Просмотр содержимого документа
«Личные окончания глаголов»
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Цели урока:
- Развивать орфографические навыки;
- Повторить спряжения глаголов;
- Научится определять спряжение глаголов;
- Научиться применять правило
правописания личных безударных окончаний
глаголов; развивать навыки монологической речи;
Вспомним что такое спряжение :
- Это изменение глаголов по лицам и числам.
Какие глаголы относятся ко II спряжению?
- Ко второму же спряженью Отнесем мы, без сомненья, Все глаголы, что на -ить, Исключения : брить, стелить. И еще: смотр еть , обид еть , Слыш ать , вид еть , ненавид еть , Гн ать , дыш ать , держ ать , верт еть И завис еть и терп еть .
Какие глаголы относятся к I спряжению:
- К I спряжению относятся:
- – глаголы в неопределённой форме ,оканчивающиеся на -еть , -ать -ять, -уть, -ыть, ---оть
- – два глагола на -ить:
брить и стелить.
Потренируемся?
Выберите глаголы
1 спряжения. Шагать, жить, ходить, плыть, строить, полоть, тянуть, носить, лететь, лаять.
Проверьте себя:
- Шагать, жить , ходить,
- плыть,
- строить, полоть,
- тянуть , носить,
- лететь,
- лаять.
Выберите глаголы II спряжения. Едешь,
гонит,
посмотрим,
тянем,
чистишь,
запускает,
спрячешь,
приготовит,
ставим.
Проверь себя:
- Гон ит - II спр.
- Посмотр ит - II спр.
- Чистишь - II спр.
- Приготов ит - II спр.
- став им - II спр .
ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖНО ЗНАТЬ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ?
чтобы правильно писать безударные личные окончания глаголов
Запиши и запомни!
- Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно: 1) поставить глагол в неопределённую форму (гуляет - гулять); 2) определить, какая гласная стоит перед -ть.
Важно!
По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя: жить – живёшь, живут (I спр.);
шуметь – шумишь, шумят (IIспр.).
Важно:
- Глаголы с приставками и суффиксом - ся изменяются(спрягаются) так же как бесприставочные. Поэтому при определении спряжения сначала надо отбрасывать «лишнее»: приставки и суффикс
Потренируемся?
Вставьте гласные в безударные личные окончания глаголов. Спорить – (ты) спор_ шь, хлопать – хлопа_ шь, купаться – купа_ шься, помнить – помн_ шь, пугаться – пуга_ шься, поджарить – поджар_ шь.
(комментированное письмо)
Попробуем вставить гласную в окончание глагола:
Ты потуш…шь, он откро…т, они пил…т, они штукатур…т, ты закро…шь, мы чита…м, он бре…т, мы дыш…м, он участву…т, мы завис…м.
Вставьте гласные в безударные личные окончания глаголов.
Все смотр_ т телевизор. Куда ты гон_ шь гусей? Зима стел_ т снежный ковёр. Парикмахер бре_ т бороду. Туристы пил_ т и кол_т дрова. Учитель скаж_т , когда приходить. Он кле_т обои. Ветер колыш_т знамёна. Больной тяжело дыш_т . Корабль держ_т путь в порт. Девочка пиш_т письмо. Ответ завис_т от решения.
А теперь самостоятельно:
- Вставьте гласные в безударные личные окончания глаголов. Одним ударом дерева не сруб_шь. Мама буд_т меня очень рано. Отец буд_т дома поздно. Чем больше узна_шь , тем счастливее стан_шь . Дружба правдой крепн_т . Раньше начн_шь , раньше законч_шь .
Проверяем:
Одним ударом дерева не сруб и шь. Мама буд и т меня очень рано. Отец буд е т дома поздно. Чем больше узна е шь, тем счастливее стан е шь. Дружба правдой крепн е т. Раньше начн е шь, раньше законч и шь.