СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квесты по русскому языку для начальных классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шарафутдинова Алсу Ленаровна

Просмотр содержимого документа
«Квесты по русскому языку для начальных классов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1 Высокогорского

муниципального района Республики Татарстан»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КВЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ




Автор-составитель: Шарафутдинова А.Л.



Казань 2023


Оглавление

От автора…………………………………………………………………………….3

Квест 1. Путешествие по стране Грамматика……….………………..…...………4

Квест 2. В гостях у сказки……………..………………………………..……........10

Квест 3. Путешествие в страну русского языка………………………………….15

Квест 4. Путешествие по Словограду……………………………………………..21

Библиографический список………..………………………………………………28

Приложение………………………….………………………………………….......29




От автора

Дорогие учителя, проведение и подготовка квест-игры – это трудоемкий по времени и содержанию процесс. Организаторам квеста необходимо заранее познакомиться с местом проведения квест-игры, с необходимым оборудованием, распечатать и подготовить раздаточный материал, продумать где поставить наблюдателей.

Чтобы квест-игра проходила весело и непринужденно, необходимо правильно настроить ребят на игру, сказать им, что они одна команда, один за всех и все за одного. Каждый игрок команды несет в своей голове знания, а в руках умения и ловкость. Поэтому знания, умения и ловкость каждого помогут всей команде найти клад или искомую фразу.

Представленные в разработке квесты универсальные. Оставляя за основу задания, записки можно изменить или добавить темы станций. Благодаря играм, учёба будет проходить интереснее и увлекательнее.

Желаю успехов в учебе! Надеюсь, что эта разработка вам пригодится.













Квест 1. Путешествие по стране Грамматика

Цель: формирование интереса к русскому языку посредством игрового и занимательного материала.

Задачи:

  • создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий; формирования и обогащения словарного запаса обучающихся;

  • развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес к русскому языку;

  • способствовать воспитанию культуры общения, толерантного отношения, умения работать в команде.

Оборудование: карточки с заданиями (См. Приложение 1)

Ход квеста

I. Орг. момент. Команды и жюри занимают свои места.

II. Вступительное слово.

Язык, на котором мы с вами говорим, очень красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России. Но чтобы увидеть, насколько красив и богат наш язык, надо его хорошо знать. Не секрет, что «Русский язык» считается одним из самых трудных школьных предметов. А мы постараемся доказать, что обучение русскому языку может быть интересным, увлекательным и занимательным.

Изучение русского языка

Нелегко вам даётся пока.

Но идёт по земле новый век,

Должен грамотным быть человек!

В нашем квесте принимают участие две команды. Представление и приветствие команд.

1 команда: «Слово»

Девиз: «К бою честному готовы

Ребята из команды «Слово».

Приветствие соперникам: «Победу, а не поражение

Мы Вам желаем, «Предложение»!

2 команда: «Предложение»

Девиз: «Мы команда «Предложение»!

Пусть нам сопутствует везение»

Приветствие соперникам: «У нас приветствие готово

Ребятам из команды «Слово».

Соперник наш, не позабудь!

К победе очень труден путь»!

– Чтобы работать командой, нужно знать некоторые правила:

Работать дружно, все вместе;

Уметь выслушать своего товарища;

Не обижать товарища, который сделал ошибку;

Не смеяться над командой, которая проигрывает;

Не злиться, если вы проиграете.

– Ребята, вы любите путешествовать и решать головоломки? (Ответы детей)

– Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное квест-путешествие по стране Грамматика вместе с весёлым человечком – граматиком. Мы будем продвигаться от станции к станции и в итоге попадём в замок, где победителей игры ждут призы. На каждой станции вас ждут испытания на определённую тему. Готовы отправиться в путь? Начинаем наше путешествие.

Станция № 1. Разминка. «Звуки и буквы».

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)

2. Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

3. Сколько согласных букв в русском алфавите? (21)

4. Сколько гласных звуков в русском алфавите? (6)



Станция № 2. « Словарные слова».

Станция № 3. «Я-исследователь».

«Одна семья». В каждой строчке содержатся однокоренные слова, кроме одного. Найдите это лишнее слово и вычеркните его.

