности к окружающим.

Основные задачи:

1) сохранять и укреплять психологическое здоровье детей;

2) учить методам и приемам познания себя и приемам релаксации;

3) развить коммуникативную, интерактивную и социально - перцептивную стороны общения с целью предупреждения коммуникативных барьеров;

4) развивать способность адекватного реагирования в различных жизненных ситуациях;

5) формировать терпимость к различным мнениям.

Особенности организации учебного процесса заключаются в предпочтительных для этого возраста учащихся формах работы: сказкотерапия; арт-терапия; беседы, игровая терапия, тренинг.

Ожидаемые результаты освоения программы

В личностной сфере:

- формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к отношениям между людьми; соблюдение норм и правил, способствующих психологическому благополучию в социуме;

- развитие и закрепление адекватных способов ориентирования в окружающем мире: в мире отношений; во внутреннем мире, обогатит эмоциональный опыт, активизирует мышление, восприятие, воображение;

В познавательной сфере:

- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

- умение анализировать;

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- установление причинно-следственных связей.

В эмоционально – волевой сфере:

- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;

- волевая саморегуляция.

В коммуникативной сфере:

- формирование коммуникативных качеств: слушать и слышать другого человека, использовать приемы, направленные на эффективное общение, уважение к мнению другого человека, к его высказываниям.

В процессе освоения учебной программы предусмотрена система контроля, за знаниями и умениями, которая позволяет определить эффективность обучения по программе, внести изменения в учебный процесс. Контроль позволяет увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе. Формы контроля различные, но всегда мотивирующие, т.е. побуждающие ребенка к дальнейшей работе, саморазвитию, самосовершенствованию. Для улучшения мотивации к занятиям создана система поощрения обучающихся: выставки творческих работ, наклейки, благодарности, словесное одобрение.


Методическое обеспечение.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Для коррекционно-развивающей работы используются психотехнологии, близкие ребенку данного возраста : игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия, тренинговые упражнения.

  • Игротерапия – самая близкая деятельность в этом возрасте. Используются игры направленные на закрепление материала по теме.

  • Сказкотерапия- курс подобранных психологических сказок , направленных на снижение отрицательных качеств, а так же на формирование положительного с учетом опыта других персонажей.

  • Арт - терапия предполагает использование карандашей. Ребенок с помощью продуктивных методов может выразить свое отношение, осознать какие- либо элементы, выразить свое мнение.

  • Тренинговые упражнения направлены на отработку определенного направления, элемента. Каждое задание обязательно сопровождается обратной связью ребенка. На первых занятиях обязательно после знакомства с детьми прорабатываются правила, которые защищают каждого участника и направлены на комфортность пребывания в группе.










Тематическое планирование


Перечень тем занятий

Перечень УУД, которые осваивают обучающиеся

Содержание программы

Методическое обеспечение программы

Теория

Практика

Форма занятия

Приемы и методы; дидактическое и техническое оснащение

Форма подведения итогов

  1. Вводное занятие.

Знакомство. Установление контакта.

Личностные УУД

  • формирование внутренней позиции школьника

  • формирование адекватной самооценки

  • формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к отношениям между людьми

  • соблюдение норм и правил, способствующих психологическому благополучию в социуме

  • развитие и закрепление адекватных способов ориентирования в окружающем мире: в мире отношений; во внутреннем мире, обогащение эмоционального опыта, активизация мышления, восприятия, воображения;


Познавательные УУД

  • способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

  • развитие умения анализировать

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме

  • умение выражать свои мысли полно и точно.

  • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи



Регулятивные УУД

  • рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,

  • волевая саморегуляция

  • развитие умения управлять своим поведениеим

  • развитие умения контролировать ситуацию


Коммуникативные УУД



  • понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

  • ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

  • учет разных мнений и умение обосновать собственное

  • умение договариваться, находить общее решение,

  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов

взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания


Игры на знакомство и сближение в коллективе.

  • Тренинг

  • Беседа

  • Групповая работа, практическая работа в парах.



Мяч, картинки с изображением ситуаций, цветные карандаши, альбомы.

Рефлексия.

