СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личные окончания глаголов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Личные окончания глаголов»

Урок 6 Дата проведения: 21.09.21 Класс: 11-А

Тема урока : «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени».

Цель: сформировать у учащихся умения и навыков правописания окончаний глаголов , суффиксов причастий , умения выполнять задание 11 ЕГЭ

Планируемые результаты:

1. Метапредметные: преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить трудную информацию и составлять алгоритм работы,

2. Предметные: закрепить умение правильно писать окончания глагола , суффиксы причастий

3. Личностные: осознавать затруднения по материалу, преодолевать их, воспитывать интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы, языковую личность учащихся, развивать память, логическое мышление, речь, формировать умения самостоятельно пополнять знания.

Тип урока-урок систематизации знаний

Оборудование: карточки

Ход урока.

1.Орг.момент.

2. Мотивация учащихся

3.Актуализация знаний учащихся по домашней работе

Орфоэпический тренинг 11слов сущ, 1 слово причастие и 1 слово глагол)

1корысть краны, кремень, лекторов, новостей цемент центнер цепочка

шарфы, откупорил кровоточащий ,бухгалтеров

  • корЫсть крАны, кремЕнь, лЕкторов, новостЕй цемЕнт цЕнтнер цепОчка

шАрфы, откУпорил кровоточАщий, бухгАлтеров

4.Сообщение темы и цели урока

Создание проблемной ситуации

Какое задание ЕГЭ включает знания причастий и глаголов ? Почему их можно рассматривать вместе?

Ответ: при написании окончаний глаголов и суффиксов причастий необходимо знать спряжение

Итак, тема урока «Правописание окончаний глаголов и суффиксов прилагательных

-Как звучит формулировка задания ЕГЭ ?

Какова цель сегодняшнего урока?

Что должно быть результатом ?

-возможный ответ: знания теории, алгоритм выполнения задания

5.Работа над новой темой

Слайд №4

Прием «Корзина идей» по теме « Окончания глаголов и суффиксы прилагательных»

-оформление идей на доске , в тетрадях для конспектов

-работа в парах: поиск информации

1пара- окончания глаголов

2 пара: суффиксы причастий

-выступления групп

Тренировочное задание

1. В каком ряду в двух словах пишется буква Ю?

1. дремл...щая собака; зерна перемел...тся

2. стел...щееся растение; стадо гон..т

3. они ненавид...т; они кол...т лед

4. самокле...щиеся обои; терп...щий бедствие

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1)догон..шь,озадач..вший

2)разбуд..шь,омыва..мый

3)беспоко..шься ,подстрел..нный

4)шепч..шься, расчист..вший.

Самостоятельная работа по карточке

Карточка Словарный диктант задание: вставить орфограммы

  • обид…вший

  • стел…щийся туман,

  • участву…щий в спектакле,

  • муч…мый совестью,

дыш…щий тяжело,

пиш…щий грамотно,

краски выгор..т,

рабочие стро..т

расчист_вший

флаги ре..т,

Остальные ребята работают с тестами

11-1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

колебл_мый
выключ_вший
раскраш_нный
накруч_нный

бор_шься

11-2. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

скле…нная

выскоч…шь

беспоко…вшийся

он измен…тся

раска…вшийся грешник

11-3. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

остан…шься

нагруж…нный

стел…шь

движ…мый

посе…вшие

11-4. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

обид…вший

распиш…шься

нагруж…нная

запа…нная

увид…шь

11-5. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

выгон_шь

колебл_мый
скрюч_шься
расчист_вший

завис_мый

ответы:выключивший,склеенная,движимый,увидишь,колеблемый

Взаимоконтроль в парах ,

Критерии оценивания Дамира -10зад-оценка «5», 8-9-оценка «4»

5--7 заданий -оценка «3»

Критерии оценивания тестов-5 правильных ответов-5, 4-«4»

Физминутка :

Работа с учебником.

