СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КУРСОВАЯ РАБОТА «Организация работы над текстом на уроках русского языка как средство формирования познавательного интереса»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы по русскому языку на тему " Организация работы над текстом на уроках русского языка как средство формирования познавательного интереса"

Просмотр содержимого документа
«КУРСОВАЯ РАБОТА «Организация работы над текстом на уроках русского языка как средство формирования познавательного интереса»»


Комитет образования и науки Волгоградской области

Государственное автономное

учреждение дополнительного профессионального образования

«Волгоградская государственная академия последипломного образования»

(ГАУ ДПО «ВГАПО»)



Кафедра дошкольного и начального общего образования









КУРСОВАЯ РАБОТА


«Организация работы над текстом на уроках русского языка как средство формирования познавательного интереса»










Выполнил: слушатель курсов № 313-4

учитель начальных классов

МКОУ «Валуевская СШ» Старополтавского района

Гаврилятова Ольга Николаевна

Проверил:д.п.н., профессор,

Николаева Марина Владимировна








Волгоград – 2017 год




Содержание

Введение.


Глава I. Теоретические аспекты формирования организации работы над текстом на уроках русского языка как средство формирования познавательного интереса.


  1. Актуальность…………………………………………………....с.3

  2. Цель и задачи исследования……………………………………с.4

  3. Практическая значимость исследования………………………с.5


Глава II. Описание педагогического опыта.

Тема: «Организация работы над текстом на уроках русского языка как средство формирования познавательного интереса»................................с.11- 27


Заключение………………………………………………………..с. 28


Список литературы……………………………………………….с. 29













Введение.


  1. Актуальность

Познавательный интерес мотивирует ребенка на учебную деятельность. Всякая деятельность отвечает какой-то потребности человека. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека неудовлетворенности. К числу ведущих потребностей личности в учебном процессе, согласно мнению Б.Т. Лихачева, относятся познавательный интерес и любознательность, перерастающие в глубокую потребность в знаниях, в практическом их применении; потребность в творческом освоении учебного материала. Еще педагоги-классики, такие как Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др. утверждали, что учитель должен сформировать новый тип общения с учениками, который способствовал бы познавательной активности, развитию трудолюбия, самостоятельности, интереса к окружающему мир. В условиях обычного школьного обучения у большинства учащихся учебно-познавательные мотивы находятся на низком уровне. Теоретический курс русского языка достаточно труден, поэтому часто не интересен, не привлекателен для младшего школьника, что отражается на его учебной деятельности по усвоению данного предмета, поэтому необходимо использование на уроках русского языка дополнительных средств, способствующих возникновению познавательного интереса у младшего школьника. Это и подтверждает актуальность выбора моей темы исследования: «Организации работы над текстом на уроках русского языка как средство формирования познавательного интереса младших школьников».








  1. Цель исследования:

разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка.

3. Задачи исследования:

1.Проанализировать научную и методическую литературу;
        2. Раскрыть понятие познавательный интерес;
        3. Выявить особенности развития познавательного интереса у учащихся;
        4. Раскрыть содержание понятия занимательный материал;
        5.Подобрать материал в соответствии с содержанием предмета на уроках русского языка в средней школе;
        6. Установить зависимость между использованием материала на уроках русского языка и развитием познавательного интереса у учащихся.

Объект исследования:

развитие познавательного интереса у школьника на уроках русского языка.


 Предмет исследования: занимательный материал как средство развития познавательного интереса у школьника на уроках русского языка.


Гипотеза исследования:

предполагаю, что использование занимательных средств способствует развитию познавательного интереса у школьников  на уроках русского языка.
Такой подход к проблеме предполагает использование следующих методов:


а)теоретические:
-анализ и синтез научной и методической литературы;
б)практические:
-наблюдение;
-использование увлекательного материала на уроках.


4.Практическая значимость исследования.

Практическая значимость состоит в том, что разработана система заданий, направленная на развитие познавательного интереса у школьника на уроках русского языка. Данная работа может быть полезна методистам, учителям русского языка. Опыт может быть использован в любом образовательном учреждении, приемлем для всех действующих образовательных учебно-методических комплектов (УМК).
























Глава I.

Теоретические аспекты организации работы над текстом на уроках русского языка как средство формирования познавательного интереса.

1.Содержание понятия познавательный интерес, развитие познавательного интереса.

В Педагогическом словаре дается следующее определение понятия "познавательный интерес" - это "стремление к знаниям, возникающее из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности. Имеет своим физиологическим механизмом ориентировочный или исследовательский рефлексы" Многие методисты и психологи считают, что у учащихся познавательный интерес является одним из наиболее значительных мотивов учения. Им они чаще всего объясняют свое отношение к учебному предмету или виду деятельности ("Люблю арифметику потому, что интересно решать задачи..."). Источниками возникновения познавательного интереса у детей являются книги, техника, личные наблюдения, учебные занятия, труд, требующий применения знаний, внеклассная работа. Решающая роль принадлежит обучению в его сочетании с трудом.

В процессе учебной работы учитель использует разнообразные средства формирования и укрепления познавательного интереса:

а) вдумчиво отбирает новые факты, малоизвестные сведения, вызывая непосредственный интерес учащихся к разным явлениям жизни;

б) помогает осмыслить, перестроить, уточнить житейские представления школьников под влиянием научных объяснений, в результате чего появляется интерес к науке и технике;

в) развивает умственную активность детей, включает их в самостоятельные поиски решения поставленных задач, помогая при этом преодолевать трудности и содействуя эмоциональному подъему;

г) вооружает учащихся необходимыми умениями, помогает оперировать знаниями, творчески использовать их для решения практических вопросов и получения новых знаний;

д) дает возможность школьникам наблюдать за степенью своего продвижения; подводит их к пониманию собственного роста, что вызывает радость познания;

е) стремится обеспечить успех в деятельности каждого ученика;

ж) способствует включению учащихся в активную, трудовую деятельность.

У учащихся одного и того же класса познавательный интерес часто проявляется по-разному. Ученые выделяют три уровня познавательного интереса. "Элементарным уровнем принято считать открытый непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой на уроке". Более высоким уровнем считается интерес к познанию существенных свойств предметов и явлений. Этот уровень требует поиска, оперирует имеющимися знаниями, догадками. Наиболее высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, выявлению закономерностей, установлению общих принципов явлений, действующих в разных условиях. Опытный учитель всегда может установить, на каком уровне находится познавательный интерес каждого ученика. Уровень познавательного интереса зависит от характера деятельности, к которой стремится ученик. Ведя от одного вида деятельности к другому, учитель развивает познавательный интерес школьника. По мнению методистов и психологов, "интерес" – это "такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке". Развитие познавательного интереса – это процесс закономерного изменения личности в результате его стремления к знанию, активного отношения к предметам и явлениям действительности.