2.Изучение индивидуально-психологических особенностей.

Знакомство с понятиями: «Индивидуальные особенности», «характер», «поведение».

Упражнения на выявление индивидуальных особенностей. Обсуждение результатов.

  • Беседа

  • Обсуждение


Групповая и индивидуальная работа. Практическое задание.

Альбом, цветные карандаши, карточки с изображением разных людей, клубок ниток.

Рефлексия.

3.Чувственное восприятие себя.

Знакомство с понятиями: «восприятие», «чувства».

Чтение сказки из серии «Лабиринты души»

Обсуждение сказки.

Творческое задание в подгруппах.

  • Беседа

  • Игры

  • Упражнения

  • Рисование


Групповая и индивидуальная работа. Практические упражнения.

Клубок ниток. Цветные карандаши, альбом. Сухой душ. Текст сказки.

Рефлексия.

Выставка творческих работ.

4. Автопортрет. Составление рассказа о себе.

Знакомство с понятиями: «автопортрет», «биография», «рассказ». Изучение правил составления рассказа о себе.

Рисование «Визитной карточки».

Составление рассказа о себе.

Обсуждение.

  • Беседа

  • Арт-терапия


Цветные карандаши, альбом, тетрадь.

Рефлексия.

Выставка творческих работ.

5. Значение имен. Влияние имени на характер человека.

Знакомство с понятиями: «имя», «характер», «именология».

Игра

  • Работа в подгруппах

  • Беседа

Мяч, карточки с именами и их значениями.

Рефлексия.

6. Выделение внешних признаков сходства.

Беседа о внешних признаках сходства.

Знакомства с понятиями: «сходство», «близнецы», «двойники»

Игра, на развитие познавательного интереса к себе и окружающим.

  • Беседа

  • Коллективная игра

Листы бумаги, клубок.

Рефлексия.

7. Выделение сходств между людьми по характеру, поведению, интересам.

Знакомства с понятиями: «поведение», «интерес», «объединения».

Обсуждение.

Игры на определение общих интересов и сходств в характере.

  • Беседа

  • Коллективная игра

Карточки с терминами.

Стикеры.

Рефлексия.

8. Взаимодействие со взрослыми.

Изучение понятий: «вежливость», «уважение», «манеры»

Задание в подгруппах: составление правил взаимодействия со взрослыми.

  • Беседа

  • Инсценировка


Ватман, маркер.

Карточки с терминами.

Рефлексия.

Свод правил.

9. Взаимодействие со сверстниками.

Чтение сказки из серии «Терапевтические сказки»

Обсуждение прочитанного, высказывание мнений.

Задание в подгруппах: составление правил взаимодействия со сверстниками.

  • Беседа

  • Сказкотерапия

  • Коллективная игра на взаимодействие в коллективе


Ватман, маркер, альбом, цветные карандаши.

Рефлексия.

10. Внимание к партнеру.

Просмотр мультфильма о внимательном и заботливом отношении к окружающим.

Обсуждение, высказывание мнений. Игра на взаимодействие в коллективе.

  • Беседа

  • Коллективная игра на взаимодействие в коллективе


Компьютер, мультфильм.

Рефлексия.

11. Волшебные средства понимания: интонация.

Изучение понятий: «общение», «диалог», «беседа», «интонация».

Беседа о влиянии интонации на смысл передаваемой информации.

Разыгрывание разных вариантов одного диалога.

  • Беседа

  • Инсценировка


Карточки с понятиями, тексты диалогов.

Рефлексия.

12. Волшебные средства понимания: мимика.

Изучение понятий: «мимика», «эмоции».

Беседа о значении мимики при общении.

Упражнения для развития мимики.

  • Беседа

  • Упражнения


Карточки с понятиями, карточки с изображением эмоций.

Рефлексия.

13. Волшебное средство понимания: пантомимика.

Изучение понятий: «пантомимика», «актер-мим».

Просмотр ролика об актере.

Игра «Крокодил»

  • Беседа

  • Игра

Компьютер, видеоролик об актере жанра «Пантомим»

Рефлексия.

14. Человек в образе. Роли в театре, кино.

