Конспект урока
Учебник: Алгебра, 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / [Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др.] – 17-е изд. – М. : Просвещение, 2010. Глава V, §37 - 39
Тема урока: Квадратичная функция, её свойства и график
Тип урока: Урок-семинар
Учебная задача урока: в ходе докладов учащихся изучить построение графиков функций
=
и 𝑦 =𝑎𝑥2+𝑏𝑥+𝑐.
Учебные действия, формируемые на уроке:
Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
определять общие для всех правила поведения ;
определять правила работы в группах;
оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по
плану, инструкции;
высказывать свое предположение на основе учебного материала;
отличать верно, выполненное задание от неверного;
осуществлять самоконтроль;
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности
на уроке.
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; проводить анализ учебного материала; проводить классификацию учебного материала, указывая на основание
классификации.
Методы обучения: УДЕ, частично-поисковые, репродуктивный
Форма работы: групповая, фронтальная
Средства обучения: традиционные, презентация
Структура урока:
Мотивационно-ориентировочная часть (2 минуты)
Содержательная часть (41 минута)
Рефлексивно-оценочная часть (2 минуты)
Подготовка к семинару
За 2 недели до семинара учитель разбивает учащихся на группы и дает задание каждой группе.
1 группа:
График функции
=
при
1 и её свойства
Литература:
Кириллова С.В., Огурцова О.К. Элементарная математика: Элементарные функции: Методические рекомендации для студентов математического факультета. – Н.Новгород.: НГПУ, 2006.- 43 с.
Ажулаева П.М. Методическое пособие по учебной дисциплине математика. Раздел: «Функции, их свойства и графики».– Нягань.: НТК, 2015.- 65 с.
Ткачева М.В., Шабунин М.И., Федорова Н.Е.: Алгебра. Дидактические материалы. 8класс. - 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2013. – 96с.
2 группа:
График функции
=
при
и её свойства
Литература:
Кириллова С.В., Огурцова О.К. Элементарная математика: Элементарные функции: Методические рекомендации для студентов математического факультета. – Н.Новгород.: НГПУ, 2006.- 43 с.
Ажулаева П.М. Методическое пособие по учебной дисциплине математика. Раздел: «Функции, их свойства и графики».– Нягань.: НТК, 2015.- 65 с.
Ткачева М.В., Шабунин М.И., Федорова Н.Е.: Алгебра. Дидактические материалы. 8класс. - 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2013. – 96с.
3 группа:
График функции
=
при a и её свойства
Литература:
Кириллова С.В., Огурцова О.К. Элементарная математика: Элементарные функции: Методические рекомендации для студентов математического факультета. – Н.Новгород.: НГПУ, 2006.- 43 с.
Ажулаева П.М. Методическое пособие по учебной дисциплине математика. Раздел: «Функции, их свойства и графики».– Нягань.: НТК, 2015.- 65 с.
Ткачева М.В., Шабунин М.И., Федорова Н.Е.: Алгебра. Дидактические материалы. 8класс. - 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2013. – 96с.
4 группа:
Построение графика функции
методом выделения полного квадрата
Литература:
Кириллова С.В., Огурцова О.К. Элементарная математика: Элементарные функции: Методические рекомендации для студентов математического факультета. – Н.Новгород.: НГПУ, 2006.- 43 с.
Ажулаева П.М. Методическое пособие по учебной дисциплине математика. Раздел: «Функции, их свойства и графики».– Нягань.: НТК, 2015.- 65 с.
Ткачева М.В., Шабунин М.И., Федорова Н.Е.: Алгебра. Дидактические материалы. 8класс. - 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2013. – 96с.
5 группа:
Построение графика функции y =ax2+bx+c с помощью алгоритма
Литература:
Ажулаева П.М. Методическое пособие по учебной дисциплине математика. Раздел: «Функции, их свойства и графики».– Нягань.: НТК, 2015.- 65 с.
Тюменцева О.Н. Методичесое пособие для самостоятельной работы студентов по дисциплине математика. Тема: «Функции».– Купино.: КМТ, 2020.- 36 с.
Бодряков В.Ю., Быков А.А., Ударцева Д.А. Квадратичная функция как мотивирующий инструмент решения экстремальных задач.– Ект.: ГСНТИ, 2007.- 63 с.
Ткачева М.В., Шабунин М.И., Федорова Н.Е.: Алгебра. Дидактические материалы. 8класс. - 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2013. – 96с.
За неделю до семинара учитель проверяет доклады учащихся и вывешивает план семинара.
План семинара
График функции
=
при
1 и её свойства
График функции
=
при
и её свойства
График функции
=
при a и её свойства
Построение графика функции
методом выделения полного квадрата
Построение графика функции y =ax2+bx+c с помощью алгоритма
Ход урока
Мотивационно-ориентировочная часть
-Вы все готовились к сегодняшнему уроку по разным темам. Поэтому сегодня на уроке вы заслушаете доклады каждой группы и изучите построение графиков функций
=
и 𝑦 =𝑎𝑥2+𝑏𝑥+𝑐.
Содержательная часть
1 группа
Доклад на тему «График функции
=
при
1 и её свойства»
Пример 1.
Построим график функции y = 2x2 и сравним его с графиком функции y = x2.