Маленький, малявка, маляр, малыш.

Гроза, грозный, гроздь, грозовой.

Конница, конник, подоконник, конюшня.

Лень, лентяй, лента, ленивец.

Станция № 4. «За словом в карман».

У феи в шёлковом мешочке четыре волшебных слова: АРД, УГЛ, ОЛПК, КУАШТ. Вообще-то словами их трудно назвать. Однако каждое из них при колдовстве может превратиться в одно, а то и в два настоящих слова. Достаточно просто переставит буквы. А вы умеете колдовать? Тогда вперёд, мешочек для вас открыт и буквы ждут перестановки.

Ответ: (Дар, рад; Луг, гул; Полк, клоп; Шутка)

Станция № 5. «Грамматическая арифметика». Решите примеры.

Ба + деревянный сосуд = летающее насекомое (бабочка)

До + зарытые в земле ценности = (доклад)

Кабан – ан + лук = (каблук)

Автор – р + мода – да + бильярд – ярд = (автомобиль)

Станция № 6. «Собрать цветок».

К вам, ребята, мы спешили,

Познакомиться решили.

Но вчера упали с кочки

И распались на кусочки.

Помогите, помогите!

Из кусочков нас сложите!

У каждой команды на столе лепестки из бумаги, на которых записаны слова: звонкий, глухой, твердый, мягкий, гласный, согласный, окончание, приставка, числительное, корень, суффикс, прилагательное, основа, предлог, глагол, существительное, местоимение, частица.

На сердцевине у первой команды: Части речи. Задание: возьмите только те слова, которые подойдут для вашей ромашки.

На сердцевине у другой ромашки: Части слова. Возьмите только те слова, которые подойдут для сердцевины вашей ромашки.

А теперь назовите мне слова, которые оказались лишними.

Станция № 7. «Загадочная».

Прочитайте загадку, назовите отгадку (паук).

Станция № 8. «Угадай-ка, не зевай-ка».

Слово имеет смысл. Перед вами пословицы-перевертыши. Вспомните, что такое антонимы? Каждое слово в пословице замените антонимом, подчеркнутые слова не меняйте.

Для команды «Слово»:

Новый враг хуже старых двух. (Старый друг лучше новых двух)

Для команды «Предложение»:

Все плохо, что плохо начинается. (Всё хорошо, что хорошо кончается)

Станция № 9. «Парные согласные – самые опасные».

В каких словах согласным на конце слова можно доверять?

Команда Слово: Гриб, фарш, орех, огурец, суп, плащ, крем.

Команда Предложение: Шум, столб, верх, зуб, лещ, терем, шарф.

Учащиеся объясняют, почему данным согласным на конце слова можно доверять.

Станция № 10. «Грамотеи».

Задание 1. Как правильно сказать?

У рыбов нет зубов?

У рыбей нет зубей?

У рыб нет зубов?

У рыб нет зуб?

Задание 2. Исправь речевые ошибки

Команде «Слово»:

Повар посолил суп солью.

Мама подарила мне молодого щенка.

Команде «Предложение»:

У нас в парке много деревянных деревьев.

Принцесса была красивой красавицей.

Вот и окончено наше путешествие по стране Грамматика. Трудный и интересный был путь в эту страну. Я надеюсь, что задания вам понравились и теперь вы с большим интересом начнёте изучать такой непростой, но очень интересный русский язык. Мы добрались с вами до волшебного замка, где и поселилась Весёлая грамматика. А пока жюри подводит итоги мы с вами назовём детёнышей животных. Только называть нужно как можно быстрее.

Рефлексия: Ребята, прошу вас прикрепить на доску смайлики своего настроения.

Спасибо всем за увлекательное путешествие. Желаю вам получать только хорошие отметки по предмету «Русский язык».

Всего доброго! До новых встреч!





















Квест 2. В гостях у сказки

Цель: создание условий для развития познавательного и читательского интереса к сказкам посредством квест- игры.

Задачи:

  • пополнить литературный багаж младших школьников сказками, загадками;

  • привлечь старшеклассников к мероприятию;

  • создать условия для развития памяти, мышления, творческого потенциала;

  • обеспечить безопасность мероприятия.

