Тема: Лексическое значение слова
Цели: актуализировать знания о лексическом значении слов, о роли слов в нашем языке; развивать умение определять слово по лексическому значению.
Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; подведение под понятие; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. - постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ контрольного диктанта
III. Актуализация знаний (Выполнение заданий рубрики «Проверь себя» (с. 40). )
IV. Самоопределение к деятельности
— Откройте учебник на с. 41. Прочитайте название раздела, который мы будем изучать.
— Прочитайте, какие знания мы получим, чему научимся.
— Прочитайте, с какими понятиями (терминами) мы будем работать.
— Найдите на иллюстрации к разделу слова-синонимы. (Вежливый — учтивый.)
— Найдите антонимы. (Вежливый — грубый.)
Русский учёный В. И. Даль сказал: «Слово - исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить...»
— Как вы понимаете эти слова?
— Почему слово обладает этим даром?
— О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О слове и его лексическом значении.)
V. Работа по теме урока Работа по учебнику
Упр. 57 (с. 42).
— Прочитайте высказывания.
— Как вы понимаете высказывание о языке М. Горького?
— Какой смысл несёт в себе высказывание К. Г. Паустовского?
Упр. 58 (с. 41).— Рассмотрите рисунки.
— Объясните лексическое значение слов - названий предметов. (При возникновении затруднений учащиеся обращаются к толковому словарю.)
— Какие слова имеют одинаковое значение, но разный смысл? (Мышь — животное. Мышь - прибор для управления курсором на компьютере.)
— В какие тематические группы можно объединить эти слова? (Обувь, животные, электротехника, небесные тела.)
— Выполните письменное задание к упражнению.
(На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.)
— Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».
— Для чего служат слова в речи? (Они называют предметы, их признаки и действия.)
— Что такое лексическое значение слова? (Это то, что обозначает слово.)
— Какой раздел науки о языке изучает лексическое значение слов, словарный состав языка? (Лексика.)
- В каких словарях разъясняется значение слов? (В толковых.)
- Какие толковые словари вы знаете? (Толковый словарь В.И.Даля, СИ. Ожегова.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 59 (с. 43).(Работа в парах. Учащиеся обсуждают, о каких словах идёт речь, в случае затруднений обращаются к толковому словарю. Далее запись слов с комментированием. Взаимопроверка по орфографическому словарю, взаимооценка. На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический.)
Упр. 60 (с. 43).- Прочитайте выразительно четверостишие.
- Определите лексическое значение слова библиотека. Воспользуйтесь толковым словарём.
- Составьте предложение с этим словом.
- Проверьте по орфоэпическому словарю, как произносится слово.
- Подберите к слову библиотека однокоренные слова. (Библиотекарь, библиотечный.)
- Прочитайте, как возникло это слово, в рубрике «Страничка для любознательных» на с. 44.
- Из какого языка пришло к нам это слово? (Из греческого.) (На данном этапе урока можно использовать школьный толково-этимологический словарик.)
- Объясните по словарю значение слова картотека. (Систематизированное собрание карточек с какими-либо сведениями.)
- Расскажите, как вы пользовались картотекой в библиотеке.
- Посмотрите в орфоэпическом словаре, как произносится слово каталог.
- Найдите значение этого слова в толковом словаре. (Составленный в определённом порядке перечень книг.)
- Почему удобно пользоваться каталогом? (Можно быстро найти нужную книгу, журнал, статью в журнале.)
(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)
- Выполните письменное задание к упражнению.
(Далее работа в парах — составление устного рассказа на выбранную тему.)
VIII. Рефлексия Тестовая работа
1. Лексика изучает:
1) словосочетания и предложения
2) звуки речи
3) словарный состав языка
4) части речи
2. В толковых словарях разъясняется:
1) значение фразеологизмов
2) лексическое значение слов 3)правописание слов
4) образование слов
3. Слово, имеющее одно значение, называется:
1) сложным
2) однозначным
3) многозначным
4) простым
4. Укажите ряд, в котором все слова многозначные.
1) гребень, варить, сахар
2) ключ, звезда, шляпка
3) сыр, речь, глагол
4) ромашка, хвост, каша
5. Определите значение слова кисть в предложении «Ярко горят на снегу кисти рябин».
1) часть руки
2) украшение из пучка нитей
3) пучок щетинок для нанесения краски
4) форма расположения плодов у растений
6. Запишите названия предметов.
1) Речная костистая рыба с колючими плавниками.
2) Щётка для мытья посуды.
Напишите, что объединяет эти предметы. (Коллективная проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что такое лексическое значение слова?
- Где можно узнать лексическое значение слова?
— Какие слова называются многозначными?
Домашнее задание
Упр. 61 (с. 43).
_____________________