Составим таблицу значений функции y = x2
х | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
y = x2 | 9 | 4 | 1 | 0 | 1 | 4 | 9 |
Также составим таблицу значений функции y = 2x2
х | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
y = 2x2 | 18 | 8 | 2 | 0 | 2 | 8 | 18 |
Из таблиц видно, что при одних и тех же значениях аргумента значения функции y = 2x2 больше значений функции y = x2 в 2 раза. Графически это означает, что график функции y = 2x2 получается растяжением графика функции y = x2 от оси Ох вдоль оси Оу в 2 раза.
Пример 2.
Построим график функции y = 2,5x2 и сравним его с графиком функции y = x2.
Составим таблицу значений функции y = x2
х | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
y = x2 | 9 | 4 | 1 | 0 | 1 | 4 | 9 |
Также составим таблицу значений функции y = 2,5x2
х | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
y = 2,5x2 | 22,5 | 10 | 2,5 | 0 | 2,5 | 10 | 22,5 |
Из таблиц видно, что при одних и тех же значениях аргумента значения функции y = 2,5x2 больше значений функции y = x2 в 2,5 раза. Графически это означает, что график функции y = 2,5x2 получается растяжением графика функции y = x2 от оси Ох вдоль оси Оу в 2,5 раза.
Таким образом, график функции y = ax2 при любом a1 можно также назвать параболой.
При a1 значения функции y = ax2 больше значений функции y = x2 в а раз, следовательно, график функции y = ax2 получается из графика функции y = x2 растяжением его в а раз от оси Ох вдоль оси Оу.
Свойства функции y = ax2 при a 1:
1. Если x = 0, то y = 0.
График функции проходит через начало координат – вершина параболы.
2. Если x ≠ 0, то y 0.
График функции расположен в верхней полуплоскости.
Противоположным значениям аргумента соответствуют равные значения функции.
График функции представляет собой симметричную фигуру относительно оси y.
4. В промежутке (–∞; 0] функция убывает, а в промежутке [0; +∞) - возрастает.
5. Функция принимает наименьшее значение, равно нулю, при x = 0.
6. Наибольшего значения функция не имеет, т.е. областью значений функции является промежуток [0; +∞).
7. Ветви параболы направлены вверх.
8. Фокус параболы находится в точке
.
Квадратичная функция y = ax2 играет большую роль в познании реального мира. Рассмотрим несколько примеров парабол.
В физике можно рассмотреть следующие зависимости:
- мощности электрического тока P=I2R при постоянном сопротивлении,
- кинетической энергии E=mv2/2 при постоянной массе.
В природе встречается данный вид квадратичной функции, например, горы задают именно такую функцию.
Другой пример:
№ 595
2 группа
Доклад на тему «График функции
=
при
и её свойства»
Пример 1.
Построим график функции y =
x2 и сравним его с графиком функции y = x2.
Составим таблицу значений функции y = x2
х | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
y = x2 | 9 | 4 | 1 | 0 | 1 | 4 | 9 |
Также составим таблицу значений функции y =
x2
х | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
y = x2 | 4,5 | 2 | 0,5 | 0 | 0,5 | 2 | 4,5 |
Из таблиц видно, что при одних и тех же значениях аргумента значения функции y =
x2 меньше значений функции y = x2 в 2 раза. Графически это означает, что график функции y =
x2 получается сжатием графика функции y=
вдоль оси Oy к оси Ox в 2 раза.
Пример 2.
Построим график функции y = 0,2x2 и сравним его с графиком функции y = x2.
Составим таблицу значений функции y = x2
х | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
y = x2 | 9 | 4 | 1 | 0 | 1 | 4 | 9 |
Также составим таблицу значений функции y = 0,2x2
х | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
y = 0,2x2 | 1,8 | 0,8 | 0,2 | 0 | 0,2 | 0,8 | 1,8 |
Из таблиц видно, что при одних и тех же значениях аргумента значения функции y =0,2x2 меньше значений функции y = x2 в 5 раз. Графически это означает, что график функции y = 0,2 x2 получается сжатием графика функции y=
вдоль оси Oy к оси Ox в 5 раз.
Таким образом, график функции y = ax2 при любом 0a можно также назвать параболой.
При 0a значения функции y = ax2 меньше значений функции y = x2 в
раз, следовательно, график функции y = ax2 получается из графика функции y = x2 сжатием его в
раз к оси Ох вдоль оси Оу.
Свойства функции y = ax2 при 0a
1. Если x = 0, то y = 0.
График функции проходит через начало координат – вершина параболы.
2. Если x ≠ 0, то y 0.
График функции расположен в верхней полуплоскости.
3. Противоположным значениям аргумента соответствуют равные значения функции.
График функции представляет собой симметричную фигуру относительно оси y.
4. В промежутке (–∞; 0] функция убывает, а в промежутке [0; +∞) - возрастает.
5. Функция принимает наименьшее значение, равно нулю, при x = 0.
6. Наибольшего значения функция не имеет, т.е. областью значений функции является промежуток [0; +∞).
7. Ветви параболы направлены вверх.
8. Фокус параболы находится в точке
.
График квадратичной функции – парабола - довольно часто встречается в окружающей действительности. Например, это можно наблюдать в рампах, которые строятся для велосипедистов и скейтбордистов, а также в спутниковых тарелках.
Другой пример:
Задание: Постройте на милиметровой бумаге график функции y=
. По графику приближенно найти:
1) значения y, при x= -1; -1,2; -4; 2; -2,5.
