Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Большеприваловская средняя общеобразовательная школа»
образовательная программа
Курсы для родителей «Основы семейного воспитания детской психологии и педагогики»
Составитель: Шамаева И.И.
с. Большая Приваловка
Верхнехавского района
Воронежской области
2017г.
Пояснительная записка:
Формирование ответственного и позитивного родительства – одно из основных направлений социальной политики Российской Федерации, закреплённых в «Концепции государственной семейной политики до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 1618-р от 25 августа 2014 года. Курсы для родителей являются одним из эффективных способов реализации данного направления.
В современном мире необходимо родителей учить быть родителями. В результате активных действий в этом направлении может быть решен ряд проблем общества: снижение количества разводов, повышение культурного уровня взрослого и детского населения, формирование условий для самостоятельного решения семьей своих социальных функций. В области образования просветительская работа с родителями помогает решать вопросы государственно-общественного управления, независимой оценки качества образовательных услуг, и в целом «повернуть» родителей лицом к школе, совместно искать решения возникающих проблем.
Как результат данной несогласованности изменился вектор семейных ценностей: исчезло почитание родителей, уважение к истории своего рода и своей страны, произошел разрыв связи между поколениями. Семья, её уклад и традиции, для большинства молодых людей перестали быть ценностью. У родителей сформировалась потребительская позиция по отношению к государству, а по отношению к своему ребенку – безответственная.
На рубеже ХХ - XXI вв. в образовательных организациях психолого-педагогическое просвещение родителей было сведено до минимума, а там, где оно сохранялось, проводилось весьма формально. У пап и мам значительно снизиласьпотребность в знаниях о детско-родительских отношениях, о возрастных особенностях своих детей, методах и способах своего реального участия в становлении личности ребенка.
В настоящее время в России создаются предпосылки для существенного изменения данной ситуации. Организация и проведение курсов для родителей позволит грамотно выстроить детско-родительские отношения, отладить психологический климат в родительском доме, вернуться к таким традиционным семейным ценностям, как любовь, верность, забота, честь, достоинство, ответственность, почитание старших, знание и уважение своей родословной. Человек в такой семье имеет больше возможностей вырасти добропорядочным семьянином с ответственной и положительной родительской позицией, достойным гражданином своей страны. На практике будет реализовано международное право ребенка на семью, любовь и заботу родителей. Необходимо создать условия для саморазвития и совершенствования в выполнении главнейшей социальной функции – функции семьянина и родителя.
Категория слушателей: родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся.
Формы реализации программы: очная; очно-заочная, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Объем программы: 72 часа.
Цель программы: формирование и развитие педагогической компетенции родителей (законных представителей) обучающихся школы, формирование ответственной и позитивной родительской позиции.
Задачи:
- формирование навыка и потребности, повышение мотивации учиться родительству;
- содействие развитию ключевых компетенций родителей;
- пропаганда обобщенно-позитивных образов семьи, отца, матери, родного дома;
- содействие развитию навыков родительского самообразования;
- формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны.
Планируемые результаты обучения:
В ходе реализации программы у родителей (законных представителей) обучающихся школы должны быть сформированы педагогические компетенции: выполнять оценку эмоционального состояния собственного ребенка; вовлекать ребенка в значимые семейные дела; владеть основами детской психологии и педагогикой; организовывать взаимодействие с ребенком в процессе совместной игровой, трудовой, учебной деятельности; осуществлять защиту прав и законных интересов ребенка; формировать у ребенка навыки здорового образа жизни и безопасного поведения; использовать семейные традиции как воспитательный потенциал семьи.
Формы проведения учебных занятий: лекции, практические занятия, беседа, дискуссия, тематический диспут, конференция, круглый стол, семинар, практикум, тренинг, проект, игровое моделирование, библиотечные занятия, просмотр и обсуждение видеофильмов (телепередач), занятие-рефлексия, консультирование в очном и дистанционном режимах, тестирование.
Приоритетной формой организации курсов является дистанционное обучение посредством сети Интернет, предполагающее размещение на специальном ресурсе информационно-методических материалов базового модуля, тематических модулей, адресованных специальным категориям родителей, а также возможностей интерактивного консультирования и более глубокого погружения в ту или иную тему с участием профессиональных педагогов, психологов, юристов, экономистов и др.
Исходя из специфики процесса подготовки родителей (законных представителей), особое внимание следует уделить организации внеаудиторной работы со слушателями. В качестве средств поддержки слушателей могут быть использованы дополнительные консультации по обсуждению возникающих вопросов, специализированные группы в социальных сетях, общение с преподавателями посредством электронной почты.
Рекомендуется комплексный подход к организации внеаудиторной поддержки слушателей, чтобы слушатель имел возможность выбрать наиболее удобную форму взаимодействия. В связи с чем рекомендуется сопровождать курсы для родителей (законных представителей) комплексом мер, обеспечивающих постоянную обратную связь. К таким мерам можно отнести анкетирование слушателей по окончании учебной программы, проведение открытых семинаров и мастер-классов, где слушатели могут получить ответы на интересующие вопросы и высказать свое мнение.
