Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кировская школа Волновахского муниципального округа»
Донецкой Народной Республики
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол от « » 08.2024г.№ 1 Руководитель ШМО ______ И.А.Кошарина | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР __________Е.В. Юдак « » 2024 г. | УТВЕРЖДАЮ И.о. директора ГБОУ «Кировская школа Волновахского м.о.» _________ С.Э.Власова « » 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по_курсу «Учимся писать сочинение и изложение»___
(наименование предмета)
_______основной общий___________
(уровни общего образования)
для_7_класса
Рабочую программу составил(а)
_Кошарина Ирина Андреевна_
учитель русского языка и литературы_
2024-2025 учебный год
Пояснительная записка.
Сочинение и изложение – это речевой вид письменной работы, который оказывается одним из наиболее востребованных в эпоху развития глобальных коммуникаций. В последнее время все чаще предлагается учащимся принять участие в различных Конкурсах сочинений, написать разного рода изложения. Чтобы стать участником данных мероприятий ребятам необходимо самостоятельно определить жанр конкурсной работы и грамотно написать сочинение и изложение. Однако в школьной практике обучения русскому языку и развитию речи вопросы написания сочинений и изложений разных жанров рассматриваются не в такой степени глубоко и основательно, чтобы ученики могли без проблем справиться с поставленными задачами.
Научиться правильно, выразительно красиво излагать свои мысли на бумаге в соответствие с коммуникативным замыслом очень сложно. Именно на это направлен элективный курс «Успешно пишем изложения и сочинения» в 7 классе, который разработан на основе Методических указаний к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» под редакцией Т.А. Ладыженской, Т.С. Зепаловой и учебников под редакцией Т.А. Ладыженской.
Цель и задачи курса:
Цель– научить учащихся писать сочинения и изложения на определенную тему, учитывая при этом жанр и тип творческой работы.
Задачи:
развитие речи обучающихся, углубление знаний о речевых жанрах русского языка, его стилях, речевых ситуациях, нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса, а также используемых изобразительно-выразительных и грамматических средств в практике работы над сочинениями и изложениями разных видов;
интегрирование знаний по русскому языку и литературе в процессе изучения словесности, формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
Программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
На элективном курсе по русскому языку «Успешно пишем изложения и сочинения» используются следующие методы и приёмы работы:
1) Проблемное изложение руководителем элективного курса (в форме лекции или беседы) теоретического материала.
2) Самостоятельные наблюдения учащихся над текстом с целью решения поставленных перед ними различного рода задач, в том числе и проблемного характера.
3) Совершенствования рукописи (обычно ученического сочинения) с определенной точки зрения (например, с точки зрения раскрытия в сочинении основной мысли или его построения).
4) Рецензирование, в том числе и взаимное рецензирование (устное и письменное), выполненных участниками элективного курса работ.
5) Сообщения учащихся как результат проведенных наблюдений над произведением писателя и анализа прочитанной по определенному вопросу литературы.
6) Устные высказывания различного характера, например, устные рассказы, отзывы, рецензии, доклады.
7) Написание разного вида изложений, которые впоследствии помогут в успешной сдаче ОГЭ.
Содержание учебного курса.
Текст как речевое произведение.
Текст как речевое произведение.
Виды информации в тексте.
Этапы создания сочинения. Виды плана (простой, сложный, цитатный).
Тема, микротема и содержание сочинения. Идея. Эпиграф. Вступление. Роль первого предложения в тексте (зачина). Виды зачинов, их синтаксическое строение. Основная часть сочинения. Заключение сочинения. Способы лексического и грамматического оформления концовки. Цитата, способы цитирования.
Требования к сочинению. Средства связи частей текста. Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной связью. Средства межфразовых связей (лексические, лексико-грамматические, синтаксические). Классификация ошибок.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Изобразительно-выразительные средства. Отбор средств выразительности, лексики. Языковые средства в эпическом произведении. Языковые средства в лирическом произведении. Языковые средства в драматическом произведении.
Стили речи.
Функциональные разновидности языка. Разговорный стиль речи. Особенности текстов различных стилей речи.
Смысловые типы речи.
Типы речи. Повествование, произведения повествовательного типа. Написание сочинения типа повествования. Виды описания (предмета, природы, места). Строение текста типа описания. Написание сочинения типа описания. Сочинение – описание помещения в художественном и официально – деловом стилях. Рассуждение, его композиция. Написание сочинения типа рассуждения-объяснения. Написание сочинения типа рассуждения-доказательства. Написание сочинения типа рассуждения-размышления. Сочинение-рассуждение на нравственно-этическую тему.
