СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно - ориентированный подход в обучении

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности использования личностно - ориентированного подхода  в обучении, структура урока при использовании ЛОП

Просмотр содержимого документа
«Личностно - ориентированный подход в обучении»

ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ

Изменения, стремительно происходящие в нашем обществе в связи с переходом на новые отношения, оказали значительное влияние и на развитие образования. В современных условиях перестраивается практика работы всех образовательных учреждений с ориентацией на воспитанника как на личность, которая является самосознательным, ответственным субъектом собственного развития и субъектом учебно-воспитательного взаимодействия. Именно поэтому особо актуальной на современном этапе развития общества становится проблема личностно-ориентированного подхода к образованию, понимание которого определили в 60-е годы XX столетия представители направления гуманистической психологии : А. Маслоу, Р. Мей, К. Роджерс, В. Франкль, которые утверждали, что полноценное воспитание возможно лишь в том случае, если школа будет служить лабораторией для открытия уникального «я» каждого ребенка.

Идея личностно-ориентированного подхода в России разрабатывалась с начала 80-х годов. Основы теории заложены доктором педагогических наук, профессором И.С. Якиманской,

а на практике отработана многими педагогами - И. А. Алексеевым, Ш. А. Амонашвили, Е.Н.Ильиным, С.Н.Лысенковой .


Какое же обучение можно назвать личностно - ориентированным?

Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения, сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению. Ведь Государственный образовательный стандарт направлен на формирование личности обучающегося , готовой к саморазвитию и личностному самоопределению, на формирование его мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формирующие системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно - смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность опираться на жизненный опыт

Такое обучение позволяет учащемуся в соответствии со своими индивидуальными способностями и коммуникативными потребностями, возможностями модифицировать цели и результаты обучения. Личностно-ориентированный (личностно-деятельностный)  подход основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Обучение в соответствии с этим подходом предполагает:

  • самостоятельность учащихся в процессе обучения, что зачастую выражается в определении целей и задач курса самими обучаемыми, в выборе приёмов, которые являются для них предпочтительными;

  • опору на имеющиеся знания учащихся, на его опыт;

  • учёт социокультурных особенностей учащихся и их образа жизни, поощрение стремления быть «самим собой»;

  • учёт эмоционального состояния учащихся, а также их морально-этических и нравственных ценностей;

  • целенаправленное формирование учебных умений, характерным для того или иного учащегося учебным стратегиям;

  • перераспределение ролей учителя и учащегося в учебном процессе: ограничение ведущей роли учителя, присвоение ему функций помощника, консультанта, советника.

Из каких компонентов складывается личностно-ориентированный подход?

С этой целью охарактеризуем три составляющие данного подхода.

Первая составляющая– основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом ЛОП:

  • индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

  • личность– постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

  • субъект– индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

  • субъектность– качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

  • самовыражение– процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

  • Я-концепция– осознаваемая и переживаемая человечком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

  • выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

  • педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением

Вторая составляющая– исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. В совокупности они могут стать основой педагогического кредо учителя или руководителя образовательного учреждения.

Назовем принципы личностно-ориентированного подхода:

Принцип самоактуализации.В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога - это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.

Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

Принцип творчества и успеха.Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».

Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

И, наконец, третий компонент личностно-ориентированного подхода – это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

  • диалогичность;

  • деятельностно-творческий характер;

  • направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

  • предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Традиционно считается, что знания ученик может получать только извне – от учителя, из учебника и т. д. Поэтому традиционное образование обязательно включает так называемую передачу знаний.

Личностно-ориентированный подход строится по-другому, поскольку предполагает возможность создания знаний самим учеником, т. е. знания не передаются ему для заучивания в готовом виде, а конструируются, добываются, генерируются им в собственной деятельности.

Реализация личностно-ориентированного обучения не возможна без четкого уяснения педагогами принципов его построения

  1. Целью обучения должно быть развитие личности, общих и специальных способностей.

  2. Учителя и ученики являются равноправными субъектами обучения.

  3. Ученик в образовательном процессе сначала выступает как субъект своей активности, затем – собственного развития, после чего – своей жизни..

  4. Обучение должно основываться на уже имеющемся индивидуальном опыте ребенка, усиливая и развивая его самобытность.

  1. Учитель, прежде всего, является партнером, координатором и советчиком в процессе обучения, а лишь затем лидером, образцом и хранителем «эталона».

  2. В процессе обучения ученики должны обучаться тому, как эффективно учиться.

  3. Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимо развить способы и стратегии познания.

  4. Познавательные стратегии учащихся должны быть зеркально отражены в образовательных технологиях.

  5. Учителя должны помочь ученикам освоить целенаправленное управление собственным учением.

  6. Самостоятельная работа ученика должна постепенно превращаться в самообучение, саморазвитие, самореализацию.

  7. В процессе познания приоритетным должны быть эвристические способы познания, предполагающие активную познавательную позицию школьника.

  8. Презентация образовательной информации должна затрагивать как можно больше способов её переработки учеником. Особенно это касается сенсорных систем восприятия: визуальной (вижу), аудиальной (слышу), кинестетической (чувствую) и операций логического мышления (индукции, дедукции и традукции).

  9. Познавательный стиль ученика и обучающий стиль ребенка должны согласовываться в процессе обучения.

  10. Технологию организации урока (его этапы, составляющие отдельные микротехнологии и приемы деятельности учеников и учителя), необходимо строить на основе внутренних механизмов познавательных процессов, изученных познавательных стратегий, усиления индивидуализации учения.

  11. Учитель должен уметь проектировать образовательную технологию на основе анализа текущей образовательной ситуации.

  12. Система оценивания должна строиться на основе разнообразных видов рефлексии и содержать как качественные, так и количественные способы оценивания процесса и результатов познавательной деятельности.

В личностно-ориентированной педагогике обучение – это совместная деятельность ученика и учителя, которая направлена на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов.

Роль учителя – организация образовательной среды, в которой ученик образовывается, опираясь на собственный потенциал и используя соответствующую технологию обучения..

Образовательная продуктивность учащихся возрастает, если они осознанно участвуют в определении целей обучения, выборе его форм и содержания.

Первичность получения учеником личного, образовательного продукта по отношению к аналогичным внешним образовательным стандартам ведет к повышению учебной мотивации и продуктивности образования.

Увеличение в учебном процессе доли открытых заданий, не имеющих однозначно предопределенных решений и ответов, увеличивает интенсивность и эффективность развития креативных качеств учащихся.

Включение в учебный процесс метапредметного содержания образования выводит ученика за пределы учебного предмета и приводит к установлению им личностно значимых связей с другими образовательными областями, определяющими целостность содержания его образования.

Личностное познание учеником фундаментальных образовательных объектов закономерно приводит к выстраиванию им личностной системы знаний, адекватной изучаемой действительности и образовательным стандартам.

Образовательные результаты учеников зависят не от объема изучаемого материала, а от содержания создаваемой ими образовательной продукции.

Творческая результативность обучения влияет в большей мере на развитие личностных качеств учащихся, чем на уровень усвоения ими образовательных стандартов.


Реализация личностно ориентированного обучения возможна при использовании личностно- ориентированных педагогических технологий и переосмыслении профессиональных позиций педагога.


.

Можно выделить несколько позиций, которые должен учитывать педагог при разработке личностно – ориентированного урока:

1. Опора на субъектный опыт.

При организации личностно-ориентированного урока профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Педагог должен продумать не только, какой материал он будет сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся


2. Знание психофизических особенностей.

«Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку требует от учителя знания не только его объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Он должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением, и т.п. Конечно, вид и форма материала, возможности их репрезентации учеником во многом определяются содержанием самого материала, требованиями к его усвоению, но единообразия в этих требованиях быть не должно. Ученику нужно предоставить возможность проявить индивидуальную изобретательность в работе с учебным материалом. Набор такого материала следует гибко использовать в процессе урока, без этого он не станет личностно-ориентированным в подлинном смысле этого слова.»

