СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения на тему Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».

Просмотр содержимого документа
«Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».»

Тема: Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».

Цель урока: Познакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого.

Задача урока:

- создание условий для совершенствования навыка чтения, умения работать с текстом;

- формирование читательской грамотности;

- развитие произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;

- воспитание культуры поведения при фронтальной и групповой работе, воспитание интереса к чтению.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть. Посмотрите на доску и скажите – о чём говорит это солнышко? Улыбнитесь ему. Солнышко дарит нам свои теплые добрые лучи. Протяните руки, возьмите один маленький лучик в свое сердце. Закройте глазки, мысленно пожелайте своим одноклассникам, и нашим гостям хорошего настроения, радости, и удачи!

2. Актуализация знаний.

Ребята, чтобы правильно и четко произносить слова, а наш язычок слушался нас, давайте проведем речевую разминку. Прочитайте предложение. Как называются такие высказывания?

Семья в куче, не страшна и туча.

Прочитайте пословицу, делая ударение каждый раз на другом слове.

Прочитайте:

  • с удивлением;

  • с вопросительной интонацией;

  • с веселой интонацией;

  • Как вы понимаете эту пословицу? (если семья дружная, то никакие беды ей не страшны).

– Эта пословица будет как бы девизом нашего урока. А почему на этот вопрос вы ответите в конце нашего урока.

3. Постановка учебной задачи.

(Работа по технологии продуктивного чтения)

Работа в группах.

– Ребята сейчас будем работать в группах.

– Перед вами листочки, на которых написаны пословицы, но эти пословицы потеряли свое начало и конец. Вам нужно будет соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания объяснить смысл этих пословиц, а также ответить на вопрос который тоже лежит у вас на столе.

Вся семья вместе и душа на месте.

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает … ….

Детки - радость детки же и горе.

- Что общего у этих пословиц? (1 группа)

- Как вы понимаете слово «семья»? (2 группа)

- Зачем люди создают семьи? (3 группа)

4. Формулирование темы урока

Фотографии семьи, пожилых людей 4-5 на доске.

- Расскажите, что вы видите на фотографиях. Сделайте свои предположения, о чем сегодня пойдет речь (сегодня мы на уроке поговорим о семье, о пожилых, старых людях).

- Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношении в семье к старым людям.

- Что такое старость?

- Есть ли в вашей семье старые люди?

- Как вы о них заботитесь? (Ценим и уважаем, заботимся о них, помогаем им, утешаем их в трудную минуту, не обижаем их и не огорчаем их)

- Посмотрите на доску, прочитайте названия представленных книг и скажите, с произведением какого писателя мы познакомимся? (мы познакомимся с произведением Л.Н.Толстого).

- Но для того чтобы узнать о ком мы будем сегодня читать, отгадайте загадку.

Он трудится не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед –

Мой родной, любимый …(дед)

- Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношениях в семье к старым людям.

-Прочитайте, как называется рассказ «Старый дед и внучек»

- Да, ребята, именно с этим рассказом мы с вами познакомимся на сегодняшнем уроке.

5. Работа по теме урока (Совместная деятельность по достижению цели).

- Прослушайте рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Я попрошу вас внимательно слушать каждое слово, размышлять над каждым предложением и определить какое это произведение по настроению?

Знакомство с текстом – первичное чтение (аудио слушание)

- Какое это произведение по настроению? (грустное)

- Почему вы так решили?

Какие чувства вы испытали? Как бы вы продолжили это предложение?

Я почувствовал…

(Я почувствовал жалость, стыд, грусть…)

Вторичное чтение (читают жужжанием)

Словарная работа.

- Произведение «Старый дед и внучек» рассказывает об истории, которая произошла в одной семье. Написана она очень давно и при чтении вам встретились слова, которое в наше время практически не употребляются.

- Возьмите в руки карандаши, отметьте незнакомые вам слова. (выполняют)

-Какие слова для вас непонятны и незнакомы? Давайте посмотрим их объяснение в словаре.

ЛОХАНКА

НЕВЕСТКА

БРАНИТЬ

СЛАЖИВАЕТ

-Есть в тексте то, что вас УДИВИЛО или заставило задуматься?

-Есть в тексте то, с чем вы НЕ СОГЛАСНЫ?

Физминутка.

Раз, два, три, четыре

Кто живёт в нашей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять.

Всех могу пересчитать.

Мама, папа, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой, щенок, сверчок и я.

Вот и вся моя семья.

6. Закрепление знаний и способов действий.

Ребята, вы прочитали рассказ, скажите мне, на сколько частей можно поделить текст? (на 4) – прием «логическая цепочка».

А теперь давайте попробуем ответить на вопросы.

- Назовите главных героев рассказа (дед, невестка, сын, внучек).

- Почему деда стали кормить за печкой?

- Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?

- Что случилось во время обеда за печкой?

- А как вы думаете, почему дед уронил и разбил чашку? (Потому что он был бессильный, слабый, беспомощный, всё выполняет и со всем соглашается).

- Как вы думаете, всегда ли дедушка был таким беспомощным?

прием «уголки»

- Прочитайте, что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?

- Как вы охарактеризуете невестку? (Грубая, бессердечная, злая, она не уважает старших)

- Прочитайте, чем ответил на брань невестки старик?

- Как он повёл себя?

- Почему он вздохнул и нечего не сказал?

(Ему было жаль себя, и он молчал, чтобы ещё больше не прогневать невестку. Он сожалел о том, что плохо воспитал сына или о том, что сыну досталась плохая жена)

(выборочное чтение)

- Почему родители Миши заплакали?

- Как изменилась жизнь дедушки после этого случая?

- Что можно сказать о сыне деда? Какой он? (Он равнодушный, бездушный) Почему он не заступился за своего родного отца? (он слепо подчиняется своей жене. Он не защитил своего родного отца).

- Что заставило измениться невестку и сына по отношению к деду? (Слова Миши)

Что испытали родители после слов Миши? Почему они заплакали?

Получается, что сынишка преподнёс им урок. Какие слова подойдут для характеристики Миши? (Справедливый, добрый, умный)

Творческое задание – написание советов, как нужно вести себя с бабушками и дедушками.

  1. Любите, цените и берегите своих родителей, их вам никто не заменит.

  2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.

  3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.

  4. Дарите цветы маме, бабушке, сестре пусть полевые или, даже нарисованные дарите их как можно чаще.

И помните слова Марины Цветаевой «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими»

Итоги урока. Рефлексия

- Чему научил нас рассказ Л.Н.Толстого? Как вы думаете, зачем он его написал? (уважать старших, терпимости к старым людям…..)

Издревле символом семьи являлось дерево, как показатель силы и мощи семьи. И как вы догадались это дерево в нашем классе не случайно. Это дерево станет деревом мудрости и обретёт совершенно другой вид, а какой это зависит от вас. Листочки этого дерева необычные, в виде ладошек. Ладошка – это символ заботы согласия доброты

Возьмите ладошки соответствующие вашему настроению и напишите на нём, что вы пообещаете самому себе по отношению к вашим близким. Начать можно со слов обещаю, постараюсь, я хочу, буду…

1. Обещаю любить бабушку и дедушку

2. Я постараюсь видеть чужую боль.

3. Не буду грубить маме и папе.

4. Буду добрым.

5. Хочу быть терпимым.

6. я хочу  быть любящим, помогать своим друзьям

7. я постараюсь быть заботливым  

8. буду почитать старших

(Дети зачитывают и крепят ладошки к дереву)