Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чувашско Сайманская начальная школа
муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО _____ Юсупова Р.Р. Протокол №1 от 30.08.2022г | | Утверждаю И.о. директора___БатюкМ.П Приказ № 73 от 30.08.2022г |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности «История и культура родного края» Классы: 2-4 Уровень общего образования: начальное общее
Учитель: Матькова В.П.
Срок реализации программы: 2022 -2023 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 33 часа в год; 1 час в неделю
Рабочую программу составила: __________(Матькова В.П.)
Подпись расшифровка подписи
1.Планируемые результаты реализации программы
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
• эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой родного края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
• различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
• оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
• выражать речь в устной и письменной форме;
• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
2. Содержание программы. Раздел 1. Введение. «С чего начинается Родина» Вводное занятие, ознакомление с программой. Работа над понятиями «Родина», «Отечество», «край», «история», «культура». Раздел 2. «Мой край – частица России» Ульяновская область-субъект РФ: географическое положение, размеры территории, население, органы власти. Знакомство с символикой Ульяновской области. Муниципальные районы Ульяновской области. Николаевский район: географическое положение, размеры территории, население, органы власти. Знакомство с символикой Николаевского района. Поспеловское сельское поселение. Географическое положение, размеры территории, население, органы власти. Знакомство с символикой Поспеловского сельского поселения. Раздел 3. «Мое село – частица моего края» Знакомство с историями сел, входящими в состав Поспеловского сельского поселения. Поиск информации об истории сел Эзекеево, Поспеловка, Кочкарлей, Чувашский и Татарский Сайман. Структура проектной работы. Выбор тем проектной работы: «Родное село: прошлое и настоящее», «Известные люди моего села», «Культурная жизнь моего села», «Легенды и сказания сел». Защита проектов. Раздел 4. «Наш край в годы Великой Отечественной войны» Знакомство с подвигами земляков, защищавших родной край в суровые годы войны. Поиск информации об односельчанах – защитниках Родины, о тружениках тыла, о детях войны. Подготовка сообщений. Оформление стендов «Герои земли Николаевской», «Бессмертный полк», «Труженики тыла», «Дети войны». Раздел 5. «История школы в моем селе» Знакомство с историями школ. Поиск информации об истории школ в селах Поспеловка, Эзекеево, Чувашский Сайман, Татарский Сайман. Оформление материалов в виде фотоальбомов, презентаций по выбору : «Как учились наши деды», «Учителя –фронтовики», «Первая учительница», «Знаменитые выпускники». Раздел 6. «История моей семьи в истории малой родины» Знакомство с понятиями «семья», «род», «родословная», «поколение», «потомки», «предки». Семейные документы как источник исторической информации. Работа над изучением информации и материалов из истории семьи. Работа над проектом «Моя родословная – мои родные». Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…». на лучший рассказ по сюжету старой фотографии из семейного альбома, связанного с историей Родины (малой родины). Раздел 7. «Народы моего края» Знакомство с информацией о народах, проживающих на территории Ульяновской области: численность, национальная одежда, национальная еда, традиции, обычаи, фольклор. Защита проекта «Я представитель …(русского,чувашского, татарского) народа». Проведение викторины «Знай и люби свой край». Подготовка литературно-музыкальной композиции. Проведение общешкольного праздника «Дружба, скрепленная веками». Учебно-тематический план № | Тема раздела | Кол-во часов | | | 1 | Введение. «С чего начинается Родина» С чего начинается РРодинаРодина. История и культура | 1 | 2 | «Мой край – частица России» | 3 | 3 | «Мое село – частица моего края» | 4 | 4 | «Наш край в годы Великой Отечественной войны» ООООтечественной войны» | 5 | 5 | «История школы в моем селе» | 5 | 6 | «История моей семьи в истории малой родины» | 6 | 7 | «Народы моего края» Рос РРоссия. | 9 | | Всего | 33 | Календарно-тематическое планирование № | Раздел и тема | Кол-во часов | Дата | По плану | Фактически | I. | С чего начинается Родина | 1 | | | 1 | Введение. С чего начинается Родина | 1 | | | II. | Мой край –частица России | 3 | | | 2 | Ульяновская область – частица России. | 1 | | | 3 | Николаевский район – частица Ульяновской области | 1 | | | 4 | Поспеловское сельское поселение- частица Николаевского района. | 1 | | | III. | Мое село- частица моего края. | 4 | | | 5-8 | Проектная деятельность «Из истории моего села» : «Родное село: прошлое и настоящее» «Известные люди моего села» «Культурная жизнь села» «Легенды и сказания сел» | 4 | | | IV. | Наш край в годы Великой Отечественной войны. | 5 | | | 9-13 | «Наши односельчане- защитники Родины» «Книга Памяти», «Солдаты Победы», «Солдаты трудового фронта», «Детство, опаленное войной» | 5 | | | V. | История школы в моем селе | 5 | | | 14-17 | Проектная деятельность: «Из истории школы в моем селе»: «Как учились наши деды» «Учителя –фронтовики» «Первая учительница» «Знаменитые выпускники» | 4 | | | 18 | Оформление материала о родной школе | 1 | | | VI. | История моей семьи в истории малой родины | 6 | | | 19-20 | Проект «Моя родословная- мои родные» | 2 | | | 21-22 | Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…» | 2 | | | 23-24 | Семейные документы-как источник исторической информации | 2 | | | VII. | Народы моего края | 9 | | | 25-27 | Народы, проживающие на территории Ульяновской области. | 3 | | | 28-30 | Проектная работа «Я представитель …(своего) народа» | 3 | | | 31 | Викторина «Знай и люби свой край» | 1 | | | 32-33 | Фольклорный праздник «Дружба, скрепленная веками» | 2 | | | |