Жанры сочинений.
Правила хорошей письменной речи. Художественно-публицистические жанры сочинения-рассуждения: отзыв, рецензия, эссе. Их особенности. Эссе как жанр. Виды эссе. Написание эссе. Отзыв о прочитанном произведении. Составление рецензии.
Знакомство с жанрами: заочная экскурсия, слово, письмо, сказка. Правила, предъявляемые к данным жанрам. Особенности путевых заметок как одного из разновидностей публицистических жанров. Портретный очерк. Композиция портретного очерка.
Сравнительная характеристика. Сравнение (сопоставление или противопоставление) людей, предметов, явлений при условии общего основания Статья в газету как основной жанр средств массовой информации. Интервью. Репортаж как разновидность публицистических жанров. Особенности репортажа.
Рассказ как жанр художественной литературы. Композиционные особенности рассказа. Фельетон. Особенности жанра. Сатира и юмор: сходство и различие.
Сочинение на основе фантастической гипотезы. Взаиморецензирование сочинений. Литературные заготовки. Записные книжки как форма литературных заготовок.
Жанры изложений.
Правила хорошей письменной речи. Виды изложения. Сжатое изложение. Приёмы компрессии текста. Речевые (лексические, стилистические), грамматические нормы; орфографические, орфоэпические и пунктуационные. Овладение культурой использования технических средств коммуникации, требующих соблюдение норм в письменной речи.
Знакомство с жанровыми особенностями видов изложений; использование приёмов сжатия, восстанавление мысли грамотно, последовательно и связно; редактирование текста в соответствии с целью; анализ изложения, рецензирование, исправление ошибок.
Планируемые результаты изучения курса.
Обучающиеся должны:
знать/понимать
признаки текста, его типы;
стили устной и письменной речи;
виды плана и композицию сочинения;
типы и стили речи;
роды литературы и их художественные особенности;
изобразительно-выразительные средства;
способы цитирования;
виды изложений и их композиция;
жанры сочинения.
уметь
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
определять принадлежность к определённому типу и стилю речи;
анализировать тексты с точки зрения его выразительных языковых средств;
создавать тексты различных типов, стилей и жанров;
излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
редактировать тексты в соответствии с целью;
анализировать сочинения и рецензировать их;
анализировать изложения и исправлять их.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по курсу на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения курса на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в процессе школьного языкового образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты: познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Текст как речевое произведение. Виды информации в тексте
Уметь собирать и систематизировать собранные материалы к сочинению на определённую тему, с учётом замысла, адресата и ситуации общения.
Уметь соблюдать в речи основные требования к связному высказыванию: соответствие теме, четкое выражение и развитие основной мысли, строгую последовательность в изложении фактов, использование языковых средств связи предложений и смысловых частей устного и
письменного высказывания.
Знать различные варианты введения: сформулировать проблему исходного текста; сообщить сведения об авторе текста и определить место проблемы в его творчестве; привести изречения известных писателей, деятелей искусства;
начать с лирического отступления и подвести к проблеме текста.
Уметь написать введение к создаваемому тексту.
Уметь написать вывод, имеющий логическую связь с введением; правильно использовать лексические и грамматические средства.
Знать структуру сочинения. Уметь выделять структурные элементы в предложенном сочинении; правильно использовать лексические, грамматические, морфологические средства для плавного перехода от одной части сочинения к другой.
Изобразительно-выразительные средства языка
Знать определения изобразительно-выразительных средств. Уметь находить их в тексте, определять их роль, использовать в собственном тексте.
Стили речи
Понимать цель высказывания текстов разных стилей, сферу применения в устной и письменной речи, уметь анализировать тексты с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей.
Смысловые типы речи
Уметь анализировать типологическую структуру текста, устанавливать ведущий тип речи, находить в тексте фрагменты с иным типовым значением, анализировать и создавать тексты разных типов речи.
Создание письменных рассуждений разных видов (доказательств, объяснений рассуждений) в рамках заданного стиля речи, подбор доказательств (аргументов на основе прочитанного текста или жизненных наблюдений, правильное и уместное использование типичных языковых средств при построении рассуждения.