Большое значение ученые уделяют интересу в обучении. Интерес в обучении - это активное познавательное отношение учащихся к учению и труду, его воспитание и методическое использование. У младших школьников еще нет определившихся интересов к содержанию учебной работы - их больше привлекает самый процесс занятий. В дальнейшем интересы учащихся дифференцируются, все больше осмысливается предметное содержание обучения, складываются длительные и устойчивые познавательные интересы. Воспитательная работа школы в этом отношении заключается главным образом в создании у учащихся потребности в знаниях. Для этого применяются разнообразные средства активизации обучения, даются задания, требующие самостоятельности и умственного напряжения, мобилизации воли, творческого отношения к делу. Выполнение таких заданий вызывает глубокое удовлетворение учащихся своей деятельностью . Раскрытие перед учащимися смысла и значения изучаемого материала, тесная связь обучения с жизнью, практикой социалистического строительства, использование прошлого опыта и ранее усвоенных знаний, подведение к осознанию целостной системы знаний, поощрение проявляющихся склонностей в учении и труде - все это формирует интерес в обучении и превращает его в важный стимул учебной деятельности учащихся . Дети проявляют интерес, прежде всего к тем учебным предметам, по которым они хорошо успевают. Избирательное отношение к той или иной школьной дисциплине, дифференциация интересов свойственны больше третьеклассникам, да и то далеко не всем. Причем следует отметить, что в предпочтении того или иного предмета ученики "невольно" следуют за своим учителем, который нередко отдает симпатии какой-либо области знания. Другой особенностью интересов в этом возрасте оказывается их неустойчивость, способность легко переключаться с одних предметов на другие. Эмоциональная неустойчивость учащихся начальных классов делает их недостаточно способными на длительные усилия. Они легко отвлекаются, если цель слишком далека, а ее достижение требует постановки ряда промежуточных задач. Поэтому лучше всего удаются младшим школьникам небольшие дела . Ученые отмечают также поверхность интересов младших школьников в частности учеников 1-2 классов. Их привлекают главным образом внешние факты, особенно яркие, необычные. Стремление углубиться в сущность предмета, интерес к его закономерностям наступает позднее, в 3-4 классах. Вот почему процесс обучения младших школьников опирается, прежде всего, на их интерес к знанию вообще, на стремление узнать новое . "Интуитивное принятие ребенком ценности самого знания, - замечает В.В. Давыдов, - необходимо поддерживать и развивать с первых шагов школьного обучения, но уже путем демонстрации неожиданных, заманчивых и интересных проявлений самого предмета математики, грамматики и других дисциплин. Это позволяет формировать у детей подлинные, познавательные интересы как основу учебной деятельности".

Таким образом, познавательный интерес - это стремление к знаниям, к чему-то новому, незнакомому. Именно с помощью познавательного интереса у детей формируется любовь к труду, технике, учебным занятиям, чтению книг и другим.

  1. Организация работы с текстом.

«Труд читателя,  по мнению В.Г. Маранцмана,  измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться». Это  есть путь от читательских впечатлений  к автору произведения, к созданию собственного текста. Правильно организовать этот путь помогут активные формы обучения, где увеличена степень самостоятельности учащихся и развиваются творческие способности каждого ученика. Но, как подчёркивает О.Н.Лёвушкина, «решение новых, актуальных задач, стоящих перед современным учителем русского языка, требует новых форм работы с текстом».

Теоретическая основа обучения работе с текстом.

Теоретическую основу обучения работе с текстом составляют три группы понятий:

  • Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация, способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);

  • Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;

  • Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности (описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т. д.).

Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная. По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют чтение поисково-просмотровое, ознакомительное и изучающее (смысловое). Учащихся необходимо учить навыкам смыслового чтения, цель которого - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать - важные задачи ряда школьных предметов. И основная нагрузка ложится на предмет русский язык. В то же время надо учесть, что разные виды работы с текстом стимулируют интерес учащихся к предмету, развивают творческую активность.



Глава II.

Описание педагогического опыта.

Тема: «Организация работы над текстом на уроках русского языка как средство формирования познавательного интереса».

Исходя из гипотезы, что эффективность формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности достигается через использование творческих заданий:

направленных на закрепление материала,

используемых при обучении умениям и навыкам;

направленных на формирование понятий.

 Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.

Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже   желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться   о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Каковы же пути осуществления этой задачи?

Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса младших школьников:

1.Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

2. Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.

В процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков. В постоянном усложнении учебного труда, в овладении всё более сложными и более совершенными умениями, позволяющими решать более трудные задачи познания, состоит суть развивающего обучения, неуклонно укрепляющего познавательные силы, интерес и стремления школьника.

3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса – третье важное условие.

Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о которых Д. И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее и продуктивней.

4. Благоприятное общение в учебном процессе. Влияние общения трудно измерить, но можно видеть в реальной действительности. Общение учащихся друг с другом и с учителем создаёт многообразную гамму отношений, влияние которых очень велико. Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса.

