СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностный рост педагога

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологический тренинг «Личностный рост педагога»

Цель: формирование внутренней позиции успешного педагога.

Задачи:

  1. Расширение зоны личной уверенности педагогов.
  2. Принятие сильных сторон личности, способствующих эффективному взаимодействию с окружающими.

Просмотр содержимого документа
«Личностный рост педагога»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


ТРЕНИНГ


на тему: ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГА























































Психологический тренинг «Личностный рост педагога»

Цель: формирование внутренней позиции успешного педагога.

Задачи:

  1. Расширение зоны личной уверенности педагогов.

  2. Принятие сильных сторон личности, способствующих эффективному взаимодействию с окружающими.

План

Приветствие

Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодня я проведу для вас тренинговое занятие, цель которого формирование внутренней позиции успешного педагога. Но для начала давайте поприветствуем друг друга

Игра-приветствие.

Участники делятся на пары. Первые номера становиться внутренним кругом, вторые – внешним. Первые номера остаются на месте, вторые – передвигаются вокруг них по часовой стрелке, при этом каждая пара произносит стихотворение-приветствие и выполняет соответствующие действия:

Здравствуй, друг! Здороваются за руку.

Как ты тут! Хлопают по плечу друг друга.

Где ты был? Дергают за ушко друг друга.

Я скучал! Кладут руки себе на сердце.

Ты пришел! Разводят руки в стороны.

Хорошо! Обнимаются.

Правила работы на тренинге. Наша работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно:

  • Доверительный стиль общения;

  • Активное участие в происходящем;

  • Общение по принципу «здесь и сейчас»;

  • Уважение к говорящему.

Информационная часть «Познавая себя, ты познаешь мир...»

Древние мудрецы говорили, что, «изучая себя, мы изучаем мир». Зная свои достоинства и недостатки, мы можем использовать их себе во благо: в нужный момент обойти препятствие, избежать конфликта, сэкономить силы и нервы, не «рвать» понапрасну сердце, постигать новое и продуктивно работать, отдыхать, расслабляться и т.д. Никто из нас не знает себя полностью, мнение посторонних и гороскопы тоже не всегда объективны.

Изучать себя с ленцой, без напряжения мысли, оставляя размышления о собственной персоне на потом, можно всю жизнь.

Изучать самого себя нужно добросовестно, скрупулезно, применяя интуицию как в этом процессе непосредственно, так и при использовании знаний о себе в жизни.

Упражнение «Я подарок для человечества»

Каждый человек – это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо каждому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность, над тем, что вы являетесь подарком для человечества.

Аргументируйте свое утверждение фразой: «Я подарок для человечества, так как я...».

Упражнение «Мои недостатки»

В течение 5 минут напишите подробный список причин, по которым вы не можете полюбить себя. Если вам не хватит отведенного времени, можете писать дольше, но ни в коем случае не меньше. После того как напишите, вычеркните все то, что соотносится с общими правилами, принципами: «Любить себя не скромно», «Человек должен любить других, а не себя». Пусть в списке останется только то, что связано лично с вами.

Отметьте те черты, те недостатки, которые вы могли бы помочь ему преодолеть. Почему бы вам не сделать то же самое для себя? Выпишите их в отдельный список, а из них вычеркните те, которые сможете преодолеть. С теми, что остались, поступите следующим образом: скажем себе, что они у нас есть, надо научиться жить с ними и думать, как с ними справиться. Мы же не откажемся от любимого человека, если узнаем, что некоторые его привычки нас, мягко говоря, не устраивают.

Притча «Крестьянин и пропавший кошелек с деньгами»

Один крестьянин заметил исчезновение своего кошелька с деньгами. Обыскав весь дом, он не нашел кошелька и пришел к выводу, что его украли. Перебирая в памяти всех, кто приходил к нему в дом в последнее время, крестьянин решил, что знает вора – это был соседский сын. Мальчик заходил к нему как раз накануне исчезновения кошелька, и никто другой не мог бы совершить кражу. 

