.
Конспект занятия по познавательному развитию «Лес – наше богатство»
Цель: Создание условий для закрепления и расширения представлений детей о лесе и его значение в жизни людей.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе.
- Продолжать знакомить с видами деревьев и лесов.
- Закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев.
- Формировать бережное и заботливое отношение к окружающей природе.
Развивающие задачи:
- Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.
- Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к объектам природы.
Словарная работа:
Обогащение словаря: лиственный лес, хвойный лес, смешанный лес, березняк, ельник, сосновник, кленовник, дубрава.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
1. Мотивация (игровая).
- Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и поделимся хорошим настроением.
Проводится упражнение «Поделись хорошим настроением».
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро продлится до вечера!
2. Знакомсто с Лесовичком.
Воспитатель обращает внимание детей на еще одного гостя.
- Ребята, к нам спешит еще один гость. Вам интересно посмотреть на этого гостя? Для этого вы должны отгадать загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Приходи в зеленый дом-
Чудеса увидишь в нем.
Ответ детей: (Лес)
- Правильно, это лес. А кто является хранителем леса?
Воспитатель показывает рисунок Лесовичка.
Дружу я с дубом, с вербой, с кленом,
Зверей понятен мне язык.
Зовусь я дед-старичок
Я не волшебник, я — Лесовичок!…
2. Основная часть.
- И сегодня, он нас приглашает на прогулку в лес, чтобы увидеть владения Лесовичка. Хотите отправиться в лес? Но прежде, чем мы отправимся, давайте вспомним, что такое лес?
Дети: Лес – часть природы. Лес – это деревья, это кустарники, это травы, это грибы и ягоды, это цветы, это животные и птицы, и даже воздух.
1. Изложение нового материала
Воспитатель:
Лес, где растут березы, рябины, осины, дубы называется – лиственным.
Лес, в котором растут ели, сосны, лиственница и пихта называется – хвойным.
Лес - где растут одни березы называется – березняк, лес - где растут дубы –дубрава, лес - где растут сосны- сосновник, где растут ели – ельник. Такие леса дело рук человека, в естественной среде и лиственные и хвойные деревья растут вместе.
Лес, где растут лиственные и хвойные деревья вместе называется – смешанным лесом.
Лиственные и хвойные деревья, похожи своим строениям.
У всех деревьев есть корни, ствол, ветки, листья или хвоя.
Отличаются они, формой листьев, размером, окраской, плодами.
Лес угощает щедро, лес – это наше богатство, лес - источник древесины, чистого воздуха, но относиться к нему нужно бережно.
- Лесовичок предлагает нам узнать больше о лесе.
- Ребята, как вы думаете, нужно ли лес охранять и сохранять его богатство? Почему?
-Ребята, вы уже слышали, что есть такая книга, называется – Красная книга. (Показ книги, воспитатель спрашивает детей, что они знают про Красную книгу).
Ответы детей: В Красную книгу заносят животных, птиц, растения, которые находятся на грани исчезновения.
-Это тревожные сигналы бедствия, обращенные ко всем людям Земли. Их подают наши растения и животные, они очень нуждаются в помощи человека. Лес – часть природы. Мы можем помочь лесу, животным и птицам, живущим в лесу. Для этого, отправляясь в лес, нужно соблюдать правила поведения в лесу. Лесовичок говорит, что как только мы войдем в лес, вы расскажете все эти правила.
2.Лесная физкультминутка:
Мы сегодня входим в лес,
Полный сказок и чудес.
Кто в глуши его таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все узнаем без утайки.
Разгадаем леса тайны!
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
- Ребята, вот мы с вами и дошли до леса. Скажите, сейчас у нас какое время года? Ответы детей:
- А почему вы так считаете? Ответы детей:
3. Массаж спины по кругу «Солнышко»
Солнышко яркое в небе сияло, (Рисуют круг указательными пальчиками)
Лучами своими нас согревало. (Рисуют лучики у круга)
Тучки по небу быстро бежали, (Постукивают пальцами по спинкам)
Лучики в тучках надолго застряли. (Кладут ладони на плечи и массируют)
Но появился ветер могучий (Похлопывают кулачками)
И разогнал все мрачные тучи. (Разглаживают кулачками круговыми движениями)
Солнышко снова на небе сияет (Разглаживают ладонями сверху вниз)
Жаркие лучики нас согревают. (Растирают рёбрами ладоней)
- Согрелись, ребята? (Дети садятся на стульчики)
Лесные задания:
- А чтобы вы не скучали, Лесовичок приготовил для вас лесные задания. Давайте попробуем их выполнить?
- Вот вам и первое задание от Лесовичка.
1.Игра «Хлопни, если услышишь правильное утверждение»
- Не разорять муравейник.