Для каждого учителя так же очень важно знать о признаках, по которым можно судить о наличии познавательного интереса у школьников, о том, какие стороны, приёмы   обучения вызывают интерес, какие оставляют его нейтральным, а какие вовсе гасят интерес к учению. Проявлением интереса учащихся в учебном процессе является их интеллектуальная активность, о которой можно судить по многим действиям. Вопросы ученика, обращённые к учителю, более всего знаменуют познавательный интерес. Вопрос выражает стремление постичь ещё неясное, глубже проникнуть в предмет своего интереса. Равнодушный к учению ученик не задаёт вопросов, его интеллект не тревожат нерешённые вопросы. Другим показателем интеллектуальной активности являются стремления учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроке вопросов, в дополнениях, поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения.

        Развитие творческих способностей можно реализовать на уроке тогда, когда ученики по заданию учителя смогут самостоятельно выполнить определённые виды действий. Которые подводят их к усвоению новых знаний. Эти знания затем осмысливаются и применяются на практике.

На уроках русского языка, работая с текстом, применяю упражнения формирующие познавательный интерес младших школьников. Приведу примеры некоторых.

1. Сбежавший медведь.

Содержание игры:      “Окончание – очень изменяемая, подвижная часть слова. Дидактическая задача :    Повторить падежные окончания имен существительных.

Игровая задача: Дополнить рассказ, из которого “сбежал” медведь.

Содержание игры: “Посмотрите на этот рассказ. Видите он с пропусками. Вообще-то это рассказ о медведе, но сам медведь из него сбежал. Пожалуйста, верните слово “медведь” в предложения, заменяя окончания по вопросам”.

Материалы: “Не каждому охотнику довелось повстречать (кого?) . . Близко подходить (к кому?) к . опасно. Я видел (кого?) . в зоопарке. В лесу можно наблюдать (за кем?) за . только издали. Лесник рассказал нам много интересного (о ком?) о .”

2.Найди окончание

Окончание может потеряться. Найди потерянные окончания для этих пословиц”.

Материалы:     Карточки

Собирай по ягодк... – найдешь кузовок.

Капля по капл... и камень долбит.

Без букваря и грамматик... не учатся и математик...и т.д.

  1. Бал

Дидактическая задача:    Повторить формулирование уточняющих вопросов и падежные окончания.

Игровая задача:     Помоги предложениям попасть на Бал.

Содержание игры :      В королевстве Грамматики сегодня Бал. На него явилось много предложений. Но часовой не пропустит их во дворец до тех пор, пока у каждого существительного из явившихся не будет указано его спряжение. Помоги предложениям попасть на Бал. Какие вопросы задает часовой существительным?

Материалы:     На доске рисуется таблица, половины которой разделены часовым. Предложение разбирается одним учеником, принимаются подсказки из класса.

 

В мае цветет черемуха

Мама подарила сыну книгу

Ласточки возвращаются из Африки

Заяц кормится корой дерева

Сестра приехала к брату

Саша написал письмо

Лисица спряталась за кустом

и т.д.

Ч

а

с

о

в

о

й

В (чем?) мае цветет (что?) черемуха.

 

и т.д.

 

 4.Урожай.

Дидактическая задача :    Повторить склонения существительных.

Игровая задача :     Собрать яблоки.

Содержание игры:      На картонных яблоках пишутся слова разных склонений. Класс разбивается на три команды, каждая из которых отвечает за два склонения. Каждой команде дается корзина. Задание: собрать в корзину яблоки “определенного сорта” (склонений).

Материалы:    Любой доступный по сложности текст.

 5. Отрицательная наглядность

(по методике Ш.А.Амонашвили)

Дидактическая задача :    Сформировать умение находить ошибки.

Игровая задача :     Помочь Незнайке.

Содержание игры :      Незнайка написал свою историю так. Исправьте её.

