СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КВН по русскому языку.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

КВН даёт возможность закрепить знания по русскому языку. Проводить его можно и со сташеклассниками, и с учителями.

Просмотр содержимого документа
«КВН по русскому языку.»

КВН для учителей или учеников старших классов «Родной русский язык».

Ведущий. Посмотрите на экран. Какие замечательные слова сказаны великими людьми о нашем языке.

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
                 Константин Георгиевич Паустовский

.Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, названье еще драгоценней самой вещи.
                 Николай Васильевич Гоголь


Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?
Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
                 Иван Сергеевич Тургенев Что русский язык — один из богатейших языков в мире,
в этом нет никакого сомнения.
                 Виссарион Григорьевич Белинский

Ведущий. Он и могучий, и яркий, и богатейший… А знаем ли мы, русские люди, свой родной язык?.. А.С.Пушкин ещё в 19 веке встревожился: (слова на экране) «Прекрасный наш язык…быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого.»
                

Однажды в учительской слышала такой диалог :

-Петров идёт на Олимпиаду по английскому языку.

-Ну, нашли кого отправить: он русский-то не знает, какой ему английский…

Очень этот диалог злободневен. Русский человек не умеет говорить по-русски, не научился использовать ресурсы языка. Отсюда – низкая культура общения, недопонимание…

В мировую сокровищницу художественной литературы навечно вписаны такие имена, как Пушкин, Достоевский, Булгаков, Гоголь… А знаем ли мы родную литературу? Анкетирование в ведущих ВУЗах мира показало, что большинство студентов с лёгкостью называют классиков русской литературы и их произведения. А вот прочитайте выдержки из сочинений наших учеников:

«Наполеон напал на Россию, а Бонапарт в это время собирал войско в Австрии».

Сочинение на тему «Горе Отума».

«Тарас Бульбин убил своего сына».

То, что вы видите, тоже является показателем нашей культуры, нашего интеллектуального уровня, как и скудность, неправильность языка.

В сегодняшней игре будут принимать участие не только словесники, но и преподаватели других предметов, так как все мы с вами живём в России, говорим на русском языке, черпаем мудрость из русской литературы.

На сцену приглашаются команды. Звучит приветствие. Представляется жюри. Игра начинается.


Разминка команд. Как и в любой другой науке, в русском языке есть своя терминология, то есть профессиональные слова. Предлагаю их сейчас вспомнить. Играют по три человека из команды. Игроки выстраиваются друг против друга. Тот, у кого в руках мяч называет слова, относящееся к русскому языку, и бросает мяч игроку напротив, который называет своё слово, бросая мяч другому. Не назвавший быстро слово, выбывает из данного конкурса. Другие игроки заполняют карточки, где зашифрованы фамилии писателей, имена литературных героев, названия произведений. Время заполнения 2 минуты. Разминка оценивается пятью баллами.


Конкурс «Орфограмма» В русском языке много слов с трудным написанием. Каждому игроку выдаётся планшет с буквой. Я даю лексическое значение слова, и вы пытаетесь его составить, не вставая с места. Учитываются время и правильность написания. (Винегрет, чересчур, брошюра, вентилятор, бюллетень, фейерверк).


Конкурс капитанов. Практически по каждому произведению литературы снят фильм. Конкурс капитанов предполагает наличие режиссёра, актёров и зрителя. Капитан – это зритель. Ему предстоит определить, по какой книге снят немой кадр. Названия произведений команда получит по жеребьёвке.(Л.Н.Толстой. «Анна Каренина». А.Дюма «Три мушкетёра». А.П.Чехов «Человек в футляре». А.Грин. «Алые паруса».И.Гончаров «Обломов».А.Пушкин «Евгений Онегин».)


Игра с болельщиками. Литература тесно связана с живописью. По показанным картинам определите, какое произведение она могла бы проиллюстрировать, обоснуйте свой ответ..За удачный ответ команда получает дополнительный балл.


Конкурс чтецов. Вызывается один игрок из команды. Он должен представить себя артистом и прочитать стихотворение как-то необычно, возможно, обыграв его. Очерёдность по жеребьёвке. В то время, пока чтец готовиться, команда творчески представляет своего конкурсанта. Чтение и конферанс оцениваются отдельно.


Конкурс «Найди клад».Есть в русской литературе такое произведение, которое самого серьёзного читателя рассмешит. Произведение, давшее миру обаятельнейшего выдумщика-афериста. Произведение, по которому снято множество фильмов, главные роли в которых исполняли великие актёры: Миронов, Юрский, Папанов, Филиппов… Я говорю о романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»… В нашей игре задействовано 7 стульев, будем считать, что остальные уже проверены и оказались бесполезными. В оставшемся во время игры стуле - клад : 2 балла для команды… Приглашаются по 3 человека из команды. Ходят вокруг стульев в сопровождении музыки. Музыка внезапно останавливается, игроки занимают стулья, оставшийся без стула человек выбывает из игры.


