СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно - ориентированный классный час: особенности содержания и организации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностно-ориентированный классный час поможет классному руководителю дойти до каждого обучающегося, наиболее полно раскрыть его возможности и спо­собности. В статье раскрыты особенности содержания и организации личностно-ориентированного классного часа.

Просмотр содержимого документа
«Личностно - ориентированный классный час: особенности содержания и организации.»

Личностно-ориентированный классный час:

особенности содержания и организации

Красикова Л.А., председатель МО КР,

ГБПОУ ВО «БСХТ», г.Борисоглебск

Воронежская область



                В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоёвывает образовательное простран­ство. Многие педагоги считают его  современной методологической ориентацией в педагогической деятельности. Личностно-ориентированный подход – это методическая ориентация в педагогической деятельности, позво­ляющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов, действий обеспечивать и поддер­живать процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности. Рождается новый тип классного часа – личностно-ориентированный. Личностно-ориентированный классный час поможет классному руководителю дойти до каждого обучающегося, наиболее полно раскрыть его возможности и спо­собности.


Сравнительная характеристика

традиционного и личностно-ориентированного классного часа

  

Основные

компоненты

классного

часа.

Традиционный классный час.

Личностно-ориентированный классный час.

Целевой

Направленность на усвоение обучащимися принятых в обществе ценностей, норм от­ношений и образов поведения, т. е. на формирование в личности ребёнка соци­ально типичного.

Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности, субъек­тивности и креативности ребёнка, проек­тированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.

Содержа-тель­ный

Содержание классного часа составляет со­циально одобренный опыт построения дея­тельности. Оно регламентируется норма­тивно-программными документами. Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях субъективную роль выпол­няют члены ученического само управ-ле­ния.

Содержание классного часа является лич­ностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения лично­сти ребёнка. В определении темы и содер­жания классного часа наряду с педагогом субъектными полномочиями обладает большинство обучающихся. 

Организаци­онно-деятель­ностный.

Главным и часто единственным организа­тором совместной деятельности и обще­ния выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фрон­тальных и групповых форм работы, субъ­ектно-объективных отношений между пе­дагогом и другими членами классного со­общества. Совместная деятельность, как правило, жёстко регламентируется и осу­ществляется в строгом соответствии с раз­работанным планом классного часа.

Обучающиеся являются полноправными орга­низаторами классного часа, происходящей на нём совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребёнка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуации выбора и успеха. Преобладают субъект-субъектные отношения, диалоговые и по­лилоговые формы общения. 

Оценочно-ана­литичес-кий.

При анализе и оценке эффективности классного часа внимание обращается на объём, новизну и духовную ценность пере­даваемой детям информации, культуру и оригинальность её изложения, качество её усвоения обучающимися.

В качестве критериев оценки результатив­ности классного часа выступают проявле­ние и обогащение жизненного опыта ре-бёнка, индивидуально личностное значе­ние усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся, комфортность и активность их участия в классном часе.

 



Технология подготовки и проведения

личностно-ориентированного классного часа

Сначала об алгоритме совместной деятельности классного руководителя и его воспитанников по подготовке и проведению личностно-ориентированного классного часа. Его можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых следующих действий:

1)    составление педагогом совместно с обучающимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год;

2) уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению;

3)    выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов и разработка плана их действий;

4) индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;

5)    составление классным руководителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;

6)    проведение классного часа;

7)    анализ деятельности по его подготовке и проведению, оценка результативности классного часа.

Реализация данного алгоритма в практической деятельности предполагает использование некоторой совокупности педагогических приемов и методов. Назовем и рассмотрим их в последовательности, соответствующей порядку действий по подготовке и проведению личностно-ориентированного классного часа.

Первый шаг - составление педагогом совместно с обучающимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год. Как правило, деятельность по подготовке и проведению личностно-ориентированного классного часа начинается задолго до его проведения. Очень важно, чтобы еще при планировании воспитательной работы на новый учебный год классный руководитель предусмотрел включение в план воспитательной деятельности классных часов, непосредственно направленных на развитие субъектности, индивидуальности и креативности обучающихся.

