СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личные качества педагога, как залог успешной профессиональной деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о важности наличия у педагога определенных личных качеств, дающих право называться мастером своего дела. О некоторых трудностях взаимодействия с детьми с ОВЗ и способах их минимизировать, опираясь на личные качества и эмпатию.   

Просмотр содержимого документа
«Личные качества педагога, как залог успешной профессиональной деятельности»


Личные качества педагога, как важный элемент развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ.


Воспитание является важнейшей функцией общества с древ­нейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения детей в соци­альные и производственные отношения невозможно развитие об­щества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.

С развитием общества меняется и сущность воспитания. История дает яркие примеры особенностей вос­питания в различные эпохи: первобытно-общинный строй, Ан­тичность, Средневековье, Новое и Новейшее время.

Животный мир тоже занимается воспитанием своих детенышей, пользуясь инстинктами, которые им были переданы по наследству от прародителей и природы. Человек, в отличие от животного, обладает очень важными и значимыми для качественного взаимодействия с потомками способностями – это эмоциональный интеллект и постоянное стремление к развитию. Причем это развитие должно быть обоюдным, если ты хочешь, чтобы твои воспитанники получали больше знаний, больше умели и усовершенствовали свои навыки, то твое развитие как профессионала должно происходить на постоянной основе и быть частью рабочего процесса. Педагог, который работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен уметь радоваться маленьким успехам своих воспитанников, но всегда искренне верить в их способности, говорить об их умениях, поощрять стремления и старания, мотивировать на новые успехи. Если воспитатель завышает требования к ребятам, то очень скоро может наступить разочарование, так как способности у детей разные и завышать их это все равно, что ждать от новорожденного слов и песен. Нужно максимально объективно воспринимать особенности детей, не занижая и не завышая их реальных способностей.

Лично для меня, слово воспитание ассоциируется со словом питание. То есть педагог в прямом смысле напитывает своих воспитанников нравственной и культурной пищей. Невозможно накормить из пустой тарелки. Если воспитатель не обладает необходимыми моральными качествами, высокой культурой общения, добрым сердцем и великодушием, то ребенок не только останется «голодным», но даже может быть отравлен некачественным «продуктом». Тем более, если речь идет о детях с ТМНР, так как с ними шаблоны воспитания работают не всегда, они очень чувствительны к эмоциональному состоянию взрослого. Когда я была практиканткой, мне всегда было интересно, почему дети радостно бежали к одному педагогу и были абсолютно безразличны к другому. Когда стихи и песни с большим удовольствием и гораздо быстрее учат с одним учителем и со слезами или капризами идут на занятия к другому. Тогда я решила узнать в чем секрет, и один из мастеров своего дела, к которому дети всегда бежали с открытыми объятиями, сказала: «Секрета нет, я просто люблю свое дело и людей, с которыми работаю». И знаете, что самое важное в ее признании – это слово «ЛЮДИ», под которым она имела ввиду не только коллег, но и детей! Ребенок – это прежде всего личность, с диагнозами или без! Я считаю, что этим качеством должен обладать абсолютно каждый учитель в первую очередь! Еще я заметила одну важную особенность, которой обладал этот педагог, она как-то по-особенному хвалила детей за успехи или за хорошо выполненную задачу. Она практически не употребляла фразу «Молодец» или «Хорошо», она всегда очень точечно говорила о положительных моментах. Ну, например: «Ты так тщательно вытерла доску, что теперь на ней писать жалко!», «Мне нравится, как ты нарисовал собаку, она как настоящая, будто вот-вот гавкнет», «Я в восторге, от того, как ты справился с конфликтом, ты так точно выразил свою позицию, научишь меня?». Вы не представляете, как это вдохновляло и мотивировало ребят на новые подвиги и свершения! А еще, она практически в каждой фразе, обращенной к ребенку употребляла слова - «пожалуйста» и «благодарю», а если была не права или не могла выполнить просьбу, всегда говорила – «мне жаль». Она была для своих учеников и авторитетом, и добрым советчиком, и поддерживающим взрослым. Для меня, этот педагог стал примером и эталоном человека, который питает своих воспитанников самой изысканной нравственной и эмоциональной пищей.

