СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лес - наше богатство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для расширения представления знаний о лесе, о нашей природе

Просмотр содержимого документа
«Лес - наше богатство»

.


Конспект занятия по познавательному развитию «Лес – наше богатство»

Цель: Создание условий для закрепления и расширения представлений детей о лесе и его значение в жизни людей.

Задачи:

Образовательные задачи:

- Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе.

- Продолжать знакомить с видами деревьев и лесов.

- Закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев.

- Формировать бережное и заботливое отношение к окружающей природе.

Развивающие задачи:

- Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.

- Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к объектам природы.

Словарная работа:

Обогащение словаря: лиственный лес, хвойный лес, смешанный лес, березняк, ельник, сосновник, кленовник, дубрава.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

1. Мотивация (игровая).

- Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и поделимся хорошим настроением.

Проводится упражнение «Поделись хорошим настроением».

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым!

Пусть доброе утро продлится до вечера!


2. Знакомсто с Лесовичком.

Воспитатель обращает внимание детей на еще одного гостя.

- Ребята, к нам спешит еще один гость. Вам интересно посмотреть на этого гостя? Для этого вы должны отгадать  загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Приходи в зеленый дом-

Чудеса увидишь в нем.

Ответ детей(Лес)

- Правильно, это лес. А кто является хранителем леса?

Воспитатель показывает рисунок Лесовичка.

Дружу я с дубом, с вербой, с кленом,
Зверей понятен мне язык.
Зовусь я дед-старичок
Я не волшебник, я — Лесовичок!…

2. Основная часть.

- И сегодня, он нас приглашает на прогулку в лес, чтобы увидеть владения Лесовичка. Хотите отправиться в лес? Но прежде, чем мы отправимся, давайте вспомним, что такое лес?

Дети: Лес – часть природы. Лес – это деревья, это кустарники, это травы, это грибы и ягоды, это цветы, это животные и птицы, и даже воздух.

1. Изложение нового материала

Воспитатель:

Лес, где растут березы, рябины, осины, дубы называется – лиственным.

Лес, в котором растут ели, сосны, лиственница и пихта называется – хвойным.

Лес - где растут одни березы называется – березняк, лес - где растут дубы –дубрава, лес - где растут сосны- сосновник, где растут ели – ельник. Такие леса дело рук человека, в естественной среде и лиственные и хвойные деревья растут вместе.

Лес, где растут лиственные и хвойные деревья вместе называется – смешанным лесом.

Лиственные и хвойные деревья, похожи своим строениям.

У всех деревьев есть корни, ствол, ветки, листья или хвоя.

Отличаются они, формой листьев, размером, окраской, плодами.

Лес угощает щедро, лес – это наше богатство, лес - источник древесины, чистого воздуха, но относиться к нему нужно бережно.

- Лесовичок предлагает нам узнать больше о лесе.

- Ребята, как вы думаете, нужно ли лес охранять и сохранять его богатство? Почему?

-Ребята, вы уже слышали, что есть такая книга, называется – Красная книга. (Показ книги, воспитатель спрашивает детей, что они знают про Красную книгу).

Ответы детей: В Красную книгу заносят животных, птиц, растения, которые находятся на грани исчезновения.

-Это тревожные сигналы бедствия, обращенные ко всем людям Земли. Их подают наши растения и животные, они очень нуждаются в помощи человека. Лес – часть природы. Мы можем помочь лесу, животным и птицам, живущим в лесу. Для этого, отправляясь в лес, нужно соблюдать правила поведения в лесу. Лесовичок говорит, что как только мы войдем в лес, вы расскажете все эти правила.

2.Лесная физкультминутка:

Мы сегодня входим в лес,

Полный сказок и чудес.

Кто в глуши его таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все узнаем без утайки.

Разгадаем леса тайны!

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

- Ребята, вот мы с вами и дошли до леса. Скажите, сейчас у нас какое время года? Ответы детей:

- А почему вы так считаете? Ответы детей:

3. Массаж спины по кругу «Солнышко»

Солнышко яркое в небе сияло, (Рисуют круг указательными пальчиками)

Лучами своими нас согревало. (Рисуют лучики у круга)

Тучки по небу быстро бежали, (Постукивают пальцами по спинкам)

Лучики в тучках надолго застряли. (Кладут ладони на плечи и массируют)

Но появился ветер могучий (Похлопывают кулачками)

И разогнал все мрачные тучи. (Разглаживают кулачками круговыми движениями)

Солнышко снова на небе сияет (Разглаживают ладонями сверху вниз)

Жаркие лучики нас согревают. (Растирают рёбрами ладоней)
- Согрелись, ребята? (Дети садятся на стульчики)

Лесные задания:

- А чтобы вы не скучали, Лесовичок приготовил для вас лесные задания. Давайте попробуем их выполнить?

- Вот вам и первое задание от Лесовичка.

