СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа № 5 Внешнее строение рыб в связи со средой обитания и образом жизни.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа № 5 Внешнее строение рыб в связи со средой обитания и образом жизни.»

Лабораторная работа № 5

Внешнее строение рыб в связи со средой обитания и образом жизни.

Цель. Изучить (на примере костистой рыбы) особенности внешнего строения и способы передвижения рыбы.

Оборудование: модель рыбы, рисунки.

Ход работы.

1. Рассмотрите внешнее строение рыбы. Обратите внимание на форму тела, сочленение головы с туловищем, расположение чешуи. Найдите жаберные крышки, глаза, ноздри. Найдите боковую линию, проходящую вдоль всего тела. Рассмотрите плавники. Найдите парные плавники (грудные и брюшные) и непарные (спинной, хвостовой, анальный).. Летом происходит значительное нарастание чешуи – образуется светлый слой. Зимой рост рыбы и нарастание чешуи незначительны – слой узкий, почти черный. Подсчитайте светлые и темные кольца на чешуе, определите и запишите возраст рыбы.
2. Зарисуйте строение рыбы. На рисунке обозначьте жаберную крышку, боковую линию, глаза, ротовое отверстие, грудные, брюшные, анальные, хвостовой, спинной плавники.
3. Рассмотрите плавники, установите, какой группе плавников соответствует роль, дополните значение плавников из текста, впишите в таблицу.

Признаки

Характеристика

Значение

*Факторы водной среды

Форма тела




Покровы:




Окраска




Отделы тела:




Органы чувств




Зрения




Обоняния




Боковой линии




Слуха




Равновесия




Органы передвижения:
















Вывод: Приспособленность рыбы к жизни в воде проявляется в обтекаемой

форме тела, покровительственной окраске, плавно переходящих органах

тела, особенностях покровов (чешуя, слизь), органов чувств (органы боковой

линии), органов передвижения (плавников).

Вывод: Приспособленность рыбы к жизни в воде проявляется в обтекаемой

форме тела, покровительственной окраске, плавно переходящих органах

тела, особенностях покровов (чешуя, слизь), органов чувств (органы боковой

линии), органов передвижения (плавников).

Вывод: