СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л. Н. Толстой. "Война и мир". Семья Болконских.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 10 классе. Семья Болконских. Анализ.

Просмотр содержимого документа
«Л. Н. Толстой. "Война и мир". Семья Болконских.»

Семья Болконских. Подведение итогов 1 части I тома.

Семья Болконских. Подведение итогов

1 части I тома.

Цели: 1. Показать главные черты характера членов семьи Болконских, их взаимоотношения.  2. Подвести итоги 1части 1 тома.

Цели: 1. Показать главные черты характера членов семьи Болконских, их взаимоотношения.

2. Подвести итоги 1части 1 тома.

В 1 части 1 тома Толстой знакомит нас с различными группами и представителями дворянства. Мы уже побывали в аристократическом салоне А. П. Шерер, отметили, чем отличается от великосветских аристократов семья Ростовых, а теперь автор знакомит нас с новыми своими героями – семьей князя Андрея Болконского. Вслед за автором мы попадаем в родовое имение Болконских – Лысые Горы.

В 1 части 1 тома Толстой знакомит нас с различными группами и представителями дворянства. Мы уже побывали в аристократическом салоне А. П. Шерер, отметили, чем отличается от великосветских аристократов семья Ростовых, а теперь автор знакомит нас с новыми своими героями – семьей князя Андрея Болконского. Вслед за автором мы попадаем в родовое имение Болконских – Лысые Горы.

1. Что представляет из себя хозяин имения, отец князя Андрея и княжны Марьи, князь Николай Андреевич Болконский? (гл. 22) 2. Что вы можете сказать о его характере уже сейчас, при первом его появлении? Почему его называли прусским королем? Справедливо ли такое название?

1. Что представляет из себя хозяин имения, отец князя Андрея и княжны Марьи, князь Николай Андреевич Болконский? (гл. 22)

2. Что вы можете сказать о его характере уже сейчас, при первом его появлении?

Почему его называли прусским королем? Справедливо ли такое название?

Н. А. Болконский – вельможа прошлого века, современник А. Суворова, Потемкина, Орлова. За строптивость был сослан в деревню еще при прошлом царствовании. Это человек незаурядного ума, серьезного образования, широких интересов и разнообразных занятий. Его уважают и боятся. Даже теперь, когда он в отставке, безвыездно живёт в деревне, не имеет никакого значения в делах государственных, все видные и высокопоставленные чиновники края долгом и обязанностью считали появление у князя Н. А. Болконского, выход которого они также терпеливо и почтительно ждали, как и архитектора, и садовника, и княжны Марьи. Всеобщее чувство при его появлении – почтительность и страх.

Н. А. Болконский – вельможа прошлого века, современник А. Суворова, Потемкина, Орлова. За строптивость был сослан в деревню еще при прошлом царствовании.

Это человек незаурядного ума, серьезного образования, широких интересов и разнообразных занятий. Его уважают и боятся. Даже теперь, когда он в отставке, безвыездно живёт в деревне, не имеет никакого значения в делах государственных, все видные и высокопоставленные чиновники края долгом и обязанностью считали появление у князя Н. А. Болконского, выход которого они также терпеливо и почтительно ждали, как и архитектора, и садовника, и княжны Марьи. Всеобщее чувство при его появлении – почтительность и страх.

3. Портрет князя Андрея Болконского (гл. 3).

3. Портрет князя Андрея Болконского (гл. 3).

4. Наконец, портрет княжны Марьи. Что можно сказать о её характере?

4. Наконец, портрет княжны Марьи. Что можно сказать о её характере?

5. Кто вам больше нравится: Лиза Болконская или княжна Марья? почему? Ведь внешне она и неловка, и худа, и некрасива?

5. Кто вам больше нравится: Лиза Болконская или княжна Марья? почему? Ведь внешне она и неловка, и худа, и некрасива?

6. Какие черты Болконских можно назвать фамильными, т. е. свойственными всем Болконским?

6. Какие черты Болконских можно назвать фамильными, т. е. свойственными всем Болконским?

