ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Педагог – это субъект профессиональной педагогической деятельности, свободно избравший сферу профессионального воспитания детей, осуществляющий воспитательский процесс во имя счастья детей, осознающий высокое социально – историческое значение своего профессионального труда, постоянно совершенствующий свое профессиональное мастерство в контексте развивающейся культуры и осмысленно реализующий в процессе воспитания и практике жизни гуманистическую позицию.
Классный руководитель – это педагог группы, прослеживающий процесс формирования личности каждого ребенка группы и содействующий наилучшему освоению, усвоению и присвоению мира каждым ребенком. Н.Е.Щуркова.
Признание человека наивысшей ценностью предполагает:
• Приоритет социальной роли человека в многообразии тех социальных ролей, которые играет член общества;
• Безусловное уважительное отношение к человеку как таковому, вне конкретных обстоятельств, общественного положения человека, уровня развития и личностных достижений;
• Признание интересов человека первоочередными при решении социальных, жизненных, личностных проблем, а также проблем связанных с организацией предметной или духовной деятельности человека.
Профессиональная солидарность как отношение к коллегам – непременное условие профессионального труда педагога, не могущего осуществить свой профессиональный замысел вне связи с педагогическим коллективом.
Значимым компонентом личностного мира педагога является его отношение к обществу . Педагог не может работать вне общества, занимая позицию игнорирования или нейтралитета по отношению к нему. Перед детьми он выступает в роли гражданина и представителя общества. Поэтому гражданская позиция обретает роль объективно необходимого слагаемого готовности педагога к работе с детьми.
Особое место в перечисленном ряде занимает духовность педагога как способность личности отражать жизнь, задаваться вопросами жизни и, выявляя проблемы человеческой жизни, искать решения каждой из них.
Классному руководителю необходимы такие качества, как:
• любовь к людям, умение общаться с ними, доверие, понимание, терпение, отзывчивость, доброжелательность, искренность во взаимоотношениях;
• высокий уровень культуры, широкий кругозор, личное обаяние, чувство юмора, находчивость;
• твердость и решительность характера, уверенность в себе, сила воли, самоотдача;
• разнообразие эмоциональной жизни (положительные эмоции, чувства создают у человека оптимистический настрой и способствуют развитию его волевой активности);
• высокий уровень развития всех психических свойств: восприятия, воображения, памяти и т. д.
Для выполнения большого многообразия функций классному руководителю необходимы следующие умения:
- устанавливать деловые отношения с администрацией школы, с родителями, общественностью (уменияобщения, посегодняшнимпредставлениям, близкие к коммуникативным);
- информационные умения и навыки;
- умение ярко, выразительно, логично излагать свои мысли (по сегодняшним представлениям — дидактические и речевые);
- умение убедить, привлечь к себе, сделать своим сторонником (по сегодняшним представлениям — дидактические, коммуникативные).
- Для реализации данных умений необходимо создать высокий эмоциональный настрой, обеспечить деловой характер жизни, труда.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ
1. Забота о себе и снижение уровня стресса:
— стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении;
— удовольствие (релаксация, игра);
— умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:
— стремление находить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;
— стремление бороться со своими негативными убеждениями;
— создание сообщества.
3. Повышение уровня профессионального мастерства. Работа с супервизором.