«Ткани организма человека» ( каждая группа работает с определенным видом ткани, затем представляет результаты работы).
•организация лабораторной работы учащихся.
Каждой группе выдается по два-три препарата различных тканей. Названия препаратов для учащихся закрыты, указаны только номера. Учащимся необходимо рассмотреть препарат, сделать его описание и определить вид ткани. Перед выполнением работы учащимся необходимо объяснить, что препараты могут быть окрашены в различные цвета, для того, чтобы удобно было их рассматривать. Для определения вида ткани необходимо ориентироваться на форму клеток, их расположение, межклеточное вещество, а не на цвет препарата.
Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа по биологии «Клетки и ткани под микроскопом»»
Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом» Цель работы: научиться различать виды тканей Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты тканей №1,№2, №3, таблица «Ткани организма человека»
«Ткани организма человека» ( каждая группа работает с определенным видом ткани, затем представляет результаты работы).
- организация лабораторной работы учащихся.
- Каждой группе выдается по два-три препарата различных тканей. Названия препаратов для учащихся закрыты, указаны только номера. Учащимся необходимо рассмотреть препарат, сделать его описание и определить вид ткани. Перед выполнением работы учащимся необходимо объяснить, что препараты могут быть окрашены в различные цвета, для того, чтобы удобно было их рассматривать. Для определения вида ткани необходимо ориентироваться на форму клеток, их расположение, межклеточное вещество, а не на цвет препарата.
Вид ткани
Особенности строения
Эпителиальная
Соединительная
Функции
Клетки с хорошо развитым ядром, плотно прилегают друг к другу, Межклеточное вещество почти отсутствует
Разновидности
Образует покровы, защищает, секретирует
Мышечная
Клетки разнообразной формы, их мало, разбросаны в большом количестве межклеточного вещества.
Нервная
-Плоский эпителий – кожа
Небольшое количество межклеточного вещества, клетки вытянутые. Могут быть:
Опорная, запасающая, защитная, транспортная, заместительная
-Веретеновидные с палочковидным ядром;
Клетки (нейроны) звёздчатой формы, имеют отростки (аксоны и дендриты); нейроглия – клетки, обеспечивающие питание нейронов.
Костная
Сокращение скелетных мышц, движение тела;
-Кубический эпителий – покровы желудка, кишечника
-цилиндрический эпителий – внутренняя поверхность почечных канальцев
-длинные, поперечноисчерченные, с множеством ядер
Формирует и передает нервные импульсы для возбуждения или торможения других клеток
Поперечно-полосатая
Хрящевая
------
Сокращение мышечного слоя внутренних органов
Жировая
-мерцательный эпителий – внутренняя поверхность дыхательных путей
Рыхлая соединительная
Гладкая
Кровь
Сокращение стенок сердца
Сердечная
Ход работы:
1 . Приведите в рабочее состояние микроскоп: осветите поле зрения, определите увеличение микроскопа.
2. Рассмотрите препарат №1, затем препарат №2, сначала при малом, затем при большом увеличении, составьте его описание , сделайте рисунок и определите вид ткани. Оформляйте работу следующим образом:
Препарат №1
- Описание: клетки (мелкие, крупные; округлые, вытянутые, звездчатые; с одним хорошо заметным ядром, с множеством ядер; лежат плотно друг к другу, лежат рыхло)
- Межклеточное вещество ( присутствует, его почти нет, его много)
- Рисунок: изобразите участок ткани, указав клетки и межклеточное вещество.
- Вид ткани: укажите название ткани, которое вы определили, исходя из результатов её изучения.
Препарат №2 …
3. снимите таблички, закрывающие названия тканей, и проверьте, правильно ли вы определили вид ткани.
4.Сделайте вывод о результатах лабораторной работы
Спасибо за внимание!