Урок в 5 классе
Лабораторная работа по теме "Мхи"
Учитель: Мензак Е.М.
Изучение строение мхов на примере кукушкина мха
Цели:
объяснить учащимся особенности организации моховидных;
показать, что моховидные – тупиковая ветвь эволюции.
Задачи:
познакомить учащихся с характерными признаками высших растений, с многообразием, усложнением и особенностями строения мхов, практическим значением мха сфагнума;
сформировать знания о среде обитания и распространении мхов
Подготовка к уроку, оборудование:
На лабораторном столе – гербарный материал с образцами мхов, стакан с водой, лабораторное оборудование,
На столах для каждого учащегося: оборудование для лабораторной работы № 4 инструктивные карточки к лабораторной работе; таблица «Сравнить кукушкин лен и сфагнум» для заполнения
Презентация
Группа учащихся предварительно готовит опыты №1, 2 для демонстрации
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
условия жизни мхов;
о том, что мхи – высшие растения;
признаки, свойственные высшим растениям;
особенности строения зеленого мха кукушкина льна;
размножение кукушкина льна;
особенности строения белого мха сфагнума;
значение мхов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
называть черты отличия между высшими и низшими растениями
Структура урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Сообщения учащихся о местах обитания моховиковых.
Характеристика основных групп моховидных растений.
Лабораторная работа №1: «Строение мха кукушкин лен».
Демонстрация опытов учащимися:«Гигроскопичность сфагнума».
Размножение мхов. Чередование поколений у мхов. (фильм)
Роль мхов в природе и практическое значение в жизни человека.
Закрепление материала и выводы.
I. Организационный момент.
Подготовка учеников к уроку, объявление целей и задач занятия( Слайды 2-3).
II. Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас с Вами урок посвящен удивительным растениям – мхам. Это особая группа уникальных растений, мало похожая на другие. В чем же уникальность этих растений?
Для того чтобы ответить на этот вопрос нам с вами нужно совершить виртуальное путешествие (поход) в лес и на болота.
Царство растений разнообразно и каждое растение занимает свою нишу в природе (Слайд 4).
III. Сообщения учащихся о местах обитания моховиковых
1 ученик
Расскажу вам о лесе (Слайд 5). На территории России произрастают в основном хвойные и смешанные леса. Леса на Земле появились около 300 млн лет назад, задолго до эпохи динозавров. Деревья могут достигать в высоту около 100 м (секвойя в США – 112 м, в России кедр на Дальнем Востоке – 50-70 м). В хвойных лесах преобладают сосны, ели и пихты. Сибирская тайга занимает территорию в 17 млн кв. м. Хвойные леса вечнозеленые круглый год. Они обычно густые и сумрачные – поэтому под деревьями встречаются только папоротники, грибы, лишайники и реже мхи. Среди лесов часто встречаются болота.
2 ученик (слайд6)
В основном болота сосредоточены в лесной зоне северного полушария, а также во влажных экваториальных районах Африки и Южной Америки. Общая площадь болот в мире – 351 млн га. На территории нашей страны сосредоточено около 3/4 мировых болот. Основной фон растительности верховых болот составляют сфагновые мхи.
В мире насчитывается 25 тысяч видов мохообразных, из них около 17 тысяч видов листостебельных (зеленых и сфагновых) мхов. По количеству видов среди высших растений мхи занимают второе место после цветковых (покрытосеменных). Моховидные произошли 360 млн лет назад от первых наземных растений - псилофитов, потомков прибрежных водорослей.
Это многолетние растения, обычно низкорослые, их размеры от 1 мм до нескольких см; они имеют стебель, листья, корней нет. Обитают во влажных местах.
IV. Характеристика основных групп моховидных растений
В конце XVIII века немецкий ботаник И. Гедвич заложил основы науки о мхах – бриологии.
Предлагаю записать это понятие в тетрадь, а в учебнике найти и назвать представителей моховидных растений.
Различают печеночные и листостебельные мхи.
Печеночные мхи (Слайд 7).
К печеночным мхам относится мох моршанция. Тело представляет собой пластинку (таллом) или упрощенный побег с листьями. Название получили из-за формы напоминающей человеческую печень. Пластинка этого мха прикрепляется к почве ризоидами.
Часто в аквариуме разводят мох риччию. Тело состоит из вильчато разветвленного слоевища.
Листостебельные мхи.
К листостебельным мхам относят кукушкин лен (Слайд 8) и мох сфагнум (Слайд 9).
Для того, что бы поближе познакомиться с этой группой удивительных растений, нам нужно выполнить лабораторную работу.
V. Выполнение лабораторной работы № 4
Ознакомление с внешним строением кукушкина льна (Слайд 10
Выполняется на каждом рабочем месте.
Цели: выявить особенности строения мха; найти черты сходства и различия между водорослями и мхами.
Оборудование: отдельные экземпляры кукушкина льна, ручные лупы.
Ход работы
Рассмотреть длинные прямые стебли кукушкина льна, густо покрытые жесткими удлиненными листочками.
Обратить внимание на молодые верхние, старые нижние листья и оголенную нижнюю часть стебля.
Найти на нижней безлистной части ризоиды, собранные в слегка скрученные пучки из тонких бесцветных нитей, состоящих из одного ряда клеток; рассмотреть их с помощью лупы.
Препаровальной иглой (пинцетом) отделить несколько листочков. Рассмотреть их с помощью лупы.
Найти шипики по краям листа и широкое влагалище у основания, имеющее вид пленки. Обратить внимание на спиральное листорасположение.
Зарисовать общий вид растения в тетрадь.
Вопросы к лабораторной работе:
Из каких основных органов состоит мох кукушкин лен?
Почему кукушкин лен относится к высшим растениям?
В чем проявляется сходство и различие между мхами и водорослями?
Вывод. Мох кукушкин лен имеет стебель и узкие, спирально расположенные листья; вместо корней нитевидные выросты в нижней части стебля – ризоиды. Способ питания у него такой же, как и у водорослей, так как мох содержит хлорофилл и имеет зеленую окраску. В теле слабо выражены проводящие, механические, запасающие и покровные ткани.
Ознакомление с внешним строением мха сфагнума (Слайд 11).
На каждом столе находятся гербарии мха сфагнума.
Учащиеся рассматривают гербарии и отмечают следующее:
Стебель тонкий, главный побег прямостоячий, ветвистый.
Боковые побеги расположены пучками, на верхушке главного стебля побеги скручены в головку.
Все ветви густо покрыты мелкими листьями.
Нет ризоидов, нижний конец стебля, погруженный в воду, постепенно отмирает.
Для того, что бы узнать, какими удивительными свойствами обладает мох сфагнум, наши помощники продемонстрируют опыты, подготовленные во внеурочное время.
VI. Демонстрация опытов учащимися:«Гигроскопичность сфагнума»
Определение способности сфагнума поглощать и удерживать большое количество воды (Слайд 12).
Цель: понаблюдать за способностью сфагнума поглощать и удерживать большое количество воды.
Оборудование: высушенная дерновина сфагнума, весы с разновесом, сосуд с водой, несколько длинных растений сфагнума, высушенных в гербарном прессе, стакан с водой.
Ход работы
Взвесить высушенную дерновину сфагнума и положить ее в воду. Взвесить после того, как она напиталась водой. Определить разницу в массе.
Несколько высушенных в гербарном прессе растений поставить в стакан с водой так, чтобы их верхушки были выше края стакана. Понаблюдать, как растения постепенно становятся мягкими, наклоняются на край стакана и свешиваются с него. Убедиться, что вода поднимается по растениям и стекает каплями с повисших верхушек растений.
Вопросы:
Создаю проблемную ситуацию.
Как можно объяснить полученные результаты?
Для того, что бы правильно ответить на этот вопрос, нам нужно под микроскопом рассмотреть листья мха сфагнума. Отметить особенности строения 2-х типов клетки, из которых они состоят. ( слайд №13)
Зарисовать схему внутреннего строения листа сфагнума.