2) значения x, если y= 1; 8; 2; 6; 2,25.
Решение:
х | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
y = x2 | 4,5 | 2 | 0,5 | 0 | 0,5 | 2 | 4,5 |
y(-1)=0,5
y(-1,2)≈0,7
y(-4)=8
y(2)=2
y(-2,5)=3
при y=1
=-1,5,
=1,5
при y=8
=-4,
=4
при y=2
=-2,
=2
при y=6
=-3,5,
=3,5
при y=2,25
≈-2,1,
≈2,1
3 группа
Доклад на тему «График функции
=
при a и её свойства»
Пример 1. Построим график функции
и сравним его с графиком функции y = x2.
Составим таблицу значений функции y=
.
х | -1 | 0 | 1 | 2 |
y = x2 | 1 | 0 | 1 | 4 |
Также составим таблицу значений функции y=−
х | -1 | 0 | 1 | 2 |
y = x2 | -1 | 0 | -1 | -4 |
Из таблиц видно, что при одних и тех же значениях аргумента значения функции y = - x2 противоположны значениям функции y = x2. Графически это означает, что график функции y = - x2 получается отражением из графика функции y=
от оси Ox
Пример 2. Построить график функции
и сравним его с графиком функции y = 2x2.
Составим таблицу значений функции y=
.
Также составим таблицу значений функции y=−
Из таблиц видно, что при одних и тех же значениях аргумента значения функции y = - 2 x2 противоположны значениям функции y = 2 x2 . Графически это означает, что график функции y = - 2 x2 получается отражением из графика функции y=
от оси Ox
Таким образом, график функции y = ax2 при любом a можно также назвать параболой.
Чтобы построить график функции
, надо построить график функции
, а затем все точки этого графика отразить от оси
.
при a значения функции y = ax2 противоположны значениям функции y = -ax2 , следовательно, график функции y = ax2 получается из графика функции y = -аx2 отражением от оси Ох.
Свойства функции y = ax2 при a
Если x = 0, то y = 0.
График функции проходит через начало координат – вершина параболы.
Если x ≠ 0, то y
График функции расположен в нижней полуплоскости.
Противоположным значениям аргумента соответствуют равные значения функции.
График функции представляет собой симметричную фигуру относительно оси y.
В промежутке (–∞; 0] функция возрастает, а в промежутке [0; +∞) – убывает.
Функция принимает наибольшее значение, равно нулю, при x = 0.
Наименьшего значения функция не имеет, т. е. областью значений функции является промежуток (–∞; 0].
Ветви параболы направлены вниз;
Фокус параболы находится в точке
.
Графиком квадратичной функции y = ax2 при a
Задание.
На миллиметровой бумаге построить график функции
. По графику приближенно найти:
значения у при х=-2,8; -1,2; 1,5; 2,5;
значения х, если у=-9; -6; -8; -1,3.
Решение.
x | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 |
y | -12 | -3 | 0 | -3 | -12 |
y(-2,8) ≈ -24
y(-1,2) ≈ -4,4
y(1,5) ≈ -6,8
y(2,5) ≈ -18,8
при у = -9
≈ 1,7;
≈ -1,7
при у = -6
≈ 1,4;
≈ -1,4
при у =- 8
≈ 1,6;
≈ -1,6
при у = -1,3
≈ 0,6;
≈ -0,6
4 Группа
Доклад на тему «Построение графика функции
методом выделения полного квадрата»
Пример 1.
Построим график функции
Составим таблицу:
х | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
| 18 | 11 | 6 | 3 | 2 | 3 | 6 |
Построим найденные точки и проведем через них плавную кривую:
Преобразуем формулу, задающую функцию
используя метод выделения полного квадрата:
,
.
Видим, что тогда график функции
следующими преобразованиями:
- сдвиг (параллельный перенос)
вправо на 1 единицу.
сдвиг (параллельный перенос)
вверх на 2 единицы.
Пример 2.
Построим график функции
из графика функции
с помощью выделения полного квадрата.
Преобразуем формулу:
,
.
Видим, что тогда график функции
следующим преобразованием:
сдвиг (параллельный перенос) графика функции
влево на 2 единицы.
Итак, графиком функции
является парабола, получаемая сдвигом параболы
:
Любую квадратичную функцию
с помощью выделения полного квадрата можно записать в виде
, т.е. в виде
, где
и
.
Таким образом, график функции y
можно также назвать параболой.
Если у квадратичной функции
a0, то ветви параболы напрaвлены вверх;
a
Итак, координаты (
) вершины параболы
можно найти по формулам
и
.
Если a0 , то в промежутке (–∞;
] функция
убывает, а в промежутке [
; +∞) - возрастает.
Если a, то в промежутке (–∞;
] функция
возрастает, а в промежутке [
; +∞) - убывает.
Областью значений квадратичной функции
является промежуток :
, если а0
, если а
Ось симметрии параболы
– прямая, параллельная оси ординат и проходящая через вершину параболы.
Квадратичные функции часто встречаются в различных областях науки и техники. Например, если тело брошено вверх со скоростью υ, то расстояние s от него до поверхности земли в момент времени t определяется формулой
где
– расстояние от тела до поверхности земли в момент времени t=0.
Также квадратичные функции появляются при решении задач.