3. В роли равноправных партнеров

учителю следует относить к фронтальным методам работы на уроке лишь информационные (установочные, содержательно-инструктивные), а к индивидуальным - все формы самостоятельной, групповой (парной) работы.

        Это требует от него учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных особенностей учащихся, возможностей их проявления в ходе урока. Потому-то при подготовке к уроку надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учениками с учетом их оптимального личностного взаимодействия. Если на традиционном уроке основное внимание учитель уделяет коллективным (фронтальным) методам работы, то на личностно-ориентированном он должен принять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы класса, гибко распределяя детей по группам с учетом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условий для их проявления.

Итак, личностно-ориентированный урок.

Целью урока является   -     создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Средства достижения этой цели:

  • использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт обучающихся;

  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика  в работе класса( группы);

  • стимулирование обучающихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

  • оценка деятельности обучаемых не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

  • поощрение стремления обучаемых находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников  в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику  проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.



Урок в традиционной системе  имеет  следующие этапы:

1. Организационный момент.

2 .Повторение пройденного.

3.Объяснение нового материала.

4.Закрепление.

5.Итог урока.

Урок  в  личностно – ориентированном обучении:

  • Перед детьми возникает проблемная ситуация,  противоречие.

  • Ученики предлагают свои версии решения  проблемы,чем больше версий ,тем лучше.

  • Затем дети путем сравнения гипотез выбирают основную версию.

  • Учащиеся учатся работать по намеченному ими плану.  

  • Итог урока  - рефлексия.

  • Нужно научить детей оценивать результаты своей  деятельности.




Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью имеет свою специфику.

1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников  в ходе урока.

2. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.

3. Применение знаний, позволяющих ученику  самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

4. Использование проблемных творческих заданий.

5. Стимулирование учеников  к  выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик  рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.

7. Обсуждение с учениками  в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.


Вывод: сходство адаптивной  и традиционной школы состоит в единстве цели -развитие личности и использование  одного и того же базового содержания образования.

Отличие: в новой школе по–иному сконструирован учебно-воспитательный процесс, в котором каждый компонент имеет свое специфическое назначение, а в целом все они работают на общую цель.

Сравнительный анализ показывает, что личностно-ориентированное обучение больше отвечает требованиям современного общества.





Таким образом, личностно-ориентированный подход в современных условиях гуманизации звеньев образовательной системы – базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом.

Он обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявленных его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности; предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении.

Использование такой технологии способствует превращению ученика из объекта в субъект учебной деятельности, вносит значительный вклад в формирование самостоятельной познавательной деятельности, тем самым, повышая у ребенка мотивацию к обучению, что подтверждается результативностью.





Приложение 1

Технология личностно-ориентированного обучения

Цель

  • создание условий для проявления познавательной активности учеников

Средства достижения учителем этой цели:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса (группы);

  • использование дидактического материала, оценка деятельности анализировать способы работы других учеников в ходе урока,

Содержание

  • построение индивидуальных гибких самообразовательных программ (траекторий индивидуального саморазвития) для каждого ученика;

Методика

  • диалог в системе обучения, направленный на совместное конструирование программой деятельности по личностному развитию учащихся с учётом:

1) мотивации деятельности;

2) индивидуальной избирательности к содержанию, формам работы;

3) готовность к саморазвитию.

Методическая основа технологии

  • индивидуализация и дифференциация процесса

Условия эффективности педагогической технологии

1) создание оптимальных условий для возможности учащихся реализовать себя;

2) накопление банка данных о формирующемся у учащихся индивидуальном опыте – в виде индивидуальных карт развития учащихся  как основы для выбора оптимальных, дифференцированных форм обучения.

Позиция педагога:

  • стимулирование «внутренних сил» саморазвитие учащихся, инициирование личностного (субъектного) опыта каждого ученика;

  • развитие индивидуальности;

  • признание самобытности, неповторимости, самоценности каждого учащегося в коллективе.

   Приложение 2


Сравнительный анализ традиционной системы обучения и

личностно – ориентированного обучения

 

Традиционное обучение

Личностно-ориентированное обучение

Ведущий принцип педагогики

 

 Единая программа, требования  

  Вариативность программ, методов

  От простого к сложному, от частного к целому.