Встретив мальчика в следующий раз, крестьянин заметил в его поведении много подтверждений своим подозрениям. Соседский сын явно смущался его, прятал глаза и вообще имел вид нашкодившего кота; словом, каждый жест, каждое движение выдавали в нем вора. Но у крестьянина не было никаких прямых улик, и он не знал, что делать. Каждый раз, когда он встречался с мальчиком, тот выглядел все более виноватым, а крестьянин злился все сильнее. 

Наконец он так разгневался, что решил пойти к отцу воришки и предъявить ему формальное обвинение. 

И тут жена позвала его: 
- Посмотри, что я нашла за кроватью, – сказала она и подала ему пропавший кошелек с деньгами. 
На другой день крестьянин снова посмотрел на сына своего соседа: ни жестом, ни движением не походил он на вора. 
Суть:

Человек видит в окружающих то, что хочет видеть. Весь мир вокруг нас -это зеркало. От того как мы его воспринимаем, будет зависеть то, как он воспринимает нас. Будьте добрее, и мир будет добрее к вам.

Упражнение «Мозговой штурм»

Мини-лекция «Что такое мозговой штурм. Мозговой штурм – один из наиболее известных методов коллективного поиска решений.

Продолжить предложение, не повторяя друг друга.

Личностный рост педагога – это…

Варианты ответов:

  • повышение квалификации;

  • чтение литературы;

  • саморазвитие;

  • участие в конкурсах;

  • уметь анализировать свои поступки

  • уметь вовлекать в значимую деятельность других людей

  • уметь принимать себя и других

  • учиться развивать свои хорошие качества

  • учиться всегда и везде

  • самосовершенствование

  • применять индивидуальный подход

  • иметь личное мнение

  • признаваться самому себе в своих недостатках, находить их причину и шаг за шагом искоренять их.

Мини - сообщение

Личностный рост педагога – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала.

Разработка и освоение инноваций предполагает наличие у педагогов способности к продуцированию нового, т. е. высокоразвитую способность к творчеству. Таким образом, современный колледж создает педагог творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых технологий, приемов и методов, техник, но и реализация потенциальных возможностей и способностей педагога, его потребности в самореализации.

Педагогу творческого типа присущи следующие личностные функции и качества: владение рефлексией, принятие личностного смысла педагогической деятельности, способность к презентации своего личностного опыта. Именно готовность к творчеству позволит учителю организовать исследовательскую, поисковую деятельность.

Таким образом, личностный рост - это качественные изменения личностного развития, затрагивающие основные жизненные отношения, "ядро" личности.

Сегодня от педагога требуется готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях.

Упражнение “Модальность”

Очень часто в общении с учениками мы используем фразы:

“Ты должен хорошо учиться!”, “Ты должен думать о будущем!”, “Ты должен слушаться учителей и родителей!”. Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: “Ты можешь...”, “Ты имеешь право..”, “Тебе интересно...”. О себе обращаясь к учащимся мы говорим следующее: “Я могу тебя наказать...”, “У меня есть полное право...”, “Я знаю, что делать...”, “Я старше и умнее...”. Модальность долженствования (ты должен...) тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые состояния, поэтому модальность долженствования в обращении учителя к ученику необходимо свести к минимуму.

Я предлагаю типичные фразы в модальности долженствования, вам необходимо перевести в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания. Например: “Ты должен слушаться учителей и родителей!” (типичная фраза). – “Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться”.

  1. “Сядь сию же минуту! Выплюнь жвачку!”

  2. “Ты должен хорошо учиться!”

  3. “Ты ведешь себя как первоклассник, а не старшеклассник!”

  4. “Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!”

  5. “Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!”

  6. “Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!”

  7. “Почему вы сидите не на своих местах? Вы должны сидеть так, как я вас посадила!”

