Предмет: русский язык | Тип урока: урок «открытия» нового знания | Дата: 28.09.2020 |
Тема урока: | Лексическое значение слова. Слово и его значение |
Цель содержательная: | Формирование умений определять лексическое значение слова. |
Цель деятельностная: | Расширение понятийной баз по предметы за счёт включения в неё новых элементов |
Задачи: | 1) развивать умение определять слово по лексическому значению. 2) развивать умение составлять словосочетания с наречием; 3) воспитывать интерес к предмету. |
Основное содержание темы, термины и понятия: слово |
Личностные результаты -развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка; -становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения; Метапредметные результаты Регулятивные УУД -выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; -контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы; -анализировать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; Познавательные УУД -понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму; -использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения; -воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста; Коммуникативные УУД - участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Предметные умения: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;. |
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир |
Формы работы | Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах |
Ресурсы | экран, компьютер, проектор; интерактивная доска, задания для групповой работы; наглядный материал |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I.Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности | Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Все с улыбочкой вздохнём И урок мы наш начнём. -Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? - Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку Отвечают |
II. Минутка чистописания | - Ребята, с чего мы начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания) -Для чего нам нужна минутка чистописания? -Где нам понадобится умение красиво писать? – Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая обозначает звонкий парный согласный, который есть в словах, где пропущена буква «е». Отгадайте эту букву. (Буква «б».) Запишите буквы, слоги, слова. – Прочитайте предложение, записанное на доске: Бублик баранку батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку. – Какие ошибки допущены в предложении? – Докажите, что это однородные члены предложения и между ними нужны запятые. – Запишите предложение, расставьте знаки препинания. Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку. | Выполняют чистописание. Записывают буквы, слоги, слова. Бб бе бю бу бо бы би Береза, беседка, лебедь. – Не поставлены запятые между однородными членами предложения. – Слова «бублик», «баранку», «батон» отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову. |
IV. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | Работа в парах – Рассмотрите таблицу. Закрасьте в каждом ряду этой таблицы «лишнюю» букву. Составьте из этих букв слово. Запишите получившееся слово в клетках. Прочитайте это слово. а | а | л | а | а | а | а | е | р | р | р | р | р | р | с | с | с | к | с | с | с | у | с | у | у | у | у | у | м | м | м | м | м | и | м | о | о | о | о | о | о | к | т | т | т | т | а | т | т | – Какое слово у вас получилось? (Слово «лексика».) – Что означает это слово? Где можно узнать значение слова «лексика»? (Объяснение значений слов дается в толковом словаре.) | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. а | а | л | а | а | а | а | е | р | р | р | р | р | р | с | с | с | к | с | с | с | у | с | у | у | у | у | у | м | м | м | м | м | и | м | о | о | о | о | о | о | к | т | т | т | т | а | т | т | -Записывают слово «лексика». В толковом словаре уточняют значение слова «лексика». |
V. Этап выявления места и причины затруднения | — Откройте учебник на с. 41. Прочитайте название раздела, который мы будем изучать. — Прочитайте, какие знания мы получим, чему научимся. — Прочитайте, с какими понятиями (терминами) мы будем работать. — Найдите на иллюстрации к разделу слова-синонимы. (Вежливый — учтивый.) — Найдите антонимы. (Вежливый — грубый.) Русский учёный В. И. Даль сказал: «Слово - исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить...» — Как вы понимаете эти слова? — Почему слово обладает этим даром? — О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О слове и его лексическом значении.) | Отвечают на вопросы учителя Знакомятся с новым разделом в учебнике |