Изучение понятий: «роль», «театр», «кино», «актер», «артист».

Просмотр отрывков из спектакля, кино, циркового выступления.

Разыгрывание мини-сказки

  • Беседа

  • Инсценировка


Компьютер, отрывки видео спектакля, кино, циркового выступления, текст мини-сказки.

Рефлексия.

15. Значение семьи в жизни человека.


Беседа о значении семьи в жизни человека.

Составление рассказа о семье, рисование семьи.


  • Беседа

  • Арт-терапия

Альбом, цветные карандаши.

Рефлексия.

Выставка творческих работ.

16. Семейные традиции и ценности.

Знакомство с понятиями: «традиции», «семейные ценности».

Знакомство с историей одной семьи.

Зарисовывание одной из семейных традиций. Обсуждение, высказывание мнений.

  • Беседа

  • Арт-терапия

  • Выставка

Текст «История одной семьи»

Альбом, цветные карандаши.

Рефлексия.

Выставка творческих работ.

17. Понятие дружбы, качества личности присущие другу.



Изучение понятий: «дружба», «друг», «качества личности».

Просмотр мультфильма о взаимоотношениях друзей.

Обсуждение, высказывание мнений.

Разыгрывание ситуаций.

  • Беседа

  • Инсценировка

  • Дискуссия

Карточки с понятиями, карточки с изображением ситуаций, компьютер, мультфильм.

Рефлексия.

18. Взаимоотношения друзей.

Чтение сказки о взаимоотношениях друзей из серии «Терапевтические сказки»

Обсуждение, высказывание мнений.

Зарисовывание впечатлений от прочитанного.

  • Сказкотерапия

  • Арт-терапия

Текст сказки.

Альбомы, цветные карандаши.

Рефлексия.

Выставка творческих работ.

19. Хобби и увлечения. Сходство и различие.

Изучение понятий: «хобби», «увлечение». Беседа о сходствах и различиях изучаемых понятий и их роли в жизни человека.

Обсуждение, высказывание мнений.

Игра на определение интересов у детей.

  • Беседа

  • Игра

Карточки с понятиями, карточки с изображением увлечений.

Рефлексия.

20. Презентация увлечений.

Беседа об увлечениях.

Презентация своего хобби или увлечения детьми. Рассказ об увлечениях, демонстрация поделок, фотографий.

  • Самопрезентация

  • Беседа

  • Выставка

Творческие работы, фотографии.

Рефлексия.

Выставка творческих работ, фотографий.

21. Достижения и успехи.

Изучение понятий: «достижение», «успех».

Просмотр мультфильма о достижениях и успехах друзей.

Обсуждение, высказывание мнений.

Составление рассказа о своих успехах и достижениях.

  • Беседа

  • Самопрезентация (рассказ о себе)

Компьютер, мультфильм, карточки с понятиями.

Рефлексия.

22. Умение видеть хорошее в людях.

Чтение сказки из серии «Терапевтические сказки».

Обсуждение, высказывание мнений.

Игра-инсценировка на развитие умения находить положительные моменты.

  • Сказкотерапия

  • Игры

Текст сказки, карточки с изображением ситуаций.

Рефлексия.

23.Взаимоотношения в классе.


Просмотр короткометражного фильма о взаимоотношениях одноклассников.

Обсуждение, высказывание мнений.

Игры на сплочение в коллективе.

  • Беседа

  • Игры

Компьютер, фильм, веревка, газета, мяч.

Рефлексия.

24. Тренинг: «Мой дружный класс».

Знакомство с понятием «тренинг» и правилами тренинга.

Обсуждение, высказывание мнений.

Игры на сплочение в коллективе.

Практическое задание по составлению правил успешного взаимодействия в классе.

  • Тренинг

Ватман, маркер, мяч.

Рефлексия.

25. Мир чувств и эмоций.

Знакомство с понятиями: «чувства», «эмоции».

Беседа о значении чувств и эмоций в жизни человека.

Обсуждение, высказывание мнений.

Зарисовывание эмоциональных состояний.

  • Беседа

  • Арт – терапия

  • Выставка работ

Карточки с изображениями чувств и эмоций.

Альбомы, цветные карандаши.