Материалы:   Специально оформленная карточка.

        Нашел я во дворе камень. Подержал его на своей ладоне, да и подарил дяди. Дядя о моем камни всем рассказал дал подержать всем на ладонях. Ну а мне его не жаль. Я на речки себе много камнев найду.

 

 

 

 

 

6. Командная игра-цепочка

Дидактическая задача : Дописать подходящие по смыслу существительные в винительном падеже.

Игровая задача :     Сделать цепочку как можно длиннее.

Содержание игры и материалы :    

Слушаю музыку, маму ...

Пишу диктант, письмо, ...

Строят башню, дом, ...

и т.д.



 

7.Предложения – концентраты.

Дидактическая задача : Повторить падежи существительных.

Игровая задача :     Составить осмысленные предложения.

Содержание игры:   Эти предложения почти готовы к употреблению на слух. Но необходимо “приготовить” их: поставить существительные в нужных падежах и, если необходимо, “сдобрить” предлогами.

  Материалы:    

недалеко, горка, ребята, устроили, река.

хорошо, лететь, ледяная, дорожка, санки.

целый, река, слышны, голоса, день, звонкий, ребята.

и т.д





 

8. Дополните предложения второстепенными членами.

Осенью.

Прошло  __  лето. Наступила  __  осень. Птицы улетели  __ .   __  солнце прячется  __  .  __  идёт  __  дождь.

 

9. Используя слова и вопросы составьте рассказ о приключениях медведя. Озаглавьте его.

Чего захотелось медведю?

Что он сделал?

Как медведь доставал мёд?

Кто встревожился?

Что они сделали?

 

Как вёл себя медведь?

Почему медведь не уходил?

Мёд

Косолапый, забраться, пасека

Разбить, ульи, разбойник

Пчёлы

Налететь, гость, непрошенный, жалить, стали

Мишка, не уходить, отбиваться

Сладок, медок

 

10. Расположите части так, чтобы получился связный рассказ.

Последние грибы.

          Ветер поиграл с липой и подобрался к туче. Брызнула туча дождём. Но вот вырвались яркие лучи. Засверкал мокрые леса и поля.

          Налетел ветер. Липа вздохнула и посыпались миллионы листиков. На тёмных ветках остались только редкие монетки.

Скоро наступит зима.

Рыжие листья засыпали грибы. Я подошёл к любимой поляне. Там я набрал рыжиков, подосиновиков. Это были последние грибы.

(По М. Пришвину)

 

11. Используя данные слова, составьте текст.

За ягодами.

          Полянка, земляника, трава, ягоды, кусты, ушки, заяц, опушка леса.

 

12. Продолжите текст по данному началу.

Живая палочка.

          Ребята срезали с вишни небольшую веточку. В комнате Таня поставила её в бутылку с водой. Скоро веточка …

 

13. Составьте текст о том, что общего у зайца и мыши.

          Заяц и мышь не похожи друг на друга, а носят одинаковое название – грызуны. Что у них общего? …

 

 

14. Опиши овощи, фрукты цветы: по форме, величине, цвету, запаху, вкусу, весу, плотности.

          Дыни выросли большие, продолговатые, …

          Сливы продолговатые, …

          Помидоры …

          Розы …

 

15. По вопросам и опорным словам составьте и запишите рассказ.

Как мы ходили в лес за грибами.

Куда вы ходили за грибами?

Какие грибы там растут?

 

Где вы их находили?

Что вам понравилось в лесу?

Лес

Рыжики, опята, маслята, грузди, подосиновики

На опушках, полянках, в чаще

 

16. Опишите листья дуба и липы, какие они бывают летом и осенью.

Используйте опорные слова: продолговатый, узорчатый, красивый, тёмно-зелёный, плотный, почти круглый, с небольшими зубчиками, зелёный, жёлтый, оранжевый, ярко-красный, тёмно-красный.

 

17. Допишите текст 4 – 5 предложениями, озаглавьте его.

