СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лексическая тема "Семья" для старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать у детей позитивное представление о семье, своих близких.

Задачи: - воспитывать любовь и чувство привязанности к родным; - систематизировать и уточнить знания детей о семье; - закрепить умение ориентироваться в родственных отношениях; - развивать речь путём расширения и активизации словаря, по теме «семья»; - способствовать развитию логического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Лексическая тема "Семья" для старшего дошкольного возраста»


Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 157» города Магнитогорска





Лексическая тема

«СЕМЬЯ»

(старший дошкольный возраст)

О.И. Штрошерер,

воспитатель







Задание 1. 

Рекомендуется: поговорить с ребенком о семье (получить ответы на во­просы: С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Назови всех членов твоей семьи. Кто самый младший, кто самый старший в семье? Кто старше всех? Кто младше всех?); предложить ребенку назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.

Задание 2. 

Дидактическая игра «Подбери признак» (со­гласование имени существительного с прилагательным):

ма­ма (какая?) — ...,

бабушка (какая?) — ...,

дедушка (ка­кой?) — ...,

папа (какой?) — ....


Задание 3. 

Дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?» (об­разование и употребление притяжательных прилагательных).

Шарф (чей?) — мамин, папин, ... .

Шапка (чья?) — тетина, дядина ... .

Пальто (чье?) — бабушкино, дедушкино ... .

Перчатки (чьи?) — мамины, бабушкины ... .


Задание 4.

Сравнить, кто старше/младше (составление сложносочиненного предложения с союзом а):

Папа — сын (папа старше, а сын младше),

папа — де­душка,

дядя — племянник,

внук — дедушка.


Задание 5. 

Дидактическая игра «Покажи, где...» (пони­мание логико-грамматических конструкций):

мамина дочка, дочкина мама, мама дочки, дочка мамы.






Задание 6.

 Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Старший — (младший), большой — ..., молодой — ....

Старше — (моложе, младше).


Задание 7.

Ответить на вопросы (употребление родитель­ного падежа имен существительных). 

У кого глаза добрые? (У бабушки).

У кого руки сильные?
У кого ласковые руки? ...                         


Задание 8.

Упражнение для пальчиков.

Этот пальчик — дедушка                                                          

 Этот пальчик — бабушка                                           

Этот пальчик — папочка,                                                       

Этот пальчик — мамочка.           

 Ну а это я.                                                                  

Вот и вся моя семья!


Задание  9. 

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»


Задание 10. 

Дидактическая игра «Отгадай». Дети должны закончить предложения и подобрать соответствующие картинки к ним.

—  О ком можно так сказать: старый, добрый, мудрый?
(Дедушка). Аналогичные вопросы задаются о каждом члене семьи.


Задание 11. 

Дидактическая игра «Кто ты?» 

У каждого ребенка по две парные карточки, изображающие членов семьи.

Я — сын мамы, папы. Я — мамин сын, папин сын  и т. д.






Задание 12. 

Дидактическая игра «Три медведя».

Перед детьми игрушки трех медведей: большого, среднего и маленького. Воспитатель, рассказывая сказку про трех медведей, произносит реплики очень низ­ким, средним или высоким голосом.

Дети должны отга­дать и показать, какой из медведей мог так сказать: мама-медведица, папа-медведь или сын — маленький Мишутка.



Задание 13. 

Дидактическая игра «Репка».

Дети в масках инсценируют сказку «Репка».

Воспитатель устанавливает последовательность расположе­ния детей: первым стоит дедушка, второй — бабушка, внучка встанет за бабушкой, Жучка между внучкой и кошкой и т. д.


Задание 14. 

Дидактическая игра «Я люблю всех» (назови ласково).

Например: мама — мамочка, папа — папочка и т. д.

Задание 15. 

Дидактическая игра Образование уменьшительной формы прилагатель­ных (игра с мячом).

Например: старый — старенький, добрый — добрень­кий и т. д.


Задание 16.

 Дидактическая игра Образование множественного числа 

существительных (игра с мячом).

Например: брат — братья, сестра — сестры и т. д.

Задание 17. 

Нарисовать в альбоме картинку «Моя семья».


Задание 18.

Рисование. «Моя семья».

Нарисовать у мамы — сына, у бабушки — внучку, у сестры — брата и т. д.

«Родословное древо»

«Герб моей семьи»





Задание 19.

 Дидактическая игра «Кто быстрее принесет картинки?»

На столе разло­жены наборы картин из лото «Наша семья».

Дети долж­ны собрать картинки, изображающие действие одного и того же лица.

Например: — Девочка прыгает. Девочка пьет чай. Де­вочка рисует. — Мама шьет. Мама варит. Мама пишет.

Составление простых предложений и объединение их в рассказ по сюжетной картине «Наша семья».

Словарь

Установление и обозначение родственных отношений:

(кто ты маме, папе?..)» Обобщающее слово — «семья».

Глаголы: читает, вяжет, готовит, моет, стирает, варит, жарит, пишет, режет, прибивает, подметает и т. д.

Прилагательные: большой, маленький, старый, моло­дой, добрый, сильный, веселый, смелый, старший, млад­ший и т. д.

Грамматика

Образование притяжательных прилагательных (ба­бушка — бабушкина шаль, мама — мамино платье и т. д.).

Образование уменьшительной формы существи­тельных (мама — мамочка, баба — бабушка — бабуля).

Составление простых распространенных предложений по сюжетным картинкам.

Употребление существитель­ных в творительном и винительном падежах (режет мясо (чем?) ножом; варит (что?) рыбу).

Составление словосочетаний с данными прилагатель­ными (папа добрый, мама веселая).

Подбор антонимов (молодой — старый, добрый — злой и т. д.).

Наклейте картинку «Семья» и фотографии всех членов вашей семьи с бабушкой и дедушкой.

Кто ты маме? папе? брату? сестре? бабушке? дедуш­ке? Кто тебе Ваня? Аня?

Кто мальчик маме? папе? и т. д. Кто девочка маме? папе? и т. д.

Назови ласково: брат — братик, дед — дедушка и т. д.

Дети должны усвоить слова: сын, дочь, внук, внучка, сестра, брат, семья.