Жанры сочинений
Уметь видеть и устранять ошибки в устной и письменной речи: в содержании и построении речевого высказывания; в соблюдении речевых (лексических, стилистических), грамматических норм; в соблюдении правописных (в письменной речи) и орфоэпических и пунктуационных норм (в устной речи). Овладение культурой использования технических средств коммуникации, требующих соблюдение норм в письменной речи.
Знать жанровые особенности текстов сочинений и уметь создавать тексты различных типов, стилей и жанров; излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно; редактировать тексты в соответствии с целью; анализировать сочинения и рецензировать их.
Изложение
Уметь видеть и устранять ошибки в письменной речи: в содержании и построении речевого высказывания; в соблюдении речевых (лексических, стилистических), грамматических норм; в соблюдении правописных (в письменной речи) и орфоэпических и пунктуационных норм (в устной речи). Овладение культурой использования технических средств коммуникации, требующих соблюдение норм в письменной речи.
Знать жанровые особенности видов изложений; использовать приёмы сжатия, восстанавливать мысли грамотно, последовательно и связно; редактировать тексты в соответствии с целью; анализировать изложения и рецензировать их, слышать, видеть и исправлять ошибки.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: |
теория | практика | контроль |
1 | Текст как речевое произведение. | 1 | 1 | - | - |
2 | Виды информации о тексте. | 9 | 9 | - | - |
3 | Изобразительные средства языка | 2 | 2 | - | - |
4 | Стили речи. | 1 | 1 | - | - |
5 | Смысловые типы речи. | 7 | 4 | 3 | - |
6 | Жанры сочинений. | 6 | 4 | 2 | |
7 | Изложения. | 8 | 7 | 1 | |
| Итого. | 34 | 28 | 6 | - |
Организационно-педагогические условия реализации рабочей программы.
Учебно-методическое обеспечение:
Учебно-методические пособия
Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Дрофа, 2010.
Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». – 3-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 1986.
Практика успешного написания сочинения-рассуждения 5-7 классы: раб. тетрадь / Т.И. Павлова, Н.А. Раннева, Н.Н. Василенко – Ростов-на-Дону: Легион, 2012.
Электронное пособие «Русский язык. Поурочные планы 7-9 классы». Изд-во «Учитель», 2010.
Информационное обеспечение:
ЦОР
http://window.edu.ru/
http://ege.edu.ru/ru/index.php
http://school-collection.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
Интернет-ресурсы
http://feb-web.ru/
http://www.fipi.ru/about
Материально-технические ресурсы
Телевизор, компьютер.
Календарно-тематическое планирование
7 класс
№ п/п | Тема | Тип занятия | Элементы содержание | Планируемые результаты | Дата |
плани руемая | факти ческая |
Раздел «Текст как речевое произведение» - 1 урок |
1 | Текст как речевое произведение | Урок изучения нового. | Признаки текста. Сочинение и изложение как виды речевой деятельности. Кто и зачем пишет сочинения? Сочинение. Сочинение-миниатюра. | | | |
Раздел «Виды информации в тексте» - 9 уроков |
2 | Этапы создания сочинения и изложения. Виды плана (простой, сложный, цитатный). | Урок изучения нового. | Структура сочинения: введение, развитие темы, заключение. Виды плана: простой, сложный, тематический, цитатный, вопросный, тезисный. | Уметь собирать и систематизировать собранные материалы к сочинению на определённую тему, с учётом замысла, адресата и ситуации общения. Уметь соблюдать в речи основные требования к связному высказыванию: соответствие теме, четкое выражение и развитие основной мысли, строгую последовательность в изложении фактов, использование языковых средств связи предложений и смысловых частей устного и письменного высказывания. Знать различные варианты введения: сформулировать проблему исходного текста; сообщить сведения об авторе текста и определить место проблемы в его творчестве; привести изречения известных писателей, деятелей искусства; начать с лирического отступления и подвести к проблеме текста. Уметь написать введение к создаваемому тексту. Уметь написать вывод, имеющий логическую связь с введением; правильно использовать лексические и грамматические средства. Знать структуру сочинения. Уметь выделять структурные элементы в предложенном сочинении; правильно использовать лексические, грамматические, морфологические средства для плавного перехода от одной части сочинения к другой. | | |
3 | Тема, микротема и содержание текста изложения и сочинения. | Урок изучения нового. | Разные типы тем сочинения. Логика их раскрытия. | | |