Время: 30 – 40 минут

Оборудование: маршрутный лист, ключевая фраза, загадки, ведро, метла, письма от сказочных персонажей, фрагменты из мультфильмов (Приложение 2)

Общая идея: собрать ключевую фразу. На каждом этапе находятся модераторы (старшеклассники), которые следят за правильностью выполнения заданий и выдают участникам фрагмент ключевой фразы. После того, как будут собраны все фрагменты, команда собирает всё высказывание, возвращается туда, откуда начался квест и показывает результат педагогу-организатору.

Ключевая фраза: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке» (фраза разбивается на 5 частей и каждая часть выдается участникам за выполнение задания).

Ход квеста

Педагог - организатор (ПО): Сегодня вас ждет увлекательное приключение. Вы попытаетесь найти мудрую мысль, которую сказал когда-то очень известный писатель, узнаете, в какой сказке эта фраза была упомянута впервые. А для этого мы с вами отправимся в удивительный мир сказок. Я надеюсь, что вы хорошо знаете различные сказки: народные, сказки русских и зарубежных писателей. Поэтому те препятствия, которые ждут вас на пути к цели, не будут для вас сложными. (Команде выдается маршрутный лист).

1 станция. «Поляна загадок».

(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

Угадай сказочного персонажа

1. Парень слез с любимой печки,

За водой поплелся к речке.

Щуку в проруби поймал

И с тех пор забот не знал. (Емеля)

2. На кочке болотной

Невестушка ждет,

Когда же за нею

Царевич придет. (Царевна-лягушка)

3. Много серебра и злата

В сундуках своих он спрятал,

В мрачном он дворце живет

И чужих невест крадет. (Кощей Бессмертный)

4. Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад,

Перья светятся огнем

И светло в ночи, как днем. (Жар-птица)

5. Из муки он был печен,

На окошке был стужен.

Убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом. (Колобок)

6. Чуть женой крота не стала

И усатого жука!

Вместе с ласточкой летала высоко под облака. (Дюймовочка)

7. Внучка к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил! (Красная Шапочка)

2 станция. «Спортивная».

Игра называется «Баба-Яга».

Ход игры: Игрок одной ногой стоит в ступе (корзина или ведро), другой на земле. В руке он держит метлу. В таком положении необходимо пройти всю дистанцию до стула, обойти его, вернуться к месту старта и передать метлу следующему игроку.

3 станция. «Почта».

Представьте себе, что герои сказок могли бы присылать вам телеграммы. Узнайте героев, от которых пришли телеграммы, назвав героя и сказку.

(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

1. «Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул».

Ответ: Медвежонок («Три медведя»)

2. «Спасите, нас съел серый волк».

Ответ: Козлята («Семеро козлят»)

3. «Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко».

Ответ: Мышка («Курочка Ряба»)

4. «Приехать никак не могу: «Пуще прежнего старуха вздурилась».

Ответ: Старик («Сказка о рыбаке и рыбке».)

5. «Помогите, мой брат превратился в козленочка».

Ответ: Алёнушка («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

6. «Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке».

Ответ: Иван-царевич («Царевна-лягушка»)

4 станция. «Реставрационная».

(За каждую правильно собранную картинку и название сказки команда получает 1 балл)

Игра «Собери сказку».

Дети собирают из разрезных картинок- пазлов изображения и называют сказку.

Снежная… ( Королева) Аленький… ( цветочек)

Заюшкина… ( избушка) Гадкий… ( утенок)

Красная… ( Шапочка) Мальчик. .. (с пальчик)

Доктор…( Айболит) Крошечка… (Хаврошечка)

5 станция. «Кинотеатр».

(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

Узнайте по фрагментам из мультфильмов, какие это сказки?

« По-щучьему веленью!» А.Н. Толстой

«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин

«Дюймовочка» Г.Х. Андерсен

«Золотой ключик, или приключения Буратино» А.Н. Толстой

«12 месяцев» С.Я. Маршак

У детей сложилась фраза, они бегут на начальную точку и рассказывают ее педагогу-организатору.