- Шуметь и слушать громкую музыку.
- Не трогать яйца и гнезда диких птиц.
- Оставлять после себя мусор от лимонада, консервов, фантики и пакеты.
- Не шуметь и не слушать громкую музыку.
- Разводить костры
- Не оставлять после себя мусор от лимонада, консервов, фантики и пакеты.
- Рубить и ломать ветки деревьев.
- Не рвать с корнями ягоды и грибы.
- Трогать яйца и гнезда диких птиц.
- Не рубить и не ломать ветки деревьев.
- Разорять муравейник.
- Не разводить костры
- Рвать с корнями ягоды и грибы.
2. Массаж ладоней с шишками «Ежик» (под муз.)
- Ребята, посмотрите, Лесовичок показывает нам дары своего леса. Вы должны назвать, что это за плоды, с какого дерева они и кто ими питается. (Дети подходят к столу рассматривают шишки, трогают их, щупают, отвечают на вопросы)
Ходит ежик без дорожек по лесу, по лесу
И колючками своими колется, колется.
А я ежику ежу ту тропинку покажу
Где катают мышки маленькие шишки.
3. Игра «Встать, если услышишь название дерева. Присесть, если услышишь названия цветов».
- Ребята, Лесовичок подсказывает мне слова, я их буду называть, а вы правильно выполните правило игры: сосна, колокольчик, осина, ландыш, береза, одуванчик, клен, анютины глазки, дуб, ромашка, рябина, ива.
4. Пословицы и поговорки.
- Ребята, а может кто-нибудь вспомнит поговорки и пословицы про лес, о нашей природе?
Ответы детей:
Лес – богатство и краса, береги свои леса.
Много леса - не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
Лес – наше богатство.
Рощи да леса – всему свету краса.
Растение – земли украшение.
Сломить дерево — секунда, а вырастить — года.
Срубленное дерево вновь не вырастет.
Из пеньков не вырастишь дерево.
- А сейчас Лесовичек предлагает поиграть в игру!
5. Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
6. Гимнастика для глаз. (Проводится гимнастика с использованием кленового листика)
7. Практическая часть.
По шаблону вырезают кленовый лист, закрашивают в зеленый цвет.
8. Развитие физиологического дыхания.
- Деревья – это основа леса. Они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха. Давайте и мы с вами подышим свежим лесным воздухом.
(Звучит фонограмма шума ветра. Проводится дыхательная гимнастика с листочками.)
Мы подуем высоко, (Встают на носочки, поднимают листочки вверх)
Мы подуем низко, (Приседают)
Мы подуем далеко, (Вытягивают руку вперед)
Мы подуем близко. (Подносят листочек ко рту)
- Молодцы, ребята! Лесовичок говорит, что вы очень умные и трудолюбивые и очень рад, что вы сегодня справились со всеми заданиями. А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся со Старичком-Лесовичком и лесом.
Дети: До свиданья, Старичок – Лесовичок, До свиданья, добрый лес! Лес загадок и чудес.
- Теперь закройте глаза и скажите дружно:
«Повертелись, покружились и в саду мы очутились».
3. Заключительная часть:
1. Подведение итога деятельности детей.
- Ну что, ребята, вот мы и вернулись в детский сад. Скажите, вам понравилось наша сегодняшняя экскурсия в лес?
- Как вы думаете, мы справились со всеми заданиями Лесовичка? Тогда ответьте, какие виды лесов вы знаете?
Ответы детей: лиственный, хвойный, смешанный.
- Ребята, назовите деревья, которые растут в лиственном лесу?
Ответы детей: береза, клен, дуб, рябина.
- А в хвойном лесу, какие деревья растут?
Ответы детей: ель, сосна, пихта.
- Ребята, а если все эти деревья объединить, то какой лес получится?
Ответы детей: смешанный лес.
- Лес – часть природы. Мы можем помочь лесу, животным и птицам, живущим в лесу. Для этого, что нужно делать?
Ответы детей: Отправляясь в лес, нужно соблюдать правила поведения в лесу.
- А еще как можем помочь природе? Посмотрите, на доске остались карточки, которые помогут дать ответ на этот вопрос.
(Дети дают ответы, используя оставшиеся карточки)
Ответы детей: Сажать деревья и цветы, вешать кормушки, убирать мусор, ограждать муравейник и т. д.
Давайте, вспомним правила поведения в лесу.
2. Рефлексия.
- Я хочу сказать, что вы сегодня очень старались и у вас все получилось. Спасибо вам за это.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природой,
Давайте же всегда ее беречь!
Во второй половине дня по теме занятия:
- аппликация
- заучивание стихов о лесе
- подвижные игры
- настольные и дидактические игры