При определении их тематики педагог должен не только опираться на психолого-физиологических характеристиках личности ребенка в подростковом возрасте, но и учитывать индивидуальные особенности своих воспитанников, в том числе уровень их личностного развития, потребности, интересы, ценностные -ориентации.

В определении тем классных часов должны принимать участие не только обучающиеся, но и их родители. Очень важно выяснить их мнение о том, какие проблемы следует коллективно обсудить в группе. В методическом арсенале классных руководителей существует немало приемов и методов, помогающих обеспечить субъектную позицию обучающихся и их родителей в составлении тематики классных часов. Перечислим некоторые из них:

1) Методы социологического опроса. В ходе анкетирования, беседы или интервью можно выяснить мнение по следующим вопросам:

Что следует в первую очередь обсудить в нашей группе?

На какой вопрос вы хотели бы получить ответ на классном часе?

Какая тема классного часа будет интересной для большинства одногруппников?

Коллективное обсуждение каких вопросов необходимо продолжить?

2)    Методики «Незаконченное предложение» и «Недописанный тезис». Юным и взрослым членам классного сообщества предлагается за   небольшой промежуток времени завершить такие фразы:

Самая главная проблема в нашей группе - это ...                   

Больше всего меня волнует проблема ...

Я считаю, что в нашей группе надо обязательно обсудить такую проблему, как...

3)   Методика «Строим новый классный дом». Обучающимся предлагается положить в «строящееся» на классной доске здание свой «кирпичик» с темой классного часа на новый учебный год.

4) Метод «брейнсторминга» («мозговой штурм»). На одном из родительских собраний или классных часов микрогруппы обучающихся или родителей выполняют в течение 5-7 минут задание: определить наиболее злободневные проблемы в жизнедеятельности группы и назвать соответствующие им темы классных часов.

Использование перечисленных и других приемов и методов позволяет классному руководителю выявить спектр вопросов и проблем, в наибольшей степени волнующих детей и взрослых, и, учитывая их мнение, составить личностно значимую для членов классного сообщества тематику классных часов на будущий учебный год.

Второй шаг - уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению. В начале деятельности по подготовке конкретного классного часа педагогу следует выяснить: остается ли проблема, названная при разработке тематики классных часов на учебный год, актуальной до сих пор, не существует ли сейчас более злободневного вопроса для коллективного обсуждения. Это можно выявить на ученическом собрании или классном часе с помощью методик экспресс-опроса обучающихся.

Третий шаг - выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов. Успешность действий на данном этапе во многом зависит от того, насколько классный руководитель и его воспитанники сумели овладеть приемами и методами коллективной творческой деятельности. В подготовительной работе чаще всего используются такие формы взаимодействия организаторов, как инициативная группа, совет дела, творческая группа. При их формировании важно соблюдать принципы добровольности и интереса.

Форма классного часа и место его проведения могут быть различными - в зависимости от пожеланий его участников, от особенностей избранного содержания и деятельности. Первоначально  личностно-ориентированные классные часы проходили в форме мастерской общения, игры-путешествия, практикума самопознания, литературной гостиной, диагностической игры. Наиболее часто они проводились в учебных кабинетах, значительно реже местом их проведения становились лесная поляна, берег реки, сельский клуб, школьный двор, краеведческий музей. Будет уместным заметить, что в качестве педагогических целей этих классных часов выступали следующие целевые ориентиры:

1  содействовать формированию у обучающихся умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;

2  побуждать девочек к творческой деятельности по созиданию себя и окружающего пространства;

3 выявлять склонности обучающихся к различным видам человеческой деятельности;

4 содействовать формированию у обучающихся способности сравнивать себя с другими людьми, осознавать схожесть и отличие своей личности;

5  способствовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей обучающихся.

