Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 157» города Магнитогорска
Лексическая тема
«СЕМЬЯ»
(старший дошкольный возраст)
О.И. Штрошерер,
воспитатель
Задание 1.
Рекомендуется: поговорить с ребенком о семье (получить ответы на вопросы: С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Назови всех членов твоей семьи. Кто самый младший, кто самый старший в семье? Кто старше всех? Кто младше всех?); предложить ребенку назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.
Задание 2.
Дидактическая игра «Подбери признак» (согласование имени существительного с прилагательным):
мама (какая?) — ...,
бабушка (какая?) — ...,
дедушка (какой?) — ...,
папа (какой?) — ....
Задание 3.
Дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?» (образование и употребление притяжательных прилагательных).
Шарф (чей?) — мамин, папин, ... .
Шапка (чья?) — тетина, дядина ... .
Пальто (чье?) — бабушкино, дедушкино ... .
Перчатки (чьи?) — мамины, бабушкины ... .
Задание 4.
Сравнить, кто старше/младше (составление сложносочиненного предложения с союзом а):
Папа — сын (папа старше, а сын младше),
папа — дедушка,
дядя — племянник,
внук — дедушка.
Задание 5.
Дидактическая игра «Покажи, где...» (понимание логико-грамматических конструкций):
мамина дочка, дочкина мама, мама дочки, дочка мамы.
Задание 6.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Старший — (младший), большой — ..., молодой — ....
Старше — (моложе, младше).
Задание 7.
Ответить на вопросы (употребление родительного падежа имен существительных).
У кого глаза добрые? (У бабушки).
У кого руки сильные?
У кого ласковые руки? ...
Задание 8.
Упражнение для пальчиков.
Этот пальчик — дедушка
Этот пальчик — бабушка
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка.
Ну а это я.
Вот и вся моя семья!
Задание 9.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Задание 10.
Дидактическая игра «Отгадай». Дети должны закончить предложения и подобрать соответствующие картинки к ним.
— О ком можно так сказать: старый, добрый, мудрый?
(Дедушка). Аналогичные вопросы задаются о каждом члене семьи.
Задание 11.
Дидактическая игра «Кто ты?»
У каждого ребенка по две парные карточки, изображающие членов семьи.
Я — сын мамы, папы. Я — мамин сын, папин сын и т. д.
Задание 12.
Дидактическая игра «Три медведя».
Перед детьми игрушки трех медведей: большого, среднего и маленького. Воспитатель, рассказывая сказку про трех медведей, произносит реплики очень низким, средним или высоким голосом.
Дети должны отгадать и показать, какой из медведей мог так сказать: мама-медведица, папа-медведь или сын — маленький Мишутка.
Задание 13.
Дидактическая игра «Репка».
Дети в масках инсценируют сказку «Репка».
Воспитатель устанавливает последовательность расположения детей: первым стоит дедушка, второй — бабушка, внучка встанет за бабушкой, Жучка между внучкой и кошкой и т. д.
Задание 14.
Дидактическая игра «Я люблю всех» (назови ласково).
Например: мама — мамочка, папа — папочка и т. д.
Задание 15.
Дидактическая игра Образование уменьшительной формы прилагательных (игра с мячом).
Например: старый — старенький, добрый — добренький и т. д.
Задание 16.
Дидактическая игра Образование множественного числа
существительных (игра с мячом).
Например: брат — братья, сестра — сестры и т. д.
Задание 17.
Нарисовать в альбоме картинку «Моя семья».
Задание 18.
Рисование. «Моя семья».
Нарисовать у мамы — сына, у бабушки — внучку, у сестры — брата и т. д.
«Родословное древо»
«Герб моей семьи»
Задание 19.
Дидактическая игра «Кто быстрее принесет картинки?»
На столе разложены наборы картин из лото «Наша семья».
Дети должны собрать картинки, изображающие действие одного и того же лица.
Например: — Девочка прыгает. Девочка пьет чай. Девочка рисует. — Мама шьет. Мама варит. Мама пишет.
Составление простых предложений и объединение их в рассказ по сюжетной картине «Наша семья».
Словарь
Установление и обозначение родственных отношений:
(кто ты маме, папе?..)» Обобщающее слово — «семья».
Глаголы: читает, вяжет, готовит, моет, стирает, варит, жарит, пишет, режет, прибивает, подметает и т. д.
Прилагательные: большой, маленький, старый, молодой, добрый, сильный, веселый, смелый, старший, младший и т. д.
Грамматика
Образование притяжательных прилагательных (бабушка — бабушкина шаль, мама — мамино платье и т. д.).
Образование уменьшительной формы существительных (мама — мамочка, баба — бабушка — бабуля).
Составление простых распространенных предложений по сюжетным картинкам.
Употребление существительных в творительном и винительном падежах (режет мясо (чем?) ножом; варит (что?) рыбу).
Составление словосочетаний с данными прилагательными (папа добрый, мама веселая).
Подбор антонимов (молодой — старый, добрый — злой и т. д.).
Наклейте картинку «Семья» и фотографии всех членов вашей семьи с бабушкой и дедушкой.
Кто ты маме? папе? брату? сестре? бабушке? дедушке? Кто тебе Ваня? Аня?
Кто мальчик маме? папе? и т. д. Кто девочка маме? папе? и т. д.
Назови ласково: брат — братик, дед — дедушка и т. д.
Дети должны усвоить слова: сын, дочь, внук, внучка, сестра, брат, семья.