Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №17 имени Героя Российской Федерации А.Б. Буханова»
Рассмотрено Руководитель МО учителей предметов ЕМЦ ________/Базерова О.Г./ Протокол№1 от «___» 2024 г. | Согласовано Заместитель директора МБОУ «СШ №17 им. Героя Российской Федерации А.Б.Буханова» ________/Савина О.Э./ « » 2024 г. | Утверждаю Директор МБОУ «СШ №17 им. Героя Российской Федерации А.Б.Буханова» ________/Балыкина В.Д./ « » 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
направление: общеинтеллектуальное
«Решение текстовых задач»
7 класс
на 2024/2025 учебный год
Смоленск
2024
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по математике «Решение текстовых задач» разработана на основе Федерального государственного стандарта и ООП ООО МБОУ «СШ № 17 им. Героя Российской Федерации А.Б.Буханова».
Программа курса «Решение текстовых задач» предназначена для внеурочной работы и рассчитана на обучающихся 7-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения проведение такого курса способствует самоопределению обучающихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.
Данный курс развивает познавательную активность, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем автономном обучении, а также интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны получить навыки применения теоретического материала при решении практических задач, приобрести стабильность и уверенность при выполнении алгебраических преобразований и математических вычислений, усвоить приёмы быстрого и рационального счёта.
Предлагаемый материал в курсе «Решение текстовых задач» не дублирует содержание предмета 7 класса, является обобщением ранее приобретённых программных знаний, способствует стабильному овладению стандартными методами решения практических задач. При решении задач очевидны метапредметные связи с химией, физикой, экономикой, географией, что позволяет повысить мотивацию к изучению предмета.
Цель курса:
1) выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях знаний для дальнейшей поддержки их таланта;
2) всестороннее развитие познавательных способностей и организация досуга интеллектуально одаренных учащихся школы;
3) развитие устойчивого интереса обучающихся к изучению математики;
4) применение математических знаний в искусстве, архитектуре, экономике, музыке, банковском деле и других областях;
5) развитие культуры математических вычислений и стабильности в преобразовании алгебраических выражений;
6) расширение кругозора.
Задачи курса:
1) активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития;
2) развитие общих интеллектуальных способностей учащихся (умение анализировать, синтезировать, классифицировать, рефлексировать);
3) развитие абстрактного мышления (способность построения задач, моделирование);
4) развитие творческой активности учащихся;
5) совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях знаний.
Основные формы работы в рамках программы курса «Решение текстовых задач» – практикумы, исследования, консультации, работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа.
Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.
Общая характеристика курса
Курс «Решение текстовых задач» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Общая характеристика курса является вариативной, комплексной, разноуровневой, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
Место курса внеурочной деятельности
Продолжительность курса внеурочной деятельности «Решение текстовых задач» 7 класс 1 год, 34 часа, из расчёта – 1 час в неделю.
II. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса внеурочной деятельности
В процессе прохождения программы курса внеурочной деятельности «Решение текстовых задач» должны быть достигнуты следующие результаты:
Личностные:
1) осознание возможностей и роли математики в познании и описании ситуаций окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры;
2) способность к эмоциональному восприятию рассуждений, восприятию рассматриваемых проблем и решению задач;
3) осознание того, как математические процессы описывают реальные события и зависимости, умение приводить примеры;
4) осознание вероятностного характера многих закономерностей окружающего мира.
Метапредметные:
1) умения видеть математическую задачу в несложной реальной ситуации;
2) умение видеть различные способы решения задач, осознанно выбирать способ решения;
3) умение находить ответы на поставленные вопросы, работать с математическим текстом, выделять смысловые фрагменты;
4) умение планировать свою деятельность;
5) умение проводить аналогию математической задачи и реальной ситуации, распознавать верные и неверные утверждения, опровергать неверные утверждения.
Предметные:
1) формирование представлений о математике как о части общечеловеческой культуры, форме описания и особого метода познания действительности;
2) формирование представления об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать реальные процессы;
3) развитие умений работать с учебным математическим текстом, грамотно выражать свои мысли;
4) формирование представлений о системе функциональных понятий, функциональном языке и символике; развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных задач;
5) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и способах их изучения. Развитие умения извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать числовые данные, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
6) развитие умений применять изученные понятия для решения задач практического содержания и задач смежных дисциплин.
III. Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Наглядная математика (7ч)
Задачи, связанные с применением диаграмм в различных сферах деятельности. Различные способы решения практических задач, представленных таблицами. Составление задач, используя практический опыт.