Квест 3. Путешествие в страну русского языка

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся;

  • формировать умение разбирать слова по составу;

  • формировать у школьников лингвистического мировоззрения на язык;

  • формировать речевые, интеллектуальные и практические умения школьников;

  • проверить овладение практическими способами деятельности;

  • развивать познавательные процессы (внимание, память);

  • формировать познавательные умения (умения задавать вопросы, применять знания);

  • развивать умения связно излагать свои мысли;

  • привитие интереса к предмету.

Оборудование: карточки с заданиями (См. Приложение 3)

Ход квеста

I. Орг. момент.

II. Вступительное слово.

– Ребята, вы любите путешествовать?

– Сегодня мы с вами тоже отправимся в увлекательное путешествие в Страну русского языка.

Станция № 1. «Зелёная».

Добавь букву. ( 1 слово – 1 балл)

К каждому слову мужского рода добавьте только одну букву, чтобы получилось имя существительное женского рода.

1) Рак – __________ (рамка)

2) Мел – ___________ (мель)

3) Полк – _____________ (полка)

4) Вол – ______________ (воля)

5) Гость – _____________(горсть)

Станция № 2. «Голубая».

Существительные ( 2 слово – 1 балл)

Назовите 5 существительных, имеющих форму только множественного числа.

Назовите 5 существительных, имеющих форму только единственного числа.

Станция № 3. «Оранжевая».

Синонимы. ( 1 слово – 1 балл)

Подберите синонимы к словам:

Стужа – … (холод)

Думать – … (размышлять)

Холодный – … (студёный, морозный)

Зной – … (жара)

Барышня – … (девушка, девица)

Станция № 4. «Синяя».

Словообразование (1 слово – 1 балл)

Образуйте прилагательные приставочным способом:

около вокзала – … (привокзальный)

спеть песню до конца – …(допеть)

открыть не полностью – … (приоткрыть)

затормозить не полностью – …(притормозить)

нет дороги – … (бездорожье)

Станция № 5. «Розовая».

Состав слова (1 слово – 1 балл)

Запишите по одному слову, состоящему из:

1) корня;

2) корня и окончания;

3) корня, суффикса и окончания;

4) приставки, корня и окончания;

5) приставки, корня, суффикса и окончания.

Станция № 6. «Жёлтая».

Фразеологизмы (1 правильный ответ – 1 балл)

Вам предстоит соотнести фразеологизмы с их значением.

1) Заткнуть за пояс.

2) И гроша ломаного не стоит.

3) Капля в море.

4) Львиная доля.

5) Ломать голову.

Большая часть

Ничтожно мало

Не имеет никакой ценности

Напряжённо думать, пытаясь найти верное решение

Оказаться лучшим, превзойти кого-либо

Станция № 7. «Красная».

Пословицы. ( 1 слово – 1 балл)

Назови пословицу, которую я буду читать наоборот.

1) У честного человека ботинки промокают. (На воре шапка горит)

2) С ленью лягушку в море не отпустишь. (Без труда не вытащишь рыбку из пруда).

3) Мужик на телегу – коню тяжелее. (Баба с возу – кобыле легче).

4) Брезгливость пропадает, когда голодают. (Аппетит приходит во время еды).

5) Ближе к полю – меньше деревьев. (Чем дальше в лес, тем больше дров).

Станция № 8. «Белая».

Кроссворд

Задание: подберите нужное слово и запишите его по горизонтали.

1. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу.

2. Дорога с рядами деревьев по сторонам.

3. Место, где продают билеты.

4. Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта.

5. Дорога, покрытая асфальтом.

Ответы: 1) хоккей, 2) аллея, 3) касса, 4) пассажир, 5) шоссе.

В выделенных клетках – слово КЛАСС

Станция № 9. «Фиолетовая».

Ребусы

1)

(Бубен)

2)

(ландшафт)


3)

(обложка)

4)

(ландыш)

5)

(вилка)

6)

(шкатулка)

7)

(таблица)

Спасибо всем за увлекательное путешествие. Желаю вам получать только хорошие отметки по предмету «Русский язык».

Всего доброго! До новых встреч!



























Квест 4. Путешествие по Словограду

Задачи:

  • воспитывать интерес и любовь к русскому языку;

  • развивать языковое чутьё;

  • способствовать активации мыслительной деятельности учащихся;

  • развивать интеллект, внимание, память, воображение.

