Тема: Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».
Цель урока: Познакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого.
Задача урока:
- создание условий для совершенствования навыка чтения, умения работать с текстом;
- формирование читательской грамотности;
- развитие произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;
- воспитание культуры поведения при фронтальной и групповой работе, воспитание интереса к чтению.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте! Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть. Посмотрите на доску и скажите – о чём говорит это солнышко? Улыбнитесь ему. Солнышко дарит нам свои теплые добрые лучи. Протяните руки, возьмите один маленький лучик в свое сердце. Закройте глазки, мысленно пожелайте своим одноклассникам, и нашим гостям хорошего настроения, радости, и удачи!
2. Актуализация знаний.
Ребята, чтобы правильно и четко произносить слова, а наш язычок слушался нас, давайте проведем речевую разминку. Прочитайте предложение. Как называются такие высказывания?
Семья в куче, не страшна и туча.
Прочитайте пословицу, делая ударение каждый раз на другом слове.
Прочитайте:
с удивлением;
с вопросительной интонацией;
с веселой интонацией;
Как вы понимаете эту пословицу? (если семья дружная, то никакие беды ей не страшны).
– Эта пословица будет как бы девизом нашего урока. А почему на этот вопрос вы ответите в конце нашего урока.
3. Постановка учебной задачи.
(Работа по технологии продуктивного чтения)
Работа в группах.
– Ребята сейчас будем работать в группах.
– Перед вами листочки, на которых написаны пословицы, но эти пословицы потеряли свое начало и конец. Вам нужно будет соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания объяснить смысл этих пословиц, а также ответить на вопрос который тоже лежит у вас на столе.
Вся семья вместе и душа на месте.
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает … ….
Детки - радость детки же и горе.
- Что общего у этих пословиц? (1 группа)
- Как вы понимаете слово «семья»? (2 группа)
- Зачем люди создают семьи? (3 группа)
4. Формулирование темы урока
Фотографии семьи, пожилых людей 4-5 на доске.
- Расскажите, что вы видите на фотографиях. Сделайте свои предположения, о чем сегодня пойдет речь (сегодня мы на уроке поговорим о семье, о пожилых, старых людях).
- Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношении в семье к старым людям.
- Что такое старость?
- Есть ли в вашей семье старые люди?
- Как вы о них заботитесь? (Ценим и уважаем, заботимся о них, помогаем им, утешаем их в трудную минуту, не обижаем их и не огорчаем их)
- Посмотрите на доску, прочитайте названия представленных книг и скажите, с произведением какого писателя мы познакомимся? (мы познакомимся с произведением Л.Н.Толстого).
- Но для того чтобы узнать о ком мы будем сегодня читать, отгадайте загадку.
Он трудится не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед –
Мой родной, любимый …(дед)
- Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношениях в семье к старым людям.
-Прочитайте, как называется рассказ «Старый дед и внучек»
- Да, ребята, именно с этим рассказом мы с вами познакомимся на сегодняшнем уроке.
5. Работа по теме урока (Совместная деятельность по достижению цели).
- Прослушайте рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Я попрошу вас внимательно слушать каждое слово, размышлять над каждым предложением и определить какое это произведение по настроению?
Знакомство с текстом – первичное чтение (аудио слушание)
- Какое это произведение по настроению? (грустное)
- Почему вы так решили?
Какие чувства вы испытали? Как бы вы продолжили это предложение?
Я почувствовал…
(Я почувствовал жалость, стыд, грусть…)
Вторичное чтение (читают жужжанием)
Словарная работа.
- Произведение «Старый дед и внучек» рассказывает об истории, которая произошла в одной семье. Написана она очень давно и при чтении вам встретились слова, которое в наше время практически не употребляются.
- Возьмите в руки карандаши, отметьте незнакомые вам слова. (выполняют)
-Какие слова для вас непонятны и незнакомы? Давайте посмотрим их объяснение в словаре.
ЛОХАНКА
НЕВЕСТКА
БРАНИТЬ
СЛАЖИВАЕТ
-Есть в тексте то, что вас УДИВИЛО или заставило задуматься?
-Есть в тексте то, с чем вы НЕ СОГЛАСНЫ?
Физминутка.
Раз, два, три, четыре
Кто живёт в нашей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять.
Всех могу пересчитать.
Мама, папа, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой, щенок, сверчок и я.
Вот и вся моя семья.
6. Закрепление знаний и способов действий.
Ребята, вы прочитали рассказ, скажите мне, на сколько частей можно поделить текст? (на 4) – прием «логическая цепочка».
А теперь давайте попробуем ответить на вопросы.
- Назовите главных героев рассказа (дед, невестка, сын, внучек).
- Почему деда стали кормить за печкой?
- Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?
- Что случилось во время обеда за печкой?
- А как вы думаете, почему дед уронил и разбил чашку? (Потому что он был бессильный, слабый, беспомощный, всё выполняет и со всем соглашается).
- Как вы думаете, всегда ли дедушка был таким беспомощным?
прием «уголки»
- Прочитайте, что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?
- Как вы охарактеризуете невестку? (Грубая, бессердечная, злая, она не уважает старших)
- Прочитайте, чем ответил на брань невестки старик?
- Как он повёл себя?
- Почему он вздохнул и нечего не сказал?
(Ему было жаль себя, и он молчал, чтобы ещё больше не прогневать невестку. Он сожалел о том, что плохо воспитал сына или о том, что сыну досталась плохая жена)
(выборочное чтение)
- Почему родители Миши заплакали?
- Как изменилась жизнь дедушки после этого случая?
- Что можно сказать о сыне деда? Какой он? (Он равнодушный, бездушный) Почему он не заступился за своего родного отца? (он слепо подчиняется своей жене. Он не защитил своего родного отца).
- Что заставило измениться невестку и сына по отношению к деду? (Слова Миши)
Что испытали родители после слов Миши? Почему они заплакали?
Получается, что сынишка преподнёс им урок. Какие слова подойдут для характеристики Миши? (Справедливый, добрый, умный)
Творческое задание – написание советов, как нужно вести себя с бабушками и дедушками.
Любите, цените и берегите своих родителей, их вам никто не заменит.
Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.
Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.
Дарите цветы маме, бабушке, сестре пусть полевые или, даже нарисованные дарите их как можно чаще.
И помните слова Марины Цветаевой «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими»
Итоги урока. Рефлексия
- Чему научил нас рассказ Л.Н.Толстого? Как вы думаете, зачем он его написал? (уважать старших, терпимости к старым людям…..)
Издревле символом семьи являлось дерево, как показатель силы и мощи семьи. И как вы догадались это дерево в нашем классе не случайно. Это дерево станет деревом мудрости и обретёт совершенно другой вид, а какой это зависит от вас. Листочки этого дерева необычные, в виде ладошек. Ладошка – это символ заботы согласия доброты
Возьмите ладошки соответствующие вашему настроению и напишите на нём, что вы пообещаете самому себе по отношению к вашим близким. Начать можно со слов обещаю, постараюсь, я хочу, буду…
1. Обещаю любить бабушку и дедушку
2. Я постараюсь видеть чужую боль.
3. Не буду грубить маме и папе.
4. Буду добрым.
5. Хочу быть терпимым.
6. я хочу быть любящим, помогать своим друзьям
7. я постараюсь быть заботливым
8. буду почитать старших
(Дети зачитывают и крепят ладошки к дереву)