Форма аттестации: аттестация проводится в форме собеседования.
Организационно-педагогические условия реализации программы: компьютерный класс с возможностью выхода в Интернет, аудитории с мультимедийным оборудованием, библиотека, дидактические раздаточные материалы.
В данной программе представлен базовый модуль родительских знаний, который должен дополняться специальными темами, содержащими знания для родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей с девиантным поведением, замещающих родителей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других категорий.
Программа предусматривает обязательную (инвариантную) часть для каждого родителя (законного представителя), например, психологические и возрастные особенности детей и вариативную, где родители (законные представители) сами выбирают то содержание, что является для них важным и существенным.
Учебный план
№№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | В том числе | Форма контроля |
лек-ции | практ. | с исп. дист. техн. | |
-
| Основы семейной психологии | 9 | 3 | 6 | | |
-
| Основы семейного уклада | 9 | 3 | 6 | | |
-
| Основы семейного права | 9 | 3 | 6 | | |
-
| Основы семейного воспитания | 9 | 3 | 6 | | |
-
| История семьи, история рода | 9 | 3 | 6 | | |
-
| Основы здорового образа жизни и содержательного досуга | 9 | 3 | 6 | | |
-
| Основные формы взаимодействия семьи и образовательной организации | 9 | 3 | 6 | | |
-
| Семейный бюджет | 9 | 3 | 6 | | |
| ИТОГО | 72 | 24 | 48 | | |
Содержание программы
Тема 1. Основы семейной психологии.
Характер эмоциональных связей в семье. Мотивы родительства, забота и внимание членов семьи. Эмоциональное отношение ребёнка к родителям. Особенности межличностной коммуникации в семье, конфликты и способы их разрешения. Психологическое здоровье. Особенности стрессового состояния у детей. Детская злость и агрессия. Эффективные методы укрепления психологического здоровья ребенка.
Практические занятия. Родительское внимание как основа сохранения психического здоровья ребенка. Родительское внимание и эмоциональный мир подростка. Психологическое здоровье ребенка.
Тема 2. Основы семейного уклада.
Семья и её функции. Семья как институт первичной социализации ребёнка. Детско-родительские отношения, степень вовлечённости в них детей и взрослых членов семьи. Внимание и удовлетворение потребностей ребёнка. Стиль воспитания и взаимодействия с ребёнком. Родительское лидерство. Семейный уклад. Семейный досуг. Семейные традиции и их влияние на развитие ребенка.
Практические занятия. Семейный совет по распределению домашних обязанностей. Подростковые субкультуры и семейный уклад. Современные детско-родительские отношения.
Тема 3. Основы семейного права.
Семейные отношения как вид общественных отношений. Неимущественный и имущественный характеры семейных отношений. Семья как субъект права. Современное семейное законодательство РФ. Нормативные правовые акты Воронежской области в сфере защиты прав детей. Права несовершеннолетнего ребенка. Права и обязанности родителей.
Практические занятия. Право ребенка на образование. Права семьи и обязанности подростка. Обязанности и ответственность родителей по воспитанию детей.
Тема 4. Основы семейного воспитания.
Воспитательное воздействие семьи, авторитет родителей и формирование личностных качеств ребёнка. Социализация личности во взаимодействии и общении с членами семьи. Влияние семьи на профессиональное самоопределение. Содержание, стиль и принципы современного семейного воспитания. Причины стойкого непослушания ребенка. Проблема применения наказаний к ребенку. Поощрение детей. Воспитание культуры поведения у ребенка. Организация свободного времени ребенка. Дисциплина для школьника. Самодисциплина. Развитие самостоятельности. Трудовое воспитание в семье. Эстетическое воспитание. Семейное духовно-нравственное воспитание.
Практические занятия. Поощрение и наказание ребенка. Эффективные способы семейного воспитания.
Тема 5. История семьи, история рода.
Семейные традиции. Преемственность семейных традиций как воспитательный потенциал семьи. Родословная семьи. Роль семейных традиций в воспитании детей. Трудовые и воинские династии, профессиональный выбор. Семейный альбом. Совместная проектная деятельность по созданию генеалогического древа. Возможности применения он-лайн пространства для построения генеалогического древа, программа «Древо жизни» и её бесплатные аналоги GRAMPS, FamilyTreeBuilder и RootsMagicEssentials.
Практические занятия. Семейный фотоальбом. Семейная лента времени.
Тема 6. Основы здорового образа жизни и содержательного досуга.
Физическое воспитание в семье. Влияние родителей на формирование навыков здорового образа жизни и безопасного поведения ребенка. Профилактика заболеваний среди учащихся. Вредные привычки у детей. Формирование гигиенических навыков у ребенка. Формирование негативного отношения к факторам риска здоровья детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания). Профилактика перегрузок. Здоровое питание ребенка в семье. Программа «Здоровое питание». Родительская ответственность за распорядок и режим дня учащегося, его содержательный досуг и оздоровительное влияние каникулярного времени. Важность дополнительного образования в формировании личности ребёнка и её волевых качеств. Совместные досуговые мероприятия. Специфика современной предметно-пространственной среды. Формирование здорового образа жизни ребенка.