Упр.450,451


Комплексный анализ текста

Анализ текста В.Пескова « Чувство Родины».

Чувство Родины (обратите внимание на корни слов: род – родник – Родина) прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой. Это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей.

Родина – это очень много. Это и тропинка через ручей. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки, это имена людей, названия новых машин, которым неистово хлопают во всех городах Земли.

По праву человека, изрядно поездившего, должен поделиться своей тревогой. Много говорим о красоте земли, но бережем плохо то, что надо непременно беречь. Грустно признать, но на своей малой родине частенько видишь кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков. Песчаный берег «украшают» автомобильное колесо или какие–то ящики.

Пренебрежение обликом всего, что нас на земле окружает, встречаешь настолько часто, что нет возможности всего даже и перечислить. И как-то неловко уже после всего этого говорить о некоторых тонкостях восприятия человеком пейзажа. О том, например, что всегда внимание людей останавливало и волновало одиноко стоящее дерево.

Вспомните песни «Среди долины ровныя…», «При долине куст калины…», «Во поле березонька стояла…». В основе их человеческое волнение, вызванное родным пейзажем, изюминкой в нем – кустом калины, березой, одиноко стоящим дубом.

Забота об облике нашей земли мне представляется очень важной. Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем. Наш общий дом – Родина – должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга.

  1. О чём этот текст? Над какой проблемой размышляет автор? Прокомментируйте её.

  2. Какова авторская позиция? Согласны ли вы с ней. Выскажите своё мнение, приведя несколько аргументов.

  3. .найдите причастия, объясните их правописание

  4. Какое предложение связано с предыдущим при помощи лексического повтора и указательного местоимения?

  5. Какие изобразительные средства использует автор в тексте? Что такое эпитет, метафора, лексический повтор, синтаксический параллелизм, парцелляция?

Подведение итога урока

Письмо по кругу по теме урока –совместный текст

РефлЕксия

Д.з. упр.453


ПОВТОРИТЕ

ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ

Действительное причастие

настоящего времени

Действительное причастие

прошедшего времени

Образуются от перех. и неперех. гл. несов. вида

Образуются от перех. и неперех. гл. несов. вида

от гл. I спр.

от гл. II сп р.

от гл. I спр.

от гл. II спр.

-ущ, -ющ-

несут - несущий

колются -

       колющийся

-ащ-, -ящ-

молчат -молчащий

видят -видящий

-вш-

клеил —

       клеивший

увидел —

      увидевший

-ш-

замерз – замерзший

 пек - пекший

    Правописание суффиксов зависит от спряжения

    Правописание гласной зависит от начальной формы    (гласной перед –Л-)

СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ

Страдательное причастие

настоящего времени

Страдательное причастие

прошедшего времени

Образуются только от перех. гл. несов. вида

Образуются от перех. гл.

сов. вида; редко от несов. вида

от гл. I спр.

от гл. II спр.


-ем-, -ом-

Уважаем –

     уважаемый

встречаем -  

     встречаемый

-им-

гоним - гонимый

мучим - мучимый

-нн-

выделал ~ выделанный

обстрелял - обстрелянный

-енн-

выделил — выделенный

-т-

сшил — сшитый

Правописание суффиксов

зависит от спряжения

Правописание гласной зависит от начальной формы (гласной перед –Л-)










Урок 7 Дата проведения: 22.09.21 Класс: 11-А

Тема урока : «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени».

Цель: сформировать у учащихся умения и навыков правописания окончаний глаголов , суффиксов причастий , умения выполнять задание 11 ЕГЭ

Планируемые результаты:

1. Метапредметные: преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить трудную информацию и составлять алгоритм работы,

2. Предметные: закрепить умение правильно писать окончания глагола , суффиксы причастий

3. Личностные: осознавать затруднения по материалу, преодолевать их, воспитывать интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы, языковую личность учащихся, развивать память, логическое мышление, речь, формировать умения самостоятельно пополнять знания.

