СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лексическое значение слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«Лексическое значение слова»

Тема: Лексическое значение слова

Цели: актуализировать знания о лексическом значении слов, о роли слов в нашем языке; развивать умение определять слово по лексическому значению.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; подведение под понятие; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. - постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ контрольного диктанта

III. Актуализация знаний (Выполнение заданий рубрики «Проверь себя» (с. 40). )

IV. Самоопределение к деятельности

— Откройте учебник на с. 41. Прочитайте название раздела, который мы будем изучать.

— Прочитайте, какие знания мы получим, чему научимся.

— Прочитайте, с какими понятиями (терминами) мы будем работать.

— Найдите на иллюстрации к разделу слова-синонимы. (Вежливый — учтивый.)

— Найдите антонимы. (Вежливый — грубый.)

Русский учёный В. И. Даль сказал: «Слово - исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить...»

— Как вы понимаете эти слова?

— Почему слово обладает этим даром?

— О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О слове и его лексическом значении.)

V. Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 57 (с. 42).

— Прочитайте высказывания.

— Как вы понимаете высказывание о языке М. Горького?

— Какой смысл несёт в себе высказывание К. Г. Паустовского?

Упр. 58 (с. 41).— Рассмотрите рисунки.

— Объясните лексическое значение слов - названий предметов. (При возникновении затруднений учащиеся обращаются к толковому словарю.)

— Какие слова имеют одинаковое значение, но разный смысл? (Мышь — животное. Мышь - прибор для управления курсором на компьютере.)

— В какие тематические группы можно объединить эти слова? (Обувь, животные, электротехника, небесные тела.)

— Выполните письменное задание к упражнению.

(На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.)

— Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».

— Для чего служат слова в речи? (Они называют предметы, их признаки и действия.)

— Что такое лексическое значение слова? (Это то, что обозначает слово.)

— Какой раздел науки о языке изучает лексическое значение слов, словарный состав языка? (Лексика.)

- В каких словарях разъясняется значение слов? (В толковых.)

- Какие толковые словари вы знаете? (Толковый словарь В.И.Даля, СИ. Ожегова.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 59 (с. 43).(Работа в парах. Учащиеся обсуждают, о каких словах идёт речь, в случае затруднений обращаются к толковому словарю. Далее запись слов с комментированием. Взаимопроверка по орфографическому словарю, взаимооценка. На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический.)

Упр. 60 (с. 43).- Прочитайте выразительно четверостишие.

- Определите лексическое значение слова библиотека. Воспользуйтесь толковым словарём.

- Составьте предложение с этим словом.

- Проверьте по орфоэпическому словарю, как произносится слово.

- Подберите к слову библиотека однокоренные слова. (Библиотекарь, библиотечный.)

- Прочитайте, как возникло это слово, в рубрике «Страничка для любознательных» на с. 44.

- Из какого языка пришло к нам это слово? (Из греческого.) (На данном этапе урока можно использовать школьный толково-этимологический словарик.)

- Объясните по словарю значение слова картотека. (Систематизированное собрание карточек с какими-либо сведениями.)

- Расскажите, как вы пользовались картотекой в библиотеке.

- Посмотрите в орфоэпическом словаре, как произносится слово каталог.

- Найдите значение этого слова в толковом словаре. (Составленный в определённом порядке перечень книг.)

- Почему удобно пользоваться каталогом? (Можно быстро найти нужную книгу, журнал, статью в журнале.)

(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)

- Выполните письменное задание к упражнению.

(Далее работа в парах — составление устного рассказа на выбранную тему.)

VIII. Рефлексия Тестовая работа

1. Лексика изучает:

1) словосочетания и предложения

2) звуки речи

3) словарный состав языка

4) части речи

2. В толковых словарях разъясняется:

1) значение фразеологизмов

2) лексическое значение слов 3)правописание слов

4) образование слов

3. Слово, имеющее одно значение, называется:

1) сложным

2) однозначным

3) многозначным

4) простым

4. Укажите ряд, в котором все слова многозначные.

1) гребень, варить, сахар

2) ключ, звезда, шляпка

3) сыр, речь, глагол

4) ромашка, хвост, каша

5. Определите значение слова кисть в предложении «Ярко горят на снегу кисти рябин».

1) часть руки

2) украшение из пучка нитей

3) пучок щетинок для нанесения краски

4) форма расположения плодов у растений

6. Запишите названия предметов.

1) Речная костистая рыба с колючими плавниками.

2) Щётка для мытья посуды.

Напишите, что объединяет эти предметы. (Коллективная проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что такое лексическое значение слова?

- Где можно узнать лексическое значение слова?

— Какие слова называются многозначными?

Домашнее задание

Упр. 61 (с. 43).

_____________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!