СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа " Сравнение видов по морфологическому критерию"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа " Сравнение видов по морфологическому критерию"»



Лабораторная работа №1. «Сравнение видов по морфологическому критерию».

Цель: сформировать понятие морфологического критерия, научиться определять морфологические признаки; составить морфологическую характеристику двух видов одного рода, сравнивать их, определить значение морфологического критерия для определения систематического положения вида.

Оборудование: живые растения, гербарные материалы, рисунки.

Ход работы:

  1. Рассмотрите растения 2-х видов одного рода. Запишите их названия.

  2. Сравните внешнее строение листьев, стеблей, соцветия, цветков, плодов и других органов двух растений. Выявите сходство и различия между ними. Заполните таблицу (используя предложенные рисунки и дополнительную информацию)

Признаки

Клевер луговой

Клевер ползучий




Признаки для сравнения

Виды растений

1.Род растения




2.Корневая система




3.Стебель




4.Листья




5.Цветки




6.Соцветия




7.Плоды






  1. Сравнить предложенные объекты между собой.

  2. Опишите черты их сходства.

  3. Опишите черты отличия их друг от друга.

  4. Сделайте вывод: Определите значение морфологического критерия для определения систематического положения вида.







Дополнительная информация

1. Клевер ползучий – многолетнее травянистое растение. Корневая система стержневая, ветвящаяся. Стебель ползучий, стелющийся, укореняющийся в узлах, ветвистый, голый, часто полый. Листья длинночерешчатые, трёхраздельные, их листочки широкояйцевидные, на верхушке выемчатые. Черешки восходящие, до 30 см длиной. Соцветия головки пазушные, почти шаровидные, рыхлые, до 2 см в поперечнике. Венчик белый или розоватый, по отцветании буреет, цветки слегка ароматные. В цветке 10 тычинок, девять из них сросшиеся нитями в трубочку, одна – свободная. Пыльцевые зёрна жёлтого цвета. Плод – боб продолговатый, плоский, содержит от трёх до четырёх почковидных или сердцевидных семян серо-жёлтого или оранжевого цвета. Начало созревания семян – июнь-июль. Размножаются как семенами, так и вегетативно.

2.Клевер луговой – двулетнее, но чаще многолетнее травянистое растение, достигает в высоту 15-55 см. Корневая система стержневая, хорошо развитая, сильно ветвящаяся, проникает в почву на глубину до 2 м. Боковые сильно разветвлённые придаточные корни распределяются в пахотном слое почвы. Ветвистые стебли приподнимающиеся. Листья тройчатые, с широкояйцевидными мелкозубчатыми долями, листочки по краям цельные, с нежными ресничками по краям. Соцветия головки рыхлые, шаровидные, сидят часто попарно и нередко прикрыты двумя верхними листьями. Венчик красный, изредка белый, чашечка с десятью жилками Плод – яйцевидный, односемянный боб, семена то круглые, то угловатые, то желтовато- красные, то фиолетовые. Цветёт в июне-сентябре. Плоды созревают в августе – октябре. Размножается как семенами, так и вегетативно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!