Оборудование: карточки с заданиями для команд, маршрутные листы, (См. Приложение 4) призы для участников, на игровых столах – листочки бумаги, ручки, карандаши.

Ход квест-игры:

Вступление: – Здравствуйте, дорогие гости и участники нашего праздника. Мы рады приветствовать вас на квест-игре «Путешествие по Словограду». Главный гость сегодня – его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Ребенком мы засыпаем под монотонное звучание бабушкиных сказок. А ведь сказка – это язык. Вы ходите в школу. В речах учителя, на страницах книг развертывается перед вами огромная Вселенная, отраженная в словах. Вы узнаете о том, что было сто и даже тысячу лет назад. И все это благодаря родному языку. На земном шаре насчитывается более 2000 языков. Есть языки, на которых говорят всего несколько человек; а есть языки, на которых говорят миллионы человек. И в этой большой семье языков русский язык занимает особое место. И чтобы любить русский язык, надо его знать. Ведь не зря говорят, что без грамматики не выучить и математики. И сегодня, ребята, вы сможете показать свою находчивость, смекалку и еще раз проверить свои знания по русскому языку. Мы предлагаем вам совершить увлекательное путешествие по Словограду. Вы побываете на площади Ребусов и проспекте Мудрости, прогуляетесь по парку Кроссвордов, заглянете в переулок Загадок. На каждой остановке вы должны выполнить определённое задание и только потом перейти на следующую. Передвигаться по городу вам помогут маршрутные листы. Сбиваться с маршрута не рекомендуется. Команды готовы, Жюри в ожидании, Призы заготовлены. Начинаем состязание!

1. Проспект Мудрости. (команда должна составить крылатые выражения, используя части выражений из первой и второй колонок). До следующей станции идти, взявшись за руки.

2. Парк Кроссвордов. ( команда должна вспомнить, из каких частей состоит велосипед, и правильно вписать слова в клетки; это слова: звонок, колесо, руль, тормоз, насос, спица, цепь, педаль, седло). До следующей станции бежать и мяукать.

– Ребята, а какой самый популярный детский вид транспорта?(велосипед) – Вспомните, пожалуйста, детали велосипеда и впишите слова в клетки.

3.Улица Словообразовательная.

( За 3 минуты команда из букв слова ПРОСТОКВАША должна составить как можно больше слов. До следующей станции прыгать на одной ноге.

4. Площадь Ребусов.

Разгадать предложенные ребусы. За каждый правильный ответ – 1балл. До следующей станции идти вприсядку.

5. Переулок Загадок.

1. Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя, отличающегося своей чрезмерной худобой. Глупый человек будет искать её в стоге сена, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет? (Иголка)

2. В неё можно переместить водоплавающую птицу, но всё будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мёртвая, живая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то её можно в рот набрать. Но в ваших же интересах на него ответить. Что это? (Вода)

3. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-нибудь научиться. Давным-давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный предмет? (Соль)

4. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку; ими можно даже закидать! Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (Шапка)

5. Странно, почему-то все бояться узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож именно на него. Это пресноводное беспозвоночное увековечено в одной из басен И. А. Крылова. Вы догадались, кто это? (Рак)

6. Молодожёны очень хорошо знают его, потому что он рядом с ними целый месяц. А когда его целая бочка, то находятся, не побоюсь сказать этого слова, вредители, которые готовы испортить его, добавив туда ложку дёгтя. Его обожал один представитель млекопитающих, любящий прикидываться тучкой. И что же это? (Мёд)

7. Он может бить, а может открывать дверь. Он может быть мокрым, а может быть сухим. Иногда его можно потрогать, а иногда это всего лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же это такое? (Ключ)

8. За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. И, представьте себе, из-за него даже началась война! Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (Яблоко)

9. Он может оказать услугу, а может наступить на ухо. А в целом на него похож один из персонажей бессмертной поэмы Н. В. Гоголя. Кто это? (Медведь)

10. Бедные они, несчастные! И гоняются за ними, причём сразу норовят за двумя, и убивают, опять-таки из жадности, двух. И наговаривают на них, будто они страдают комплексом неполноценности. И во всех народных сказках они в дураках остаются. Кто же это? (Заяц)

– Итак, закончилась наша квест-игра. Сейчас жюри подведёт итоги и назовёт команду-победителя. Слово предоставляется председателю жюри. (Объявляется победитель)

Нам остаётся поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашем празднике, за отличное знание родного русского языка.

