Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
Класс: 1
Автор составитель:
Суханова Юлия Анатольевна
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
2020 г.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
● Учащийся научится:
- сравнивать предметы по заданному свойству;
- определять целое и часть;
- устанавливать общие признаки;
- находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
- определять последовательность действий;
- находить истинные и ложные высказывания;
- наделять предметы новыми свойствами;
- распознавать виды текстов;
- редактировать тексты;
- работать со словарями;
- применять правила сравнения;
- переносить свойства с одних предметов на другие;
- определять волшебные слова: слова – выражения просьбы, благодарности, извинения, слова – выражения приветствия, прощания; понятие слово, толковый словарь; однозначные и многозначные слова;
- задавать вопросы.
● Учащийся получит возможность научиться:
- развивать доброжелательность и отзывчивость;
- развивать способность вступать в общение с целью быть понятым;
- находить закономерность в числах, фигурах и словах;
- строить причинно-следственные цепочки;
- упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
- находить ошибки в построении определений;
- делать умозаключения;
- писать творческие изложения с языковым разбором;
- выделять фразеологизмы.
- выделять свойства предметов;
- обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
- сопоставлять части и целое для предметов и действий;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- приводить примеры истинных и ложных высказываний;
- приводить примеры отрицаний;
- проводить аналогию между разными предметами;
- выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
- рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
Содержание курса внеурочной деятельности
При построении программы используются задачи и задания разной сложности, направленные на развитие познавательных процессов.
Развитие внимания.
Развитие произвольного внимания, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Формирование умения целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь. Решение двух-трехходовых задач. Лабиринты.
Развитие памяти.
Развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Осмысление учебных терминов и определений. Увеличение объема зрительного и слухового запоминания, развитие смысловой памяти, восприятия и наблюдательности. Рациональное использование сил и времени.
Развитие и совершенствование воображения.
Дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения. Выбор фигуры нужной формы для восстановления целого. Вычерчивание уникальных фигур. Выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации. Деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных. Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов. Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета.
Развитие мышления.
Сравнение различных объектов. Простые виды анализа и синтеза, установление связи между понятиями, комбинирование и планирование. Формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями.
Свойства, признаки и составные части предметов.
Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов. Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах. Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.
Действия предметов.
Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части. Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.
Элементы логики.
Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и». Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения. Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания. Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно-следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.
Сравнение.
Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию. Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения. Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры. Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.
Комбинаторика.
Хаотичный и систематический перебор вариантов. Перестановки. Размещения. Сочетания. Решение задач с помощью таблиц и графов.
Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями.
Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям. Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.
Развитие речи.
Конструирование образного выражения. Типы текстов. Знакомство со словарями. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение.
Развитие аналитических способностей.
Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.
Практический материал.
Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры. Интеллектуальные викторины. Задачи-смекалки. Житейские задачи.
Формы организации деятельности
Работа проводится в форме внеурочных занятий.
Занятия состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть включает в себя мозговую гимнастику, разминку и мозговой штурм.
В основной части занятий обучающиеся знакомятся с определенным видом нестандартных задач, анализируют их, коллективно обсуждают решения задач.
Заключительная часть занятия используется для подведения итогов, рефлексии.
Наряду с традиционными занятиями используются нетрадиционные формы проведения занятий: интеллектуальные игры, занятие-путешествие, занятие-турнир, занятие-конкурс, занятие – тестирование.
Виды деятельности
Игровая, познавательная, практическая, творческая.
Тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Количество часов |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант. | 1 |
2 | Развитие концентрации внимания. Графический диктант. | 1 |
3 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 |
4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 |
5 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 |
6 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 |
7 | Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 |
8 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 |
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 |
10 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 |
11 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 |
12 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 |
13 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 |
14 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 |
15 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 |
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графические диктанты. | 1 |
17 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 |
18 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 |
19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 |
20 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 |
21 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 |
22 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 |
23 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 |
24 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 |
25 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 |
26 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 |
27 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 |
28 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 |
29 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графические диктанты. | 1 |
30 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 |
31 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 |
32 | Промежуточная аттестация: тестирование. | 1 |
33 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 |