Болконские внешне: 1) невысоки ростом;  2) у всех строгие и сухие черты лица;  3) маленькие руки и ноги; 4) но едва ли не самое главное, объединяющее всех Болконских – сходство их глаз.

Болконские внешне: 1) невысоки ростом;

2) у всех строгие и сухие черты лица;

3) маленькие руки и ноги;

4) но едва ли не самое главное, объединяющее всех Болконских – сходство их глаз.

Княжна Марья: особенно хороши глаза, грустные, но глубокие и лучистые, оттого прекрасные.

Княжна Марья: особенно хороши глаза, грустные, но глубокие и лучистые, оттого прекрасные.

Князь Андрей: «прекрасные глаза, они светились умным и добрым, непривычным блеском». (гл. 25).

Князь Андрей: «прекрасные глаза, они светились умным и добрым, непривычным блеском». (гл. 25).

Отец Болконский: Толстой всюду подчёркивает умные и блестящие глаза Болконского-отца.

Отец Болконский: Толстой всюду подчёркивает умные и блестящие глаза Болконского-отца.

7. Какие же черты характера свойственны всем Болконским? Ум, гордость, глубокая работа мысли, глубина душевного мира, аристократизм – вот характерные особенности семьи Болконских, скрываемые от посторонних, видимые через их портреты.

7. Какие же черты характера свойственны всем Болконским?

Ум, гордость, глубокая работа мысли, глубина душевного мира, аристократизм – вот характерные особенности семьи Болконских, скрываемые от посторонних, видимые через их портреты.

8. Как относятся отец, сын, дочь Болконские друг к другу? Любят ли они друг друга? Княжна Марья и отец: 1) Анна Павловна говорит о ней, что она несчастлива с отцом, как камни. Вы согласны с нею? Княжна Марья обожает отца и трепещет перед ним, его умом и воспитанием, не позволяет никому обижать его. Отец – не мыслит жизни без нее, кричит, а сам смотрит на нее заботливо и ласково, строго и внимательно -нежно

8. Как относятся отец, сын, дочь Болконские друг к другу? Любят ли они друг друга?

Княжна Марья и отец:

1) Анна Павловна говорит о ней, что она несчастлива с отцом, как камни. Вы согласны с нею?

Княжна Марья обожает отца и трепещет перед ним, его умом и воспитанием, не позволяет никому обижать его. Отец – не мыслит жизни без нее, кричит, а сам смотрит на нее заботливо и ласково, строго и внимательно -нежно

Князь Андрей и отец : любовь и взаимопонимание без слов.  1) Почему князь Андрей непременно хотел к нему заехать? Не только попрощаться, завещает воспитывать его сына, если его убьют. 2) Какое напутствие он дает сыну? (гл.25)

Князь Андрей и отец : любовь и взаимопонимание без слов.

1) Почему князь Андрей непременно хотел к нему заехать?

Не только попрощаться, завещает воспитывать его сына, если его убьют.

2) Какое напутствие он дает сыну? (гл.25)

9. «Своя» или нет в семье Болконских Лиза? Почему она не могла быть своей?

9. «Своя» или нет в семье Болконских Лиза? Почему она не могла быть своей?

10. К кому ближе семья Болконских – Шерер или Ростовым? Жизнь семьи Болконских в Лысых Горах в каких-то своих элементах ближе к жизни Ростовых: та же взаимная любовь членов семьи, та же глубокая сердечность, естественность поведения, большая близость в языке и во взаимоотношениях, к народу. В этом отношении они противопоставлены петербургскому высшему свету.

10. К кому ближе семья Болконских – Шерер или Ростовым?

Жизнь семьи Болконских в Лысых Горах в каких-то своих элементах ближе к жизни Ростовых: та же взаимная любовь членов семьи, та же глубокая сердечность, естественность поведения, большая близость в языке и во взаимоотношениях, к народу.

В этом отношении они противопоставлены петербургскому высшему свету.

11. Чем же отличаются Болконские от Ростовых? Глубокая работа мысли, склонность к умственной деятельности. Фамильная черта – гордость.

