Урок физики в 7 классе
Фронтальная лабораторная работа № 3
Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.
Учитель: Беляева А.В.
Тип урока: урок – лабораторная работа
Форма урока: комбинированный
Образовательные ресурсы: компьютер, проектор.
Педагогическая цель: создать условия для организации продуктивной деятельности учащихся направленная на достижение ими результатов.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Научаться: проводить измерения с помощью линейки и секундомера; строить и читать графики движения; применять формулу для расчета скорости движения; давать ответы на качественные вопросы о движении.
Получат возможность научиться: проявлять аккуратность при выполнении лабораторной работы, чтении графиков; доброжелательно общаться и оказывать взаимопомощь при работе в группах и в коллективе.
Личностные УУД: формируют нравственные и эстетические ценности через познание физических явлений; вырабатывают уверенность во взаимоотношениях с людьми; приобретают практические умения.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: ставить и решать проблему, анализировать условия и пути ее достижения; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.
Познавательные: извлекать информацию из источников, представленных в разной форме (таблицы, графики); анализировать, сравнивать, делать выводы, строить логические рассуждения.
Коммуникативные: высказывать свою точку зрения; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Организационная структура урока.
Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте! Мы живем в мире скоростей, больших и малых, поэтому умение вычислять скорость движения – важный момент при изучении скорости.
Посмотрите на приборы лежащие у вас на партах. Какие измерительные приборы вы здесь видите? (линейка, секундомер). При рассмотрении каких физических явлений применяются эти приборы? (при механическом движении). Что мы можем измерить с помощью линейки? (путь, расстояние), с помощью секундомера? (время). А зная путь и время какую зависимость мы можем установить? (зависимость пути от времени). А что можно найти по этим величинам? (скорость) Я думаю вы уже догадались о цели нашего урока. (ответы учащихся). Действительно сегодня на уроке нам предстоит выполнить лабораторную работу по теме «Исследование зависимости пути от времени движения. Измерение скорости».
Актуализация знаний.
Прежде, чем приступить к ее выполнению, вспомним теорию, которая нам понадобиться.
- что называется механическим движением? (механическое движение – это изменение с течением времени положение тела относительно других тел)
- какие виды движений вам известны? (прямолинейное, криволинейное, равномерное, неравномерное)
- чем равномерное движение отличается от неравномерного? (при равномерном движении тело за любые промежутки времени проходит равные пути, а при неравномерном – разные пути).
- что называется путем, пройденным телом? Какова единица пути в СИ? (путь – это длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени, в метрах)
- по какой формуле определяют скорость тела при равномерном движении? какова единица измерения скорости в СИ? (v = s/t, м/с)
Давайте наметим план выполнения работы:
Найдем цену деления линейки и секундомера (как это делается?).
Переворачиваем трубочку, ставим на штатив. Отмечаем на полоске бумаги нулевую отметку, выше конца трубочки на 10 см.
При прохождении пузырька по отметке включаем секундомер и отмечаем путь через каждые 10 сек.
Вытащив бумажную полоску, измеряем расстояние от начала отсчета до каждой из отметок (S).
Результаты измерений заносим в таблицу.
Строим график изменения пройденного пути воздушного пузырька с течением времени. Для этого выберем масштаб по оси времени – 1 клеточка 5 секунд, по оси пути – 1 клеточка 5 сантиметров.
Используя построенный график, определяем скорость движения пузырька (см/с).
Строим график изменения скорости воздушного пузырька с течением времени.
По графикам делаем вывод: какое это движение, и какова скорость движения (изменяется она или нет с течением времени).
Не забываем про технику безопасности при выполнении лабораторной работы.
Осторожно! Стекло! Будьте осторожны при работе со стеклянной трубкой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах. Можно получить при неаккуратном обращении с приборами механические порезы. На столе не должно быть никаких посторонних предметов.
Выполнение лабораторной работы. (учащиеся работают в парах)
Лист выполнения лабораторной работы
Фронтальная лабораторная работа № 3
Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.
Правила техники безопасности. Осторожно! Стекло! Будьте осторожны при работе со стеклянной трубкой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах. Можно получить при неаккуратном обращении с приборами механические порезы. На столе не должно быть никаких посторонних предметов.
С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять. ______________________
Подпись учащегося
Цель работы: определить зависимость пути от времени при прямолинейном равномерном движении, построить график зависимости пути от времени и скорости от времени, по графику зависимости пути от времени научиться измерять модуль скорости тела при прямолинейном равномерном движении.
Оборудование: трубка, заполненная водой, с пузырьком воздуха внутри, линейка, секундомер, бумажная полоска.
Ход работы.
Поставьте на полоске около трубки точку – начало отсчета координаты пузырька совпадающую с нулем на линейке.
Через равные промежутки времени отмечайте на бумажной полоске положение середины пузырька.
Вытащив бумажную полоску, измерьте расстояние от начала отсчета до каждой из отметок (S).
Результаты измерений занесите в таблицу:
Постройте график изменения пройденного пути воздушного пузырька с течением времени.

S, см
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
 | | | | | | | t, с |
Используя построенный график, определите скорость движения пузырька.
υ = ____________________________________________________________
Постройте график изменения скорости воздушного пузырька с течением времени.

Вывод: _______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На доске в одной системе координат группы чертят графики зависимости пути от времени.
Вопросы к графикам: 1. Каков характер движения тел? Поясните ответ.
2. у какого тела скорость наибольшая? Наименьшая? Почему?
Подведение итогов урока
- Какую цель ставили вы лично перед собой?
- Достигнута ли она?
- Оцените свою работу на уроке. (выставление учащимися оценок)
Рефлексия.
Рефлексия. (Проведите стрелочки к тем утверждениям, которые соответствуют вашему состоянию в конце урока).

Домашнее задание.
Это интересно. Измерения голыми руками. Рассматривается, что у большинства людей расстояние между концами расставленных рук равно росту – правило, подмеченное гениальным художником и ученым Леонардо да Винчи: оно позволяет пользоваться нашими «живыми метрами» «Измерь самого себя и ты станешь настоящим геометром!» - воскликнул средневековой философ Марсилио Фичино. Конечно, измерить самого себя и стать настоящим геометром очень трудно. Не всякому удается сделать это за всю жизнь, но если говорить о чем-то более простом, то с уверенностью можно сказать, что каждому человеку, научившемуся считать и писать неоднократно приходилось что-либо измерять: высоту дерева, собственный вес, длину прыжка и многое другое. Но не всегда в путешествии мы имеем сантиметровую ленту. Хорошо бы каждому из нас обзавестись «живым метром», чтобы в случае нужды пользоваться им для измерений.
- Измерьте дома с помощью «живого метра» длину и ширину вашей комнаты.
- придумать и решить задачу на расчет пути и времени движения, оформить ее на альбомном листе в виде рисунка, аппликации.