Четвертый шаг - это индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа. Ее содержание и способы организации обусловлены выбором темы предстоящего разговора и технологии его подготовки. Разумеется, что не остается без дела и классный руководитель. Он не только готовит свое выступление о значении увлечения в развитии человека, но и выполняет роль консультанта и координатора совместных усилий по подготовке классного часа. Педагог старается сделать все для того, чтобы готовящееся действо было полезным и интересным для большинства обучающихся, способствовало проявлению и развитию их субъектности, индивидуальности, творчества.

Пятый шаг - составление педагогом совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа. Выступая категорически против классного часа как формы воплощения монтажа песен, стихов, танцев и отрепетированных высказываний обучающихся своего личного мнения, считают неприемлемым и спонтанно-стихийный вариант организации классного часа, проводимого без какой-либо подготовительной работы.

Классный руководитель должен подумать и найти ответы на следующие вопросы:

1.      Что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа были обеспечены положительный эмоционально-психологический настрой и мотивационная готовность обучающихся к участию в коллективном разговоре и деятельности?

2.      Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?

3.      В какие моменты обучающихся смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности?

4.      Кто из обучающихся сможет выполнить роль «солиста» (главного героя) в данном классном часе?

5.     Каким образом необходимо подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность обучающихся по самопознанию и саморазвитию?

Когда классный руководитель сумеет ответить на эти вопросы, то у него сам собой появится сценарный план предстоящего классного часа. Однако не следует его детализировать до такой степени, чтобы в результате получился поминутный сценарий.

Шестой шаг - проведение классного часа.

Во вступительной части классному руководителю необходимо обеспечить ясное понимание всеми обучающимися темы и целей классного часа, пробудить желание детей принять активное участие в нем. Педагогу следует позаботиться о том, чтобы воспитанники стремились занять субъектную позицию.

Главное назначение основной части - это создать для членов классного коллектива максимальное количество возможных ситуаций для проявления ими своей индивидуальности и творческих способностей. На данном этапе можно провести конкурсы с творческим заданиями, презентацию интересов и увлечений обучающихся, смотр их достижений в учебной, досуговой и других видах деятельности, психолого-педагогические тренинги умений и личностных качеств, упражнения для самопознания и саморазвития обучающихся. Правильно поступают те классные руководители, которые создают не одну, две или три подобные ситуации, а целую систему, позволяющую каждому ребенку попробовать и оценить свои силы и попытаться стать лучшим среди одногруппников в каком-либо состязании.

Седьмой шаг — анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению. Существуют следующие критерии:

1)      комфортность, благоприятный психологический климат;

2)      возможность для проявления и развития индивидуальности и творческих способностей обучающихся;

3)      обогащенность жизненного опыта обучающихся;

4)      духовно-нравственная ценность;

5)  вовлеченность обучающихся в подготовку и проведение классного часа. 

     Завершая разговор об организационно-методических аспектах личностно-ориентированного классного часа, следует особо подчеркнуть, что успешность проведения такого часа общения классного руководителя со своими воспитанниками зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но и от того, насколько основополагающие идеи и принципы личностно-ориентированного подхода поняты и приняты учителем, насколько они соответствуют его педагогическому кредо.

Такой классный час нельзя проводить по указке. Он не может готовиться на основе «слепого» воплощения технологических инструкций. Для созидания личностно-ориентированного взаимодействия педагогу необходимо безгранично верить и доверять обучающимся, видеть смысл педагогической деятельности не в формирующем воздействии на детей, а в стимулировании и поддержке их внутренних сил и стремлений к саморазвитию.





ЛИТЕРАТУРА:



  1. Классному руководителю о классном часе / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2003.

  2. Кузнецов, И.Н. Настольная книга преподавателя / И. Н. Кузнецов. – Мн. : «Современное слово», 2005. – 544 с.

  3. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности: опыт разработки и использования. / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2003.

  4. Общая и профессиональная педагогика / В.Д. Симоненко [и др.]. – М.: Вентана – Граф, 2005. – 368 с.








4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!