ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ
Изменения, стремительно происходящие в нашем обществе в связи с переходом на новые отношения, оказали значительное влияние и на развитие образования. В современных условиях перестраивается практика работы всех образовательных учреждений с ориентацией на воспитанника как на личность, которая является самосознательным, ответственным субъектом собственного развития и субъектом учебно-воспитательного взаимодействия. Именно поэтому особо актуальной на современном этапе развития общества становится проблема личностно-ориентированного подхода к образованию, понимание которого определили в 60-е годы XX столетия представители направления гуманистической психологии : А. Маслоу, Р. Мей, К. Роджерс, В. Франкль, которые утверждали, что полноценное воспитание возможно лишь в том случае, если школа будет служить лабораторией для открытия уникального «я» каждого ребенка.
Идея личностно-ориентированного подхода в России разрабатывалась с начала 80-х годов. Основы теории заложены доктором педагогических наук, профессором И.С. Якиманской,
а на практике отработана многими педагогами - И. А. Алексеевым, Ш. А. Амонашвили, Е.Н.Ильиным, С.Н.Лысенковой .
Какое же обучение можно назвать личностно - ориентированным?
Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения, сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению. Ведь Государственный образовательный стандарт направлен на формирование личности обучающегося , готовой к саморазвитию и личностному самоопределению, на формирование его мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формирующие системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно - смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность опираться на жизненный опыт
Такое обучение позволяет учащемуся в соответствии со своими индивидуальными способностями и коммуникативными потребностями, возможностями модифицировать цели и результаты обучения. Личностно-ориентированный (личностно-деятельностный) подход основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Обучение в соответствии с этим подходом предполагает:
-
самостоятельность учащихся в процессе обучения, что зачастую выражается в определении целей и задач курса самими обучаемыми, в выборе приёмов, которые являются для них предпочтительными;
-
опору на имеющиеся знания учащихся, на его опыт;
-
учёт социокультурных особенностей учащихся и их образа жизни, поощрение стремления быть «самим собой»;
-
учёт эмоционального состояния учащихся, а также их морально-этических и нравственных ценностей;
-
целенаправленное формирование учебных умений, характерным для того или иного учащегося учебным стратегиям;
-
перераспределение ролей учителя и учащегося в учебном процессе: ограничение ведущей роли учителя, присвоение ему функций помощника, консультанта, советника.
Из каких компонентов складывается личностно-ориентированный подход?
С этой целью охарактеризуем три составляющие данного подхода.
Первая составляющая– основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом ЛОП:
-
индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
-
личность– постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
-
субъект– индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
-
субъектность– качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
-
самовыражение– процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;
-
Я-концепция– осознаваемая и переживаемая человечком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;
-
выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
-
педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением
Вторая составляющая– исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. В совокупности они могут стать основой педагогического кредо учителя или руководителя образовательного учреждения.
Назовем принципы личностно-ориентированного подхода:
Принцип самоактуализации.В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога - это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.
Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.
Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
Принцип творчества и успеха.Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».
Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.
И, наконец, третий компонент личностно-ориентированного подхода – это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:
-
диалогичность;
-
деятельностно-творческий характер;
-
направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
-
предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
Традиционно считается, что знания ученик может получать только извне – от учителя, из учебника и т. д. Поэтому традиционное образование обязательно включает так называемую передачу знаний.
Личностно-ориентированный подход строится по-другому, поскольку предполагает возможность создания знаний самим учеником, т. е. знания не передаются ему для заучивания в готовом виде, а конструируются, добываются, генерируются им в собственной деятельности.
Реализация личностно-ориентированного обучения не возможна без четкого уяснения педагогами принципов его построения
-
Целью обучения должно быть развитие личности, общих и специальных способностей.
-
Учителя и ученики являются равноправными субъектами обучения.
-
Ученик в образовательном процессе сначала выступает как субъект своей активности, затем – собственного развития, после чего – своей жизни..