1.Игра «Хлопни, если услышишь правильное утверждение»

- Не разорять муравейник.

- Шуметь и слушать громкую музыку.

- Не трогать яйца и гнезда диких птиц.

- Оставлять после себя мусор от лимонада, консервов, фантики и пакеты.

- Не шуметь и не слушать громкую музыку.

- Разводить костры

- Не оставлять после себя мусор от лимонада, консервов, фантики и пакеты.

- Рубить и ломать ветки деревьев.

- Не рвать с корнями ягоды и грибы.

- Трогать яйца и гнезда диких птиц.

- Не рубить и не ломать ветки деревьев.

- Разорять муравейник.

- Не разводить костры

- Рвать с корнями ягоды и грибы.


2. Массаж ладоней с шишками «Ежик» (под муз.)

- Ребята, посмотрите, Лесовичок показывает нам дары своего леса. Вы должны назвать, что это за плоды, с какого дерева они и кто ими питается. (Дети подходят к столу рассматривают шишки, трогают их, щупают, отвечают на вопросы)

Ходит ежик без дорожек по лесу, по лесу

И колючками своими колется, колется.

А я ежику ежу ту тропинку покажу

Где катают мышки маленькие шишки.


3. Игра «Встать, если услышишь название дерева. Присесть, если услышишь названия цветов».

- Ребята, Лесовичок подсказывает мне слова, я их буду называть, а вы правильно выполните правило игры: сосна, колокольчик, осина, ландыш, береза, одуванчик, клен, анютины глазки, дуб, ромашка, рябина, ива.


 4. Пословицы и поговорки.

- Ребята, а может кто-нибудь вспомнит поговорки и пословицы про лес, о нашей природе?

Ответы детей:

Лес – богатство и краса, береги свои леса.

Много леса - не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

Лес – наше богатство.

Рощи да леса – всему свету краса.

Растение – земли украшение.

Сломить дерево — секунда, а вырастить — года.

Срубленное дерево вновь не вырастет. 

Из пеньков не вырастишь дерево.

- А сейчас Лесовичек предлагает поиграть в игру!


5. Дидактическая игра «С какого дерева листок?»


6. Гимнастика для глаз. (Проводится гимнастика с использованием кленового листика)


7. Практическая часть.


По шаблону вырезают кленовый лист, закрашивают в зеленый цвет.

8. Развитие физиологического дыхания.

- Деревья – это основа леса. Они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха. Давайте и мы с вами подышим свежим лесным воздухом.

(Звучит фонограмма шума ветра. Проводится дыхательная гимнастика с листочками.)

Мы подуем высоко, (Встают на носочки, поднимают листочки вверх)

Мы подуем низко, (Приседают)

Мы подуем далеко, (Вытягивают руку вперед)

Мы подуем близко. (Подносят листочек ко рту)


- Молодцы, ребята! Лесовичок говорит, что вы очень умные и трудолюбивые и очень рад, что вы сегодня справились со всеми заданиями. А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся со Старичком-Лесовичком и лесом.

Дети: До свиданья, Старичок – Лесовичок, До свиданья, добрый лес! Лес загадок и чудес.

- Теперь закройте глаза и скажите дружно:

«Повертелись, покружились и в саду мы очутились».


3. Заключительная часть:

1. Подведение итога деятельности детей.

- Ну что, ребята, вот мы и вернулись в детский сад. Скажите, вам понравилось наша сегодняшняя экскурсия в лес?

- Как вы думаете, мы справились со всеми заданиями Лесовичка? Тогда ответьте, какие виды лесов вы знаете?

Ответы детей: лиственный, хвойный, смешанный.

- Ребята, назовите деревья, которые растут в лиственном лесу?

Ответы детей: береза, клен, дуб, рябина.

- А в хвойном лесу, какие деревья растут?

Ответы детей: ель, сосна, пихта.

- Ребята, а если все эти деревья объединить, то какой лес получится?

Ответы детей: смешанный лес.

- Лес – часть природы. Мы можем помочь лесу, животным и птицам, живущим в лесу. Для этого, что нужно делать?

Ответы детей: Отправляясь в лес, нужно соблюдать правила поведения в лесу.

- А еще как можем помочь природе? Посмотрите, на доске остались карточки, которые помогут дать ответ на этот вопрос.

(Дети дают ответы, используя оставшиеся карточки)

Ответы детей: Сажать деревья и цветы, вешать кормушки, убирать мусор, ограждать муравейник и т. д.

Давайте, вспомним правила поведения в лесу.

2. Рефлексия.

- Я хочу сказать, что вы сегодня очень старались и у вас все получилось. Спасибо вам за это.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется природой,

Давайте же всегда ее беречь!



Во второй половине дня по теме занятия:

- аппликация

- заучивание стихов о лесе

- подвижные игры

- настольные и дидактические игры




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!