Практические занятия. Режим дня ребенка. Здоровое питание ребенка. Формирование здорового образа жизни ребенка.
Тема 7. Основные формы взаимодействия семьи и образовательной организации.
Формы, методы, содержание участия родителей в образовательной деятельности. Право родителей на участие в управлении общеобразовательной организацией. Конфликты в общеобразовательной организации и эффективные способы их разрешения.
Тема 8. Семейный бюджет.
Семейная взаимная материальная ответственность, содержание детей. Удовлетворение материальных потребностей ребенка. Психологический и воспитательный потенциал совместных семейных покупок. Участие детей в планировании семейного бюджета. Формирование культуры обращения с деньгами, расходы и доходы семьи. Карманные деньги детей.
Практические занятия. Семейный выходной день в гипермаркете. Выбор подарков для друзей детей. Материальные потребности ребенка.
Учебные модули вариативной части программы:
Педагогические условия организации учебной деятельности детей 6‑10 лет; 10-15 лет; 15-18 лет.
Психологические особенности раннего юношеского возраста, подросткового возраста, младшего школьного возраста.
Ребёнок с повышенными образовательными потребностями.
Развитие интеллекта и внимательности у ребёнка.
Развитие талантливости и одарённости ребенка.
Темперамент ребёнка, медлительность, гиперактивноссть.
Проблемы самооценки ребенка.
Половое созревание, первая любовь.
Гормональное и физическое состояние здоровья детей.
Педагогически организованная среда для досуговой и внеурочной деятельности для развития детей.
Формирование положительного отношения у детей к труду.
Духовно-нравственное воспитание детей.
Развитие самостоятельности и творческого воображения детей.
Профориентация, ценностное самоопределение в раннем юношеском возрасте.
Развитие навыков безопасного поведения детей.
Общение, потребность в деятельности и сообществе у детей.
Разговорный этикет, влияние цифровых технологий на стиль и интенсивность общения детей.
Безопасность детей в сети Интернет.
Гигиена и питание детей.
Физическое воспитание детей в семье, формирование личной концепции здорового образа жизни.
Профилактика асоциального поведения детей.
Профилактика употребления психоактивных веществ.
Профилактика зависимостей детей (в т.ч. игровой, компьютерной и т.д.).
Права несовершеннолетних.
Современные возможности совместного семейного досуга детей и родителей.
Семейные праздники.
Поощрение и наказание детей в семье
ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Нормативные документы
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».
Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2014 года № 808 «Основы государственной культурной политики».
Перечень поручений Президента Российской Федерации от 4 марта 2014 года № ПР-411 ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета «О государственной политике в сфере семьи, материнства и детства».
Перечень поручений Президента Российской Федерации от 12 декабря 2014 года № ПР-2876 по итогам форума Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Интернет-ресурсы
http://www.youtube.com/user/1educationtv/featured – Первый образовательный телеканал. Мамина школа.
http://www.youtube.com/user/doctorkomarovskiy/about – официальный канал доктора Е.О. Комаровского.
http://seksologiya.org/book.html – персональный сайт И.С. Кона.
http://www.xomeriki.ru/ - официальный сайт детского и семейного психолога, кандидата психологических наук: Н.С. Хомерики.
http://www.rastem.ru/ - сайт виртуального центра семьи и детства «Растём вместе».
http://detstvo.ru/ - социальный сервис для родителей.
http://www.psyparents.ru/ - интернет-проект Московского городского психолого-педагогического университета.
http://childage.ru/o-sayte – информационный cайт о детской психологии, здоровье, развитии и воспитании детей.
http://www.portal-slovo.ru/about/ - образовательный портал «Слово».
http://adalin.mospsy.ru/index.shtml – сайт психологического центра «Адалин».
http://www.syntone.ru/library/books/?part_id=5 – библиотека тренингового центра «Синтон».
http://rideo.tv/category/ - телеканал. Категории «Общая психология», «Педагогика».
http://www.vospitaj.com/blog/aboutus/ - клуб родительского мастерства.
http://moneykids.ru/ - сайт – самоучитель семейных финансов для детей.
Дети и деньги. Клуб родительского мастерства http://www.vospitaj.com/blog/deti-i-dengi/
Дети и деньги http://www.psychologos.ru/articles/view/deti_i_dengi
«Дети и деньги» - самоучитель семейных финансов для детей http://moneykids.ru/
Дети и деньги. Журнал «Школьный психолог» http://psy.1september.ru/article.php?ID=200400509
Дети и деньги http://www.child-psy.ru/azbuka/293.html
Что делать, если ребенок ворует деньги http://www.child-psy.ru/problemi/294.html