Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Тихо девочки за парты сели, Тихо мальчики за парты сели. На меня все посмотрели. Ребята я вам желаю … Ребята, я вам желаю на уроке, чтобы вы были внимательными, активными, любознательными, дружными. Удачи вам! -Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Культурные и дикорастущие растения.) А) Девочки, назовите культурное растение. Мальчики, назовите дикорастущее растение. Б) Тест «Да – нет» А сейчас открываем тетради, запишите число. Проверку д.з. проведём в виде теста. 1. Растения, которые растут и размножаются без помощи людей называются культурными. (-) 2. Расселяться в природе дикорастущим растениям помогают животные. (+) 3. Дикорастущие растения выделяют кислород. (+) 4. Смородина – дикорастущий кустарник. (-) 5. Дикорастущие растения приносят пользу животным и людям. (+) Проверяем. Схему делаем на доске. Молодцы, д.з. выучили все хорошо. Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной группой растений. А) Определение темы «Читай по стрелкам». КАР НЫЕ ТЕ Я ЛЕ СТВЕН РАС НИ Б) Сообщение темы и цели урока. Я думаю, что многие уже определили нашу тему урока. Кто назовёт? Тема урока «Лекарственные растения». -Мы поговорим о лекарственных растениях, которые можно найти в природе, их значении в жизни человека, правилах сбора. Вспомним строение растений. Узнаем, как растения помогают сберечь здоровье человеку. А) Выявление опорных знаний - Названия каких лекарственных растений вам знакомы? - Для чего человеку нужны лекарственные растения? Б) Объяснение новой темы Презентация. В) Запись определения: Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, коренья) применяются для лечения заболеваний людей или же употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов. Г) А сейчас мы посмотрим видеоролик о лечебных свойствах растений. -Какие растения запомнили? А в лесу растет черника, (повороты туловища) Малина, Земляника. Чтобы ягоду сорвать,( приседания) Надо ниже приседать. Нагулялся я в лесу, (ходьба на месте) Корзинку с ягодой несу. В класс пора мне возвращаться, Чтобы снова заниматься. Д) Правила сбора. Чтобы лекарственные растения нам не навредили, нужно соблюдать правила сбора. Как вы думаете, где можно собирать растения? Дети читают правила: 1. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. 2. Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса. Надо следить, чтобы на растениях нe было пыли и грязи. 3. Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов, в скверах. В этих растениях накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в воздух автомобили. 4. Цветки собирают в начале цветения; листья - перед цветением или в начале его; корни - весной и осенью; кору – весной. 5. Сушить растения надо под навесом, на чердаке, избегая прямого солнечного света, разложив тонким слоем. Е) А как называется специальное учреждение, где продают и изготавливают лекарства? (Аптека) А если эта аптека из леса, значит Зелёная или лесная аптека. Вот сейчас мы сходим в лесную аптеку и соберём лекарственные растения. Отгадываем загадки, находим растение в лесной аптеке. Он сорняк, он цветок, От болезни мне помог. Как присяду на диванчик, Вспомню желтый... (одуванчик) Если что-то заболит, Даже зверь не устоит. С какой же травкой пить настой? С чудо-травкой... (зверобой) Путник часто ранит ногу Вот и лекарь у дороги (подорожник) Весной растет, Летом цветет, Осенью осыпается, Зимой отсыпается. А цветок-то, медок, Лечит от гриппа, Кашля и хрипа (липа) Вкусен чай и ароматен, С ней он легок и приятен: Листочки сорваны, помяты. Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты) Стоит в лесу кудряшка – белая рубашка, В середине золотая, кто она такая (ромашка) Ё) Словарная работа: одуванчик, зверобой, подорожник. Ж)- Раздел медицины, разрабатывающий и применяющий методы лечения растениями, называется фитотерапия. Фиточай- это чай из лекарственных трав. Удобнее всего лекарственные растения купить в аптеке. З) Ребята, мы купили в аптеке коробочку с лекарственными растениями , а что с ней делать? Давайте прочитаем в учебнике. А) Ребята, перед вами букет лекарственных растений. Подпишите, какие запомнили. Проверяем. Молодцы! Б) Работа в парах. Расшифруйте название растения и скажите, в каких случаях его применяют. Давайте сделаем вывод. Нужно вставить недостающие слова. В) Упражнение «Вставь в текст слова». Среди дикорастущих и культурных растений встречаются растения, которые обладают лечебными ___________. Их называют _________ растениями. К ним относят _________, _________, _________, __________. При простудных заболеваниях используют растения - __________, ___________, ___________. Итог. Ребята над какой темой работали? Что было интересно? Оцените себя. (У детей 3 ягодки: красная, жёлтая, зелёная). |