Личностные качества педагога для успешной работы
(Из опыта работы по теме самообразования)
Подготовила Смирнова В.П.
педагог дополнительного образования
Деятельность педагога сложна и многообразна и в процессе педагогической деятельности выполняет множество функций. Успешность выполнения функций определяется личностью учителя, его профессиональными качествами. Сама же специфика педагогического труда предъявляет его личности ряд требований, они называются профессионально значимыми личностными качествами. Чем больше совпадают личностные качества с выполняемыми обязанностями, тем успешнее педагог в работе.
Одним из главных качеств педагога является наличие эмоционального интеллекта и желание развивать его.
Эмоциональный интеллект - это умение понимать людей и находить с ними общий язык. Это способность осознавать эмоции и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению, понимать эмоции и управляя ими так, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту. Это качество есть врождённое, но его можно развивать. Педагогу надо знать не только свой предмет, но ещё уметь донести знания до учащихся и предугадать их реакцию.
Следующее личностное качество педагога (и каждого, кто работает с людьми) – экстравертная направленность личности.
Живое общение – это для них источник жизненной энергии, без которого они чувствуют себя плохо. Типичный экстраверт общителен, оптимистичен, импульсивен, имеет широкий круг знакомств. Экстравертная направленность педагога желательна, но не обязательна. Это врождённое качество.
Эмпатия – это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека. По мнению З. Фрейда, люди, обладающие эмпатическими способностями, могут не только объективно оценить и понять чувства другого, но ещё и пропустить эти переживания «через самого себя». Педагог, знающий свой предмет, без эмпатии, без установления эмоционального контакта с детьми не сможет донести до них содержание темы. Эмпатические способности хорошо развиваются. Вот одно из упражнений: выключить звук у телевизора и попробовать догадаться, о чём говорят люди, их эмоциональное состояние, возраст, профессия. Такое же упражнение можно провести с фотографиями.
Педагог с развитой эмпатией, войдя в аудиторию и взглянув на учащихся, сразу может определить, как работать с этой аудиторией.
Когда педагог находится в «состоянии потока», его «могу» и «надо» совпадают. Всё складывается само собой, мысли приходят сами из бессознательного. Всем интересно, нас слушают, потому что мы вошли в «состояние потока». Чем больше нравится работа, тем более эффективно работает человек. Поэтому «состояние потока» крайне важно для педагога. Педагог, увлечённый своей работой и находящийся в «состоянии потока», способен передавать своё эмоциональное состояние, свою любовь к работе учащимся. Расстояние между педагогом и учащимися стремительно сокращается.
Интуиция - мощнейший способ познания мира, гораздо более эффективный, нежели рассудок. Интуитивное восприятие похоже на то, как человек видит мир посредством органов чувств. Интуиция - это не осознание мысли, это осознание чувств. Как приходит интуитивное решение? Возникает проблема, и человек всё время думает о ней. И загружает в бессознательное свои эмоции, информацию по этой теме. Для бессознательного важен большой поток информации, которая моментально анализируется бессознательным. Педагог, увлечённый своим делом, часто видит сны, что происходит на уроке, как отвечают дети, какие задают вопросы. Можно предугадать тему вопроса ученика к учителю.
Профессия педагога одна из тех, кто больше повержен стрессу. В состоянии стресса педагог не может донести до учащихся полную информацию. Как бороться со стрессом?
В борьбе со стрессом необходимо понять причину поведения ученика или группы учащихся, или других людей, с которыми вы взаимодействуете. Когда мы понимаем причину поведения, наступает облегчение. Бессознательное транслирует педагогу, как поступить дальше.
Второй способ борьбы со стрессом – это переключения на более сильные и важные для нас проблемы.
Толерантность к стрессу – это терпимость, способность противостоять стрессу без симптомов физического или эмоционального напряжения. В управлении стрессом важно научиться контролировать импульсивность. Это умение устоять перед побуждением действовать на волне эмоций. Не рубить с плеча! Сделать паузу и на более спокойной волне продолжать диалог.
Самое сильное поощрение и наказание в педагогическом труде – это оценка. Оценка – это инструмент, использование которого требует умения и культуры. Чтобы пользоваться этим инструментом, надо любить ребёнка, быть объективным и толерантным к нему.
Под ассертивным поведением в психологии понимают открытое, прямое поведение, не имеющее умысла причинить вред другим людям. Это способность ясно выражать свои мысли, чувства и проявлять твёрдость убеждений, принимая во внимание мнение других людей. Педагог, учитывая мнение окружающих, уверенно проводит ту линию поведения, которую он считает нужной. При ассертивном поведении педагог правильно воспринимает критику в свой адрес, способен объективно оценить свои действия.
Это – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих
личностных возможностей. Такие люди всегда жизнерадостны и воодушевлённые.
Это способность к взаимовыгодному сотрудничеству, включающему заботу о ближних, умение чувствовать себя свободно и комфортно в социальных контактах.
Это способность быть гибким, реалистичным, адекватно вести себя в любой ситуации, решать проблемы по мере их возникновения, предугадывать проблемы, объективно оценивать происходящее. Приспосабливаться к изменениям помогает наша стрессоустойчивость.
Заключение
Педагогика - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру. Закончить свое выступление хотелось бы словами Л. Н. Толстого: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Используемая литератера:
1. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000.
2. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 1999.
3. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Избр. соч. – М.: Педагокика, 1982.
4. Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996.
5. Ковалёв А.Г. Личность воспитывает себя. А.Г. Ковалёв – М., «Айрис-пресс», 1993
6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1986.