  Индивидуальный подход   и проблемность

Цель обучения

 

  Дать определенный объем знаний  

 Научить  добывать знания

Дать общее образование по единой программе

Создание условий для развития личности

Формирование ЗУН  

Развитие нравственности и образованности  

Позиция ученика

 

Пассивность

Активность

Отсутствие мотива к личностному росту

Интерес к деятельности

Функция учителя

 

Выдать определенный объем знаний

Научить мыслить

 Развивать познавательную активность

Научить учиться

Обучать, воспитывать

Координировать и  консультировать

Контролировать

Организовывать

Формы обучения

 

 Иллюстративно-объяснительные,  информационные .

Проблемные, поисковые, исследовательские.

Урок, лекция, беседа , объяснение.

Игра, диспут, суд, конференция .

Стиль взаимодействия

 

Авторитарность и  требовательность

Сотрудничество и  доверительность, открытость

 

Применение инновационных технологий на уроках


Этапы урока

Приемы обучения



I.  Актуализация опорных знаний

«Микрофон»

Учитель предлагает высказать свою точку зрения по данному вопросу, проблеме. Каждая мысль учеников фиксируется на доске

«Пятиминутка»

Проверка знаний учеников по терминам и понятиям.

Сопоставление термина и его значения.

«Аукцион»

Ученики должны вспомнить все новые изученные понятия по изученной теме. Победитель тот, кто вспомнит и объяснит наибольшее количество слов.

«Верю - не верю»

Ученикам предлагается ответить на вопрос, который начинается со слов «Верите ли Вы…»

«Биологические пазлы»

Группа учащихся получает карточки, из которых необходимо сложить понятие

«Переводчик»

Один ученик дает понятие, другой - его объясняет

«Поиск аналогий»

Учитель называет понятие, а ученики подбирают аналогичное, ранее изученное и обосновывают свой ответ

«Узнай меня»

Учитель предлагает учащимся выступить от имени какого-то животного или растения, при этом , не называя его, но описывая особенности его строения. Класс должен сказать о ком идет речь


«Биоразминка»

У таблицы отвечает ученик на вопросы учителя или учащиеся задают вопросы отвечающему на знание строения какого-либо органа или существа

II.  Мотивация

«Незаконченное предложение»

Учитель на доске записывает предложение по новой теме, которое не закончено. В конце урока ученики его дополняют

«Цветок»

Учитель на доске рисует цветок (серединка и несколько лепестков). В середину записывает понятие, в конце урока на лепестках записывается основная характеристика


«Ожидание»

Ученик записывает на листочке «Дерева знаний» свои желания на урок, озвучивает его, выходит к доске и прикрепляет на дерево

«Описание»

Учитель предлагает прослушать отрывок стихотворения и высказать мысль, для чего взяты эти слова


«Проблемный вопрос»

Постановка вопроса проблемного характера

«Удивляй»

Учитель приводит удивительные факты по изучаемой теме, тем самым заинтересовывает учеников

III.  Изучение нового материала

«Банк идей» (работа в парах)

Каждая пара должна записать причины какого-либо процесса

«Поиск истины»

Ученики изучают новый материал самостоятельно, делают выводы и доказывают примерами

«Цепочка событий»

Ученики по ходу объяснения учителем нового материала составляют таблицу

или схему

«Займи позицию»

Ученики поднимают карточку соответствующего цвета, тем самым, говоря о своем мнении  к данному вопросу по теме. Затем его обосновывают

«Обучаясь - учусь»

После изучения самостоятельно новой темы, ученик выступает со своим докладом. Таким образом, идет обмен информацией, мыслями и это способствует лучшему запоминанию

«Мифы и реальность»

Анализируя новый материал, ученик определяет взаимосвязь между строением и функциями органов и систем органов, предлагая свои аргументы, делает выводы

«Творческая лаборатория»

Ученик ищет ответ на проблемный вопрос или решает данную учителем ситуацию

«Поиск информации»

