Программа курса внеурочной деятельности для 6 класса «Навыки жизни» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.
Данная программа позволяет учащимся адаптироваться к средней школе, повысить самоценность личности, научиться разрешать конфликтные ситуации, проблемы взросления, толерантности.
Основная цель курса внеурочной деятельности: создание среды психологической безопасности, развитие умения выстроить доверительные отношения с людьми, закрепление и развитие основных жизненных умений, приобретенные в начальной школе.
Задачи курса:
создать в рамках образовательного учреждения психологически безопасное место, где чувства и потребности ребенка будут иметь первостепенное значение;
дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;
создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;
создать условия для развитие навыков разрешения конфликтов;
передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.
Новизна программы «Навыки жизни» заключается в том, что она посвящена не столько навыкам, сколько тому, как устроена жизнь. Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В ходе реализации программы, создаются условия, которые помогут младшим подросткам адаптироваться к миру, лучше узнать и понять себя, освоить жизненные навыки и социальные умения.
Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО.
Личностные результаты освоения курса:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию;
- формирование умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи;
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
Метапредметные результаты освоения курса:
Регулятивные УУД:
- формирование представлений о жизни как части общечеловеческой культуры, о значимости человека в развитии цивилизации и современного общества.
Познавательные УУД:
- умения осуществлять контроль по образцу и вносить коррективы;
- умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и выводы;
- умения понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, схемы);
- умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных задач.
Коммуникативные УУД:
- развития способности организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Предметные результаты освоения курса:
В ходе реализация курса внеурочной деятельности «Жизненные навыки» обучающийся научится:
способам решения своих проблем;
приемам концентрации внимания;
решать поставленные задачи;
правильно употреблять полученные знания;
самостоятельно принимать решения, делать выводы.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения задач.
Содержание курса
Тема 1. Мои друзья. (7 занятий). В рамках этой темы ставятся задачи создание атмосферы психологической безопасности, получение нового эмоционального опыта, связанного с переживанием отношений, т.к. дружба, друзья, играют в жизни 12 - летнего подростка огромную роль. Именно в этом возрасте появляется «лучший друг» («лучшая подруга»), появляется первый опыт близких отношений со сверстниками, который может быть очень разным: от доверия, чувства защищенности до ревности, обиды, одиночества…
Тема 2. Я – взрослый? (10 занятий). Эта тема весьма актуальна для подростков. Цель занятий – актуализировать представления подростков о мире взрослых, дать возможность попробовать себя в роли взрослого, актуализировать образ желаемого будущего, познакомить с понятием «ответственность». Важно научиться анализировать собственный стиль принятия решения и нести ответственность за него.
Тема 3. Наши сильные чувства. (8 занятий). Подростковый возраст отличается особой чувствительностью, когда эмоции буквально «хлещут через край», родители и педагоги вздыхают: «Этот подростковый кризис!». За этим «кризисным» поведением стоят эмоции и чувства, которые подростку не удается ни сдержать, ни выразить не обидным для других способом. Цель: создать условия для обращения подростков к собственном миру чувств, осознание важности всех чувств без исключения, обучить способам их безопасного выражения.
Тема 4. Кто я? (10 занятий) Важной стороной личности подростка в этот период является стремление к самопознанию. В теме много уделяется работе с метафорами образа Я, вооружаем их инструментарием для самопознания своего уникального внутреннего мира. Цель: дать возможность почувствовать особенности своей личности, получить новый эмоциональный опыт обращения к своему внутреннему миру.
Формы занятий
Занятия учебных групп проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
- практико-ориентированные учебные занятия;
- творческие мастерские;
- тематические конкурсы, игры, выставки.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (обучающемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная.
Основные виды деятельности учащихся
-решение психологических задач;
-оформление стенгазет;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с деятельностью человека;
-проектная деятельность;
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах, творческие работы.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
Тема 1. Мои друзья |
1 | Начинаем говорить о друзьях | 1 |
2 | Отношения в паре | 1 |
3 | Понимаем друг друга | 1 |
4 | Третий лишний? | 1 |
5 | Обида | 1 |
6 | Я один, но я не одинок. Ресурс одиночества | 1 |
7 | Здорово быть друзьями! | 1 |
Тема 2. Я – взрослый? |
8 | Мир взрослых | 1 |
9 | Ярмарка | 1 |
10 | Деньги во взрослом мире | 1 |
11 | Мой взрослый мир | 1 |
12 | Моё место в разных мирах: детей, подростков, взрослых | 1 |
13 | Моё место в разных мирах: детей, подростков, взрослых | 1 |
14 | Взрослые роли | 1 |
15 | Я в ответе за своё будущее | 1 |
16 | Ответственность и принятие решений | 1 |
17 | Осознание своих предпочтений | 1 |
Тема3. Наши сильные чувства |
18 | Зачем нам чувства? | 1 |
19 | Как я выражаю свои чувства? | 1 |
20 | Способы выражения чувств | 1 |
21 | Способы выражения чувств | 1 |
22 | Ресурсы тревоги | 1 |
23 | Наши страхи | 1 |
24 | Печаль | 1 |
25 | Радость | 1 |
Тема 4. Кто я? |
26 | Какой бывает характер? | 1 |
27 | Какой я? | 1 |
28 | Какой я? | 1 |
29 | Я настоящий, Я идеальный, Я глазами других | 1 |
30 | Моё имя и мой характер | 1 |
31 | Я глазами других. Мои ресурсы | 1 |
32 | Метафоры моего характера | 1 |
33 | Учимся ценить себя | 1 |
34 | Итоговое занятие по курсу | 1 |
35 | Собираем «Чемодан» | 1 |
| Итого | 35 часов |
4