Вывод. Строение стебля и листьев сфагнума по сравнению с цветковыми растениями значительно проще. Кора стебля сфагнума состоит из крупных водоносных клеток. Много таких клеток находится и в листьях. В связи с этим сфагнум впитывает и удерживает большое количество воды.
VII. Размножение мхов. Чередование поколений у мхов
Видеофрагмент « Зеленый мох»
У моховидных имеется характерная особенность организации: половое поколение – гаметофит, на котором образуются половые клетки (гаметы), и бесполое – спорофит, на котором образуются споры.
Гаметофиты кукушкина льна раздельнополые. На верхушке мужских и женских растений развиваются органы полового размножения (антеридии и архегонии). После оплодотворения на женских растениях из зиготы образуется спорофит- коробочка, сидящая на длинной ножке. Коробочка имеет крышечку, которая к моменту созревания спор отпадает. Споры высыпаются наружу и рассеиваются ветром. В благоприятных условиях через несколько дней или недель они прорастают в гаметофит.
Зеленым мхам свойственно и вегетативное размножение – частями тела и специальными почками.
VIII. Роль мхов в природе и практическое значение в жизни человека
Приглашаем в помощники учащихся, заранее подготовивших опыт
Отношение сфагнума к содержанию в воде солей кальция
Цели:
Оборудование: дерновина сфагнума, две стеклянные банки, кусочек мела, дистиллированная вода.
Ход работы
Два одинаковых кустика мха сфагнума поместить в две банки с дистиллированной водой. При этом в воде первой банки размешать кусочек растертого мела, а во второй банке воду оставить чистой. Обе банки поставить на подоконник. Проследить за состоянием кустиков мха. В банке, где растворен мел, вода проникает в клетки сфагнума медленнее.
Возникает проблемный вопрос: почему вода с примесями проникает в растение слабо?
Проводится беседа: об особенностях роста стебля верхушкой; о заболачивании почв; об образовании толщи торфа из отмершей полуразложившихся массы мхов.
Вывод. Мел состоит из солей кальция. Появление этих солей в воде или почве, на которой растет сфагнум, действует на него угнетающе. В связи с этим известкование почв является средством борьбы с разрастанием сфагнума и заболачиванием почв.
Из опытов, которые нам продемонстрировали ученики, мы можем сделать вывод о значении сфагновых мхов в природе.
Значение сфагновых мхов в природе
Сфагнум поглощает и удерживает большое количество воды.
Разрастаясь плотными дерновинами, вызывает заболачивание почв.
Отмирая, листостебельные мхи, образуют торф, который широко используется человеком.
(Слайд 13). Какова причина пожаров торфяников в 2010 году в Подмосковье и в других областях России? Чем опасны пожары торфяников? Способы защиты от пожаров.
IX. Закрепление материала и выводы
Для закрепления материала предлагается тест. Из предложенных ответов выбрать правильный и занести его в таблицу.
Как называется раздел ботаники, изучающий мхи?
а) Бриология;
б) Эмбриология;
в) Систематика.
Какие вегетативные органы отсутствуют у мха?
а) Ризоиды;
б) Листья;
в) Корни;
г) Стебель.
Как происходит размножение мхов?
а) Семенами;
б) С помощью спор;
в) Корневищем.
Какие условия окружающей среды необходимо для размножения мхов?
а) Вода;
б) Высокая температура;
в) Низкое атмосферное давление.
Какой мох служит источником образования торфа?
а) Сфагновый мох;
б) Кукушкин лен;
в) Риччия.
При каком условии прекращается рост сфагнума?
а) При недостатке влаги;
б) При переизбытке влаги;
в) При недостатке солнечного света.
Учитель. Благодарю за интересное путешествие и помощь в проведении урока наших сказочных героев, а учеников за активную работу на уроке.
Выставляю оценки за урок.
Домашнее задание:
Признаки для сравнения | Сфагнум | Кукушкин лен |
1. Наличие побега | | |
2. Стебель ветвистый или нет? | | |
3. Расположение листьев | | |
4. Чем отличаются листья по внутреннему строению? | | |
5. Где располагаются споры? | | |
6. Наличие ризоидов | | |
7. Хозяйственное значение | | |