I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готов-ность к уроку; настраивает на учебную деятельность. Книги учат детей Всем премудростям жизни – Как быть Человеком И быть нужным Отчизне, И как правду от лжи Все должны отличать. Как бороться с врагом И как зло побеждать. В. В. Радин | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: учатся слушать и понимать других; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. 2. Объявление темы урока. Постановка цели | – Посмотрите на рисунок. – Прочитайте слова (мальчик, чашка, разбил). – Прочитайте пословицу. Правда светлее солнца. – Объясните смысл пословицы. – Можно ли догадаться, о чём пойдёт речь в следующем произведении? | Пересказывают произведение Л. Н. Толстого «Филипок». Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация); подведение под понятие; выявление сущности, особенности объектов. Регулятивные: ориентируются в учебнике; умеют высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Коммуникативные: могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Работа по теме урока | 1. Чтение рассказа хорошо читающими учащимися. 2. Анализ произведения | – Каким вам показался этот рассказ? – Что особенно понравилось в рассказе? – Кто является главным героем рассказа? – Что случилось с мальчиком? – Как поступил мальчик? – Как вы оцениваете поступок мальчика? – Если бы вы оказались на месте мальчика, как бы вы поступили? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы |
Физкультминутка | | Выполняют движения согласно инструкции | Фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Выполнение движений |
IV. Закрепление знаний и способов действий | 1. Работа над выразительностью чтения. 2. Работа с пословицами по карточкам. 3. Работа по вопросам учебника, с. 116 | Чтение по ролям. Учитель контролирует выполнение заданий. – Прочитайте пословицы. – Объясните смысл пословиц. • Правда в огне не горит и в воде не тонет. (Правду никогда не скроешь, её не сожжёшь, не утаишь, не утопишь.) • Все пройдет – одна правда останется. (Всё забывается, а правда остаётся.) • Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. (Лучше сразу признаться, сказать правду, чем скрывать её и мучиться.) – Выберите пословицу, которая подходит к рассказу «Правда всего дороже». | Читают по ролям. Выполняют задания в парах. – К рассказу подходит третья пословица. Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная. Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; подведение под понятие; извлечение информации из схем, иллюстраций, текстов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разные позиции. Личностные: осуществляют нравственно-этическое оценивание текста | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Как называется рассказ, с которым познакомились на уроке? – Кто может ответить на вопросы: • Что такое хорошо? • Что такое плохо? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Чтение рассказа по ролям | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | |