ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
по теме: «Знакомство с водорослями».
Цель: познакомиться с особенностями строения водорослей,
научиться устанавливать взаимосвязь между строением и функцией
Оборудование: 1) вода из аквариума с одноклеточными зелеными водорослями;
2) предметное и покровное стекла, пипетка;
3) микроскоп;
4) микропрепарат «Спирогира»;
5) гербарные листы с бурыми и красными водорослями.
Ход работы:
1. Приготовьте микропрепарат из зацветшей аквариумной воды, рассмотрите его под микроскопом, найдите хламидомонаду.
2. Рассмотрите под микроскопом спирогиру.
3. Рассмотрите на гербарных листах бурые и красные водоросли.
Оформление результатов:
зарисуйте увиденные вами водоросли в тетрадь, подпишите их части.
Сделайте вывод, перечислив все части клеток водорослей и указав их значение.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
по теме: «Строение мхов».
Цель: познакомиться с внешним и внутренним строением зеленых и белых
мхов, научиться их сравнивать
Оборудование: 1) гербарные листы с растениями кукушкин лен и сфагнум;
2) лупа и микроскоп;
3) микропрепарат "Спорангий кукушкиного льна".
Ход работы:
1. Изучите особенности строения кукушкиного льна на гербарном листе и под микроскопом.
2. Рассмотрите сфагнум.
Оформление результатов:
зарисуйте оба мха в тетрадь и подпишите их части
Сделайте вывод, сравнив строение кукушкиного льна и сфагнума.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
по теме: «Строение папоротникообразных».
Цель: познакомиться со строением папоротника, хвоща и плауна,
научиться выявлять их особенности
Оборудование: 1) гербарные листы с папоротниками, хвощами и плаунами;
2) лупа и микроскоп;
3) микропрепарат "Сорус папоротника".
Ход работы:
1. Рассмотрите папоротник на гербарном листе и под микроскопом, отметьте особенности его листьев, стебля, корневища и корней.
2. Рассмотрите гербарные листы с хвощом и плауном, отметьте особенности их листьев, стеблей, колосков со спорами.
Оформление работы: сделайте рисунки в тетради.
Сделайте вывод об особенностях строения папоротникообразных по сравнению с мхами.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
по теме: «Споры папоротника».
Цель работы: ознакомить учащихся с внешним строением листа спорового растения папоротника и его спорами.
Оборудование:
цифровые микроскопы;
лист папоротника;
препаровальная игла;
инструктивная карточка.
Инструктивная карточка.
Ход работы.
1.Включить компьютер и запустить программу работы с цифровым микроскопом.
2.Рассмотреть лист папоротника, найти на нижней поверхности листа коричневые выросты.
3.Поместить лист под микроскоп при увеличении 10*, используя верхнее освещение.
4.Сделайте фотографию.
5.Переведите микроскоп на увеличение 60*.
6.Рассмотрите спорангий папоротника и сделайте его фотографию.
Обработка результатов исследования.
1. Перейдите в коллекцию рисунков.
2. Поместите на один рисунок лист папоротника при увеличении 10* и сорус при увеличении 60*.
3. Сделайте подписи:
Сорус
Спора
Лист папоротника
4.Сохраните рисунок в своей папке под названием "Лист папоротника"
Пример оформления практической работы:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
по теме: «Сравнительная характеристика шишек сосны и ели».
Цель: изучить внешний вид побегов и шишек сосны и ели
научиться их сравнивать
Оборудование: 1) гербарные листы с побегами сосны и ели;
2) шишки этих растений;
3) лупа.
Ход работы:
1. Рассмотрите внешний вид побегов сосны и ели, определите, как располагается хвоя у этих деревьев, сравните ее размеры и окраску.
2. Рассмотрите шишки и сравните их.
Оформление результатов:
сделайте рисунки побегов и шишек, заполните таблицу:
Растения | Хвоя Шишки |
длина | окраска | расположение на ветке | продолжитель- ность жизни | размеры | плотность |
сосна |
|
|
|
|
|
|
ель |
|
|
|
|
|
|
Сделайте вывод об особенностях внешнего строения голосеменных растений по сравнению с папоротникообразными.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
по теме: «Определение растений из разных семейств».
Цель: научиться пользоваться определительной карточкой,
закрепить умение выявлять у растений особенности их строения
и доказывать принадлежность растений к определённому классу
Оборудование: 1) определительные карточки;
2) гербарные листы с растениями из разных семейств;
3) лупа.
Ход работы:
После подробного пояснения учителем, пользуясь определительной карточкой, назовите растение на предложенном вам гербарном листе.
Оформление результатов:
сделайте в тетради краткие записи этапов определения растения и напишите название этого растения.
Сделайте вывод, указав к какому классу относится это растение. Докажите принадлежность данного растения к этому классу.