Задача: Одна сторона прямоугольника больше другой на 10 см
Выразите площадь прямоугольника.
Пусть х сантиметров – высота прямоугольника, тогда его основание равно (х+10) сантиметров. Площадь этого прямоугольника равна х(х+10)
Раскрывая скобки, получаем:
Задание: № 624(3,4)
№ 624(3,4)
Преобразуем формулу:
Видим, что тогда график функции
следующими преобразованием:
- сдвиг (параллельный перенос)
вправо на 3 единицы.
Преобразуем формулу:
,
.
Видим, что тогда график функции
следующим преобразованиями:
сдвиг (параллельный перенос) графика функции
влево на 2 единицы;
сдвиг (параллельный перенос) графика функции
вверх на 1 единицы
Группа 5
Доклад на тему «Построение графика функции y =ax2+bx+c с помощью алгоритма»
Исходя из предыдущих докладов мы можем сделать вывод, что график любой квадратичной функции y=a
+bx+c можно построить по следующему алгоритму:
Построить вершину параболы (
;
), вычислив
по формулам
=-
=y(
Провести через вершину параболы прямую, параллельную оси ординат, - оси симметрии параболы.
Найти нули функции, если они есть, и построить на оси абсцисс соответствующие точки параболы.
Построить две какие-нибудь точки параболы, симметричные относительно ее оси. Для этого надо взять две точки на оси Ox, симметричные относительно точки
, и вычислить соответствующие значения функции (эти значения одинаковы). Например, можно построить точки параболы с абсциссами x=0 и x=2
, если
≠0 (ординаты этих точек равны c).
Провести через построенные точки параболу. Заметим, что для более точного построения графика полезно найти еще несколько точек параболы.
Пример 1. Построим график функции y=
-4x+3.
Найдем координаты вершины параболы:
=-
=2;
=
-7*2+10=-1.
Построим точку (2;-1).
Проведем через точку (2;-1) прямую, параллельную оси ординат – ось симметрии параболы.
Решая уравнение
-4x+3=0, найдем нули функции:
=1,
=3. Построим точки (1;0) и (3;0).
Возьмем две точки на оси Ox, симметричные относительно точки x=2, например, точки x=0 и x=4. Вычислим значение функции в этих точках: y(0)=y(4)=3. Построим точки (0;3) и (4;3)
Проведем параболу через построенные точки.
Итак, мы построили график квадратичной функции, не выделяя при этом полный квадрат.
Пример 2. Построить график функции y=-2
+3x+2.
Найдем координаты вершины параболы:
=-
=
;
=-2*
+3*
+2=3
.
Построим точку (
;3
).
Проведем через точку (
;3
) прямую, параллельную оси ординат – ось симметрии параболы.
Решая уравнение -2
+3x+2=0, найдем нули функции:
=2,
=-
. Построим точки (2;0) и (-
;0).
Возьмем две точки на оси Ox, симметричные относительно точки x=
, например, точки x=0 и x=1
. Вычислим значение функции в этих точках: y(0)=y(1
)=2. Построим точки (0;2) и (1
;2)
Проведем параболу через построенные точки.
Приведем примеры практических заданий, в которых используются свойства квадратичной функции.
Для начала вспомним свойства, которые нам понадобятся:
Функция y =ax2+bx+c принимает наименьшее или наибольшее значение в точке
=-
, которая является вершиной параболы.
При этом, если a0, то функция имеет наименьшее значение, а если a, то функция имеет наибольшее значение.
Пр.з.1. Число 15 представить в виде суммы двух чисел так, чтобы произведение этих чисел было наибольшим.
Решение, Пусть x и (15-x) – данные числа. Тогда их произведение x(15-x) должно быть наибольшим.
Рассмотрим функцию y=x(15-x), y=-
+15x – квадратичная функция, график – парабола.
a=-1
=-
=
= 7,5
Итак, 7,5 – первое число, тогда 15-7,5 = 7,5 – второе число.
Ответ: Эти числа 7,5 и 7,5.
Пр.з.2. Сумма двух чисел равна 10. Найти эти числа, если сумма их кубов является наименьшей.
Решение. Пусть x и (10-x) – искомые числа. Тогда сумма их кубов:
+
, у=
+(1000-3*100x+3*10
-
), у=
+1000-300x+30
-
, у=30
-300x+1000 – квадратичная функция, график – парабола.
a=301, значит, ветви параболы направлены вверх, и наименьшее значение парабола принимает в ее вершине.
=-
=5.
Итак, первое число – 5, тогда второе 10-5=5.
Ответ: Эти числа 5 и 5.
Номера из учебника: №624(1,2), 625(2,4).
Решение:
№624:
1) y=
-7x+10.
y0 при x5
yпри 2
y возрастает при x3,5
y убывает при x
a=10, значит функция принимает наименьшее значение в своей вершине, то есть при
=-
=3,5.
2) y=-
+x+2.
y0 при -1
yпри x2
y возрастает при x
y убывает при x0,5
a=-1 =-
=0,5.
№625:
2) y=-3
-2x+1.
yпри x
yпри -1
y возрастает при x
y убывает при x-
a=-3 =-
=-
.
4) y=3
-8x+4.
yпри
y0 при x
, x2
y возрастает при x1
y убывает при x
a=30, значит функция принимает наименьшее значение в своей вершине, то есть при
=-
=1
.
