МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТРЕНИНГ
на тему: ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГА
Психологический тренинг «Личностный рост педагога»
Цель: формирование внутренней позиции успешного педагога.
Задачи:
Расширение зоны личной уверенности педагогов.
Принятие сильных сторон личности, способствующих эффективному взаимодействию с окружающими.
План
Приветствие
Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодня я проведу для вас тренинговое занятие, цель которого формирование внутренней позиции успешного педагога. Но для начала давайте поприветствуем друг друга
Игра-приветствие.
Участники делятся на пары. Первые номера становиться внутренним кругом, вторые – внешним. Первые номера остаются на месте, вторые – передвигаются вокруг них по часовой стрелке, при этом каждая пара произносит стихотворение-приветствие и выполняет соответствующие действия:
Здравствуй, друг! Здороваются за руку.
Как ты тут! Хлопают по плечу друг друга.
Где ты был? Дергают за ушко друг друга.
Я скучал! Кладут руки себе на сердце.
Ты пришел! Разводят руки в стороны.
Хорошо! Обнимаются.
Правила работы на тренинге. Наша работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно:
Доверительный стиль общения;
Активное участие в происходящем;
Общение по принципу «здесь и сейчас»;
Уважение к говорящему.
Информационная часть «Познавая себя, ты познаешь мир...»
Древние мудрецы говорили, что, «изучая себя, мы изучаем мир». Зная свои достоинства и недостатки, мы можем использовать их себе во благо: в нужный момент обойти препятствие, избежать конфликта, сэкономить силы и нервы, не «рвать» понапрасну сердце, постигать новое и продуктивно работать, отдыхать, расслабляться и т.д. Никто из нас не знает себя полностью, мнение посторонних и гороскопы тоже не всегда объективны.
Изучать себя с ленцой, без напряжения мысли, оставляя размышления о собственной персоне на потом, можно всю жизнь.
Изучать самого себя нужно добросовестно, скрупулезно, применяя интуицию как в этом процессе непосредственно, так и при использовании знаний о себе в жизни.
Упражнение «Я подарок для человечества»
Каждый человек – это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо каждому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность, над тем, что вы являетесь подарком для человечества.
Аргументируйте свое утверждение фразой: «Я подарок для человечества, так как я...».
Упражнение «Мои недостатки»
В течение 5 минут напишите подробный список причин, по которым вы не можете полюбить себя. Если вам не хватит отведенного времени, можете писать дольше, но ни в коем случае не меньше. После того как напишите, вычеркните все то, что соотносится с общими правилами, принципами: «Любить себя не скромно», «Человек должен любить других, а не себя». Пусть в списке останется только то, что связано лично с вами.
Отметьте те черты, те недостатки, которые вы могли бы помочь ему преодолеть. Почему бы вам не сделать то же самое для себя? Выпишите их в отдельный список, а из них вычеркните те, которые сможете преодолеть. С теми, что остались, поступите следующим образом: скажем себе, что они у нас есть, надо научиться жить с ними и думать, как с ними справиться. Мы же не откажемся от любимого человека, если узнаем, что некоторые его привычки нас, мягко говоря, не устраивают.
Притча «Крестьянин и пропавший кошелек с деньгами»
Один крестьянин заметил исчезновение своего кошелька с деньгами. Обыскав весь дом, он не нашел кошелька и пришел к выводу, что его украли. Перебирая в памяти всех, кто приходил к нему в дом в последнее время, крестьянин решил, что знает вора – это был соседский сын. Мальчик заходил к нему как раз накануне исчезновения кошелька, и никто другой не мог бы совершить кражу.
Встретив мальчика в следующий раз, крестьянин заметил в его поведении много подтверждений своим подозрениям. Соседский сын явно смущался его, прятал глаза и вообще имел вид нашкодившего кота; словом, каждый жест, каждое движение выдавали в нем вора. Но у крестьянина не было никаких прямых улик, и он не знал, что делать. Каждый раз, когда он встречался с мальчиком, тот выглядел все более виноватым, а крестьянин злился все сильнее.
Наконец он так разгневался, что решил пойти к отцу воришки и предъявить ему формальное обвинение.
И тут жена позвала его:
- Посмотри, что я нашла за кроватью, – сказала она и подала ему пропавший кошелек с деньгами.
На другой день крестьянин снова посмотрел на сына своего соседа: ни жестом, ни движением не походил он на вора.
Суть:
Человек видит в окружающих то, что хочет видеть. Весь мир вокруг нас -это зеркало. От того как мы его воспринимаем, будет зависеть то, как он воспринимает нас. Будьте добрее, и мир будет добрее к вам.
Упражнение «Мозговой штурм»
Мини-лекция «Что такое мозговой штурм. Мозговой штурм – один из наиболее известных методов коллективного поиска решений.
Продолжить предложение, не повторяя друг друга.
Личностный рост педагога – это…
Варианты ответов:
повышение квалификации;
чтение литературы;
саморазвитие;
участие в конкурсах;
уметь анализировать свои поступки
уметь вовлекать в значимую деятельность других людей
уметь принимать себя и других
учиться развивать свои хорошие качества
учиться всегда и везде
самосовершенствование
применять индивидуальный подход
иметь личное мнение
признаваться самому себе в своих недостатках, находить их причину и шаг за шагом искоренять их.
Мини - сообщение
Личностный рост педагога – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала.
Разработка и освоение инноваций предполагает наличие у педагогов способности к продуцированию нового, т. е. высокоразвитую способность к творчеству. Таким образом, современный колледж создает педагог творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых технологий, приемов и методов, техник, но и реализация потенциальных возможностей и способностей педагога, его потребности в самореализации.
Педагогу творческого типа присущи следующие личностные функции и качества: владение рефлексией, принятие личностного смысла педагогической деятельности, способность к презентации своего личностного опыта. Именно готовность к творчеству позволит учителю организовать исследовательскую, поисковую деятельность.
Таким образом, личностный рост - это качественные изменения личностного развития, затрагивающие основные жизненные отношения, "ядро" личности.
Сегодня от педагога требуется готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях.
Упражнение “Модальность”
Очень часто в общении с учениками мы используем фразы:
“Ты должен хорошо учиться!”, “Ты должен думать о будущем!”, “Ты должен слушаться учителей и родителей!”. Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: “Ты можешь...”, “Ты имеешь право..”, “Тебе интересно...”. О себе обращаясь к учащимся мы говорим следующее: “Я могу тебя наказать...”, “У меня есть полное право...”, “Я знаю, что делать...”, “Я старше и умнее...”. Модальность долженствования (ты должен...) тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые состояния, поэтому модальность долженствования в обращении учителя к ученику необходимо свести к минимуму.
Я предлагаю типичные фразы в модальности долженствования, вам необходимо перевести в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания. Например: “Ты должен слушаться учителей и родителей!” (типичная фраза). – “Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться”.
“Сядь сию же минуту! Выплюнь жвачку!”
“Ты должен хорошо учиться!”
“Ты ведешь себя как первоклассник, а не старшеклассник!”
“Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!”
“Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!”
“Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!”
“Почему вы сидите не на своих местах? Вы должны сидеть так, как я вас посадила!”
“Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!”
“Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!”
“Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!”
Мини - сообщение
Психологами в ходе многочисленных исследований были выделены такие качества личности педагога, которые оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность.
Эмоциональность
В состав этого качества входит:
интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;
адекватность эмоционального состояния педагога на деятельность учащихся;
доброжелательность реакции педагога на возбуждение;
уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.
Выразительность речи
Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи педагога.
Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «ТРИ О»:
общение – с хорошей литературой, искусством, природой;
общение – с интересными людьми, любовь, дружба;
общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений.
Творческое начало личности
Педагог, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно… Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!» Одностишие: Я и творить, и натворить умею.
Организаторские способности
Необходимы как для обеспечения работы самого педагога, так и для создания хорошего ученического коллектива. «Я горы вмиг с ребятами сверну. Планировать могу, могу и делать».
Чувство юмора
Дети любят разных педагогов, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход. В.А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у педагога чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают педагога. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого педагог часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между студентами и педагогами можно было бы предотвратить, умей педагог с юмором отнестись в причине противостояния, обратить все в шутку. «Мне юмор в детстве подмешали в молоко».
Настойчивость, дисциплинированность
Два эти качества характеризуют развитие воли педагога. Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца. Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу педагога: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями и учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.
Информационная часть. «Наши взаимоотношения с другими – это зеркало нас самих»
Как же я отношусь к себе? Просыпаюсь ли я по утрам с радостью, что я здесь? Хорошо ли мне наедине с собой? Нравятся ли мне мои мысли? Смеюсь ли я сама над собой? Люблю ли я свое тело?
Если у меня недостаточно хорошие отношения с самим собой, как у меня могут возникнуть хорошие отношения с кем-нибудь еще? Если я не люблю сам себя, то я буду вечно искать кого-то, кто сделает мою жизнь полной и счастливой и исполнит мои мечты».
Все начинается с любви к себе. Если вы по-настоящему любите себя, вы становитесь спокойным, цельным человеком. И у вас устанавливаются прекрасные отношения в семье и на работе. Вы обнаружите, что по-новому реагируете на различные ситуации и окружающих вас людей. Новые знакомые появляются в вашей жизни, а некоторые из прежних – уходят.
Любые отношения с людьми важны для нас, поскольку в них отражается то, что мы думаем о себе. Часто случается так, что качества, которые мы не принимаем в других, – это наши собственные качества..
Фильм «Сила улыбки
Мирзакарим Санакулович Норбеков - академик, доктор психологии, доктор философии в медицине, действительный член и член-корреспондент ряда российских и зарубежных академий, писатель, путешественник, фотограф, художник, спортсмен, обладатель черного пояса (3 дан) по карате Киокушинкай. Автор уникальной учебно-оздоровительной методики, вернувшей миллионам людей радость здоровой, полноценной жизни.