Конкурс «Блиц-игра». Вызываются 2 игрока из команды. Ведущий называет лексическое значение слова, игрок называет слово. Время на обдумывание-10 секунд. Сначала отвечает одна команда, потом другая. Если все слова названы правильно, то команда получает 5 баллов. 1.Яркое освещение улиц по случаю праздника праздника. (Иллюминация)

  1. Соус из растительного масла, яичного желтка и различных приправ. (Майонез)

  2. Лестное замечание в адрес кого-либо, позвала. (Комплимент)

  3. Изделие из горючих составов, дающее цветные огневые эффекты на праздниках. (Фейерверк)

  4. Подарок на память: вещь, связанная с воспоминаниями о ком-либо, о чём-либо. (Сувенир)

  5. Полный набор столовой или чайной посуды, рассчитанный на определённое количество человек. (Сервиз)

  6. Короткая застольная речь, здравица в честь кого-либо. (Тост)

  7. Годовщина деятельности лица или учреждения; празднование по этому случаю. (Юбилей)

  8. Неожиданный подарок. (Сюрприз)

  9. Наука, изучающая происхождение слова. (Этимология).

  10. Спортсмен, покоряющий горные вершины. (Альпинист).

  11. Предмет, выставленный в музее.(Экспонат).

  12. Человек, возглавляющий Вуз. (Ректор).

  13. Причёска индейца и панка. (Ирокёз).


Конкурс «Ода».Команда сочиняет хвалебную речь русскому языку и литературе. Подготовка 2 минуты. В это время желающие читают стихи.

Дополнительное задание или задание для болельщиков.

Переставьте буквы так, чтобы из них получились фамилии писателей или книжных персонажей, или название произведений.

мел – Л.. ток – к феод – Д… торба – Б…. фуга – Г…

нерв – В… ринг – Г… Вега – Г… овал – А… Моне – Н…

баян – Б… полк – К… укос – С… тьма – М… стопа – О….

выбор – О…. шевро – Е…. стопор – П….. беловик – Б…… Гнесина – С……

мрак+Зина – К.. губа+волк – Б.. мак+шар – М… кит+рис – К…

крен+сова – Н… зад+орех – З… рак+слон – К… да+нет – Д…

я+зол – З… остров – Р…..



мел-Лем, ток-кот, феод-Дефо, торба –Барто, фуга-Гауф, нерв- Верн, ринг-Грин, Вега-Гаев, овал-Алов, Моне- Немо, баян-Баня, полк-Клоп, укос-Суок, тьма-Мать, стопа-Остап, выбор-Обрыв, шевро-Ершов, стопор-Портос, беловик-Беликов, Гнесина-Снегина, Карамзин, Булгаков, Маршак, Кристи, Некрасов, Заходер, Карлсон, Данте, Золя, Ростов.

Стихотворение для конкурса чтецов.

А.К.Толстой.


Где гнутся над омутом лозы,

Где летнее солнце печёт,

Летают и пляшут стрекозы,

Весёлый ведут хоровод:

«Дитя, подойди к нам поближе,

Тебя мы научим летать,

Дитя, подойди, подойди же,

Пока не проснулася мать!

Под нами трепещут былинки,

Нам так хорошо и тепло,

У нас бирюзовые спинки,

А крылышки точно стекло!

Мы песенок знаем так много,

Мы так тебя любим давно!

Смотри, какой берег отлогий,

Какое песчаное дно!..



Исполнитель


Задание


Время


Баллы


Примечание

1.

Команда

Разминка

3 мин.

5

Игра с мячом-2, таблица-за каждый десяток по 1 баллу.

2.

Команда

Конкурс «Орфограмма»

На время

3

Винегрет, чересчур, брошюра, вентилятор, бюллетень, фейерверк.

3.

Капитаны и команда

Конкурс капитанов.


По 1 б. за произведение.2б.за

Пантомиму.

Толстой «Анна Каренина».А.Дюма. «Три мушкетёра». Чехов «Человек в… Грин «Алые паруса Гончаров «Облом.. Пушкин «Евг.Онеги.


Болельщики

Иллюстрация к произведению

1 мин.

3 бал.


4.

1 человек из коман.

Конкурс чтецов.

2-3 мин

3



Член(ы) команды.

Конферанс.

1 мин.

2


5.

Команда

«Найди клад.»

До заверш.

2


6.

Команда

Блиц-игра.


5


7

Команда

Конкурс «Ода»


5




Жюри подводит итоги. Ведущий завершает КВН.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!