Программа
«Содержательный и языковой анализ текста»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс русского языка «Содержательный и языковой анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса.
Цель курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА;
освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; отработка умения анализа и оценки языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах;
совершенствование умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
Процессе изучения курса совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Курс рассчитан на 68 часов. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
знать/понимать
основные правила работы с текстом;
основные средства выразительности;
основные сведения по стилистике русского языка;
орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;
уметь
различать средства выразительности;
находить в тексте средства выразительности;
анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
работать со стилистическими синонимами;
использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
совершенствования коммуникативных способностей;
развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Спецификация второй части экзаменационной работы
Вторая часть экзаменационной работы – содержательный и языковой анализ прочитанного текста. Два типа заданий: задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с кратким ответом (В1 – В14). Задания группы А: глубина и точность понимания содержания, проблематики исходного текста; характер смысловых отношений между частями текста; особенности использования лексических средств и средств выразительности. Задания группы В: уровень лингвистической и языковой компетенции, т.е. уровень владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского зыка. Знакомство с образцами вариантов заданий уровней А и В.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Тема 2. Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрении использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
различать средства выразительности;
находить в тексте средства выразительности;
анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
работать со стилистическими синонимами.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 4. Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа
Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания при обращениях, междометиях, частицах, утверди-тельных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Кол-во часов | Формы контроля |
Тема 1. Спецификация второй части экзаменационной работы | 2 | Текущий контроль – тренировочные упражнения |
Тема 2. Средства выразительности речи | 8 | Текущий контроль – тренировочные упражнения |
Тема 3. Стилистика русского языка | 4 | Текущий контроль – тренировочные упражнения |
Тема 4. Нормы русской орфографии | 19 | Текущий контроль – тренировочные упражнения Практическая работа - 2 |
Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы | 36 | Текущий контроль – тренировочные упражнения Итоговая практическая работа - 1 |
Итого: | 68 часа | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный компонент государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5.
Корчагина Е.В. Русский язык: Содержательный и языковой анализ текста: 9-й класс – М., 2009.
Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.- М., 2005.
ГИА – 2011: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-ый класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. / авт.-сост. И.П.Цыбулько, Л.С. Степанова. – М., АСТ,2009.
Козулина М.В Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практи- кум. -«Лицей», Саратов, 2006.
Сенина Н.А. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации- 2012.- «Легион», 2011.
Сычева В.П. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
Цифровые образовательные ресурсы
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Содержательный и языковой анализ текста»
9 КЛАСС, 68 часов, 2 часа в неделю
№ п/п | Виды контроля | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
| | Тема 1. Спецификация второй части экзаменационной работы - 2 | |
1/1 | | Спецификация второй части экзаменационной работы | 1 | |
2/2 | | Знакомство с образцами заданий вариантов ОГЭ | 1 | |
| | Тема 2 Средства выразительности речи -8 | |
3/1 | | Изобразительно-выразительные средства. Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности | 1 | |
4/2 | | Лексические средства выразительности. | 1 | |
5/3 | | Словообразовательные средства выразительности (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); | 1 | |
6/4 | | Морфологические (различные морфологические варианты); | 1 | |
7/5 | | Синтаксические средства выразительности (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); | 1 | |
8/6 | | Специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). | 1 | |
9/7 | | Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности. | 1 | |
10/8 | Текущий контроль | Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению задания 7 | 1 | |
| | Тема 3. Стилистика русского языка-4 | |
11/1 | | Стили русского литературного языка. | 1 | |
12/2 | | Виды стилистической окраски слов | 1 | |
13/3 | | Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения | | |
14/4 | Текущий контроль | Тренировочные упражнения по стилистике | 1 | |
| | Тема 4. Нормы русской орфографии-19 | |
15/1 | | Правописание корня слова. | 1 | |
16/2 | | Чередование И-Е в корне слова. | 1 | |
17/3 | | Чередование О-А в корне слова. | 1 | |
18/4 | | Правописание корней зор-зар, гор-гар | 1 | |
19/5-20/6 | Текущий контроль | Тренировочные упражнения по орфографии: текстовые иллюстрации орфографических норм .Задание 5 | 2 | |
21/7-22/8 | Практическая работа | Практическая работа по орфографическому анализу текста | 2 | |
23/9 | | Правописание гласных после шипящих и Ц | 1 | |
24/10 | | Правописание приставок. Задание 5 | 1 | |
25/11 | | Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. | 1 | |
26/12 | | Правописание суффиксов различных частей речи. Задание 5 | 1 | |
27/13 | | Правописание сложных слов. | 1 | |
28/14 | | Слитное, раздельное, дефисное написание. | 1 | |
29/15 | | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. | 1 | |
30/16-31/17 | Текущий контроль | Тренировочные упражнения по орфографии: текстовые иллюстрации орфографических норм | 2 | |
32/18-33/19 | Практическая работа | Практическая работа по орфографическому анализу текста | 2 | |
| | Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы- 36 | |
34/1 | | Словосочетание. | 1 | |
35/2 | | Виды связи слов в словосочетании | 1 | |
36/3 | | Тренировочные упражнения задание 4 | 1 | |
37/4 | | Предложение. Грамматическая основа предложения. | 1 | |
38/5 | | Типы сказуемых (простое глагольное, составное глагольное, составное именное) | 1 | |
39/6 | | Простое осложнённое предложение. | 1 | |
40/7 | | Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Задание 3. | 1 | |
41/8-42/9 | | Тренировочные упражнения. Задания 3 | 2 | |
43/10-44/11 | Текущий контроль | Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм – тренировочные упражнения | 2 | |
45/12 | | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 | |
46/13-47/14 | | Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм – тренировочные упражнения | 2 | |
48/15 | | Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении | 1 | |
49/17-50/18 | Текущий контроль | Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм – тренировочные упражнения | 2 | |
51\19 | | Средства связи в сложносочинённом предложении | 1 | |
52/20 | | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | 1 | |
53/21 | | Средства связи в сложноподчинённом предложении. | 1 | |
54/22-55/23 | Текущий контроль | Тренировочные упражнения. Задания 2, 3 | 2 | |
56/24 | | Бессоюзное сложное предложение. | 1 | |
57/25 | | Сложные предложения с разными видами связи между частями. | 1 | |
58/26 | | Синтаксический анализ сложного предложения. | 1 | |
59/27-60/28 | Текущий контроль | Тренировочные упражнения. Задания 2, 3 | 1 | |
61/29 | | Знаки препинания при обращениях, междометиях, частицах, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах | 1 | |
62/30 | | Знаки препинания при обращениях, междометиях (повторение и обобщение материала). | 1 | |
63/31 | | Разграничение междометий и одинаково звучащих частиц. | 1 | |
64/32 | | Утвердительные и отрицательные слова, выделяющиеся запятой. Вопросительно-восклицательные слова. | 1 | |
65/33-66/34 | Текущий контроль | Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм – тренировочные упражнения | 2 | |
67/35-68/36 | Практическая работа | Итоговая практическая работа в формате ОГЭ | 2 | |