  8. “Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!”

  9. “Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!”

  10. “Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!”

Мини - сообщение

Психологами в ходе многочисленных исследований были выделены такие качества личности педагога, которые оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность.

Эмоциональность

В состав этого качества входит:

  • интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;

  • адекватность эмоционального состояния педагога на деятельность учащихся;

  • доброжелательность реакции педагога на возбуждение;

  • уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.


Выразительность речи

Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи педагога.

Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «ТРИ О»:

  • общение – с хорошей литературой, искусством, природой;

  • общение – с интересными людьми, любовь, дружба;

  • общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений.


Творческое начало личности

Педагог, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно… Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!» Одностишие: Я и творить, и натворить умею.

Организаторские способности

Необходимы как для обеспечения работы самого педагога, так и для создания хорошего ученического коллектива. «Я горы вмиг с ребятами сверну. Планировать могу, могу и делать».

Чувство юмора

Дети любят разных педагогов, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход. В.А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у педагога чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают педагога. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого педагог часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между студентами и педагогами можно было бы предотвратить, умей педагог с юмором отнестись в причине противостояния, обратить все в шутку. «Мне юмор в детстве подмешали в молоко».

Настойчивость, дисциплинированность

Два эти качества характеризуют развитие воли педагога. Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца. Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу педагога: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями и учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.

Информационная часть. «Наши взаимоотношения с другими – это зеркало нас самих»

Как же я отношусь к себе? Просыпаюсь ли я по утрам с радостью, что я здесь? Хорошо ли мне наедине с собой? Нравятся ли мне мои мысли? Смеюсь ли я сама над собой? Люблю ли я свое тело?

Если у меня недостаточно хорошие отношения с самим собой, как у меня могут возникнуть хорошие отношения с кем-нибудь еще? Если я не люблю сам себя, то я буду вечно искать кого-то, кто сделает мою жизнь полной и счастливой и исполнит мои мечты».

Все начинается с любви к себе. Если вы по-настоящему любите себя, вы становитесь спокойным, цельным человеком. И у вас устанавливаются прекрасные отношения в семье и на работе. Вы обнаружите, что по-новому реагируете на различные ситуации и окружающих вас людей. Новые знакомые появляются в вашей жизни, а некоторые из прежних – уходят.

Любые отношения с людьми важны для нас, поскольку в них отражается то, что мы думаем о себе. Часто случается так, что качества, которые мы не принимаем в других, – это наши собственные качества..

Фильм «Сила улыбки

Мирзакарим Санакулович Норбеков - академик, доктор психологии, доктор философии в медицине, действительный член и член-корреспондент ряда российских и зарубежных академий, писатель, путешественник, фотограф, художник, спортсмен, обладатель  черного пояса  (3 дан) по карате Киокушинкай.  Автор уникальной учебно-оздоровительной методики, вернувшей миллионам людей радость здоровой, полноценной жизни.  

Психологический тест «Загадайте три очень близких к вашей душе животных или зверей, млекопитающих, птиц»

Притча

Необходимо усилие...

Человек шел по лесу и увидел кокон, из которого через маленькую щель пыталась выйти бабочка. Ему стало любопытно, он остановился и наблюдал за этой картиной долгие часы. Прошло много времени. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и даже, как будто, отчаявшись, оставила свои попытки.

Тогда человек решил помочь бабочке. Он взял перочинный ножик и надрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Она так и не смогла летать. Оказывается, при выходе через узкую щель, бабочке необходимо было усилие для того, чтобы жидкость из тела перешла в крылья. Только в этом случае она смогла бы летать...

Вот так и каждого из нас, Жизнь часто заставляет с трудом пробираться через сложные ситуации, чтобы мы могли расти и развиваться... Соберитесь!

Притча

Что должен знать каждый...

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.

- Есть пять вещей, которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

А теперь я попрошу Вас написать на листочке пять вещей которые сказал карандашный мастер прежде чем положить карандаш в коробку.

Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.

Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимо, чтобы стать лучшим карандашом.

Третье: у тебя будет способность исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое: наиболее важная твоя часть будет всегда находиться внутри тебя.

И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.

Карандаш понял и был помещен в коробку с призванием в сердце.


Оригинальный психологический тест (узнай свой характер) по 4 действиям

Что нужно сделать, чтобы протестировать себя:

1. Сложите руки в замок.

Если сверху окажется большой палец правой руки, запишите на листочке цифру «2», если левой - цифру «1».

2. Прицельтесь в невидимую мишень, закрыв один глаз...

Если остался открыт левый глаз, то запишите цифру "1", если правый - "2"

3.Положите руки на грудь крестом, и посмотрите, какая рука окажется сверху

Если кисть левой руки окажется лежащей сверху на правой руке, то запишите цифру "1", правая сверху - "2"

  1. Поаплодируйте..

Если сверху окажется левая рука, то цифра "1", если правая, то "2"

Результат теста (особенности характера):

«2222» - устойчивый тип характера, консерватизм, не желание вступать в конфликты спорить с кем либо

«2221» - у вас самая яркая черта характера - крайняя нерешительность.

«2212» - вы коммуникабельны, всегда можете найти общий язык практически со всеми

«2111» - вы непостоянны, делаете всё сами, не ищите поддержки других.

«2211» - довольно нечасто встречающееся сочетание. Вы коммуникабельны, идёте на контакт, в тоже время имеет очень мягкий характер

«2122» - вы - "технарь", аналитический склад ума и мягкость. вы осторожно ко всему относитесь, наблюдается некоторая холодность в отношении с окружающими

«2121» - самое редкое сочетание, беззащитность, подверженность к влиянию людей

«1112» - Вы эмоциональны, энергичны и решительны

«1222» - довольно часто встречаемый характер. Вы эмоциональны, но не хватает упорства и настойчивости в решении жизненных вопросов, подвержены чужому влиянию. Хорошая коммуникабельность и люди тянутся к вам.

«1221» - Эмоциональность, нехватка настойчивости, очень мягкий характер, наивность.

«1122» - вы дружелюбный человек, но в то же время немного наивный и простой. склонны к копанию в себе, анализу действий. Интересов много, но не на все хватает времени

«1121» - вы очень доверяете людям и у вас мягкий характер. Скорее всего, вы творческая натура

«1111» - вы крайне неконсервативный человек. Творчество занимает в вашей жизни далеко не последнюю роль. На многие вещи вы смотрите нестандартно. Сильные эмоции, выраженный индивидуализм, эгоизм. Вы упрямы и эгоистичны, но это не мешает вам жить.

«1212» - вы сильный духом человек. Можно сказать, упёртый, достигаете поставленных целей.

«1211» - Вы склонны к копанию внутри себя, немного замкнуты, довольно сложно найти друзей, но духом сильны, в достижении поставленной цели вряд ли что-то может сломить вас.

«2112» - у вас лёгкие и непринуждённые черты характера, вы спокойно находите новых друзей, заводите знакомства и часто сменяете увлечения.

Мудрость в повседневных контактах

Взять ответственность в первую очередь за себя и за все с чем мы будем связанны. Фильм «Ответственность»

Определитесь с целями. Фильм «Веская причина»

Работайте и инвестируйте в себя.

Не надо думать, как я это сделаю, а просто идите и делайте, потому что вместо вас этого никто ни сделает. Фильм «Старинный рецепт».

Самые лучшие инвестиции - это инвестиции в самообразование и саморазвитие.

Удачи вам, Уважаемые педагоги!

Добрые, скромные и деловые.

Капитаны на мостике корабля.

Удачи вам, дебютанты и асы,

Удачи! Особенно по утрам,

Когда вы входите в аудитории,

Одни — как в клетку,

другие — как в храм.

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!