4 | Идея. Эпиграф. Вступление. Роль первого предложения в тексте (зачина). Виды зачинов, их синтаксическое строение. | Урок изучения нового. | Идея сочинения. Эпиграф. Роль первого предложения в тексте (зачина). Виды зачинов, их синтаксическое строение. | | |
5 | Основная часть изложения и сочинения. | Урок изучения нового. | Основная часть сочинения в публицистическом стиле, в художественном стиле. | | |
6 | Заключение изложения и сочинения. Способы лексического и грамматического оформления концовки. | Урок изучения нового. | Каким должно быть заключение? Возможные варианты концовки сочинения. Способы лексического и грамматического оформления концовки. | | |
7 | Цитата, способы цитирования. | Урок изучения нового. | Цитата, способы цитирования. | | |
8 | Требования к сочинению. Средства связи частей текста. Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной связью. | Урок изучения нового. | Требования и критерии оценки сочинения. Практикум: рецензируем сочинение. Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной связью. | | |
9 | Средства межфразовых связей (лексические, лексико-грамматические, синтаксические). | Урок изучения нового. | Средства межфразовых связей (лексические, лексико-грамматические, синтаксические). | | |
10 | Классификация ошибок | Урок изучения нового. | Типичные ошибки в сочинениях. Классификация ошибок. | | |
Раздел «Изобразительно-выразительные средства языка» – 2 часа. |
11 | Изобразительно-выразительные средства. Отбор средств выразительности, лексики. | Комбини рованный урок | Изобразительно-выразительные средства и их роль в раскрытии темы. Тропы речи. Риторический вопрос, параллелизм, парцелляция, анафора, эпифора, обращение и др. | Знать определения изобразительно-выразительных средств. Уметь находить их в тексте, определять их роль, использовать в собственном тексте. | | |
12 | Языковые средства в эпическом, лирическом и драматическом произведении. | Урок изучения нового. | Языковые средства в эпическом произведении. Языковые средства в лирическом произведении. Языковые средства в драматическом произведении. | | |
Раздел «Стили речи» -1 час. |
13 | Функциональные разновидности языка. Разговорный стиль речи. Особенности текстов различных стилей речи | Урок изучения нового | Функциональные разновидности языка, стили и их назначение. Понятие стиля. Соотнесение сферы общения, стиля языка и коммуникативных качеств речи. Особенности текстов различных стилей речи | Понимать цель высказывания текстов разных стилей, сферу применения в устной и письменной речи, уметь анализировать тексты с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей. | | |
Раздел «Смысловые типы речи» – 7 часов. |
14 | Типы речи. | Комбини рованный урок | Типы речи и сфера их употребления. Повествование. | Уметь анализировать типологическую структуру текста, устанавливать ведущий тип речи, находить в тексте фрагменты с иным типовым значением, анализировать и создавать тексты разных типов речи. Создание письменных рассуждений разных видов (доказательств, объяснений рассуждений) в рамках заданного стиля речи, подбор доказательств (аргументов на основе прочитанного текста или жизненных наблюдений, правильное и уместное использование типичных языковых средств при построении рассуждения. | | |
15 | Повествование, произведения повествовательного типа | Комбини рованный урок | Описание как тип речи. Виды описания. Работа над сочинением-повествованием (выбор темы, материала, сюжета, языковых средств, лексики). | | |
16 | Написание сочинения или изложения типа повествования. | Урок комплексного применения знаний | Написание сочинения-миниатюры типа повествования. Составление плана, создание письменного текста, редактирование готового текста. | | |
17 | Виды описания (предмета, природы, места). Строение текста типа описания. | Комбини рованный урок | Описание, его композиция. Работа над сочинением-описанием. Подбор материала, выбор объекта описания (пейзаж, явление, предмет, лицо). | | |
18 | Рассуждение, его композиция | Комбини рованный урок | Строение текста типа рассуждения. Виды рассуждения (доказательство, размышление, рассуждение) | | |
19 | Написание сочинения типа рассуждения-доказательства. | Урок комплексного применения знаний | Написание сочинения-миниатюры типа рассуждения-доказательства. Составление плана, создание письменного текста, редактирование готового текста. | | |
20 | Сочинение-рассуждение на нравственно-этическую тему. | Урок комплексного применения знаний | Сочинение-рассуждение на нравственно-этическую тему. «Мостики» между абзацами. Для аргументации приводятся 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих рассуждения (тезис): один пример-аргумент - из любого прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта (читательского опыта). | | |
