СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно – ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст выступления по теме "Личностно – ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения"

Просмотр содержимого документа
«Личностно – ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения»

Ефанова Оксана Владимировна,

учитель математики

МАОУ СШ № 1 г. Павлово


Личностно – ориентированный подход

как важное условие эффективности процесса обучения


Сегодня основная цель образования – это не только накопление учеником определенной суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка его как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Новые требования неизбежно приводит каждого педагога к осмыслению того, что необходимо искать такие методы и подходы обучения, которые вызвали бы интерес обучающихся и мотивировали их на изучение предмета.

Основополагающей целью моей педагогической деятельности является применение личностно-ориентированного подхода в процессе обучения математике.

На слайде

Личностно – ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.


При таком обучении основой для меня являются индивидуализация, дифференциация и разноуровневый подход с использованием активных методов обучения.

На слайде

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.


Каждый урок начинаю с постановки цели, т.к. мотивационно-ориентационный аспект играет большую роль в концепции личностно ориентированного обучения. Цель записываю на доске или формулирую устно. Обучающихся также прошу сформулировать цели, с которыми они пришли на занятие. Данный этап очень полезен для осознания мотивации учеников.

Актуализировать знания обучающихся по ранее изученной теме, помогает метод: «Парный выход». Обучающиеся выходят к доске по парам. Один ученик задает вопрос по пройденной теме, второй отвечает.


На слайде

Метод «Парный выход». Обучающиеся выходят к доске по парам. Один ученик задает вопрос по пройденной теме (например, «Рациональные числа»), второй отвечает. Каждый ученик должен побывать в роли задающего вопросы и отвечающего. При этом вопросы не должны повторяться.


На уроках обобщения и систематизации знаний применяю «КЛАСТЕР».

На слайде

Метод «Кластер». Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.


Это дает возможность каждому ученику выделять смысловые единицы темы, способствует развитию мыслительных навыков обучающихся, расширяет кругозор, повышает мотивацию, формируется сотрудничество. Данный метод можно использовать на разных стадиях урока: на стадии вызова, осмысления или рефлексии.

На слайде

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что обучающиеся изучили.


Подвести учеников к изучению нового материала помогает метод: «Верные – неверные утверждения».

На слайде

Метод «Верные – неверные утверждения». Учитель зачитывает верные и неверные утверждения. Обучающиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

Предлагать следует такие утверждения, ответы на которые ученики смогут найти в течение занятия.

После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить обучающихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.


Предлагается несколько утверждений по еще не изученной теме. Обучающиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или предположения. Идет настраивание на изучение новой темы.

На этапе изучения нового материала акцентирую внимание обучающихся на основных моментах изучаемой темы.

Для осуществления индивидуализации использую разноуровневые задания. Причем, ученик имеет право выбрать уровень самостоятельно.

Внутреннюю дифференциацию осуществляю делением обучающихся в классе на небольшие группы с учетом уровня обученности и познавательной деятельности учеников.

Задания для групповой работы подбираю с расширением и углублением базового уровня, практической направленности, то есть группа при решении одной задачи проходит как по ступенькам три уровня по нарастанию сложности. Это позволяет каждому ученику в группе раскрыть свои способности и проявить личный интерес, что способствует активизации мыслительной деятельности обучающихся, созданию положительной мотивации к учебе.

Например, решение задачи по математике в 5 классе по теме «Нахождение дроби от числа» на уроках закрепления носит практический и творческий характер.

На слайде

Задача. Осенью цена куртки была 18000 тенге. Зимой она подорожала на 0,1 часть от первоначальной цены. Весной новая цена снизилась на 0,1 части последней цены. Какова была цена куртки после первого подорожания? (уровень А) Какова цена куртки стала весной? (уровень В) На сколько изменилась первоначальная цена куртки? (уровень С) Сформулируйте свой вопрос к задаче и покажите его решение (творческое задание).

Также при организации работы в группах использую «Математическое домино», «Формула-пазл», «Определение-пазл», где ученики должны сопоставить две карточки так, чтобы получилась логическая цепочка.