3. Рефлексивно-оценочная часть
-Какова была цель нашего урока? (Изучить в процессе докладов учащихся построение графиков функций
=
и 𝑦 =𝑎𝑥2+𝑏𝑥+𝑐)
-Достигли ли мы данной цели? (Да)
РЕФЕРАТЫ
Реферат первой группы на тему «График функции
=
при
1 и её свойства»
Пример 1.
Построим график функции y = 2x2 и сравним его с графиком функции y = x2.
Составим таблицу значений функции y = x2
х | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
y = x2 | 9 | 4 | 1 | 0 | 1 | 4 | 9 |
Также составим таблицу значений функции y = 2x2
х | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
y = 2x2 | 18 | 8 | 2 | 0 | 2 | 8 | 18 |
Из таблиц видно, что при одних и тех же значениях аргумента значения функции y = 2x2 больше значений функции y = x2 в 2 раза. Графически это означает, что график функции y = 2x2 получается растяжением графика функции y = x2 от оси Ох вдоль оси Оу в 2 раза.
Пример 2.
Построим график функции y = 2,5x2 и сравним его с графиком функции y = x2.
Составим таблицу значений функции y = x2
х | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
y = x2 | 9 | 4 | 1 | 0 | 1 | 4 | 9 |
Также составим таблицу значений функции y = 2,5x2
х | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
y = 2,5x2 | 22,5 | 10 | 2,5 | 0 | 2,5 | 10 | 22,5 |
Из таблиц видно, что при одних и тех же значениях аргумента значения функции y = 2,5x2 больше значений функции y = x2 в 2,5 раза. Графически это означает, что график функции y = 2,5x2 получается растяжением графика функции y = x2 от оси Ох вдоль оси Оу в 2,5 раза.
Пример 3.
Построим график функции y =
x2 и сравним его с графиком функции y = x2.
Составим таблицу значений функции y = x2
х | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
y = x2 | 9 | 4 | 1 | 0 | 1 | 4 | 9 |
Также составим таблицу значений функции y =
x2 или y =
x2
х | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
y = x2 | 15 | | | 0 | | | 15 |
Из таблиц видно, что при одних и тех же значениях аргумента значения функции y =
x2 больше значений функции y = x2 в
раза. Графически это означает, что график функции y =
x2 получается растяжением графика функции y = x2 от оси Ох вдоль оси Оу в
раза.
Таким образом, график функции y = ax2 при любом a1 можно также назвать параболой.
При a1 значения функции y = ax2 больше значений функции y = x2 в а раз, следовательно, график функции y = ax2 получается из графика функции y = x2 растяжением его в а раз от оси Ох вдоль оси Оу.
Свойства функции y = ax2 при a 1:
1. Если x = 0, то y = 0.
График функции проходит через начало координат – вершина параболы.
2. Если x ≠ 0, то y 0.
График функции расположен в верхней полуплоскости.
Противоположным значениям аргумента соответствуют равные значения функции.
График функции представляет собой симметричную фигуру относительно оси y.
4. В промежутке (–∞; 0] функция убывает, а в промежутке [0; +∞) - возрастает.
5. Функция принимает наименьшее значение, равно нулю, при x = 0.
6. Наибольшего значения функция не имеет, т.е. областью значений функции является промежуток [0; +∞).
7. Ветви параболы направлены вверх.
8. Фокус параболы находится в точке
.
Квадратичная функция y = ax2 играет большую роль в познании реального мира. Рассмотрим несколько примеров парабол.
В физике можно рассмотреть следующие зависимости:
- мощности электрического тока P=I2R при постоянном сопротивлении,
- кинетической энергии E=mv2/2 при постоянной массе.
В природе встречается данный вид квадратичной функции, например, горы задают именно такую функцию.
Другой пример:
№ 595
Реферат второй группы на тему
«График функции
=
при
и её свойства»
Пример 1.
Построим график функции y =
x2 и сравним его с графиком функции y = x2.
Составим таблицу значений функции y = x2
х | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
y = x2 | 9 | 4 | 1 | 0 | 1 | 4 | 9 |
Также составим таблицу значений функции y =
x2
х | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
y = x2 | 4,5 | 2 | 0,5 | 0 | 0,5 | 2 | 4,5 |
Из таблиц видно, что при одних и тех же значениях аргумента значения функции y =
x2 меньше значений функции y = x2 в 2 раза. Графически это означает, что график функции y =
x2 получается сжатием графика функции y=
вдоль оси Oy к оси Ox в 2 раза.
Пример 2.
Построим график функции y =
x2 и сравним его с графиком функции y = x2.
Составим таблицу значений функции y = x2
х | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
y = x2 | 9 | 4 | 1 | 0 | 1 | 4 | 9 |
Также составим таблицу значений функции y =
x2
х | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
y = x2 | 6 | 2 | | 0 | | 2 | 6 |
Из таблиц видно, что при одних и тех же значениях аргумента значения функции y =
x2 меньше значений функции y = x2в
раза. Графически это означает, что график функции y =
x2 получается сжатием графика функции y=
вдоль оси Oy к оси Ox в
раза
Пример 3.
Построим график функции y = 0,2x2 и сравним его с графиком функции y = x2.