VI. Этап построения проекта выхода из затруднения | -Сфорумулируйте цель урока. -Что должны вспомнить? -Сформулируйте задачи нашего урока, используя опорные слова на слайде. • Мы узнаем… • Мы определим… • Мы выясним… -Где вам понадобится новое знание? - Где можем проверить правильность вывода? -А сейчас, прежде чем продолжить, позволим вашим глазкам отдохнуть. Физическая разминка для глаз (презентация) | Отвечают на вопросы учителя Сегодня на уроке мы: – узнаем, что такое лексика и что она изучает; – узнаем историю появления слов в нашем языке; – узнаем, какие слова называются устаревшими и новыми; – определим, что такое лексическое значение слова; – выясним, где можно найти лексическое значение слова Проводят физическую размиинку |
VII. Этап реализации построенного проекта | Работа по учебнику Упр. 57 (с. 42). — Прочитайте высказывания. — Как вы понимаете высказывание о языке М. Горького? — Какой смысл несёт в себе высказывание К. Г. Паустовского? Упр. 58 (с. 41). — Рассмотрите рисунки. — Объясните лексическое значение слов - названий предметов. — Какие слова имеют одинаковое значение, но разный смысл? (Мышь — животное. Мышь - прибор для управления курсором на компьютере.) — В какие тематические группы можно объединить эти слова? (Обувь, животные, электротехника, небесные тела.) — Выполните письменное задание к упражнению. (На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.) — Прочитайте материал рубрики «Вспомните!». — Для чего служат слова в речи? (Они называют предметы, их признаки и действия.) — Что такое лексическое значение слова? (Это то, что обозначает слово.) — Какой раздел науки о языке изучает лексическое значение слов, словарный состав языка? (Лексика.) - В каких словарях разъясняется значение слов? (В толковых.) - Какие толковые словари вы знаете? (Толковый словарь В.И.Даля, СИ. Ожегова.) | Отвечают на вопросы учителя. Работают с упражнением Комментирование с места (При возникновении затруднений учащиеся обращаются к толковому словарю.) |
VIII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Упр. 59 (с. 43) (Работа в парах.) Москва – столица России. Каникулы – перерыв в школьных занятиях в летнее время. Ужин – вечерняя еда. Яблоко – плод яблони. Воскресенье – седьмой день недели. Багаж – упакованные вещи в дорогу. Горизонт – видимая граница неба и земной или водной поверхности. Упр. 60 (с. 43). - Прочитайте выразительно четверостишие. - Определите лексическое значение слова библиотека. Воспользуйтесь толковым словарём. - Составьте предложение с этим словом. - Проверьте по орфоэпическому словарю, как произносится слово. - Подберите к слову библиотека однокоренные слова. (Библиотекарь, библиотечный.) - Прочитайте, как возникло это слово, в рубрике «Страничка для любознательных» на с. 44. - Из какого языка пришло к нам это слово? (Из греческого.) - Объясните по словарю значение слова картотека. (Систематизированное собрание карточек с какими-либо сведениями.) - Расскажите, как вы пользовались картотекой в библиотеке. - Посмотрите в орфоэпическом словаре, как произносится слово каталог. - Найдите значение этого слова в толковом словаре. (Составленный в определённом порядке перечень книг.) - Почему удобно пользоваться каталогом? (Можно быстро найти нужную книгу, журнал, статью в журнале.) (На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.) - Выполните письменное задание к упражнению. (Далее работа в парах — составление устного рассказа на выбранную тему.) | Учащиеся обсуждают, о каких словах идёт речь, в случае затруднений обращаются к толковому словарю. Далее запись слов с комментированием. Взаимопроверка по орфографическому словарю, взаимооценка. На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический.) |
IX. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Тестовая работа 1. Лексика изучает: 1) словосочетания и предложения 2) звуки речи 3) словарный состав языка 4) части речи 2. В толковых словарях разъясняется: 1) значение фразеологизмов 2) лексическое значение слов 3)правописание слов 4) образование слов 3. Слово, имеющее одно значение, называется: 1) сложным 2) однозначным 3) многозначным 4) простым 4. Укажите ряд, в котором все слова многозначные. 1) гребень, варить, сахар 2) ключ, звезда, шляпка 3) сыр, речь, глагол 4) ромашка, хвост, каша 5. Определите значение слова кисть в предложении «Ярко горят на снегу кисти рябин». 1) часть руки 2) украшение из пучка нитей 3) пучок щетинок для нанесения краски 4) форма расположения плодов у растений 6. Запишите названия предметов. 1) Речная костистая рыба с колючими плавниками. 2) Щётка для мытья посуды. | Самостоятельно выполняют тест |
X. Этап включения в систему знаний и повторения | -Достигли цели урока? — Что такое лексическое значение слова? - Где можно узнать лексическое значение слова? — Какие слова называются многозначными? | Подводят итоги урока |
ХI. Домашнее задание | Упр. 61 (с. 43). | Записывают |