          Нежная молодая зелень покрывает землю. Скоро буйно зацветёт сирень, заалеют тюльпаны. Готовят свой белый наряд вишнёвые сады.

 18. Напишите начало и конец текста. Озаглавьте его.

… Барсук тоже проснулся. Хотя и сладко спалось, а пора из норы выходить – голод вон гонит. Ещё не успел с лесного холма спуститься, а уже принялся в сухой листве жуков и улиток добывать. Кое-где и нежный корешок пятачком поддел….

11. Используя данные слова и словосочетания составьте текст.

Посадка молодого леса.

          Ранняя осень, тёплый солнечный день, русские берёзки, статные саженцы, осенние листья, оживёт, зазвенит, зашумит.

 

12. Составьте и запишите рассказ по его началу.

Первый мороз.

          Как-то ночью пришёл первый заморозок. Он надышал холодом на стёкла в доме, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. …

 

13. Прочитайте.

          Животные… Кого ты себе представляешь, как только слышишь это слово? Может быть, своего верного четвероногого друга – собаку или, может быть, маленького котёнка? А может быть, белочку или красавца оленя?

          Напишите рассказ об одном из животных по плану:

1)     Внешний вид.

2)     Где живёт?

3)     Его повадки.

4)     Чем питается, лакомится?

 

  1. Прочитайте стихотворение В. Жуковского.

- Какое время года рисует поэт? Какое настроение у лирического героя? Какую пору весны вы любите? Напишите, чем вас радует весна?

Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет.

Тёплый дождь, сверканье вод –

Вас назвавши, что прибавить.

Чем иным тебя прославить,

Жизнь души, весны приход.

 

15. Напиши мини-сочинение по плану.

Мой друг.

1)     Как зовут твоего друга?

2)     Давно ли ты с ним дружишь?

3)     Что тебе нравится в твоём друге?

4)     В чём ты хотел бы на него походить?

 

 16. Запишите рассказ по его концу, озаглавьте его.

          … Ребята осторожно положили птенца в гнездо. Счастливые и радостные ушли они домой.

 

17. Допиши предложения по смыслу.

          Утренняя роса переливалась … . По краям опушки леса толпились … . В осеннем небе потянулись … . Алмазными россыпями лежит … .

 

18. Запишите ответ на вопрос:

«Почему осенний лес называют нарядным, а зимний – прозрачным?»

 

19. Прочитайте. Составьте и запишите начало и конец рассказа, озаглавьте его.

          … За лето щенок очень вырос. Это был чёрный с белыми пятнами пёсик. Глаза у него блестели, как два ярких уголька. Мы щенка назвали Тобик. Собака очень привыкла к нам. …

 

20. Сочините сказку о подснежнике.

          Жил – был подснежник. …

 

 21. Запишите предложения, вставляя вместо пропусков подходящие по смыслу слова.

          Как   __   факел, раскрылся   __   гладиолус. А рядом с ним цветёт   __   , почти   __   . вот ромашка с её   __   цветами. Лепестки   __ , как снег, а серединка -   __ , как солнышко. Но самый красивый цветок – роза.   __   лепестки очень нежные,   __ . Глядя на всю эту красоту, думаешь о   __   времени года – осени.

          Слова для справок: огненный, алый, пион, бордового цвета, жёлтенькая, удивительными, розовые, прекрасном, белые, великолепные.

 

22. Используя сочетания слов, составьте и запишите текст.

Зимний лес.

          Красив и удивителен, пышная нежная шапка, посеребрили инеем, на белой скатерти, строчкой протянулся след.

 

23. Запиши рассказ 3 – 5 предложениями.

Первый день зимы.

          Первый зимний день мы пошли на лесное озеро. С неба падали одинокие снежинки. Вот маленькое озеро. У озера тонкая полоска льда. …

 

 24. Редактирование текста. Замените некоторые имена существительные местоимениями.

Лиса.

          Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лисонька уже тут как тут.

