Личные качества педагога, как важный элемент развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ.
Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения детей в социальные и производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.
С развитием общества меняется и сущность воспитания. История дает яркие примеры особенностей воспитания в различные эпохи: первобытно-общинный строй, Античность, Средневековье, Новое и Новейшее время.
Животный мир тоже занимается воспитанием своих детенышей, пользуясь инстинктами, которые им были переданы по наследству от прародителей и природы. Человек, в отличие от животного, обладает очень важными и значимыми для качественного взаимодействия с потомками способностями – это эмоциональный интеллект и постоянное стремление к развитию. Причем это развитие должно быть обоюдным, если ты хочешь, чтобы твои воспитанники получали больше знаний, больше умели и усовершенствовали свои навыки, то твое развитие как профессионала должно происходить на постоянной основе и быть частью рабочего процесса. Педагог, который работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен уметь радоваться маленьким успехам своих воспитанников, но всегда искренне верить в их способности, говорить об их умениях, поощрять стремления и старания, мотивировать на новые успехи. Если воспитатель завышает требования к ребятам, то очень скоро может наступить разочарование, так как способности у детей разные и завышать их это все равно, что ждать от новорожденного слов и песен. Нужно максимально объективно воспринимать особенности детей, не занижая и не завышая их реальных способностей.
Лично для меня, слово воспитание ассоциируется со словом питание. То есть педагог в прямом смысле напитывает своих воспитанников нравственной и культурной пищей. Невозможно накормить из пустой тарелки. Если воспитатель не обладает необходимыми моральными качествами, высокой культурой общения, добрым сердцем и великодушием, то ребенок не только останется «голодным», но даже может быть отравлен некачественным «продуктом». Тем более, если речь идет о детях с ТМНР, так как с ними шаблоны воспитания работают не всегда, они очень чувствительны к эмоциональному состоянию взрослого. Когда я была практиканткой, мне всегда было интересно, почему дети радостно бежали к одному педагогу и были абсолютно безразличны к другому. Когда стихи и песни с большим удовольствием и гораздо быстрее учат с одним учителем и со слезами или капризами идут на занятия к другому. Тогда я решила узнать в чем секрет, и один из мастеров своего дела, к которому дети всегда бежали с открытыми объятиями, сказала: «Секрета нет, я просто люблю свое дело и людей, с которыми работаю». И знаете, что самое важное в ее признании – это слово «ЛЮДИ», под которым она имела ввиду не только коллег, но и детей! Ребенок – это прежде всего личность, с диагнозами или без! Я считаю, что этим качеством должен обладать абсолютно каждый учитель в первую очередь! Еще я заметила одну важную особенность, которой обладал этот педагог, она как-то по-особенному хвалила детей за успехи или за хорошо выполненную задачу. Она практически не употребляла фразу «Молодец» или «Хорошо», она всегда очень точечно говорила о положительных моментах. Ну, например: «Ты так тщательно вытерла доску, что теперь на ней писать жалко!», «Мне нравится, как ты нарисовал собаку, она как настоящая, будто вот-вот гавкнет», «Я в восторге, от того, как ты справился с конфликтом, ты так точно выразил свою позицию, научишь меня?». Вы не представляете, как это вдохновляло и мотивировало ребят на новые подвиги и свершения! А еще, она практически в каждой фразе, обращенной к ребенку употребляла слова - «пожалуйста» и «благодарю», а если была не права или не могла выполнить просьбу, всегда говорила – «мне жаль». Она была для своих учеников и авторитетом, и добрым советчиком, и поддерживающим взрослым. Для меня, этот педагог стал примером и эталоном человека, который питает своих воспитанников самой изысканной нравственной и эмоциональной пищей.
Культурный диалог «отцов» и «детей» — сущность любого учения и воспитания, а это непрерывный процесс, пока живет человек, и вечный, пока существует человечество. Но, конечно, методический аспект в данной теме тоже важен, поэтому немного теории все-таки необходимо описать.
Задачей современных педагогов является воспитание в детях с ОВЗ самостоятельности в принятии решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Это высшие цели, к которым должен стремиться профессионал. Социализация будет успешной, если у ребенка сформированы такие понятия как культура поведения, коммуникация, понимание своих потребностей и стремление к их удовлетворению.
Цель воспитания — наиболее полное культуроемкое развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Содержанием воспитания является культура личности: внутренняя культура, ядром которой является духовность, и внешняя культура (общения, поведения, внешнего вида), способности каждого человека, его самоопределение, саморазвитие, самореализация
Средства воспитания. Определяющими во все времена средствами воспитания, более всего оказывающими влияние на развитие ребенка, являются различные виды деятельности: игра, труд, спорт, творчество, общение. Выделяется ведущий тип деятельности в каждом конкретном возрасте воспитанника: игровая деятельность в дошкольном возрасте, учебная — в младшем школьном, личностное общение — в подростковом, учебно-профессиональная — в старшем школьном возрасте.
Методика воспитательной работы — раздел теории воспитания, исследующий особенности организации воспитательного процесса в различных образовательно-воспитательных учреждениях, детских объединениях и организациях, разрабатывающий рекомендации по созданию системы воспитательной работы в образовательном или воспитательном учреждении и повышению ее эффективности, использованию тех или иных методик или технологий в воспитательном процессе.
Виды воспитательной деятельности
Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и так далее. Организуется она в таких формах работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, недели книги.
Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей — всего того, что называют ценностями. Педагог имеет много возможностей стимулировать выработку учащимися отношений, взглядов на жизнь в различных формах деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, дискуссии, диспуты.