Составим таблицу значений функции y = x2
х | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
y = x2 | 9 | 4 | 1 | 0 | 1 | 4 | 9 |
Также составим таблицу значений функции y = 0,2x2
х | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
y = 0,2x2 | 1,8 | 0,8 | 0,2 | 0 | 0,2 | 0,8 | 1,8 |
Из таблиц видно, что при одних и тех же значениях аргумента значения функции y =0,2x2 меньше значений функции y = x2 в 5 раз. Графически это означает, что график функции y = 0,2 x2 получается сжатием графика функции y=
вдоль оси Oy к оси Ox в 5 раз.
Таким образом, график функции y = ax2 при любом 0a можно также назвать параболой.
При 0a значения функции y = ax2 меньше значений функции y = x2 в
раз, следовательно, график функции y = ax2 получается из графика функции y = x2 сжатием его в
раз к оси Ох вдоль оси Оу.
Свойства функции y = ax2 при 0a
1. Если x = 0, то y = 0.
График функции проходит через начало координат – вершина параболы.
2. Если x ≠ 0, то y 0.
График функции расположен в верхней полуплоскости.
3. Противоположным значениям аргумента соответствуют равные значения функции.
График функции представляет собой симметричную фигуру относительно оси y.
4. В промежутке (–∞; 0] функция убывает, а в промежутке [0; +∞) - возрастает.
5. Функция принимает наименьшее значение, равно нулю, при x = 0.
6. Наибольшего значения функция не имеет, т.е. областью значений функции является промежуток [0; +∞).
7. Ветви параболы направлены вверх.
8. Фокус параболы находится в точке
.
График квадратичной функции – парабола - довольно часто встречается в окружающей действительности. Например, это можно наблюдать в рампах, которые строятся для велосипедистов и скейтбордистов, а также в спутниковых тарелках.
Другой пример:
Задание: Постройте на милиметровой бумаге график функции y=
. По графику приближенно найти:
1) значения y, при x= -1; -1,2; -4; 2; -2,5.
2) значения x, если y= 1; 8; 2; 6; 2,25.
Решение:
y(-1)=0,5
y(-1,2)≈0,7
y(-4)=8
y(2)=2
y(-2,5)=3
при y=1
=-1,5,
=1,5
при y=8
=-4,
=4
при y=2
=-2,
=2
при y=6
=-3,5,
=3,5
при y=2,25
≈-2,1,
≈2,1
Реферат 3 группы
«График функции
=
при a и её свойства»
Пример 1. Построим график функции
и сравним его с графиком функции y = x2.
Составим таблицу значений функции y=
.
х | -1 | 0 | 1 | 2 |
y = x2 | 1 | 0 | 1 | 4 |
Также составим таблицу значений функции y=−
х | -1 | 0 | 1 | 2 |
y = x2 | -1 | 0 | -1 | -4 |
Из таблиц видно, что при одних и тех же значениях аргумента значения функции y = - x2 противоположны значениям функции y = x2. Графически это означает, что график функции y = - x2 получается отражением из графика функции y=
от оси Ox
Пример 2. Построить график функции
и сравним его с графиком функции y = 2x2.
Составим таблицу значений функции y=
.
Также составим таблицу значений функции y=−
Из таблиц видно, что при одних и тех же значениях аргумента значения функции y = - 2 x2 противоположны значениям функции y = 2 x2 . Графически это означает, что график функции y = - 2 x2 получается отражением из графика функции y=
от оси Ox
Пример 3. Построить график функции
и сравним его с графиком функции y =
x2.
Составим таблицу значений функции
.
х | 6 | 3 | 1 | 0 | -1 | -3 | -6 |
| 12 | 3 | | 0 | | 3 | 12 |
Также составим таблицу значений функции
х | 6 | 3 | 1 | 0 | -1 | -3 | -6 |
| -12 | -3 | - | 0 | | -3 | -12 |
Из таблиц видно, что при одних и тех же значениях аргумента значения функции y =
x2 противоположны значениям функции y =
x2. Графически это означает, что график функции y =
x2 получается отражением из графика функции y=
от оси Ox
Таким образом, график функции y = ax2 при любом a можно также назвать параболой.
Известно, что чтобы построить график функции
, надо построить график функции
, а затем все точки этого графика отразить от оси
.
К указанному выводу легко прийти, сравнивая значения функций
и
при одних и тех же значениях аргумента.
Легко доказывается, что при симметрии относительно оси
образ любой точки
, принадлежащей графику функции
, есть точка
, принадлежащая графику функции
, а также обратно.
Итак. при a значения функции y = ax2 противоположны значениям функции y = -ax2 , следовательно, график функции y = ax2 получается из графика функции y = -аx2 отражением от оси Ох.
Свойства функции y = ax2 при a
Если x = 0, то y = 0.
График функции проходит через начало координат – вершина параболы.
Если x ≠ 0, то y
График функции расположен в нижней полуплоскости.
Противоположным значениям аргумента соответствуют равные значения функции.
График функции представляет собой симметричную фигуру относительно оси y.
В промежутке (–∞; 0] функция возрастает, а в промежутке [0; +∞) – убывает.
Функция принимает наибольшее значение, равно нулю, при x = 0.
Наименьшего значения функция не имеет, т. е. областью значений функции является промежуток (–∞; 0].
Ветви параболы направлены вниз;
Фокус параболы находится в точке
.
