Урока русского языка в 4 классе
по теме
«Фразеологизмы»
УМК «Школа России»
Подготовила: Курбанова Саимат Мурадовна
Учитель начальных классов.
Гимназия Табасаранского района.
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч и выразителен».
А. И. Куприн
Тема урока
Фразеологизмы -
особые выражения, устойчивые сочетания слов .
Фразеологизм
(в переводе с греческого)
phrasis (фрасис) + logos (логос) выражение слово
оборот речи понятие
учение
«Осень на носу»
Осень
- время года.
- часть лица.
Нос
Объясняя значение фразеологизмов, мы имеем
ввиду смысл всего словосочетания в целом, а не отдельных слов.
Фразеологические обороты делают речь выразительнее, более точно передают смысл.
Откуда берутся фразеологизмы.
Старославянские:
как зеницу ока,
не от мира сего.
Исконно русские:
сматывать удочки, расправлять крылья.
Из разных профессий:
сгущать краски,
ход конём,
привести к общему знаменателю.
Крылатые слова и выражения, созданные писателем:
голый король,
счастливые часов не наблюдают.
Крылатые
слова из мифологии:
ахиллесова пята,
нить Ариадны,
дамоклов меч.
А что делать, если не знаем , что обозначает фразеологизм?
Бить баклуши
Выражение «Бить баклуши» означает бездельничать. Откуда оно пошло?
На Руси самым распространённым столовым прибором была деревянная ложка. Для их изготовления служили «баклуши» - небольшие колотые липовые чурки. По одной из версии «бить баклуши» означало заготавливать эти самые чурки для мастеров. Дело это поручали подмастерьям, работа не требовала напряжения, поэтому стала синонимом любого безделья.
Узнайте фразеологизм по рисунку .
Как вы понимаете его значение?
Клевать носом
Клевать носом -
быть сонным, засыпать.
Чесать языком
Чесать языком -
много попусту говорить.
Строить глазки
Строить глазки -
привлекать внимание.
Точить зубы
Точить зубы -
испытывать злобу против кого-либо.
Продолжи фразеологизм
Хитёр как
Труслив как
Голоден как
Здоров как
Изворотлив как
Надут как
Нем как
Грязный как
Упрям как
Болтлив как
Колючий как
Вспомните,
из какого произведения фразеологизм.
«Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю,
а домой пошла – несолоно хлебала …»
Вспомните,
из какого произведения фразеологизм.
Испугался старик, взмолился:
«Чего ты, баба,
белены объелась ?..»
Вспомните,
из какого произведения фразеологизм.
« Из кожи лезут вон , а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад,
А Щука тянет в воду.»
Вспомните,
из какого произведения фразеологизм.
Похвалил его отец:
«Ты, Данило, молодец!
Ты вот, так сказать, примерно,
Сослужил мне службу верно,
То есть, будучи при всём,
Не ударил в грязь лицом ».
Вспомните,
из какого произведения фразеологизм.
«И вдруг видит он, на пригорочке
зелёном цветёт цветок цвету алого,
красоты невиданной и неслыханной,
что ни в сказке сказать, ни пером
написать. У честного купца дух
занимается… »
Распредели фразеологизмы по группам
- Бить баклуши.
- Одна нога здесь, другая там.
- Гонять лодыря.
- Во весь дух.
- Одним махом.
- Сидеть сложа руки.
- Толочь воду в ступе.
- Со всех ног.
«Назови одним словом»
- Бить баклуши;
- Гонять лодыря;
- Сидеть сложа руки;
- Толочь воду в ступе.
Бездельничать
«Назови одним словом»
- Во весь дух;
- Сломя голову;
- Со всех ног;
- Одна нога здесь, другая там;
- Одним махом.
Быстро
«Лишний фразеологизм»
- Хоть пруд пруди;
- Кот наплакал;
- Тьма-тьмущая;
- Яблоку негде упасть.
«Лишний фразеологизм»
- Во все лопатки;
- Сломя голову;
- Черепашьим шагом;
- В мгновение ока.
Соотнести фразеологизмы - антонимы.
1) На вес золота
1) Мастер на все руки
2) В час по чайной ложке
2) Спустя рукава
3) Мастер кислых щей
3) Грош цена
4) Засучив рукава
4) Как кошка с собакой
5) Душа в душу
5) На всех парах
Что это? Замени одним словом.
Её заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сварить с тем, с кем трудно сговориться; её «просит» рваная обувь; она в голове у путаников.
каша
Что это?
Замени одним словом.
Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими.
вода
Что это?
Замени одним словом.
Его проглатывают, упорно не желая о чём-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.
язык
Что это?
Замени одним словом.
Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
нос
Что это?
Замени одним словом.
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
уши
Какие фразеологизмы художник изобразил на рисунках?
Кот наплакал
Крокодиловы слёзы
Как кошка с собакой
Отгадайте загадки.
Назовите фразеологизмы.
Как говорят о человеке, который совершенно лишён музыкального слуха?
Медведь на ухо наступил .
Для справки:
Сесть в калошу; хоть око выколи; медведь на ухо наступил; мухи не обидит; горит в руках; открывать Америку; семь пятниц на неделе.
Отгадайте загадки.
Назовите фразеологизмы.
Так говорят о человеке, который легко меняет свои решения, намерения.
Семь пятниц на неделе.
Для справки:
Сесть в калошу; хоть око выколи; мухи не обидит; горит в руках; открывать Америку; семь пятниц на неделе.
Отгадайте загадки.
Назовите фразеологизмы.
Как говорят о человеке очень скромном, тихом, кротком.
Мухи не обидит.
Для справки:
Сесть в калошу; хоть око выколи; мухи не обидит; горит в руках; открывать Америку.
Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов?
Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие. Женя остановилась, до глубины души восхищённая чудесной музыкой. Котёнок был очень некрасивым, глаз не оторвать. Мы дружно работали, сложа руки.
Проверка
Предложения с ошибками
в применении фразеологизмов:
Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие. Котёнок был очень некрасивым, глаз не оторвать. Мы дружно работали, сложа руки .
Конец - делу венец.
Фразеологизмы
Фразеологизмы — это не любые словосочетания, а __________
Их нельзя расчленить на отдельные слова, потому что утратится весь ______ выражения.
устойчивые.
смысл
Значение незнакомых фразеологизмов можно узнать в словаре _______________
фразеологизмов .
Подберите фразеологизм,
который бы охарактеризовал вашу работу на уроке.
Работал:
- Спустя рукава
- Из рук вон
- Не покладая рук
- Бил баклуши
- Засучив рукава
- Грыз гранит науки
Домашнее задание.
1. Упражнение 76 на с. 50;
2.Выписать из словаря фразеологизмов (с.157) пять устойчивых сочетаний с толкованием их значений и дополнить рисунком.
Спасибо за работу!