Общественная деятельность предполагает участие детей в органах самоуправления, различных детских и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях.
Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать учащимся, однако педагог не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Свободное общение, досуг учащихся могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.
Педагог должен многое знать и уметь для методически правильной организации всех этих форм работы. Но знать теорию, владеть методическим материалом и использовать свои знания в ежедневной практике с детьми с ОВЗ это как знать на отлично правила дорожного движения, не умея управлять автомобилем.
Вы можете быть трижды профессионалом с несколькими образованиями в сфере педагогики и воспитания, но есть набор эмоций по отношению к особенным детям, часто испытывая которые, вы вряд ли сможете продолжать свой профессиональный путь с этой категорией детей. За период работы в учреждении для детей с ограниченными возможностями я столкнулась с несколькими наблюдениями, которые, по моему мнению, являются весьма значимыми в воспитательной работе. Текучка кадров в специальных учреждениях была всегда и новенькие, по моим наблюдениям, не могли работать по трем основным причинам: жалость, страх и брезгливость. Иногда эти чувства сочетались, но бывало достаточно и одного из них было, чтобы человек не мог взаимодействовать с детьми и увольнялся с работы. Особенно, если речь идет о сложных диагнозах и тяжелых нарушениях у учащихся. И особенно, в профессии воспитателя, так как именно он проводит с детьми много времени и вступает с ними в близкий эмоциональный и физический контакт. Так вот, если вы хотите работать с детьми с ОВЗ, то в первую очередь вы должны понять несколько простых истин. Не нужно жалеть, нужно знать на что способен именно этот ребенок и верить в него, помогая добиваться новых умений и навыков. Сопереживать, если ему больно, поддержать, если ему тяжело, но не жалеть. Жалость обесценивает человека, уменьшает его истинные способности и не позволяет двигаться с ребенком вперед. Вторая причина – это страх. И здесь снова про то, что вы должны изучить ребенка. Предполагать, когда он может вспылить, знать как он проявляет агрессию и в каких ситуациях это происходит чаще. Не перевозбуждать нервную систему и не провоцировать агрессию резкими словами, грубостью и тем более жестами. Если вы будете бояться детей с ОВЗ, постоянно думая о том, что они могут на вас кинуться или закатить истерику, то вы очень скоро испытаете эмоциональное выгорание, а ребенок так и не получит от вас должного внимания. Обсудите правила поведения в таких ситуациях с психологом вашей организации, если понимаете, что среди воспитанников есть импульсивные дети. И еще важное чувство, которое испытывают молодые педагоги и воспитатели – это брезгливость. Часто дети с ОВЗ выглядят не аккуратно, может быть посторонний неприятный запах, у некоторых может быть повышено слюноотделение. У многих, плохо развиты навыки самообслуживания, нарушена моторика и так далее. Если взаимодействие с таким ребенком вызывает отторжение, отвращение, то это чревато появлением чувства злости и раздражения по отношению к ним. Это несомненно стресс как для вас, так и для воспитанника. В таком случае, нужно помнить, что ребенок болен, но он не заразен! И через слюну или искривленный параличом рот ребенка невозможно подхватить олигофрению или ДЦП. Чтобы от него не пахло, можно чаще обращаться к гигиеническим процедурам, менять белье, использовать платочки и влажные салфетки, пользоваться безопасными арома маслами, чаще и тщательней чистить зубы, обучать навыками самообслуживания, исходя из особенностей и способностей каждого. То есть предпринимать какие-то конкретные меры, чтобы взаимодействие с ребенком было приятнее.
Если вы часто испытываете похожие эмоции, но не планируете увольняться, то советую пересмотреть свое отношение к данному контингенту детей и сделать выбор в сторону сохранения психического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса. Не нужно замалчивать проблемы, обращайтесь за помощью к специалистам (неврологи, психологи), к коллегам, к администрации, прорабатывайте свое психо-эмоциональное состояние с личным психотерапевтом. Помните, что педагог – это как родитель для многих детей, это проводник во взрослый мир, это образец и наставник. Несмотря на всю сложность взаимодействия с данной категорией детей, вы должны любить свою работу. Важно помнить о своей миссии. И если вы устали или эмоционально выгорели, начали срываться на детях или испытываете неприятные чувства по отношению к ним, то самое время заняться собой и вспомнить очень важное правило - «НЕ НАВРЕДИ!» И в крайнем случае лучше взять паузу в профессии, чем причинять психологические страдания себе и вашим воспитанникам. Ведь маленькая зарплата, строгое руководство или коллеги-сплетники, это вторично, если у вас есть чувство эмпатии и толерантности, объективное и спокойное отношение к дефектам ребенка, уверенность в своих действиях и любовь к своей профессии, радость в глазах детей и благодарность от взрослых, развитие и осознание значимости своего дела во вселенском масштабе - это основа для качественного взаимодействия с детьми, профессионального и человеческого счастья! Ведь наша работа – это не просто перечень должностных обязанностей, это огромная часть нашей жизни и она должна приносить не только деньги, но и радость!
И в заключении, мне бы хотелось вспомнить педагога из моего студенческого прошлого, который стал примером и эталоном профессионального мастерства.
«Чтобы не происходило у вас в душе, вы всегда должны помнить одну простую истину - от того, что вы принесете своим ученикам в виде нравственной пищи, большую часть этого они понесут в свою жизнь и в жизнь других людей. Так формируется общество и его культура, так выстраивается взаимодействие между поколениями, в таком мире жить нам и нашим детям!»