Раздел 2. Решение задач практического характера (7ч)
Задачи на доли и части. Применение процентов при решении задач на выбор оптимального тарифа, о распродажах, штрафах и голосовании, банковских кредитов.
Раздел 3. Математика в химии и физике (15ч)
Концентрация вещества, процентное содержание. Допущения, используемые при решении задач данного типа. Задачи на совместное движение в разных направлениях, движение по кругу. Наглядная иллюстрация содержания отдельных задач практической направленности. Решение одной задачи разными способами: математическими методами и методами, применяемыми в физике и химии.
Раздел 4. Нестандартные способы решения текстовых задач. Решение старинных задач (5 ч). Нестандартные способы решения обычных «стандартных» задач и задач олимпиадной и конкурсной тематики, специальные приемы их решения: переформулировка задачи, использование «лишних» неизвестных, делимости, решение задач в общем виде (когда все или некоторые значения величин в условии обозначены буквой).
История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
IV.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
Для изучения курса должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Подборка дидактического раздаточного материала к каждому занятию.
Подборка ЦОР.
библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Воробьева А.А. « Нестандартные способы решения задач». М.: Просвещение, 2002г.
Иванов А.И. « Реальная математика». Сборник задач. М.: Просвещение,2010г.
Шевкин А.В. Текстовые задачи:7-11 классы.
Гамбарин В.Г., Зубарева И.И. Сборник упражнений по математике.7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. 2015г.
Учебные пособия по математике. Материалы КИМов ОГЭ.
Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7-8 класс/под ред. Ф.Ф.Лысенко. Ростов – на – Дону: Легион, 2018.
Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра: Учеб. для 7-9 кл. сред.шк./ под ред.Теляковского. С.А..-М.: Просвещение, 2023.
Мордкович А.Г. Алгебра: учеб. для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2020.
Интернет-ресурсы:
Григорьев, Д. В. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов: http://www.tiuu.ru/content/pages/228.htm
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: www.school-collection.edu.ru
Математика : учеб.-метод. газ. – М. : ИД «Первое сентября», 2014-2024: http://mat.1september.ru
Методики игровой педагогики: http://summercamp.ru
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
V. Календарно – тематическое планирование по курсу
внеурочной деятельности
7 класс (34ч)
№ п\п | Тема учебного занятия | Дата |
По плану | По факту |
Наглядная математика (7ч) |
1 | Столбчатые и круговые диаграммы. Решение задач | | |
2 | Столбчатые и круговые диаграммы. Решение задач | | |
3 | Реальные числовые данные. Анализ таблиц | | |
4 | Реальные числовые данные. Анализ таблиц | | |
5 | Задачи и оптимальный выбор | | |
6 | Различные способы решения практических задач, представленных таблицами | | |
7 | Различные способы решения практических задач, представленных таблицами. | | |
Решение задач практического характера (7ч) |
8 | Задачи на доли и части | | |
9 | Задачи на доли и части | | |
10 | Задачи на проценты. Нахождение процента от числа | | |
11 | Задачи на проценты. Нахождение числа по его проценту | | |
12 | Задачи на проценты. Нахождение числа по его проценту | | |
13 | Задачи на проценты. Сколько процентов одно число составляет от другого | | |
14 | Задачи на проценты. Сколько процентов одно число составляет от другого | | |
Математика в химии и физике (15 ч) |
15 | Задачи на смеси, сплавы | | |
16 | Задачи на смеси, сплавы и растворы | | |
17 | Задачи на смеси, сплавы и растворы | | |
18 | Задачи на работу | | |
19 | Задачи на работу | | |
20 | Задачи на движение по прямой (навстречу и вдогонку) | | |
21 | Задачи на движение по прямой (навстречу и вдогонку) | | |
22 | Задачи на движение протяженных тел | | |
23 | Задачи на движение протяженных тел | | |
24 | Задачи на движение по воде | | |
25 | Задачи на движение по воде | | |
26 | Задачи на среднюю скорость | | |
27 | Движение по окружности | | |
28 | Движение по окружности | | |
29 | Промежуточная аттестация. Дидактическая игра | | |
Нестандартные способы решения текстовых задач. Решение старинных задач (5 ч) |
30 | Нестандартные способы решения текстовых задач | | |
31 | Нестандартные способы решения текстовых задач | | |
32 | Решение старинных задач | | |
33 | Решение старинных задач | | |
34 | Обобщающее итоговое занятие | | |