До новых встреч!
























Библиографический список

1. Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6 – 10 лет «Я и мы»: программа И.Н. Агафонова. – СПб, 2003.

2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку/ А.Т. Арсирий. – М., 1995.

3. Бондаренко Г.И. О некоторых приёмах работы младших школьников с учебно-научным и собственным текстом на уроке русского языка / Начальная школа. – № 09, 2013.

4. Водолазькая С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады / С.В. Водолазькая. – Р/Д, 2005.

5. Козырева Л.М. «Загадки звуков, букв, слогов». Тетрадь для логопедических занятий № 1, Ярославль: Академия развития, 2006.

6. Уваров Н.С. Словообразование современного русского языка: Упражнения и задания. Лабораторные работы. Контрольная работа: Учебное пособие / Н.С. Уваров: под ред. А.П. Кострикиной; КФ ГОУ ВПО «НГПУ». – Куйбышев: ГУПП «Простор», 2008. – 130 с.














Приложение 1

Станция № 1 Разминка. «Звуки и буквы».

1. Сколько букв в русском алфавите?

2. Сколько гласных букв в русском алфавите?

3. Сколько согласных букв в русском алфавите?

4. Сколько гласных звуков в русском алфавите?

Станция № 2. «Словарные слова».



Станция № 3. «Я-исследователь».

В каждой строчке содержатся однокоренные слова, кроме одного. Найдите это лишнее слово

Маленький, малявка, маляр, малыш.

Гроза, грозный, гроздь, грозовой.

Конница, конник, подоконник, конюшня.

Лень, лентяй, лента, ленивец.

Станция № 4. «За словом в карман».

АРД, УГЛ, ОЛПК, КУАШТ.

Станция № 5. «Грамматическая арифметика».

Решите примеры.

Ба + деревянный сосуд = летающее насекомое _____________

До + зарытые в земле ценности = ______________

Кабан – ан + лук = ___________

Автор – р + мода – да + бильярд – ярд = _______________

Станция № 6. «Собрать цветок».

Возьмите те слова, которые подойдут для сердцевины ромашки.

звонкий глухой твердый мягкий гласный согласный окончание приставка числительное корень суффикс частица прилагательное основа предлог глагол существительное местоимение

Части речи






Части слова



Станция № 7. «Загадочная».

Прочитайте загадку, назовите отгадку.











Станция № 8. «Угадай-ка, не зевай-ка». 

Каждое слово в пословице замените антонимом, подчеркнутые слова не меняйте: Новый враг хуже старых двух. Всё плохо, что плохо начинается.

Станция № 9. «Парные согласные – самые опасные».

В каких словах согласным на конце слова можно доверять?

Гриб, фарш, орех, огурец, суп, плащ, крем.

Шум, столб, верх, зуб, лещ, терем, шарф.

Станция № 10. «Грамотеи».

Задание 1. Как правильно сказать?

У рыбов нет зубов?

У рыбей нет зубей?

У рыб нет зубов?

У рыб нет зуб?

Задание 2. Исправь речевые ошибки

1) Повар посолил суп солью.

Мама подарила мне молодого щенка.

2) У нас в парке много деревянных деревьев.

Принцесса была красивой красавицей.

Приложение 2.

Маршрутный лист

кабинеты 20, 21, 2, 35, 19

Поляна загадок


Спортивная


Почта


Реставрационная


Кинотеатр



Письма от сказочных персонажей:

1. «Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул».

2. «Спасите, нас съел серый волк».

3. «Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко».

4. «Приехать никак не могу: «Пуще прежнего старуха вздурилась».

5. «Помогите, мой брат превратился в козленочка».

6. «Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке».

 

 






Приложение 3

Станция № 1. «Зелёная».