Культурный диалог «отцов» и «детей» — сущность любого учения и воспитания, а это непрерывный процесс, пока живет человек, и вечный, пока существует человечество. Но, конечно, методический аспект в данной теме тоже важен, поэтому немного теории все-таки необходимо описать.

Задачей современных педагогов является воспитание в детях с ОВЗ самостоятельности в принятии решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Это высшие цели, к которым должен стремиться профессионал. Социализация будет успешной, если у ребенка сформированы такие понятия как культура поведения, коммуникация, понимание своих потребностей и стремление к их удовлетворению.

Цель воспитания — наиболее полное культуроемкое развитие человека, способного к духовно­му и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и са­мореализации.

Содержанием воспитания является культура личности: внутренняя культура, ядром которой является духовность, и внешняя культура (общения, поведения, внешнего вида), способности каждого человека, его самоопределение, саморазвитие, самореа­лизация

Средства воспитания. Определяющими во все времена средствами воспитания, более всего оказывающими влияние на развитие ребенка, являются различные виды деятель­ности: игра, труд, спорт, творчество, общение. Выделяется веду­щий тип деятельности в каждом конкретном возрасте воспитанни­ка: игровая деятельность в дошкольном возрасте, учебная — в млад­шем школьном, личностное общение — в подростковом, учебно-профессиональная — в старшем школьном возрасте.

Методика воспитательной ра­боты — раздел теории воспита­ния, исследующий особенности организации воспитательного процесса в различных образова­тельно-воспитательных учрежде­ниях, детских объединениях и организациях, разрабатывающий ре­комендации по созданию системы воспитательной работы в об­разовательном или воспитательном учреждении и повышению ее эффективности, использованию тех или иных методик или тех­нологий в воспитательном процессе.

Виды воспитательной деятельности

Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и так далее. Организуется она в таких формах работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, недели книги.

Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей — всего того, что называют ценностями. Педагог имеет много возможностей стимулировать выработку учащимися отношений, взглядов на жизнь в различных формах деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, дискуссии, диспуты.

Общественная деятельность предполагает участие детей в органах самоуправления, различных детских и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях.

Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать учащимся, однако педагог не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Свободное общение, досуг учащихся могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.

Педагог должен многое знать и уметь для методически правильной организации всех этих форм работы. Но знать теорию, владеть методическим материалом и использовать свои знания в ежедневной практике с детьми с ОВЗ это как знать на отлично правила дорожного движения, не умея управлять автомобилем.