-
Обучение должно основываться на уже имеющемся индивидуальном опыте ребенка, усиливая и развивая его самобытность.
-
Учитель, прежде всего, является партнером, координатором и советчиком в процессе обучения, а лишь затем лидером, образцом и хранителем «эталона».
-
В процессе обучения ученики должны обучаться тому, как эффективно учиться.
-
Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимо развить способы и стратегии познания.
-
Познавательные стратегии учащихся должны быть зеркально отражены в образовательных технологиях.
-
Учителя должны помочь ученикам освоить целенаправленное управление собственным учением.
-
Самостоятельная работа ученика должна постепенно превращаться в самообучение, саморазвитие, самореализацию.
-
В процессе познания приоритетным должны быть эвристические способы познания, предполагающие активную познавательную позицию школьника.
-
Презентация образовательной информации должна затрагивать как можно больше способов её переработки учеником. Особенно это касается сенсорных систем восприятия: визуальной (вижу), аудиальной (слышу), кинестетической (чувствую) и операций логического мышления (индукции, дедукции и традукции).
-
Познавательный стиль ученика и обучающий стиль ребенка должны согласовываться в процессе обучения.
-
Технологию организации урока (его этапы, составляющие отдельные микротехнологии и приемы деятельности учеников и учителя), необходимо строить на основе внутренних механизмов познавательных процессов, изученных познавательных стратегий, усиления индивидуализации учения.
-
Учитель должен уметь проектировать образовательную технологию на основе анализа текущей образовательной ситуации.
-
Система оценивания должна строиться на основе разнообразных видов рефлексии и содержать как качественные, так и количественные способы оценивания процесса и результатов познавательной деятельности.
В личностно-ориентированной педагогике обучение – это совместная деятельность ученика и учителя, которая направлена на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов.
Роль учителя – организация образовательной среды, в которой ученик образовывается, опираясь на собственный потенциал и используя соответствующую технологию обучения..
Образовательная продуктивность учащихся возрастает, если они осознанно участвуют в определении целей обучения, выборе его форм и содержания.
Первичность получения учеником личного, образовательного продукта по отношению к аналогичным внешним образовательным стандартам ведет к повышению учебной мотивации и продуктивности образования.
Увеличение в учебном процессе доли открытых заданий, не имеющих однозначно предопределенных решений и ответов, увеличивает интенсивность и эффективность развития креативных качеств учащихся.
Включение в учебный процесс метапредметного содержания образования выводит ученика за пределы учебного предмета и приводит к установлению им личностно значимых связей с другими образовательными областями, определяющими целостность содержания его образования.
Личностное познание учеником фундаментальных образовательных объектов закономерно приводит к выстраиванию им личностной системы знаний, адекватной изучаемой действительности и образовательным стандартам.
Образовательные результаты учеников зависят не от объема изучаемого материала, а от содержания создаваемой ими образовательной продукции.
Творческая результативность обучения влияет в большей мере на развитие личностных качеств учащихся, чем на уровень усвоения ими образовательных стандартов.
Реализация личностно ориентированного обучения возможна при использовании личностно- ориентированных педагогических технологий и переосмыслении профессиональных позиций педагога.
.
Можно выделить несколько позиций, которые должен учитывать педагог при разработке личностно – ориентированного урока:
1. Опора на субъектный опыт.
При организации личностно-ориентированного урока профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Педагог должен продумать не только, какой материал он будет сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся
2. Знание психофизических особенностей.
«Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку требует от учителя знания не только его объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Он должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением, и т.п. Конечно, вид и форма материала, возможности их репрезентации учеником во многом определяются содержанием самого материала, требованиями к его усвоению, но единообразия в этих требованиях быть не должно. Ученику нужно предоставить возможность проявить индивидуальную изобретательность в работе с учебным материалом. Набор такого материала следует гибко использовать в процессе урока, без этого он не станет личностно-ориентированным в подлинном смысле этого слова.»