Психологический тест «Загадайте три очень близких к вашей душе животных или зверей, млекопитающих, птиц»
Притча
Необходимо усилие...
Человек шел по лесу и увидел кокон, из которого через маленькую щель пыталась выйти бабочка. Ему стало любопытно, он остановился и наблюдал за этой картиной долгие часы. Прошло много времени. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и даже, как будто, отчаявшись, оставила свои попытки.
Тогда человек решил помочь бабочке. Он взял перочинный ножик и надрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Она так и не смогла летать. Оказывается, при выходе через узкую щель, бабочке необходимо было усилие для того, чтобы жидкость из тела перешла в крылья. Только в этом случае она смогла бы летать...
Вот так и каждого из нас, Жизнь часто заставляет с трудом пробираться через сложные ситуации, чтобы мы могли расти и развиваться... Соберитесь!
Притча
Что должен знать каждый...
Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.
- Есть пять вещей, которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.
А теперь я попрошу Вас написать на листочке пять вещей которые сказал карандашный мастер прежде чем положить карандаш в коробку.
Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.
Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимо, чтобы стать лучшим карандашом.
Третье: у тебя будет способность исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
Четвертое: наиболее важная твоя часть будет всегда находиться внутри тебя.
И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.
Карандаш понял и был помещен в коробку с призванием в сердце.
Оригинальный психологический тест (узнай свой характер) по 4 действиям
Что нужно сделать, чтобы протестировать себя:
1. Сложите руки в замок.
Если сверху окажется большой палец правой руки, запишите на листочке цифру «2», если левой - цифру «1».
2. Прицельтесь в невидимую мишень, закрыв один глаз...
Если остался открыт левый глаз, то запишите цифру "1", если правый - "2"
3.Положите руки на грудь крестом, и посмотрите, какая рука окажется сверху
Если кисть левой руки окажется лежащей сверху на правой руке, то запишите цифру "1", правая сверху - "2"
Поаплодируйте..
Если сверху окажется левая рука, то цифра "1", если правая, то "2"
Результат теста (особенности характера):
«2222» - устойчивый тип характера, консерватизм, не желание вступать в конфликты спорить с кем либо
«2221» - у вас самая яркая черта характера - крайняя нерешительность.
«2212» - вы коммуникабельны, всегда можете найти общий язык практически со всеми
«2111» - вы непостоянны, делаете всё сами, не ищите поддержки других.
«2211» - довольно нечасто встречающееся сочетание. Вы коммуникабельны, идёте на контакт, в тоже время имеет очень мягкий характер
«2122» - вы - "технарь", аналитический склад ума и мягкость. вы осторожно ко всему относитесь, наблюдается некоторая холодность в отношении с окружающими
«2121» - самое редкое сочетание, беззащитность, подверженность к влиянию людей
«1112» - Вы эмоциональны, энергичны и решительны
«1222» - довольно часто встречаемый характер. Вы эмоциональны, но не хватает упорства и настойчивости в решении жизненных вопросов, подвержены чужому влиянию. Хорошая коммуникабельность и люди тянутся к вам.
«1221» - Эмоциональность, нехватка настойчивости, очень мягкий характер, наивность.
«1122» - вы дружелюбный человек, но в то же время немного наивный и простой. склонны к копанию в себе, анализу действий. Интересов много, но не на все хватает времени
«1121» - вы очень доверяете людям и у вас мягкий характер. Скорее всего, вы творческая натура
«1111» - вы крайне неконсервативный человек. Творчество занимает в вашей жизни далеко не последнюю роль. На многие вещи вы смотрите нестандартно. Сильные эмоции, выраженный индивидуализм, эгоизм. Вы упрямы и эгоистичны, но это не мешает вам жить.
«1212» - вы сильный духом человек. Можно сказать, упёртый, достигаете поставленных целей.
«1211» - Вы склонны к копанию внутри себя, немного замкнуты, довольно сложно найти друзей, но духом сильны, в достижении поставленной цели вряд ли что-то может сломить вас.
«2112» - у вас лёгкие и непринуждённые черты характера, вы спокойно находите новых друзей, заводите знакомства и часто сменяете увлечения.
Мудрость в повседневных контактах
Взять ответственность в первую очередь за себя и за все с чем мы будем связанны. Фильм «Ответственность»
Определитесь с целями. Фильм «Веская причина»
Работайте и инвестируйте в себя.
Не надо думать, как я это сделаю, а просто идите и делайте, потому что вместо вас этого никто ни сделает. Фильм «Старинный рецепт».
Самые лучшие инвестиции - это инвестиции в самообразование и саморазвитие.
Удачи вам, Уважаемые педагоги!
Добрые, скромные и деловые.
Капитаны на мостике корабля.
Удачи вам, дебютанты и асы,
Удачи! Особенно по утрам,
Когда вы входите в аудитории,
Одни — как в клетку,
другие — как в храм.
Спасибо за внимание!