СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КВН по русскому языку «Веселая грамматика» для 5–7 классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

КВН "Весёлая грамматика" предназначен для учащихся 5-7 классов. Занимательный материал по русскому языку подобран не только для команд, но и для болельщиков.

Просмотр содержимого документа
«КВН по русскому языку «Веселая грамматика» для 5–7 классов»

КВН по русскому языку «Веселая грамматика»

для 5 – 7 классов

В игре участвует две команды: 1 -«Крошка Енот». Девиз: «Кто живет без улыбки, совершает ошибку».

2 - «Ну, погоди!» Девиз: «Ну, погоди!» всегда впереди».


I команда:

По 6 человек


II команда:

По 6 человек



Представление команд

I команда:

Мы веселые ребята,

С нами некогда скучать.

С удовольствием мы с вами

В КВН будем играть!

Мы отвечаем дружно,

И здесь сомнений нет;

Сегодня будет дружба

Залогом всех побед.

II команда:

Пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнование,

Успех решает не судьба,

А только наши знания!

И соревнуясь вместе с вами,

Мы все останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней

И наша дружба крепнет с ней!

Болельщики:


1)— За команду мы болеем

И друзьям помочь сумеем,

Нам доверено судьбой

Провести удачно бой,

Чтоб находчивость

И знания проверить.

2)Ты велик, родной язык.

Ты богат, родной язык.

Ты наш друг, и в это

Все мы будем верить.




Ведущий: Итак, мы начинаем КВН.


  1. Конкурс «Слово – змейка»


За 2 минуты нужно записать слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого слова (например, адрес — салют — тетрадь). Все слова — существительные единственного числа именительного падежа (и не повторяются). Конкурс оценивается по 1 баллу за правильно составленное слово. Орфографические ошибки снижают балл.


АРБУЗ –


2. Конкурс «Загадка в загадке»


Прочитать загадку, вставляя в слова пропущенные буквы, назвать отгадку.

Конкурс оценивается в 5 баллов.


1. Через поле и л...сок

Подается г…л…сок.

Он б...жит по пр...в...дам.

Скажешь здесь, а слышно там.

(Телефон).

2. И зел...н, и густ

На гря...ке вырос куст.

П...к...пай немно…ко:

Под кустом...

(картошка).

Пр…стое слово промежуток:

В т…атре несколько м…нуток,

Пока н…чнется новый акт,

Мы называем все...

(Антракт).

В б…рьбе, в труде устали слишком

Д…ют уставшим...


(Передышку).


На время что-то прекратив,

Мы об…являем...

(Перерыв).

После урока н…пременно

Нужна р…бятам...

(Перемена).


2 Загадки для болельщиков:

Отгадайте загадку и определите часть речи

1. Стоит дом. Кто в него войдет, тот ум приобретет. (Школа - существительное).

2. Одной рукой всех встречаю, другой провожаю. (Дверь— существительное).

3. Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок—

Остался стебелек. (Одуванчик – сущ.).

4. То рыжая, то серая, а прозваньем — белая. (Белка – сущ.).

5. В баню идет черным, а из бани — красным. (Рак – сущ.).

6. В воду идет красный, а из воды — черный. (Уголь или металл – сущ.).

7. Я длинный и зеленый, вкусен я соленый, вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец – сущ.).

8. Земля белая, а птицы на ней черные. (Азбука и буквы – сущ.).


3. Конкурс «Наборщик слов»


Из букв данных слов в течение 1 минуты составьте новые слова (сущ., нарицат., ед. ч., Им. п.). Контрабас, сверло.


3 Задание для болельщиков:

Раскройте смысл выражений:

1. Рукой подать («близко»).

2. В час по чайной ложке («медленно»).

З. Во весь дух («быстро»).

4. Работать засучив рукава («хорошо»).

5. Работать спустя рукава («плохо»).

6. Морочить голову («обманывать»).


  1. Конкурс «Шарады»

Шарады — это загадка, в которой загаданное слово нужно отгадать по частям, причем каждая часть слова сама является целым словом; например: сено-вал; газ-ель.

Шарады для первой команды:

1. Мой первый слог — предлог,

А во втором мы проживем все лето.

