
Пояснительная записка.
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме .Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения .
Для успешного функционирован в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения . Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействоватьс другими, действовать в ситуации неопределенности .
Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции .
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным на- правлениям функциональной грамотности .
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений .
Курс создает условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных .
Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению) .
Формы проведения занятий:
Программа реализуется в работе с обучающимися 11 классов . Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся ,сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик . Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей . В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности .
Методическим обеспечением курса являются задания разра ботанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg .resh .edu .ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv .instrao .ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media .prosv .ru/ func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность . Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу
Взаимосвязь с программой воспитания:
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания .
Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты . Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия .Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации .
Содержание курса:
Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональ ная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность,
финансовая грамотность, глобальные компетенции и креатив ное мышление .
Читательская грамотность
«Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»2 .
Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом . Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности . Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов
(сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте .
Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непрове ренной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения .
Математическая грамотность:
Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с учетом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся .
Функциональность математики определяется тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения . Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая
деятельность .Каждому человеку приходится выполнять расчеты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приемы геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях неопределенности и понимать вероятностный характер случайных событий . Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках математики, причем как в рамках конкретных изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления .Однако менее формальный формат внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для организации образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока . Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опрос и изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация . Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с содержанием других учебных предметов и образовательных областей . В данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает естественную
мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания.
Естественно-научная грамотность
Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA: «Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активну гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями .
Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
- научно объяснять явления;
- демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;
- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов» .
Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом . Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся .
Данная программа адресована учащимся 11 класса. В соответствии с учебным планом в 11 классе отводится 0.5 часа в неделю (всего -17 часов).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты.
Обучающиеся овладеют универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое. У обучающихся формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Метапредметные результаты:
способность находит и извлекать информацию из разных текстов
способность применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
анализ и интеграция информации, полученной из текста;
учение интерпретировать и оценивать математические данные в рамках личностно важной ситуации;
умение оценивать форму и содержание текста в рамках метопредметного содержания;
умение интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте национальной и глобальной ситуации;
умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных, естественно-научных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания;
умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы и предлагать пути решения. Личностные результаты:
умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;
формирование собственной позиции по отношению к прочитанному;
умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических и естественно-научных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;
способность оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны. Система оценки планируемых результатов
Система оценки внеурочной деятельности обучающихся носит комплексный подход и
предусматривает оценку достижений обучающихся (портфолио) и оценку эффективности внеурочной деятельности лицея.
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит в трех формах: оценка результата, полученного группой обучающихся в рамках одного
направления;
индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио;
качественная и количественная оценка эффективности деятельности лицея по направлениям внеурочной деятельности, полученная на основании суммирования индивидуальных результатов учащихся и коллективных результатов групп обучающихся.
Представление коллективного результата, полученного группой обучающихся, в рамках одного направления может проводиться по окончании учебной четверти в форме творческой презентации.
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится. Результативность освоения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия обучающихся в конкурсных мероприятиях, выполнения творческих работ, представления «Портфолио».
Содержание внеурочной деятельности, 11 класс
Название раздела | Содержание | Форма организации |
Модуль «Основы финансовой грамотности» | Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? | Поисковые и научные исследования Диспут |
| Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды. Социальные выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные деньги. | Разбор заданий на платформе РЭШ. Видео-лекции, мастер-классы, семинары, викторины Образовательного Альянса Южной Столицы «Сбер в пример», «Финансовая грамотность» |
Модуль «Основы читательской грамотности» | Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. Критическая оценка степени достоверности, содержащейся в тексте информации. Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Составные тексты. | Поисковые и научные исследования Диспут Разбор заданий на платформе РЭШ. |
Модуль «Основы математической грамотности» | Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Графы и их применение в решении задач. | Поисковые и научные исследования Диспут Разбор заданий на платформе РЭШ. |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» | Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение массы тел. Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы. Царства живой природы. | Поисковые и научные исследования Диспут Разбор заданий на платформе РЭШ. |
Тематическое планирование, 11 класс
№ п/п | Название темы | Кол- во Часов | Теория . | Практи ка | Дата |
план | факт |
Модуль «Основы финансовой грамотности» | | |
1 | Удивительные факты и истории о деньгах. | 1 | 1 | | 07.09 | |
2 | Откуда берутся деньги? Виды доходов. | 1 | 1 | | 28.09 | |
3 | Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? | 1 | 1 | | 12.10 | |
4 | Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды. | 1 | | 1 | 19.10 | |
5 | Социальные выплаты: пенсии, пособия. | 1 | | 1 | 09.11 | |
Модуль «Основы читательской грамотности» | | |
6 | Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. | 1 | | 1 | 23.11 | |
7 | Образовательные ситуации в текстах. Критическая оценка степени достоверности, содержащейся в тексте информации. | 1 | 1 | | 07.12 | |
8 | Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. | 1 | | 1 | 28.12 | |
9 | Работа со смешанным текстом. Составные тексты. | 1 | | 1 | 11.01 | |
Модуль «Основы математической грамотности» | | |
10 | Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. | 1 | 1 | | 25.01 | |
11 | Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. | 1 | 0.5 | 0.5 | 08.02 | |
12 | Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа | 1 | 0.5 | 0.5 | 22.02 | |
13 | Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). | 1 | 0.5 | 0.5 | 07.03 | |
14 | Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. | 1 | 0.5 | 0.5 | 21.03 | |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» | | |
15 | Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. . Строение вещества. | 1 | 1 | | 11.04 | |
16 | Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. | 1 | | 1 | 16.05 | |
17 | Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы. | 1 | 1 | | 23.05 | |
| Итого: | 17 | 9 | 8 | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия для учителя:
Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А. и др Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1 − М.: Просвещение, 2021.
Ковалева Г.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. и др. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021.
Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л., Половникова А.В. и др. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021.
Ковалева Г.С., Пентин А.Ю., Заграничная Н.А. и др. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021
. Российский учебник. Институт стратегии развития образования. [Электронный ресурс] https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2941962.pdf
Технические средства обучения: Интерактивная доска, ноутбук с колонками и
доступом к сети Интернет, принтер (при необходимости). Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
Открытые on-line задания PISA https://fioco.ru/
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/