Раздел «Жанры сочинений» - 6 часов |
21 | Правила хорошей письменной речи. Художественно-публицистические жанры сочинения-рассуждения: отзыв, рецензия, эссе. Их особенности. | Урок изучения нового | Составление рецензии на иллюстрации к известным художественным произведениям. | Уметь видеть и устранять ошибки в устной и письменной речи: в содержании и построении речевого высказывания; в соблюдении речевых (лексических, стилистических), грамматических норм; в соблюдении правописных (в письменной речи) и орфоэпических и пунктуационных норм (в устной речи). Овладение культурой использования технических средств коммуникации, требующих соблюдение норм в письменной речи. Знать жанровые особенности текстов сочинений и уметь создавать тексты различных типов, стилей и жанров; излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно; редактировать тексты в соответствии с целью; анализировать сочинения и рецензировать их. | | |
22 | Эссе как жанр. Виды эссе. Написание эссе. | Урок комплексного применения знаний | Сочинение-эссе. Написание сочинения, редактирование готового текста. | | |
23 | Отзыв о прочитанном произведении. Составление рецензии. | Урок комплексного применения знаний | Особенности сочинения-отзыва. Языковые особенности отзыва, слова оценки. Отзыв о прочитанном произведении или кинофильме. Составляем рецензию. | | |
24 | Сравнительная характеристика. Сравнение (сопоставление или противопоставление) людей, предметов, явлений при условии общего основания | Урок изучения нового | Сравнительная характеристика: задачи, способы построения. Сравнение (сопоставление или противопоставление) людей, предметов, явлений при условии общего основания. Характеристика литературных героев: способы выражения характера. | | |
25 | Статья в газету как основной жанр средств массовой информации. Интервью. Репортаж как разновидность публицистических жанров. Особенности репортажа. | Урок комплексного применения знаний | Статья в газету как основной жанр средств массовой информации. Разновидности газетных статей. Монологический жанр публицистической статьи и диалогический жанр интервью. Интервью как разновидность газетных жанров. Репортаж. Репортаж как разновидность публицистических жанров. Особенности репортажа. | | |
26 | Рассказ как жанр художественной литературы. Композиционные особенности рассказа. | Комбинированный урок | Рассказ как жанр художественной литературы. Композиционные особенности рассказа. Рассказ с необычным построением. Юмористический рассказ. Средства создания юмористического в рассказе. | | |
Раздел «Изложение» - 8 часов |
27 | Критерии оценивания изложения и сочинения. | Урок изучения нового | Знакомство с критериями проверки изложения и сочинения. | Уметь видеть и устранять ошибки в письменной речи: в содержании и построении речевого высказывания; в соблюдении речевых (лексических, стилистических), грамматических норм; в соблюдении правописных (в письменной речи) и орфоэпических и пунктуационных норм (в устной речи). Овладение культурой использования технических средств коммуникации, требующих соблюдение норм в письменной речи. Знать жанровые особенности видов изложений; использовать приёмы сжатия, восстанавливать мысли грамотно, последовательно и связно; редактировать тексты в соответствии с целью; анализировать изложения и рецензировать их, слышать, видеть и исправлять ошибки. | | |
28 | Понятие об изложении. Виды изложений. Алгоритм написания изложения. | Урок изучения нового | Понятие об изложении. Знакомство с алгоритмом написания изложения. | | |
29 | Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение текста. | Урок комплексного применения знаний | Работа над составлением плана текста, над выделением микротем текста, над абзацным членением текста. | | |
30 | Понятие сжатого изложения. Приёмы компрессии текста. Разделение информации на главную и второстепенн ую. | Урок изучения нового | Работа над понятием сжатого изложения, над приёмами компрессии текста, разделением информации на главную и второстепенн ую. | | |
31 | Приёмы свёртывания исходной информации путём обобщения, замены, исключения. | Урок комплексного применения знаний | Работа над приёмами свёртывания исходной информации путём обобщения, замены, исключения. | | |
32 | Написание сжатого изложения. | Самостоятельная работа | Применение полученных ЗУН. | | |
33 | Классификация речевых ошибок. | Комбини рованный урок | Знакомство с классификацией речевых ошибок и разбор их. | | |
34 | Классификация грамматических ошибок. | Комбини рованный урок | Знакомство с классификацией грамматических ошибок и разбор их. | | |