Лабораторная работа № 3
Класс: 9.
Тема: Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины
Цель работы: выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, шарик с нитью, секундомер, ластик, измерительная линейка.
Прошел(шла) инструктаж по ТБ и БЖД, правила обязуюсь выполнять.
Ход работы
-
Подготавьте оборудование к проведению опытов.
/зарисовать схематично в тетради/
-
Проведите опыты и измерения
-
Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу:
№ опыта | Длина нити L, м | Число колебаний N | Время колебаний t, с | Период колебаний t Т = N, с | Частота колебаний N = t, Гц |
1 | 0,15 | 10 | 11 | | |
2 | 0,05 | 10 | 8 | | |
-
Вычислите значение периода и частоты в каждом опыте:
Опыт 1.
Т1 =
1 =
Опыт 2.
Т2 =
2 =
-
Сравните полученные значения.
При уменьшении длины нити маятника период его колебаний…. (уменьшается, увеличивается, не изменяется), частота колебаний… (уменьшается, увеличивается, не изменяется)
Вывод: выполняя лабораторную работу я убедился в том, что….
(Сделайте вывод о том, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Вспомните, зависимость между величинами бывает прямо пропорциональная или обратно пропорциональная).
Контрольные вопросы.
-
Какие колебания называют свободными?
-
Как изменится период колебаний математического маятника, если длину его нити увеличить в 9 раз?
-
Как изменится частота колебаний математического маятника, если длину его нити уменьшить в 4 раза?