Изучение учебного материала происходит путем актуализации и обогащения субъектного опыта обучающихся.

На слайде

Под актуализацией субъектного опыта понимается совокупность действий учителя, направленных на стимулирование желания ученика использовать в той или иной учебной ситуации, ранее приобретенные знания, умения, навыки.

Например, ученикам предлагаю задание где, надо найти ошибку в решении или в ответе.

На слайде

7 класс. Алгебра. Тема: «Формулы сокращенного умножения»

1. а2 + в2 = (а – в) (а + в) 6. 25а2 - 10 а в + 4в2 = (5а – 2в)2

2. а2 – 25 = (а – 5)2 (а + 5) 7. (5а – 3в) (5а – 3в) = 25а2 – 9в2

3. а2 – 2ав – в2 = (а – в )2 8. 16а2 + 24ав + 9в2 = (4а – 3в)2

4. а + 2ав + в2 = (а + в)2 9. (2а – 3в )2 = 4а2 + 9в2 – 12ав

5. а2 - 4ав + 4в2 = (а + 2в)2 10. (3а + в)2 = 6а2 + 6ав + в2

При использовании принципа субъектности у ученика постепенно формируется устойчивая потребность в самообразовании, готовность к преодолению трудностей и интеллектуальная активность.

На уроках в качестве дополнительного, вспомогательного пути для тренинга мышления использую задания «на соображение», «на догадку», головоломки, нестандартные и логические задачи.

Обязательным этапом урока является рефлексия. Для ее проведения я в основном использую метод «Незаконченное предложение».

На слайде

Ученикам предлагается закончить, например, такие предложения, как:

1. Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня…

2. Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было…

3. Сегодня я понял(а), что…


Этот этап очень важен, т.к. происходит осмысление обучающимися проделанной работы и, может быть, обозначением целей на следующий урок.

При подаче домашнего задания стараюсь придерживаться принципа выбора и творчества.

Например, предлагаю творческое домашнее задание: составить несколько задач, аналогичных классным, и решить их.

Учебные занятия в системе личностно ориентированного обучения предполагают широкое использование различных технических средств, в том числе и персональных компьютеров. Некоторые домашнее задание обучающиеся выполняют на платформе учи.ру

На уроках, наряду с обычными презентациями, применяю интерактивный контент «Learnis» или сорбонка с удалением.

На слайде

Сорбонка — высокоэффективный метод, применяемый в различных учебных ситуациях. Применение сорбонок способствует формированию навыков, закреплению нового и повторению пройденного материала. Она может быть как интерактивной, так и в виде карточки, где с одной стороны записывается вопрос, а с другой — ответ. Таким образом, ученик, отвечая на вопрос, тут же может проверить себя. Использование сорбонки позволяет заучивать определения, понятия, формулы, теоремы, значения и т.д.


Благодаря зрительному восприятию информации, интерактивности моделей на экране, у обучающихся формируется более полное представление изучаемого материала, делает урок интересней и повышает уровень внутренней мотивации обучающихся.

Учеников с высоким интеллектом, т.е. ярко выраженной умственной деятельностью, широтой интересов, привлекаю к участию в различных математических конкурсах и олимпиадах, чем создаю условия для их сомовыражения.

Ученик постоянно должен видеть перед собой примеры творчества педагога, тогда он сам все время учится творчеству. Я убеждена, что только интерес и удивление могут заставить учеников задуматься над тем или иным вопросом. Понимание приходит тогда, когда вместе с разумом работают чувства, порождая творческую активность детей.

В заключение своего выступления хочу отметить, что я стараюсь организовать деятельность каждого ученика так, чтобы она была ему под силу, не вызывала физической перегрузки, приучала к разнообразной работе.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что личностно – ориентированный подход – это важное условие эффективности процесса обучения, позволяющее ученикам на качественном уровне осваивать содержание курса и осуществлять перенос этих знаний и умений в другие области.




4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!