3. В роли равноправных партнеров
учителю следует относить к фронтальным методам работы на уроке лишь информационные (установочные, содержательно-инструктивные), а к индивидуальным - все формы самостоятельной, групповой (парной) работы.
Это требует от него учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных особенностей учащихся, возможностей их проявления в ходе урока. Потому-то при подготовке к уроку надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учениками с учетом их оптимального личностного взаимодействия. Если на традиционном уроке основное внимание учитель уделяет коллективным (фронтальным) методам работы, то на личностно-ориентированном он должен принять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы класса, гибко распределяя детей по группам с учетом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условий для их проявления.
Итак, личностно-ориентированный урок.
Целью урока является - создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Средства достижения этой цели:
-
использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт обучающихся;
-
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса( группы);
-
стимулирование обучающихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
-
оценка деятельности обучаемых не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
-
поощрение стремления обучаемых находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
-
создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Урок в традиционной системе имеет следующие этапы:
1. Организационный момент.
2 .Повторение пройденного.
3.Объяснение нового материала.
4.Закрепление.
5.Итог урока.
Урок в личностно – ориентированном обучении:
-
Перед детьми возникает проблемная ситуация, противоречие.
-
Ученики предлагают свои версии решения проблемы,чем больше версий ,тем лучше.
-
Затем дети путем сравнения гипотез выбирают основную версию.
-
Учащиеся учатся работать по намеченному ими плану.
-
Итог урока - рефлексия.
-
Нужно научить детей оценивать результаты своей деятельности.
Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью имеет свою специфику.
1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
2. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
4. Использование проблемных творческих заданий.
5. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
7. Обсуждение с учениками в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Вывод: сходство адаптивной и традиционной школы состоит в единстве цели -развитие личности и использование одного и того же базового содержания образования.
Отличие: в новой школе по–иному сконструирован учебно-воспитательный процесс, в котором каждый компонент имеет свое специфическое назначение, а в целом все они работают на общую цель.
Сравнительный анализ показывает, что личностно-ориентированное обучение больше отвечает требованиям современного общества.
Таким образом, личностно-ориентированный подход в современных условиях гуманизации звеньев образовательной системы – базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом.
Он обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявленных его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности; предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении.
Использование такой технологии способствует превращению ученика из объекта в субъект учебной деятельности, вносит значительный вклад в формирование самостоятельной познавательной деятельности, тем самым, повышая у ребенка мотивацию к обучению, что подтверждается результативностью.
Приложение 1
Технология личностно-ориентированного обучения
Цель | |
Средства достижения учителем этой цели: | -
использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса (группы); -
использование дидактического материала, оценка деятельности анализировать способы работы других учеников в ходе урока, |
Содержание | |
Методика | 1) мотивации деятельности; 2) индивидуальной избирательности к содержанию, формам работы; 3) готовность к саморазвитию. |
Методическая основа технологии | |
Условия эффективности педагогической технологии | 1) создание оптимальных условий для возможности учащихся реализовать себя; 2) накопление банка данных о формирующемся у учащихся индивидуальном опыте – в виде индивидуальных карт развития учащихся как основы для выбора оптимальных, дифференцированных форм обучения. |