 

          Слова для справок: он, великан, у него, зверь.



 

25.Составьте и запишите рассказ, используя план и опорные слова.

           1) Поездка в лес. ( Отправились, зашли, завернули на вырубку,     шуршат).

           2) Сбор грибов. ( Молоденькие опята, подосиновики, маслята, сыроежки, шляпки, ножки)

          3) Возвращение домой. ( Набрали, дары леса, вернулись)

  

26. Замените выделенные слова словами, близкими по значению.

          Зазвенели по скатам ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На поляне раскрылись подснежники. Тихо веет тёплый ветерок. Ласково смотрит весеннее солнце. Как чудесно весной!

 

27. Вставьте в текст подходящие по смыслу глаголы.

Сказка про одуванчики.

          (Встало, взошло) весеннее солнышко. Умылось тёплым дождём и пошло (шагать, гулять) по синему небу. (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. На земле (засветились, засверкали, заблестели) маленькие жёлтенькие огоньки – одуванчики.

          (Пряталась, скрывалась, таилась) зима в дремучем лесу. Она ( разозлилась, разгневалась) и (запорошила, закрыла) снегом весёлые огоньки и (ушла, убежала, скрылась) на север.

          Так теперь одуванчики сначала в Жёлтом платье (ходят, гуляют), а потом белую пушистую шубку надевают.

(По Н. Толмачёвой)

 

28. Используя   словосочетания, составьте и запишите рассказ, озаглавьте его.

          Звонкая капель, длинные сосульки, у крыльца лужи, показалась земля, тёплые солнечные лучи, весёлое пение птиц.

 























Заключение

Сравнивая результаты на констатирующем и контрольном этапах, пришла к выводу:

- существует прямая зависимость между развитием познавательного интереса и использованием занимательного материала, при активном применении занимательных средств на уроках русского языка увеличивается уровень развития познавательного интереса;

- наиболее эффективными заданиями по развитию познавательного интереса являются загадки, пословицы, игры, творческие работы, шуточные стихотворения, правила, ребусы и т.д. Кроме того, с целью проверки нашего теоретического вывода был использован и метод наблюдения. На каждого учащегося экспериментального класса заводилась специальная карточка наблюдения, где в течение урока русского языка отмечались желание посещать это занятие, отношение к нему, отвлечения во время занятия, активность на уроке, желание позаниматься после окончания урока. Также при заполнении карточки наблюдения использовалась индивидуальная беседа с каждым учащимся. Таким образом, познавательный интерес – это стремление к знаниям, к чему-то новому, незнакомому. Именно с помощью познавательного интереса у детей формируется любовь к труду, технике, учебным занятиям, чтению книг и другим.

У младших школьников познавательный интерес слабо развит, потому что их привлекают лишь яркие, красочные образы, а, ознакомившись с необычным предметом, интерес пропадает, поэтому детей нужно постоянно удивлять чем-то новым. Это можно создать благодаря необходимым условиям, наиболее важными из которых являются отношения, складывающиеся в учебном процессе и в общении, где будет создана благоприятная атмосфера учения, формирования познавательных интересов и личности ученика. Поэтому если в начальной школе на каждом уроке русского языка будет использован разнообразный занимательный материал, то будет развиваться познавательный интерес к данному предмету (родному языку) и, может быть, в будущем повысится даже уровень культуры речи людей.

Литература

1. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М.: Издательский центр "Академия", 2002.

2. Анохина Т.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка // Начальная школа. – 1999. - № 12..

3. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: ВАКО, 2003

4. Бакулина, Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка: Учеб. пособие для учителей начальной школы / Г.А. Бакулина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999

5. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. – М.:

Научное изд-во Большая Российская энциклопедия; СПб.: Изд-во Норинт, 2000.

6. Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. – М.: Издательский центр "Академия", 2004

7. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

8. Вохмянина Л. А. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). – М.: Просвещение, 1998

9. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А. В. Петровского. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003.

10. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 1999г 


19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!