Графиком квадратичной функции y = ax2 при a
Задание.
На миллиметровой бумаге построить график функции
. По графику приближенно найти:
значения у при х=-2,8; -1,2; 1,5; 2,5;
значения х, если у=-9; -6; -8; -1,3.
Решение.
x | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 |
y | -12 | -3 | 0 | -3 | -12 |
y(-2,8) ≈ -24
y(-1,2) ≈ -4,4
y(1,5) ≈ -6,8
y(2,5) ≈ -18,8
при у = -9
≈ 1,7;
≈ -1,7
при у = -6
≈ 1,4;
≈ -1,4
при у =- 8
≈ 1,6;
≈ -1,6
при у = -1,3
≈ 0,6;
≈ -0,6
Реферат 4 группы
«Построение графика функции
методом выделения полного квадрата»
Пример 1.
Построим график функции
Составим таблицу:
х | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
| 18 | 11 | 6 | 3 | 2 | 3 | 6 |
Построим найденные точки и проведем через них плавную кривую:
Преобразуем формулу, задающую функцию
используя метод выделения полного квадрата:
,
.
Видим, что тогда график функции
следующими преобразованиями:
- сдвиг (параллельный перенос)
вправо на 1 единицу.
сдвиг (параллельный перенос)
вверх на 2 единицы.
Пример 2.
Построим график функции
из графика функции
с помощью выделения полного квадрата.
Преобразуем формулу:
,
.
Видим, что тогда график функции
следующим преобразованием:
сдвиг (параллельный перенос) графика функции
влево на 2 единицы.
Пример 3.
Построим график функции
из графика функции
с помощью выделения полного квадрата.
Преобразуем формулу:
,
.
Видим, что тогда график функции
следующими преобразованиями:
- сдвиг (параллельный перенос)
вправо на 2 единицы.
- сдвиг (параллельный перенос)
вверх на 0,25 единиц.
Итак, графиком функции
является парабола, получаемая сдвигом параболы
:
Любую квадратичную функцию
с помощью выделения полного квадрата можно записать в виде
, т.е. в виде
, где
и
.
Таким образом, график функции y
можно также назвать параболой.
Если у квадратичной функции
a0, то ветви параболы напрaвлены вверх;
a
Итак, координаты (
) вершины параболы
можно найти по формулам
и
.
Если a0 , то в промежутке (–∞;
] функция
убывает, а в промежутке [
; +∞) - возрастает.
Если a, то в промежутке (–∞;
] функция
возрастает, а в промежутке [
; +∞) - убывает.
Областью значений квадратичной функции
является промежуток :
, если а0
, если а
Ось симметрии параболы
– прямая, параллельная оси ординат и проходящая через вершину параболы.
Квадратичные функции часто встречаются в различных областях науки и техники. Например, если тело брошено вверх со скоростью υ, то расстояние s от него до поверхности земли в момент времени t определяется формулой
где
– расстояние от тела до поверхности земли в момент времени t=0.
Также квадратичные функции появляются при решении задач.
Задача: Одна сторона прямоугольника больше другой на 10 см
Выразите площадь прямоугольника.
Пусть х сантиметров – высота прямоугольника, тогда его основание равно (х+10) сантиметров. Площадь этого прямоугольника равна х(х+10)
Раскрывая скобки, получаем:
Задание: № 624(3,4)
№ 624(3,4)
Преобразуем формулу:
Видим, что тогда график функции
следующими преобразованием:
- сдвиг (параллельный перенос)
вправо на 3 единицы.
Преобразуем формулу:
,
.
Видим, что тогда график функции
следующим преобразованиями:
сдвиг (параллельный перенос) графика функции
влево на 2 единицы;
сдвиг (параллельный перенос) графика функции
вверх на 1 единицы
Реферат 5 группы
Доклад на тему: «Построение графика функции y =ax2+bx+c с помощью алгоритма»
Исходя из предыдущих докладов мы можем сделать вывод, что график любой квадратичной функции y=a
+bx+c можно построить по следующему алгоритму:
Построить вершину параболы (
;
), вычислив
по формулам
=-
=y(
Провести через вершину параболы прямую, параллельную оси ординат, - оси симметрии параболы.
Найти нули функции, если они есть, и построить на оси абсцисс соответствующие точки параболы.
Построить две какие-нибудь точки параболы, симметричные относительно ее оси. Для этого надо взять две точки на оси Ox, симметричные относительно точки
, и вычислить соответствующие значения функции (эти значения одинаковы). Например, можно построить точки параболы с абсциссами x=0 и x=2
, если
≠0 (ординаты этих точек равны c).
Провести через построенные точки параболу. Заметим, что для более точного построения графика полезно найти еще несколько точек параболы.
Пример 1. Построим график функции y=
-4x+3.
Найдем координаты вершины параболы:
=-
=2;
=
-7*2+10=-1.
Построим точку (2;-1).
Проведем через точку (2;-1) прямую, параллельную оси ординат – ось симметрии параболы.
Решая уравнение
-4x+3=0, найдем нули функции:
=1,
=3. Построим точки (1;0) и (3;0).
Возьмем две точки на оси Ox, симметричные относительно точки x=2, например, точки x=0 и x=4. Вычислим значение функции в этих точках: y(0)=y(4)=3. Построим точки (0;3) и (4;3)
Проведем параболу через построенные точки.