Позиция педагога: | -
стимулирование «внутренних сил» саморазвитие учащихся, инициирование личностного (субъектного) опыта каждого ученика; -
развитие индивидуальности; -
признание самобытности, неповторимости, самоценности каждого учащегося в коллективе. |
Приложение 2
Сравнительный анализ традиционной системы обучения и
личностно – ориентированного обучения
Традиционное обучение | Личностно-ориентированное обучение |
Ведущий принцип педагогики |
Единая программа, требования | Вариативность программ, методов |
От простого к сложному, от частного к целому. | Индивидуальный подход и проблемность |
Цель обучения |
Дать определенный объем знаний | Научить добывать знания |
Дать общее образование по единой программе | Создание условий для развития личности |
Формирование ЗУН | Развитие нравственности и образованности |
Позиция ученика |
Пассивность | Активность |
Отсутствие мотива к личностному росту | Интерес к деятельности |
Функция учителя |
Выдать определенный объем знаний | Научить мыслить |
Развивать познавательную активность | Научить учиться |
Обучать, воспитывать | Координировать и консультировать |
Контролировать | Организовывать |
Формы обучения |
Иллюстративно-объяснительные, информационные . | Проблемные, поисковые, исследовательские. |
Урок, лекция, беседа , объяснение. | Игра, диспут, суд, конференция . |
Стиль взаимодействия |
Авторитарность и требовательность | Сотрудничество и доверительность, открытость |
Применение инновационных технологий на уроках
Этапы урока | Приемы обучения |
| |
I. Актуализация опорных знаний | «Микрофон» Учитель предлагает высказать свою точку зрения по данному вопросу, проблеме. Каждая мысль учеников фиксируется на доске | «Пятиминутка» Проверка знаний учеников по терминам и понятиям. Сопоставление термина и его значения. | «Аукцион» Ученики должны вспомнить все новые изученные понятия по изученной теме. Победитель тот, кто вспомнит и объяснит наибольшее количество слов. |
«Верю - не верю» Ученикам предлагается ответить на вопрос, который начинается со слов «Верите ли Вы…» | «Биологические пазлы» Группа учащихся получает карточки, из которых необходимо сложить понятие | «Переводчик» Один ученик дает понятие, другой - его объясняет |
«Поиск аналогий» Учитель называет понятие, а ученики подбирают аналогичное, ранее изученное и обосновывают свой ответ | «Узнай меня» Учитель предлагает учащимся выступить от имени какого-то животного или растения, при этом , не называя его, но описывая особенности его строения. Класс должен сказать о ком идет речь | «Биоразминка» У таблицы отвечает ученик на вопросы учителя или учащиеся задают вопросы отвечающему на знание строения какого-либо органа или существа |
II. Мотивация | «Незаконченное предложение» Учитель на доске записывает предложение по новой теме, которое не закончено. В конце урока ученики его дополняют | «Цветок» Учитель на доске рисует цветок (серединка и несколько лепестков). В середину записывает понятие, в конце урока на лепестках записывается основная характеристика | «Ожидание» Ученик записывает на листочке «Дерева знаний» свои желания на урок, озвучивает его, выходит к доске и прикрепляет на дерево |
«Описание» Учитель предлагает прослушать отрывок стихотворения и высказать мысль, для чего взяты эти слова | «Проблемный вопрос» Постановка вопроса проблемного характера | «Удивляй» Учитель приводит удивительные факты по изучаемой теме, тем самым заинтересовывает учеников |
III. Изучение нового материала | «Банк идей» (работа в парах) Каждая пара должна записать причины какого-либо процесса | «Поиск истины» Ученики изучают новый материал самостоятельно, делают выводы и доказывают примерами | «Цепочка событий» Ученики по ходу объяснения учителем нового материала составляют таблицу или схему |
«Займи позицию» Ученики поднимают карточку соответствующего цвета, тем самым, говоря о своем мнении к данному вопросу по теме. Затем его обосновывают | «Обучаясь - учусь» После изучения самостоятельно новой темы, ученик выступает со своим докладом. Таким образом, идет обмен информацией, мыслями и это способствует лучшему запоминанию | «Мифы и реальность» Анализируя новый материал, ученик определяет взаимосвязь между строением и функциями органов и систем органов, предлагая свои аргументы, делает выводы |