Вы можете быть трижды профессионалом с несколькими образованиями в сфере педагогики и воспитания, но есть набор эмоций по отношению к особенным детям, часто испытывая которые, вы вряд ли сможете продолжать свой профессиональный путь с этой категорией детей. За период работы в учреждении для детей с ограниченными возможностями я столкнулась с несколькими наблюдениями, которые, по моему мнению, являются весьма значимыми в воспитательной работе. Текучка кадров в специальных учреждениях была всегда и новенькие, по моим наблюдениям, не могли работать по трем основным причинам: жалость, страх и брезгливость. Иногда эти чувства сочетались, но бывало достаточно и одного из них было, чтобы человек не мог взаимодействовать с детьми и увольнялся с работы. Особенно, если речь идет о сложных диагнозах и тяжелых нарушениях у учащихся. И особенно, в профессии воспитателя, так как именно он проводит с детьми много времени и вступает с ними в близкий эмоциональный и физический контакт. Так вот, если вы хотите работать с детьми с ОВЗ, то в первую очередь вы должны понять несколько простых истин. Не нужно жалеть, нужно знать на что способен именно этот ребенок и верить в него, помогая добиваться новых умений и навыков. Сопереживать, если ему больно, поддержать, если ему тяжело, но не жалеть. Жалость обесценивает человека, уменьшает его истинные способности и не позволяет двигаться с ребенком вперед. Вторая причина – это страх. И здесь снова про то, что вы должны изучить ребенка. Предполагать, когда он может вспылить, знать как он проявляет агрессию и в каких ситуациях это происходит чаще. Не перевозбуждать нервную систему и не провоцировать агрессию резкими словами, грубостью и тем более жестами. Если вы будете бояться детей с ОВЗ, постоянно думая о том, что они могут на вас кинуться или закатить истерику, то вы очень скоро испытаете эмоциональное выгорание, а ребенок так и не получит от вас должного внимания. Обсудите правила поведения в таких ситуациях с психологом вашей организации, если понимаете, что среди воспитанников есть импульсивные дети. И еще важное чувство, которое испытывают молодые педагоги и воспитатели – это брезгливость. Часто дети с ОВЗ выглядят не аккуратно, может быть посторонний неприятный запах, у некоторых может быть повышено слюноотделение. У многих, плохо развиты навыки самообслуживания, нарушена моторика и так далее. Если взаимодействие с таким ребенком вызывает отторжение, отвращение, то это чревато появлением чувства злости и раздражения по отношению к ним. Это несомненно стресс как для вас, так и для воспитанника. В таком случае, нужно помнить, что ребенок болен, но он не заразен! И через слюну или искривленный параличом рот ребенка невозможно подхватить олигофрению или ДЦП. Чтобы от него не пахло, можно чаще обращаться к гигиеническим процедурам, менять белье, использовать платочки и влажные салфетки, пользоваться безопасными арома маслами, чаще и тщательней чистить зубы, обучать навыками самообслуживания, исходя из особенностей и способностей каждого. То есть предпринимать какие-то конкретные меры, чтобы взаимодействие с ребенком было приятнее.

Если вы часто испытываете похожие эмоции, но не планируете увольняться, то советую пересмотреть свое отношение к данному контингенту детей и сделать выбор в сторону сохранения психического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса. Не нужно замалчивать проблемы, обращайтесь за помощью к специалистам (неврологи, психологи), к коллегам, к администрации, прорабатывайте свое психо-эмоциональное состояние с личным психотерапевтом. Помните, что педагог – это как родитель для многих детей, это проводник во взрослый мир, это образец и наставник. Несмотря на всю сложность взаимодействия с данной категорией детей, вы должны любить свою работу. Важно помнить о своей миссии. И если вы устали или эмоционально выгорели, начали срываться на детях или испытываете неприятные чувства по отношению к ним, то самое время заняться собой и вспомнить очень важное правило - «НЕ НАВРЕДИ!» И в крайнем случае лучше взять паузу в профессии, чем причинять психологические страдания себе и вашим воспитанникам. Ведь маленькая зарплата, строгое руководство или коллеги-сплетники, это вторично, если у вас есть чувство эмпатии и толерантности, объективное и спокойное отношение к дефектам ребенка, уверенность в своих действиях и любовь к своей профессии, радость в глазах детей и благодарность от взрослых, развитие и осознание значимости своего дела во вселенском масштабе - это основа для качественного взаимодействия с детьми, профессионального и человеческого счастья! Ведь наша работа – это не просто перечень должностных обязанностей, это огромная часть нашей жизни и она должна приносить не только деньги, но и радость!

И в заключении, мне бы хотелось вспомнить педагога из моего студенческого прошлого, который стал примером и эталоном профессионального мастерства.

«Чтобы не происходило у вас в душе, вы всегда должны помнить одну простую истину - от того, что вы принесете своим ученикам в виде нравственной пищи, большую часть этого они понесут в свою жизнь и в жизнь других людей. Так формируется общество и его культура, так выстраивается взаимодействие между поколениями, в таком мире жить нам и нашим детям!»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя