3) развить коммуникативную, интерактивную и социально - перцептивную стороны общения с целью предупреждения коммуникативных барьеров;
4) развивать способность адекватного реагирования в различных жизненных ситуациях;
5) формировать терпимость к различным мнениям.
- формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к отношениям между людьми; соблюдение норм и правил, способствующих психологическому благополучию в социуме;
- развитие и закрепление адекватных способов ориентирования в окружающем мире: в мире отношений; во внутреннем мире, обогатит эмоциональный опыт, активизирует мышление, восприятие, воображение;
- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- установление причинно-следственных связей.
- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;
- волевая саморегуляция.
- формирование коммуникативных качеств: слушать и слышать другого человека, использовать приемы, направленные на эффективное общение, уважение к мнению другого человека, к его высказываниям.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Для коррекционно-развивающей работы используются психотехнологии, близкие ребенку данного возраста : игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия, тренинговые упражнения.
Перечень тем занятий | Перечень УУД, которые осваивают обучающиеся | Содержание программы | Методическое обеспечение программы |
Теория | Практика | Форма занятия | Приемы и методы; дидактическое и техническое оснащение | Форма подведения итогов |
Вводное занятие. Знакомство. Установление контакта. | Личностные УУД формирование внутренней позиции школьника формирование адекватной самооценки формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к отношениям между людьми соблюдение норм и правил, способствующих психологическому благополучию в социуме развитие и закрепление адекватных способов ориентирования в окружающем мире: в мире отношений; во внутреннем мире, обогащение эмоционального опыта, активизация мышления, восприятия, воображения; Познавательные УУД способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; развитие умения анализировать умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме умение выражать свои мысли полно и точно. развитие умения устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные УУД рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий, волевая саморегуляция развитие умения управлять своим поведениеим развитие умения контролировать ситуацию Коммуникативные УУД понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения; учет разных мнений и умение обосновать собственное умение договариваться, находить общее решение, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | | Игры на знакомство и сближение в коллективе. | Тренинг Беседа Групповая работа, практическая работа в парах. | Мяч, картинки с изображением ситуаций, цветные карандаши, альбомы. | Рефлексия. |
2.Изучение индивидуально-психологических особенностей. | Знакомство с понятиями: «Индивидуальные особенности», «характер», «поведение». | Упражнения на выявление индивидуальных особенностей. Обсуждение результатов. | | Групповая и индивидуальная работа. Практическое задание. Альбом, цветные карандаши, карточки с изображением разных людей, клубок ниток. | Рефлексия. |
3.Чувственное восприятие себя. | Знакомство с понятиями: «восприятие», «чувства». Чтение сказки из серии «Лабиринты души» | Обсуждение сказки. Творческое задание в подгруппах. | Беседа Игры Упражнения Рисование | Групповая и индивидуальная работа. Практические упражнения. Клубок ниток. Цветные карандаши, альбом. Сухой душ. Текст сказки. | Рефлексия. Выставка творческих работ. |
4. Автопортрет. Составление рассказа о себе. | Знакомство с понятиями: «автопортрет», «биография», «рассказ». Изучение правил составления рассказа о себе. | Рисование «Визитной карточки». Составление рассказа о себе. Обсуждение. | | Цветные карандаши, альбом, тетрадь. | Рефлексия. Выставка творческих работ. |
5. Значение имен. Влияние имени на характер человека. | Знакомство с понятиями: «имя», «характер», «именология». | Игра | Работа в подгруппах Беседа | Мяч, карточки с именами и их значениями. | Рефлексия. |
6. Выделение внешних признаков сходства. | Беседа о внешних признаках сходства. Знакомства с понятиями: «сходство», «близнецы», «двойники» | Игра, на развитие познавательного интереса к себе и окружающим. | | Листы бумаги, клубок. | Рефлексия. |
7. Выделение сходств между людьми по характеру, поведению, интересам. | Знакомства с понятиями: «поведение», «интерес», «объединения». Обсуждение. | Игры на определение общих интересов и сходств в характере. | | Карточки с терминами. Стикеры. | Рефлексия. |
8. Взаимодействие со взрослыми. | Изучение понятий: «вежливость», «уважение», «манеры» | Задание в подгруппах: составление правил взаимодействия со взрослыми. | | Ватман, маркер. Карточки с терминами. | Рефлексия. Свод правил. |
9. Взаимодействие со сверстниками. | Чтение сказки из серии «Терапевтические сказки» | Обсуждение прочитанного, высказывание мнений. Задание в подгруппах: составление правил взаимодействия со сверстниками. | | Ватман, маркер, альбом, цветные карандаши. | Рефлексия. |
10. Внимание к партнеру. | Просмотр мультфильма о внимательном и заботливом отношении к окружающим. | Обсуждение, высказывание мнений. Игра на взаимодействие в коллективе. | | Компьютер, мультфильм. | Рефлексия. |
11. Волшебные средства понимания: интонация. | Изучение понятий: «общение», «диалог», «беседа», «интонация». Беседа о влиянии интонации на смысл передаваемой информации. | Разыгрывание разных вариантов одного диалога. | | Карточки с понятиями, тексты диалогов. | Рефлексия. |
12. Волшебные средства понимания: мимика. | Изучение понятий: «мимика», «эмоции». Беседа о значении мимики при общении. | Упражнения для развития мимики. | | Карточки с понятиями, карточки с изображением эмоций. | Рефлексия. |
13. Волшебное средство понимания: пантомимика. | Изучение понятий: «пантомимика», «актер-мим». Просмотр ролика об актере. | Игра «Крокодил» | | Компьютер, видеоролик об актере жанра «Пантомим» | Рефлексия. |
14. Человек в образе. Роли в театре, кино. | Изучение понятий: «роль», «театр», «кино», «актер», «артист». Просмотр отрывков из спектакля, кино, циркового выступления. | Разыгрывание мини-сказки | | Компьютер, отрывки видео спектакля, кино, циркового выступления, текст мини-сказки. | Рефлексия. |
15. Значение семьи в жизни человека. | Беседа о значении семьи в жизни человека. | Составление рассказа о семье, рисование семьи. | | Альбом, цветные карандаши. | Рефлексия. Выставка творческих работ. |
16. Семейные традиции и ценности. | Знакомство с понятиями: «традиции», «семейные ценности». Знакомство с историей одной семьи. | Зарисовывание одной из семейных традиций. Обсуждение, высказывание мнений. | Беседа Арт-терапия Выставка | Текст «История одной семьи» Альбом, цветные карандаши. | Рефлексия. Выставка творческих работ. |
17. Понятие дружбы, качества личности присущие другу. | Изучение понятий: «дружба», «друг», «качества личности». Просмотр мультфильма о взаимоотношениях друзей. | Обсуждение, высказывание мнений. Разыгрывание ситуаций. | Беседа Инсценировка Дискуссия | Карточки с понятиями, карточки с изображением ситуаций, компьютер, мультфильм. | Рефлексия. |
18. Взаимоотношения друзей. | Чтение сказки о взаимоотношениях друзей из серии «Терапевтические сказки» | Обсуждение, высказывание мнений. Зарисовывание впечатлений от прочитанного. | Сказкотерапия Арт-терапия | Текст сказки. Альбомы, цветные карандаши. | Рефлексия. Выставка творческих работ. |
19. Хобби и увлечения. Сходство и различие. | Изучение понятий: «хобби», «увлечение». Беседа о сходствах и различиях изучаемых понятий и их роли в жизни человека. | Обсуждение, высказывание мнений. Игра на определение интересов у детей. | | Карточки с понятиями, карточки с изображением увлечений. | Рефлексия. |
20. Презентация увлечений. | Беседа об увлечениях. | Презентация своего хобби или увлечения детьми. Рассказ об увлечениях, демонстрация поделок, фотографий. | Самопрезентация Беседа Выставка | Творческие работы, фотографии. | Рефлексия. Выставка творческих работ, фотографий. |
21. Достижения и успехи. | Изучение понятий: «достижение», «успех». Просмотр мультфильма о достижениях и успехах друзей. | Обсуждение, высказывание мнений. Составление рассказа о своих успехах и достижениях. | | Компьютер, мультфильм, карточки с понятиями. | Рефлексия. |
22. Умение видеть хорошее в людях. | Чтение сказки из серии «Терапевтические сказки». | Обсуждение, высказывание мнений. Игра-инсценировка на развитие умения находить положительные моменты. | | Текст сказки, карточки с изображением ситуаций. | Рефлексия. |
23.Взаимоотношения в классе. | Просмотр короткометражного фильма о взаимоотношениях одноклассников. | Обсуждение, высказывание мнений. Игры на сплочение в коллективе. | | Компьютер, фильм, веревка, газета, мяч. | Рефлексия. |
24. Тренинг: «Мой дружный класс». | Знакомство с понятием «тренинг» и правилами тренинга. | Обсуждение, высказывание мнений. Игры на сплочение в коллективе. Практическое задание по составлению правил успешного взаимодействия в классе. | | Ватман, маркер, мяч. | Рефлексия. |
25. Мир чувств и эмоций. | Знакомство с понятиями: «чувства», «эмоции». Беседа о значении чувств и эмоций в жизни человека. | Обсуждение, высказывание мнений. Зарисовывание эмоциональных состояний. | Беседа Арт – терапия Выставка работ | Карточки с изображениями чувств и эмоций. Альбомы, цветные карандаши. | Рефлексия. Выставка творческих работ. |
26. Положительные эмоции. Виды положительных эмоций. Их влияние на людей | Знакомство с понятиями: «положительные эмоции», «радость», «удивление», «интерес» и т.д. Просмотр мультфильма. | Обсуждение, высказывание мнений. Игра «Изобрази эмоцию» | | Карточки с изображением эмоций, компьютер, мультфильм. | Рефлексия. |
27. Отрицательные эмоции. Виды отрицательных эмоций. Их влияние на людей. | Знакомство с понятиями: «отрицательные эмоции», «грусть», «страх», «обида» и т.д. Знакомство со способами борьбы с отрицательными эмоциями и чувствами. | Обсуждение, высказывание мнений. Игра «Изобрази эмоцию». Задание в парах на придумывание способа избавиться от определенного отрицательного чувства. | Беседа Игра Дискуссия Работа в парах | Карточки с изображением эмоций, компьютер. | Рефлексия. |
28. Эмоциональное общение. | Беседа об эмоциональном общении и его пользе. Просмотр мультфильма. | Разыгрывание ситуаций. | | Карточки с изображением ситуаций, компьютер, мультфильм. | Рефлексия. |
29. Я – школьник. | Чтение сказки из серии «Терапевтические сказки». | Обсуждение, высказывание мнений. Создание общими силами словесного портрета школьника. | | Текст сказки, ватман, маркер. | Рефлексия. |
30. Взросление. | Изучение понятия: «взросление», чтение сказки из серии «Терапевтические сказки» | Составление портрета «ДО» и «ПОСЛЕ» | Работа в подгруппах Беседа Сказкотерапия | Альбомные листы, цветные карандаши, текст сказки. | Рефлексия. Выставка творческих работ. |
31. Изменения в человеке на протяжении жизни. | Беседа об изменениях человека (внешних и внутренних) с возрастом. Понятия: «перспектива», «планы на будущее» | Составление рассказа о своих изменениях. Создание плана на ближайшее будущее. | | Карточки с изображением людей в детстве и взрослой жизни. | Рефлексия. |
32. Тренинг: «Формирование позиции школьника». | Знакомство с правилами тренинга. | Тренинговые упражнения, игры. | | Блокноты, ручки, компьютер. | Рефлексия. |
33. Итоговое занятие. | Итоговая беседа об изученном в течение учебного года. | Рисование впечатлений. Заполнение анкеты. | Анкетирование Арт-терапия | Анкеты, альбомы, цветные карандаши. | Рефлексия. Выставка творческих работ. |
1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В «Психологическая азбука» /.-М.-Ось 2003
Педагог – психолог Шилова И.С.