Тип урока-урок систематизации знаний

Оборудование: карточки

Ход урока.

1.Орг.момент.

2. Мотивация учащихся

3.Актуализация знаний учащихся по домашней работе

4.Работа по теме урока.

Правописание личных окончаний глаголов зависит от спряжения глагола. Если глагол с безударным личным окончанием, то его спряжение определяется по инфинитиву.

Iспряжение

II спряжение

Брить, стелить

Все глаголы на – ить ((кроме брить, стелить)

Все глаголы на – ять, - ать, - еть, - ыть, - уть…

Глаголы- исключения:

4 на – ать гнать, держать, дышать, слышать


7 на – еть зависеть, видеть, обидеть, терпеть, вертеть, ненавидеть, смотреть

Ед . число мн.число

1л. читаю1л. читаем

2л. читаешь2л. Читаете I спряжение

3л. читает3л.читают

Ед . число мн.число

1л. клею1л. клеим

2л. клеишь2л. клеите II спряжение

3л.клеит 3л.клеят

Правописание суффиксов причастий

Для правильного выбора суффикса причастия необходимо знать условия их написания.

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени зависит от спряжения исходного глагола.

Глагол I спряжения

Глагол II спряжения

Ущ- ющ

Шептать- шепчущий

Ащ- ящ

дышать- дышащий

Ем- ом

Читать - читаемый

Им

Видеть- видимый

Алгоритм выполнения задания №11.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется И?

Приоткрыва…мая

Уме…шь

Непередава…мые

Беспоко…шься

Преследу..мый

Ответ: беспокоишься ( беспокоиться, на – ить, значит второе спряжение, буду писать И. В Упражнение 1. Поставьте глаголы  во 2 л.ед.ч. наст. или будущего времени. Образец: догонишь (2 спр), смотр…,обид…,отруб…,крикн…,запомн…,гон…,узна…,прыгн…, Стро…,выполн….

Упражнение 2. Поставьте глаголы  в 3 л.мн. ч. наст. или будущего времени. Образец: борются (1 спр), стел..тся, стро…т, раста…т, подкле…т, разве…т, ла…т., посе…т, ка… тся, жал..т, дыш…т.

Упражнение 3 Образуйте  от данных глаголов дейст. причастия  Наст. вр. Образец: трепетать (1 спр )трепещущий, колоть, шептать, бороться, клеить, мерещиться,  клокотать. Упражнение 4 Образуйте  от данных глаголов страд. причастия  Наст. вр. Образец: слышать (2 спр ­ )слышимый, охранять, колебать, строить, управлять, видеть.

Упражнение 5 Вставьте пропущенную букву. Провер..нный, разве…нный, выруч..нный,посе…нный, услыш..нный,увид..вший, закле…вший,  остальных словах пишем Е.

Задание для самостоятельной работы.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов: а) действительных причастий настоящего времени; б) страдательных причастий настоящего времени.

а) Тяжело дыш...щий человек, бор...щийся с ленью, слыш...щийся издалека звук, стел...щийся туман, завис...щие от него обстоятельства, мел...щий муку агрегат, стро...щееся здание, кле...щий коробку мальчик, ре...щие знамена, запреща...щая директива, сража...щиеся воины, хлопоч...щая у плиты хозяйка, леч...щий врач, дорогосто...щие товары, готов...щийся к занятиям студент, знач...щееся в фондах количество книг, логично мысл...щий ученик;

б) разыскива...мый раритет, трудновоспиту...мый подросток, доказыва...мое обвинение, составля...мый документ, занима...мая должность, независ...мая комиссия, обвиня...мый в угоне машины, слыш...мый соседом, вид...мое затмение, всеми уважа...мый человек, рекоменду...мая литература, отправля...мые письма, не облага...мые налогом услуги.

 4.Подведение итогов. Рефлексия.

5.Д.З. УПР.455-456, 457




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!