И целое от нас и вас

Давно уж ждет ответа.

(За-дача).

2. Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй — с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы.

(Пи-рог).

Шарады для второй команды

1. Нота – мой первый слог,

Поставь с ней рядом предлог

И, разгадав загадку до конца,

Получишь выражение лица.

(Ми-на).


2. Река, две ноты и согласная

Составят овощ цвета красного.

(По-ми-до-р).


  1. Конкурс «Метаграммы»


Метаграмма — это загадка, в которой при замене одной буквы на другую получается новое слово.

Первую метаграмму отгадаем вместе:


С глухим согласным я — число.

Со звонким — вид железа.

(Шесть — жесть).


Задание для команды № 1:


1. С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким — сам звеню я на раздолье.

(Колос — голос).

2. С К — в полях меня найдете,

С Г — романсы запоёте,

С В — в косички заплетете.

(Колос— голос — волос).


Задание для команды № 2:


1. С Ч — над морем я летаю.

С Г — в машинах я бываю.

(Чайка — гайка).

2.С Ч — летаю над волною,

С Л — не дам волкам покою,

С М — рубашка-безрукавка,

С 3 — скачу в лесу по травке,

С Г меня крепи к детали

Из железа или стали.

(Чайка, лайка, майка, зайка, гайка).


5 Задание для болельщиков:


Произнесите скороговорки:


Ткет ткач ткани на платок Тани.

Все бобры добры для своих бобрят.


  1. Конкурс капитанов «Составь слово»


Задание для 1 команды: (за каждый правильно угаданный вопрос— 1 балл).

6 «раков»

1. Этот «рак» из сатина сшит. (р_ _а_ к _) — (рубашка).

2. Этот «рак» на Луну летит. (рак_ _ _) —(ракета).

3. Этот «рак» — долгожданный день. (_р а _ _ _ _к) — (праздник).

4. Этот может вспорхнуть на пень. (_ _ р_ _а_к_) — (куропатка).

5. Этот «рак» сторожит дворец. (_ _ра_ _ _к) — (охранник).

6. Этот — кисленький леденец. (_ _ра_ _ _ _к_) – (карамелька).


Задание для 2 команды: (за каждый правильно угаданный вопрос— 1 балл).

6 «ос»

1. На этой «осе» в сентябре позолота. (ос — — а) — осина.

2. А эта растет у болота. (ос — — а) — осока.

3. Эта «оса» на Луну улетает. (— ос — — — а — — ) — космонавт.

4. А эта на солнце худеет и тает. (— ос — — — — а) — сосулька.

5. С этою спит в колыбели малыш. (— ос — а) — соска.

6. А эта по классу крадется, как мышь. (— о— с— а — — —) — подсказка.


Шуточные вопросы командам:

I команде

1. Что нужно сделать с существительным жаркое, чтобы оно стало прилагательным? (Надо изменить ударение).

2. Из какого полотна нельзя сшить костюма? (Из железнодорожного полотна).

3. Из какой посуды люди не станут есть и пить? (Из дырявой посуды).

4. Какой болезнью не болеют на земле? (Морской болезнью на земле не болеют).

5. По каким полям нельзя ни проехать, ни пройти? (По тетрадным полям).

6. Каких камней не найдешь в море? (Сухих).

7. Какой лошадь бывает, когда ее покупают? (Мокрой).

8. «О чем ведется разговор?»

— Это черная!

— Нет, это красная!

— А почему она белая?

— Потому что еще зеленая. (О смородине).

9. Какой год продолжается всего один день? (Новый год).

10. Под каким деревом спит заяц во время дождя? (Под мокрым).


II команде


1.Какие прилагательные тремя буквами на конце слова бьют по биллиардному шару? (Скольз — кий, низ — кий, дерз — кий и др.).

2. Какие прилагательные женского рода жалуются на свой рост? (Длинна — я, высока — я, низка — я, коротка — я).

3. Каким поясом не подпояшешься? (Климатическим).

4. В каких лесах не водится дичь? (В строительных).

5. В какие ворота не забьешь гол? (В Карские ворота (пролив)).

6. У какого горного хребта фруктовое название? (Яблоневый хребет).

