СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс внеурочной деятельности Функциональная грамотность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Курс внеурочной деятельности Функциональная грамотность»

Пояснительная записка.

Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме .Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения .

Для успешного функционирован в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения . Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействоватьс другими, действовать в ситуации неопределенности .

Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции .

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным на- правлениям функциональной грамотности .

Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений .

Курс создает условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных .

Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению) .


Формы проведения занятий:


Программа реализуется в работе с обучающимися 11 классов . Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся ,сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик . Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей . В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности .

Методическим обеспечением курса являются задания разра ботанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg .resh .edu .ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv .instrao .ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media .prosv .ru/ func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность . Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу

Взаимосвязь с программой воспитания:

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания .

Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты . Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия .Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации .


Содержание курса:


Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональ ная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность,

финансовая грамотность, глобальные компетенции и креатив ное мышление .

Читательская грамотность

«Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»2 .

Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом . Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности . Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов

(сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте .

Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непрове ренной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения .


Математическая грамотность:


Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с учетом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся .

Функциональность математики определяется тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения . Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая

деятельность .Каждому человеку приходится выполнять расчеты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приемы геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях неопределенности и понимать вероятностный характер случайных событий . Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках математики, причем как в рамках конкретных изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления .Однако менее формальный формат внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для организации образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока . Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опрос и изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация . Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с содержанием других учебных предметов и образовательных областей . В данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает естественную

мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания.


Естественно-научная грамотность

Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA: «Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активну гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями .

Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

- научно объяснять явления;

- демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;

- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов» .

Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом . Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся .

Данная программа адресована учащимся 11 класса. В соответствии с учебным планом в 11 классе отводится 0.5 часа в неделю (всего -17 часов).



Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты.

Обучающиеся овладеют универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое. У обучающихся формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.

Метапредметные результаты:

  • способность находит и извлекать информацию из разных текстов

  • способность применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;

  • анализ и интеграция информации, полученной из текста;

  • учение интерпретировать и оценивать математические данные в рамках личностно важной ситуации;

  • умение оценивать форму и содержание текста в рамках метопредметного содержания;

  • умение интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте национальной и глобальной ситуации;

  • умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных, естественно-научных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания;

  • умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы и предлагать пути решения. Личностные результаты:

  • умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;

  • формирование собственной позиции по отношению к прочитанному;

  • умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических и естественно-научных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;

  • способность оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны. Система оценки планируемых результатов

Система оценки внеурочной деятельности обучающихся носит комплексный подход и

предусматривает оценку достижений обучающихся (портфолио) и оценку эффективности внеурочной деятельности лицея.

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит в трех формах: оценка результата, полученного группой обучающихся в рамках одного

направления;

  • индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио;

  • качественная и количественная оценка эффективности деятельности лицея по направлениям внеурочной деятельности, полученная на основании суммирования индивидуальных результатов учащихся и коллективных результатов групп обучающихся.

Представление коллективного результата, полученного группой обучающихся, в рамках одного направления может проводиться по окончании учебной четверти в форме творческой презентации.

Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится. Результативность освоения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия обучающихся в конкурсных мероприятиях, выполнения творческих работ, представления «Портфолио».




Содержание внеурочной деятельности, 11 класс


Название раздела

Содержание

Форма организации

Модуль «Основы финансовой грамотности»

Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?

Поисковые и научные исследования Диспут



Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды. Социальные выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные деньги.

Разбор заданий на платформе РЭШ. Видео-лекции,

мастер-классы, семинары, викторины

Образовательного Альянса

Южной Столицы «Сбер в пример»,

«Финансовая

грамотность»

Модуль

«Основы читательской грамотности»

Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. Критическая оценка степени достоверности, содержащейся в тексте информации. Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со

смешанным текстом. Составные тексты.

Поисковые и научные исследования Диспут

Разбор заданий на платформе РЭШ.

Модуль «Основы математической грамотности»

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Графы и их применение в

решении задач.

Поисковые и научные исследования Диспут

Разбор заданий на платформе РЭШ.

Модуль

«Основы

естественнонаучной грамотности»

Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение массы тел. Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной

системы. Царства живой природы.

Поисковые и научные исследования Диспут

Разбор заданий на платформе РЭШ.



Тематическое планирование, 11 класс


№ п/п


Название темы

Кол- во

Часов

Теория

.

Практи ка

Дата

план

факт

Модуль «Основы финансовой грамотности»



1

Удивительные факты и истории о деньгах.

1

1


07.09


2

Откуда берутся деньги? Виды доходов.

1

1


28.09


3

Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?

1

1


12.10


4

Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды.

1


1

19.10


5

Социальные выплаты: пенсии, пособия.

1


1

09.11



Модуль «Основы читательской грамотности»



6

Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания.

1


1

23.11


7

Образовательные ситуации в текстах. Критическая оценка степени достоверности, содержащейся в тексте информации.

1

1


07.12


8

Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи.

1


1

28.12


9

Работа со смешанным текстом. Составные тексты.

1


1

11.01


Модуль «Основы математической грамотности»



10

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние.

1

1


25.01


11

Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения

проблем.

1

0.5

0.5

08.02


12

Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части,

проценты, пропорция, движение, работа

1

0.5

0.5

22.02


13

Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары).

1

0.5

0.5

07.03


14

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.

1

0.5

0.5

21.03


Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»



15

Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. . Строение вещества.

1

1


11.04


16

Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение.

1


1

16.05


17

Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы.

1

1


23.05





Итого:


17

9


8




















Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия для учителя:

  • Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А. и др Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1 − М.: Просвещение, 2021.

  • Ковалева Г.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. и др. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021.

  • Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л., Половникова А.В. и др. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021.

  • Ковалева Г.С., Пентин А.Ю., Заграничная Н.А. и др. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021

. Российский учебник. Институт стратегии развития образования. [Электронный ресурс] https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2941962.pdf

Технические средства обучения: Интерактивная доска, ноутбук с колонками и

доступом к сети Интернет, принтер (при необходимости). Цифровые и электронные образовательные ресурсы:

  • Открытые on-line задания PISA https://fioco.ru/

  • Российская электронная школа https://resh.edu.ru/


Страница 2