Ученики работают  с дополнительной литера-турой  и выбирают, анали-зируют, отвечают на вопросы

«Метод Ривина»

Чтение текста абзацами - выделяют новые термины и понятия - выясняют значение - подбирают вопросы к тексту

IV.  Закрепление изученного  материала

«Пресс»

Учащиеся отвечают на проблемные вопросы фразами: «Я считаю, что…», «Потому, что…», «Например…»

«Графический диктант»

Среди предложенных учителем утверждений есть правильные и ложные. Ученик правильные обозначает +, а ложные -

«Мозговой штурм»

Ученикам необходимо высказать свою точку зрения на поставленный вопрос, прокомментиро-вать его, доказать свою точку зрения

«Интервью»

Учитель предлагает учащимся составить ряд вопросов  и объяснить, почему эти вопросы им интересны

«Короче - еще короче»

Метод обучает лаконично высказать свою мысль, дает возможность эффективно проработать материал учебника. Учитель предлагает прочитать пункт параграфа, высказать основную мысль одним - двумя предложениями


«Проверь себя»

Выполнение учащимися тестовых заданий с последующей проверкой с помощью готовых ответов и выставить себе оценку соответственно критериям

V.  Рефлексия.  Итоги урока

«Моя опора»

По опорным словам ученики определяют основные моменты изученной темы (один ученик начинает, другой - продолжает)

«Сегодня на уроке»

Ученики к изученной теме подбирают вопросы и задают друг другу

«Телеграмма»

(работа в группах)

Пара должна составить телеграмму из 11 - 20 слов, которая давала бы ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале

«Дерево итогов»

Ученики на листочках (двух цветов) пишут отзывы об уроке. Если урок понравился и цель достигнута цвет - красный, если нет - синий, и объясняет свою точку зрения

«Сенкан»

Пятиэтапный метод используется при размышлениях над темой:

  1. термин

  2. прилагательных

  3. глагола

  4. фраза, которая характеризует тему

  5. синоним


«Мини-практикум»

Выполнение учениками практического задания с помощью наглядных пособий, учебника и таблиц или микроскопа

VI.  Домашнее задание

«Свои примеры»

Учитель предлагает подобрать, подготовить свои вопросы и задания к изученной теме

«Эссе»

Написать 10 - 12 предложений, которые бы раскрыли проблемный вопрос урока

«Эрудит»

Составить кроссворд по изученной теме

«Дифференциальное»

Определенный объем работы предлагается выполнить всем, а сложные, творческие задания - желающим

«Обязательное»

Составить к выученной теме несколько репродуктивных заданий, вопросов, кроссвордов

«Опережение»

Наиболее сильным ученикам предлагается подготовиться к теме, которую будут изучать в дальнейшем. На уроках такие учащиеся могут выступать в роли консультантов, экспертов




ПРИТЧА

Пять мудрецов заблудились в лесу.

Первый сказал: «Я пойду влево — так подсказывает моя интуиция».

Второй сказал: «Я пойду вправо — недаром считается, что «право» от слова «прав».

Третий сказал: «Я пойду назад — мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из лесу».

Четвертый сказал: «Я пойду вперед — надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое».

Пятый сказал: «Вы все не правы. Есть лучший способ. Подождите меня». Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись — каждый в свою сторону. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь.

Каждый из мудрецов пробирался сквозь лес своим путем..

Тот, кто пошел влево,- попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и сражаться с дикими зверями. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.

Тот, кто пошел вправо, - встретил разбойников. Они отобрали у него все и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чем они забыли — человечность и сострадание.

Тот, кто пошел назад,- проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.

Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто, и открыл для людей прекрасные новые возможности

Тот, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы

Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.

Уважаемы коллеги. Вот так и каждый из нас идет своим путем, постигая новое, но при этом, не забывая о своем главном предназначении – обучать детей азам наук.

Я хочу вам пожелать:

Умейте подняться выше и увидеть короткий путь.

Умейте разрешить другим идти собственным путем.

Умейте признать мудрецами всех — каждый путь важен и достоин уважения. А еще... Умейте заглянуть за финал — там всегда есть продолжение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!