7. Какие четыре моря носят название цвета? (Черное, Белое, Красное, Желтое).

8. Какую воду унесешь в решете? (Мерзлую).

9. Как записать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено).

10. Каким гребнем не расчешешь волосы? (Петушиным).



7. Домашнее задание. Показ сценок. (5 баллов)

1 команда

Спряжение глагола.

Грамматическая сказка

«Откуда появились глаголы-исключения»

Давным-давно, когда нас с тобой еще не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своими глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:

- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. После этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а I спряжение — всеми остальными.

Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пришли они к царю с просьбой:

— Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

— Что случилось?

— По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши старые родители - в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.

— Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.

— Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не мог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению. Запомните их, ребята!

2 команда

«Умные спорщики»

(Об отрицательных и неопределенных местоимениях)

Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет. Первый начал:

— В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Пошел он однажды по некоей дороге, нашел нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?

А второй и говорит:

— Ну что за рассказ? Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось? Третий посмеялся и сказал:

— Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил, Никто не шел, никого не встретил, никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось.

— Эх вы, глупые спорщики, — сказал случайный прохожий, слушавший рассказ троих. — Что вы спорите? Ведь не о чем спорить. да и не о ком. Значит, и говорить нечего!

Подведение итогов.

Грамматика, грамматика,

Наука очень строгая.

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без нее

Плохое было бы житье:

Не составить телеграмму

И открытку не отправить,

Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравить!


Отправляя поздравленье,

Помни правила склоненья,

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи.

А приставки и частицы

Вроде хитреньких зверьков:

Им охота порезвиться,

Обмануть учеников.

Люблю тебя, грамматика.

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я. А. Зимина.





1. Через поле и л...сок

Подается г…л…сок.

Он б...жит по пр...в...дам.

Скажешь здесь, а слышно там.


2. И зел...н, и густ

На гря...ке вырос куст.

П...к...пай немно…ко:

Под кустом...


Пр…стое слово промежуток:

В т…атре несколько м…нуток,

Пока н…чнется новый акт,

Мы называем все...


В б…рьбе, в труде устали слишком

Д…ют уставшим...



На время что-то прекратив,

Мы об…являем...


После урока н…пременно

Нужна р…бятам...


Арбуз -

Арбуз –








Контрабас






Контрабас




Задание для команды № 1:

1. С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким — сам звеню я на раздолье.

2. С К — в полях меня найдете,

С Г — романсы запоёте,

С В — в косички заплетете.



Задание для команды № 2:

1. С Ч — над морем я летаю.

С Г — в машинах я бываю.

2.С Ч — летаю над волною,

С Л — не дам волкам покою,

С М — рубашка-безрукавка,

С 3 — скачу в лесу по травке,

С Г меня крепи к детали

Из железа или стали.



Задание для 1 команды: (за каждый правильно угаданный вопрос— 1 балл).


6 «раков»

1. Этот «рак» из сатина сшит. (р_ _а_ к _)

2. Этот «рак» на Луну летит. (рак_ _ _)

3. Этот «рак» — долгожданный день. (_р а _ _ _ _к)

4. Этот может вспорхнуть на пень. (_ _ р_ _а_к_)

5. Этот «рак» сторожит дворец. (_ _ра_ _ _к)

6. Этот — кисленький леденец. (_ _ра_ _ _ _к_)



Задание для 2 команды: (за каждый правильно угаданный вопрос— 1 балл).


6 «ос»

1. На этой «осе» в сентябре позолота. (ос — — а) 2. А эта растет у болота. (ос — — а)

3. Эта «оса» на Луну улетает. (— ос — — — а — — )

4. А эта на солнце худеет и тает. (— ос — — — — а)

5. С этою спит в колыбели малыш. (— ос — а)

6. А эта по классу крадется, как мышь. (— о— с— а — — —)



6 «раков»

1.

р



а


к


2.

р

а

к




3.


р

а





к

4.



р



а


к


5.



р

а




к

6.



р

а





к




6 «ос»


1.

о

с



а

2.

о

с



а

3.


о

с




а



4.


о

с





а

5.


о

с


а

6.


о


с


а







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!