11. Чем же отличаются Болконские от Ростовых?

Глубокая работа мысли, склонность к умственной деятельности. Фамильная черта – гордость.

Итог : в письме к Фету Толстой одобрил его определение двух видов ума – “ум ума”и “ум сердца”. Где же (у Ростовых или у Болконских ) мы видим “ум ума” ярко выраженный, а где “ум сердца”?

Итог : в письме к Фету Толстой одобрил его определение двух видов ума – “ум ума”и “ум сердца”.

Где же (у Ростовых или у Болконских ) мы видим “ум ума” ярко выраженный, а где “ум сердца”?

Подведение итогов работы по I части I тома. 1. Какое время изображено в I части I тома? Июль, август 1805г., назревает конфликт с Наполеоном. 2. Происходит ли в этой части столкновение двух миров- России и Франции? Какую роль оно играет? Это экспозиция, знакомство с обстоятельствами, основными героями.

Подведение итогов работы по I части I тома.

1. Какое время изображено в I части I тома?

Июль, август 1805г., назревает конфликт с Наполеоном.

2. Происходит ли в этой части столкновение двух миров- России и Франции? Какую роль оно играет?

Это экспозиция, знакомство с обстоятельствами, основными героями.

3. Какие слои русского общества показывает здесь Толстой? Дворянство, но разные группы его - в Москве, в Петербурге, в поместьях, слуги, гувернеры, конфликт князя Андрея со светским обществом, частично Пьер. 4. Какие же основные группы людей намечает Толстой в этом многолюдье, так что не создается ощущение “толкотни и давки”? Основные сюжетные линии: история семей Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных, Друбецких и своего рода семье - салоне Шерер.

3. Какие слои русского общества показывает здесь Толстой?

Дворянство, но разные группы его - в Москве, в Петербурге, в поместьях, слуги, гувернеры, конфликт князя Андрея со светским обществом, частично Пьер.

4. Какие же основные группы людей намечает Толстой в этом многолюдье, так что не создается ощущение “толкотни и давки”?

Основные сюжетные линии: история семей Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных, Друбецких и своего рода семье - салоне Шерер.

5. Какие события I части группируют вокруг себя эти герои? 4 эпизода : вечер у Шерер, именины у Ростовых, смерть графа Безухова, князь Андрей в Лысых Горах. 6. Главный прием, с помощью которого характеризует Толстой своих героев? Контраст, сходство французских и русских языков.

5. Какие события I части группируют вокруг себя эти герои?

4 эпизода : вечер у Шерер, именины у Ростовых, смерть графа Безухова, князь Андрей в Лысых Горах.

6. Главный прием, с помощью которого характеризует Толстой своих героев?

Контраст, сходство французских и русских языков.

7. Что повторяется во всех эпизодах, скрепляя их в единое целое? Отношение к Наполеону, разговоры о нём позволяют видеть взгляды героев.

7. Что повторяется во всех эпизодах, скрепляя их в единое целое?

Отношение к Наполеону, разговоры о нём позволяют видеть взгляды героев.

Домашнее задание: Т. I ч.II главы 1,2,3,8,12,15,17,18,19,20,21.  1. Готова ли русская армия к войне?  2. Что предпринимал Кутузов?  3. Как представлял себе войну князь Андрей и свою роль в ней?  4. Почему после встреч с Тушиным князь Андрей подумал : “ Все это было так странно, так непохоже на то, на что он надеялся?” (гл.15-20-21). (закладки о Кутузове, человеке и полководце, о князе Андрее).  

Домашнее задание:

Т. I ч.II главы 1,2,3,8,12,15,17,18,19,20,21.

1. Готова ли русская армия к войне?

2. Что предпринимал Кутузов?

3. Как представлял себе войну князь Андрей и свою роль в ней?

4. Почему после встреч с Тушиным князь Андрей подумал : “ Все это было так странно, так непохоже на то, на что он надеялся?” (гл.15-20-21).

(закладки о Кутузове, человеке и полководце, о князе Андрее).