«Творческая лаборатория» Ученик ищет ответ на проблемный вопрос или решает данную учителем ситуацию | «Поиск информации» Ученики работают с дополнительной литера-турой и выбирают, анали-зируют, отвечают на вопросы | «Метод Ривина» Чтение текста абзацами - выделяют новые термины и понятия - выясняют значение - подбирают вопросы к тексту |
IV. Закрепление изученного материала | «Пресс» Учащиеся отвечают на проблемные вопросы фразами: «Я считаю, что…», «Потому, что…», «Например…» | «Графический диктант» Среди предложенных учителем утверждений есть правильные и ложные. Ученик правильные обозначает +, а ложные - | «Мозговой штурм» Ученикам необходимо высказать свою точку зрения на поставленный вопрос, прокомментиро-вать его, доказать свою точку зрения |
«Интервью» Учитель предлагает учащимся составить ряд вопросов и объяснить, почему эти вопросы им интересны | «Короче - еще короче» Метод обучает лаконично высказать свою мысль, дает возможность эффективно проработать материал учебника. Учитель предлагает прочитать пункт параграфа, высказать основную мысль одним - двумя предложениями | «Проверь себя» Выполнение учащимися тестовых заданий с последующей проверкой с помощью готовых ответов и выставить себе оценку соответственно критериям |
V. Рефлексия. Итоги урока | «Моя опора» По опорным словам ученики определяют основные моменты изученной темы (один ученик начинает, другой - продолжает) | «Сегодня на уроке» Ученики к изученной теме подбирают вопросы и задают друг другу | «Телеграмма» (работа в группах) Пара должна составить телеграмму из 11 - 20 слов, которая давала бы ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале |
«Дерево итогов» Ученики на листочках (двух цветов) пишут отзывы об уроке. Если урок понравился и цель достигнута цвет - красный, если нет - синий, и объясняет свою точку зрения | «Сенкан» Пятиэтапный метод используется при размышлениях над темой: -
термин -
прилагательных -
глагола -
фраза, которая характеризует тему -
синоним | «Мини-практикум» Выполнение учениками практического задания с помощью наглядных пособий, учебника и таблиц или микроскопа |
VI. Домашнее задание | «Свои примеры» Учитель предлагает подобрать, подготовить свои вопросы и задания к изученной теме | «Эссе» Написать 10 - 12 предложений, которые бы раскрыли проблемный вопрос урока | «Эрудит» Составить кроссворд по изученной теме |
«Дифференциальное» Определенный объем работы предлагается выполнить всем, а сложные, творческие задания - желающим | «Обязательное» Составить к выученной теме несколько репродуктивных заданий, вопросов, кроссвордов | «Опережение» Наиболее сильным ученикам предлагается подготовиться к теме, которую будут изучать в дальнейшем. На уроках такие учащиеся могут выступать в роли консультантов, экспертов |
ПРИТЧА
Пять мудрецов заблудились в лесу.
Первый сказал: «Я пойду влево — так подсказывает моя интуиция».
Второй сказал: «Я пойду вправо — недаром считается, что «право» от слова «прав».
Третий сказал: «Я пойду назад — мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из лесу».
Четвертый сказал: «Я пойду вперед — надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое».
Пятый сказал: «Вы все не правы. Есть лучший способ. Подождите меня». Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись — каждый в свою сторону. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь.
Каждый из мудрецов пробирался сквозь лес своим путем..
Тот, кто пошел влево,- попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и сражаться с дикими зверями. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.
Тот, кто пошел вправо, - встретил разбойников. Они отобрали у него все и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чем они забыли — человечность и сострадание.
Тот, кто пошел назад,- проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.
Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто, и открыл для людей прекрасные новые возможности
Тот, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы
Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.
Уважаемы коллеги. Вот так и каждый из нас идет своим путем, постигая новое, но при этом, не забывая о своем главном предназначении – обучать детей азам наук.
Я хочу вам пожелать:
Умейте подняться выше и увидеть короткий путь.
Умейте разрешить другим идти собственным путем.
Умейте признать мудрецами всех — каждый путь важен и достоин уважения. А еще... Умейте заглянуть за финал — там всегда есть продолжение.