СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начальная школа XXI века.

Просмотр содержимого документа
«Курс внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" 1 класс»

Пояснительная записка

Программа курса составлена с учетом Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Этика: азбука добра» И.С. Хомякова, В.И. Петрова и сборника программ внеурочной деятельности, автор Н.Ф. Виноградова

Направление: духовно-нравственное

Актуальность программы.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.

Занятия во внеурочное время  являются  неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса лицея, так как соответствует его стратегической цели: создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся.

При изучении курса «Этика : азбука добра», учащиеся начальной школы знакомятся с хорошими манерами, с правилами культурного поведения, которые человечество вырабатывало веками. Тонкости человеческого общения дети познают на основе разнообразного практического материала. Речевая культура – неотъемлемая часть культуры поведения. Культурный человек – значит человек, умеющий быть здоровым. Основные навыки по формированию здорового образа жизни ребята получают при изучении раздела «Правила  общения».  Занятия по программе «Этика: азбука добра» предусматривают и выполнение творческих заданий. Дети сочиняют мини – рассказы «Традиции моей семьи», «Если бы я был учителем», «Как Мишутка стал вежливым»; учатся грамотно оформлять письма и поздравительные открытки, приглашения. Под руководством учителя пробуют составлять «невредные советы», из которых в конце года собирается «Справочник правил поведения».

Цели курса:

воспитание грамотной культурной личностиформирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи курса:

  • развитие личности, обладающей качествами  воспитанного человека– добротой, честностью,  бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;

  • расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;

  • воспитание уважения к людям, традициям;

  • усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.

Класс, возраст учащихся: учащиеся 1 класса в возрасте 6-7 лет

Срок реализации программы: 2020-2021 уч. г.

Общая характеристика курса

Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Особенности программы.

В классе обучаются учащиеся, занимающиеся по адаптированной ооп, вариант 9.1. Для них используются специальные методы и приемы, рекомендуемые ПМПК:

1. Приемы развития мыслительной активности.

2. Большой акцент на наглядные и практические методы.

3. Использование игровой формы предъявления нового материала.

4. Наблюдение за особенностями развития ребенка в динамике.

5. Метод «малых порций».

6. Демонстрация реальных объектов, изучаемых по программе.

Организация образовательного процесса.

В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка. Формы работы: ролевые игры, рисование, конкурсы, викторины, тесты, беседы. Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

Формы контроля: диалог, анализ и обыгрывание ситуаций, решение этических задач, эксперименты, творческие задания, итоговый праздник.

Формы учета оценки планируемых результатов

Опрос

Наблюдение

Диагностика:

нравственной самооценки;

этики поведения;

отношения к жизненным ценностям;

нравственной мотивации.

Анкетирование учащихся и родителей

Место курса в учебном плане

«Этика: азбука добра» является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в 1 классе

Содержание программы

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). - Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в

школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

- Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к

родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без

конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Универсальные учебные действия

Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии.

- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).

Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида.

- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет.

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Календарно-тематическое планирование


Наименование раздела.

Количество часов.

В аудито-

рии.

Вне ауди-

тории.

1.

Школьный этикет.

7

4

3

2.

Правила общения

11

6

5

3.

О трудолюбии.

6

3

3

4.

Культура внешнего вида.

4

2

2

5.

Внешкольный этикет.

5

3

2



33 часа


п/п

Тема

Содержание

дата

примечание


план

факт

Школьный этикет 7ч

1

Приветствие.

Мы пришли на урок.

Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке.




2

Вежливые слова. Правила поведения на уроке.

Закрепление правил поведения на уроке. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок




3

Знакомство.

Зачем нужны перемены?

Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Формулирование правил поведения на перемене. Анализ поведения героев художественных произведений




4

Приветствие и знакомство. Правила поведения на перемене.

Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок.




5

Внимание к собеседнику Мы – в школьной столовой.

Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой. Формулирование правил поведения в столовой.




6

Умение слушать. Правила поведения в столовой

Закрепление правил поведения в столовой. Оказание помощи по наведению порядка в зале.




7.

Как дела?

Как быть прилежным и старательным.

Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений.




Правила общения 11ч

8

Просьба.

Зачем нужны «вежливые» слова

Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра




9

Приглашение в гости. Доброжелательность

Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок




10

Гость в доме – радость в дом.

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами




11


Поздравление.

Слова используемые для поздравления




12

Оформление поздравительной открытки

Конкурс открыток. Оформление поздравления




13

Как правильно подписать открытку. Общение со взрослыми

Чтение и обсуждение отрывков книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем




14

Приглашение.

Добро и зло.

Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев.




15


Как весть себя на празднике. Думай о других: сочувствие – как его выразить?

Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса.




16

Общение по телефону Эмоции.

Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение.




17

Наши имена.

Учимся играя.

Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам.




18

Моя семья.

Извинение.

Конкурс рисунков. Дидактическая игра.





О трудолюбии 6ч

19

Старательность - помощник в учебе.

Разыгрывание итуаций.

Чтение и обсуждение отрывков детских книг




20

Старательность - помощник в учебе

Чтение и обсуждение отрывков детских книг




21

Как мы трудимся: в школе и дома.

Конкурс рассказов.




22

Как мы трудимся: в школе и дома.

Дидактическая игра.




23

Бережливость: каждой вещи своё место

Наведение порядка в дневнике, портфеле.




24

Бережливость: каждой вещи своё место

Наведение порядка в кабинете.





Культура внешнего вида 4ч

25

Основные правила Мойдодыра.

Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра»




26

Основные правила Мойдодыра.

Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра»




27

Учимся не болеть.

Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний.




28

Каждой вещи свое место.

Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры.




Внешкольный этикет 5ч

29

Правила поведения на улице.

Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу.




30

Правила поведения в транспорте.

Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу.




31

Правила поведения в гостях.

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. ситуации




32

«Спасибо» и «пожалуйста».


Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями.




33

« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

Проведение и организация итогового мероприятия.





Планируемые результаты.

В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.


Информационно-образовательный ресурс

- ФГОС НОО;

-Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

- Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы).



Лист внесения изменений


№Урока

Название темы

Причина

Дата

План

Факт
























































































































24