К каждому слову мужского рода добавьте только одну букву, чтобы получилось имя существительное женского рода.

1) Рак – __________

2) Мел – ___________

3) Полк – _____________

4) Вол – ______________

5) Гость – _____________

Станция № 2. «Голубая».

Назовите 5 существительных, имеющих форму только множественного числа.

Назовите 5 существительных, имеющих форму только единственного числа.

Станция № 3. «Оранжевая».

Подберите синонимы к словам:

Стужа – …

Думать – …

Холодный – …

Зной – …

Барышня – …

Станция № 4. «Синяя».

Образуйте прилагательные приставочным способом:

около вокзала – …

спеть песню до конца – …

открыть не полностью – …

затормозить не полностью – …

нет дороги – …

Станция № 5. «Розовая».

Запишите по одному слову, состоящему из:

1) корня;

2) корня и окончания;

3) корня, суффикса и окончания;

4) приставки, корня и окончания;

5) приставки, корня, суффикса и окончания.

Станция № 6. «Жёлтая».

Вам предстоит соотнести фразеологизмы с их значением.

1) Заткнуть за пояс.

2) И гроша ломаного не стоит.

3) Капля в море.

4) Львиная доля.

5) Ломать голову.

Большая часть

Ничтожно мало

Не имеет никакой ценности

Напряжённо думать, пытаясь найти верное решение

Оказаться лучшим, превзойти кого-либо

Станция № 7. «Красная».

Назови пословицу, которую я буду читать наоборот.

1) У честного человека ботинки промокают.

2) С ленью лягушку в море не отпустишь.

3) Мужик на телегу – коню тяжелее.

4) Брезгливость пропадает, когда голодают.

5) Ближе к полю – меньше деревьев.





Станция № 8. «Белая».

Подберите нужное слово и запишите его по горизонтали.

1. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу.

2. Дорога с рядами деревьев по сторонам.

3. Место, где продают билеты.

4. Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта.

5. Дорога, покрытая асфальтом.

Станция № 9. «Фиолетовая».

1)

2)


3)

4)

5)

6)

7)

Приложение 4

Маршрутный лист

кабинеты 5, 8, 18, 26, 30

Названия станций

Количество баллов

Проспект Мудрости


Парк Кроссвордов


Улица Словообразовательная


Площадь Ребусов


Переулок Загадок


Итого:









1. Проспект Мудрости.

2. Парк Кроссвордов.

– Вспомните детали велосипеда и впишите слова в клетки.


3.Улица Словообразовательная.

Из букв слова ПРОСТОКВАША составьте как можно больше слов.

4. Площадь Ребусов.

Разгадайте предложенные ребусы.



5. Переулок Загадок.

1. Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя, отличающегося своей чрезмерной худобой. Глупый человек будет искать её в стоге сена, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет?

2. В неё можно переместить водоплавающую птицу, но всё будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мёртвая, живая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то её можно в рот набрать. Но в ваших же интересах на него ответить. Что это?

3. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-нибудь научиться. Давным-давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный предмет?

4. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку; ими можно даже закидать! Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет?

5. Странно, почему-то все бояться узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож именно на него. Это пресноводное беспозвоночное увековечено в одной из басен И. А. Крылова. Вы догадались, кто это?

6. Молодожёны очень хорошо знают его, потому что он рядом с ними целый месяц. А когда его целая бочка, то находятся, не побоюсь сказать этого слова, вредители, которые готовы испортить его, добавив туда ложку дёгтя. Его обожал один представитель млекопитающих, любящий прикидываться тучкой. И что же это?

7. Он может бить, а может открывать дверь. Он может быть мокрым, а может быть сухим. Иногда его можно потрогать, а иногда это всего лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же это такое?

8. За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. И, представьте себе, из-за него даже началась война! Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет?

9. Он может оказать услугу, а может наступить на ухо. А в целом на него похож один из персонажей бессмертной поэмы Н. В. Гоголя. Кто это?

10. Бедные они, несчастные! И гоняются за ними, причём сразу норовят за двумя, и убивают, опять-таки из жадности, двух. И наговаривают на них, будто они страдают комплексом неполноценности. И во всех народных сказках они в дураках остаются. Кто же это?