Рефлексия.

Выставка творческих работ.

26. Положительные эмоции. Виды положительных эмоций. Их влияние на людей

Знакомство с понятиями: «положительные эмоции», «радость», «удивление», «интерес» и т.д.

Просмотр мультфильма.

Обсуждение, высказывание мнений.

Игра «Изобрази эмоцию»

  • Беседа

  • Игра

  • Дискуссия

Карточки с изображением эмоций, компьютер, мультфильм.

Рефлексия.

27. Отрицательные эмоции. Виды отрицательных эмоций. Их влияние на людей.

Знакомство с понятиями: «отрицательные эмоции», «грусть», «страх», «обида» и т.д.

Знакомство со способами борьбы с отрицательными эмоциями и чувствами.

Обсуждение, высказывание мнений.

Игра «Изобрази эмоцию».

Задание в парах на придумывание способа избавиться от определенного отрицательного чувства.

  • Беседа

  • Игра

  • Дискуссия

  • Работа в парах

Карточки с изображением эмоций, компьютер.

Рефлексия.

28. Эмоциональное общение.

Беседа об эмоциональном общении и его пользе.

Просмотр мультфильма.

Разыгрывание ситуаций.

  • Беседа

  • Инсценировка

Карточки с изображением ситуаций, компьютер, мультфильм.

Рефлексия.

29. Я – школьник.

Чтение сказки из серии «Терапевтические сказки».

Обсуждение, высказывание мнений.

Создание общими силами словесного портрета школьника.


  • Беседа

  • Сказкотерапия

Текст сказки, ватман, маркер.

Рефлексия.

30. Взросление.

Изучение понятия: «взросление», чтение сказки из серии «Терапевтические сказки»

Составление портрета «ДО» и «ПОСЛЕ»

  • Работа в подгруппах

  • Беседа

  • Сказкотерапия

Альбомные листы, цветные карандаши, текст сказки.

Рефлексия.

Выставка творческих работ.

31. Изменения в человеке на протяжении жизни.

Беседа об изменениях человека (внешних и внутренних) с возрастом. Понятия:

«перспектива», «планы на будущее»

Составление рассказа о своих изменениях.

Создание плана на ближайшее будущее.

  • Беседа

  • Практическое задание в группе.

Карточки с изображением людей в детстве и взрослой жизни.

Рефлексия.

32. Тренинг: «Формирование позиции школьника».

Знакомство с правилами тренинга.

Тренинговые упражнения, игры.

  • Тренинг

Блокноты, ручки, компьютер.

Рефлексия.

33. Итоговое занятие.

Итоговая беседа об изученном в течение учебного года.

Рисование впечатлений.

Заполнение анкеты.

  • Анкетирование

  • Арт-терапия

Анкеты, альбомы, цветные карандаши.

Рефлексия.

Выставка творческих работ.

















Используемая литература:



1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В «Психологическая азбука» /.-М.-Ось 2003

  1. Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др. «Примерная программа внеурочной деятельности. Начальное и основное образование»- М.: Просвещение, 2010.,

  2. Грецов А.В. Тренинг общения. – СПб.: Питер,2009

  3. Груздева Ю.В., Богачкина Н.А. «Классные часы с психологом. 1 – 4 классы». – М.: «Глобус», 2009

  4. Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники» - Ростов-на- Дону «Феникс», 2010

  5. «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.» - М.: Просвещение, 2010

  6. Костяк Т.В. «Психологическая адаптация первоклассников» - М.: «Академия», 2008

  7. Макеева Т.Г. «Тестируем детей» - психологический практикум - Ростов-на- Дону «Феникс», 2008

  8. Прутченков А.С. «Школа жизни».- М. «Новая цивилизация», Педагогическое общество России, 2000

  9. Хухлаева О.В. Программы «Тропинка к своему Я»– М. Генезис, 2005г.

  10. Хухлаева О. В.,. Хухлаев О. Е «Лабиринт души. Терапевтические сказки»























муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23












Рабочая программа

учебного курса внеурочной деятельности

«Психология общения»


для 1-х классов





Педагог – психолог Шилова И.С.






город Рыбинск


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!