Итак, мы построили график квадратичной функции, не выделяя при этом полный квадрат.
Пример 2. Построить график функции y=3
-8x+4.
Найдем координаты вершины параболы:
=-
=1
;
=3*
-8*1
+4=-1
.
Построим точку (1
;-1
).
Проведем через точку (1
;-1
) прямую, параллельную оси ординат – ось симметрии параболы.
Решая уравнение 3
-8x+4=0, найдем нули функции:
=2,
=
. Построим точки (2;0) и (
;0).
Возьмем две точки на оси Ox, симметричные относительно точки x=1
, например, точки x=0 и x=2
. Вычислим значение функции в этих точках: y(0)=y(2
)=4. Построим точки (0;4) и (2
;4)
Проведем параболу через построенные точки.
Пример 3. Построить график функции y=0,5
+3x+2,5.
Найдем координаты вершины параболы:
=-
=-3;
=3*
-8*(-3)+2,5=-2.
Построим точку (-3;-2).
Проведем через точку (-3;-2) прямую, параллельную оси ординат – ось симметрии параболы.
Решая уравнение 0,5
+3x+2,5=0, найдем нули функции:
=-1,
=-5. Построим точки (-1;0) и (-5;0).
Возьмем две точки на оси Ox, симметричные относительно точки x=-3, например, точки x=0 и x=-6. Вычислим значение функции в этих точках: y(0)=y(-6)=2,5. Построим точки (0;2,5) и (-6;2,5)
Проведем параболу через построенные точки.
Пример 4. Построить график функции y=-2
+3x+2.
Найдем координаты вершины параболы:
=-
=
;
=-2*
+3*
+2=3
.
Построим точку (
;3
).
Проведем через точку (
;3
) прямую, параллельную оси ординат – ось симметрии параболы.
Решая уравнение -2
+3x+2=0, найдем нули функции:
=2,
=-
. Построим точки (2;0) и (-
;0).
Возьмем две точки на оси Ox, симметричные относительно точки x=
, например, точки x=0 и x=1
. Вычислим значение функции в этих точках: y(0)=y(1
)=2. Построим точки (0;2) и (1
;2)
Проведем параболу через построенные точки.
Пример 5. Построить график функции y=-4
+4x-1.
Найдем координаты вершины параболы:
=-
=
;
=-4*
+4*
-1=0.
Построим точку (
;0).
Проведем через точку (
;0) прямую, параллельную оси ординат – ось симметрии параболы.
Решая уравнение -4
+4x-1=0, найдем нули функции: x=0,5. В данном случае функция имеет только один нуль – точку (0,5; 0), которая является вершиной параболы.
Возьмем две точки на оси Ox, симметричные относительно точки x=
, например, точки x=0 и x=1. Вычислим значение функции в этих точках: y(0)=y(1)=-1. Построим точки (0;-1) и (1;-1)
Проведем построение дополнительных точек: x=-1 и x=3. Вычислим значение функции в этих точках: y(-1)=y(3)=-9. Построим точки (-1;-9) и (3; -9).
Проведем параболу через построенные точки.
Приведем примеры практических заданий, в которых используются свойства квадратичной функции.
Для начала вспомним свойства, которые нам понадобятся:
Функция y =ax2+bx+c принимает наименьшее или наибольшее значение в точке
=-
, которая является вершиной параболы.
При этом, если a0, то функция имеет наименьшее значение, а если a, то функция имеет наибольшее значение.
Пр.з.1. Число 15 представить в виде суммы двух чисел так, чтобы произведение этих чисел было наибольшим.
Решение, Пусть x и (15-x) – данные числа. Тогда их произведение x(15-x) должно быть наибольшим.
Рассмотрим функцию y=x(15-x), y=-
+15x – квадратичная функция, график – парабола.
a=-1
=-
=
= 7,5
Итак, 7,5 – первое число, тогда 15-7,5 = 7,5 – второе число.
Ответ: Эти числа 7,5 и 7,5.
Пр.з.2. Сумма двух чисел равна 10. Найти эти числа, если сумма их кубов является наименьшей.
Решение. Пусть x и (10-x) – искомые числа. Тогда сумма их кубов:
+
, у=
+(1000-3*100x+3*10
-
), у=
+1000-300x+30
-
, у=30
-300x+1000 – квадратичная функция, график – парабола.
a=301, значит, ветви параболы направлены вверх, и наименьшее значение парабола принимает в ее вершине.
=-
=5.
Итак, первое число – 5, тогда второе 10-5=5.
Ответ: Эти числа 5 и 5.
Номера из учебника: №624(1,2), 625(2,4).
Решение:
№624:
1) y=
-7x+10.
y0 при x5
yпри 2
y возрастает при x3,5
y убывает при x
a=10, значит функция принимает наименьшее значение в своей вершине, то есть при
=-
=3,5.
2) y=-
+x+2.
y0 при -1
yпри x2
y возрастает при x
y убывает при x0,5
a=-1 =-
=0,5.
№625:
2) y=-3
-2x+1.
yпри x
yпри -1
y возрастает при x
y убывает при x-
a=-3 =-
=-
.
4) y=3
-8x+4.
yпри
y0 при x
, x2
y возрастает при x1
y убывает при x
a=30, значит функция принимает наименьшее значение в своей вершине, то есть при
=-
=1
.