СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекции и тесты по разделу "Общество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал из курса авторской разработки курса подготовки учеников 11 класса к ЕГЭ по обществознанию,представляет блок "Общество"

Просмотр содержимого документа
«Лекции и тесты по разделу "Общество"»

















ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ























Обществознание:

  1. Человек и общество

  2. Социальные отношения

  3. Познание

  4. Экономика

  5. Политика

  6. Право

  7. Духовная жизнь общества



ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО


Общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая людей и способы их взаимодействия.


узкий смысл понятия широкий смысл понятия

  1. круг людей, объединённых общностью 1. всё человечество в прошлом,

цели, интересов, происхождения (общество настоящем и будущем;

книголюбов, класс, кружок по вышива- 2. обособившаяся от природы, но тесно

нию и т.д.); связанная с ней часть материального

  1. исторический этап в развитии челове - мира.

чества (средневековое общество);

  1. отдельные страна, регион (российское

общество);

  1. человечество.

Характеристики общества:

  • динамичность – постоянное движение;

  • системность – целое, состоящее из элементов, взаимосвязанных друг с другом;

  • открытость – свободный вход и выход составляющих;

  • сложность организации – включает отдельных индивидов и социальные общности;

  • способность к саморазвитию – присутствуют процессы саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения;

  • непредсказуемость, альтернативность, нелинейность развития – различные варианты и модели будущего развития общества;

  • самодостаточность – способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования




Общество – открытая, динамичная, сложноорганизованная, саморазвивающаяся, самодостаточная система с непредсказуемым, нелинейным и альтернативным развитием.

Основные элементы общества как системы:

  1. сферы жизни общества

  2. общественные институты

  1. Подсистемы (сферы) общества – определённые группы общественных отношений.

Сферы жизни общества:

сфера

деятельность людей и отношения между ними

учреждения

экономическая

производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг

завод, фирма, банк, биржа

социальная

отношения между классами, сословиями, нациями, группами людей; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий

система здравоохранения, соц.обеспечения, коммунальные службы

политическая

отношения между гражданским обществом и государством, государством и политическими партиями

парламент, партии, общественные организации, правительство

духовная

отношения, возникающие в процессе создания, сохранения, распространения и потребления духовных ценностей

школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы

  1. Социальный институт – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей (рынок, производство, семья, политическая партия).



ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО»

1. Что из нижеприведенного характеризует общество как систему?

1) обособление от природы

2) постоянное развитие

3) сохранение связи с природой

4) наличие сфер и институтов


1. Понятие «общество» включает в себя

1) природную среду обитания

2) формы объединения людей

3) принцип неизменности элементов

4) окружающий мир


1. Правительство страны ограничило ввоз иностранных молочных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относят данный факт?

1) экономическая и социальная

2) социальная и духовная

3) экономическая и духовная

4) политическая и экономическая


1. Какую сферу общества представляют религия, наука, образование?

1) экономическую

2) социальную

3) политическую

4) духовную


1. Общество — это

1) материальный мир в целом

2) часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней

3) часть природы

4) часть материального мира, обособившаяся от природы и потерявшая связь с ней


3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество представляет собой часть материального мира.

Б. Общество является динамичной системой, в которой могут возникнуть новые и отмирать старые элементы.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


3. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

А. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества.

Б. Финансирование меценатом идеятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


3. Верны ли следующие суждения об обществе? Общество можно определить как…

А. обособившуюся от природы, но тесно связанную часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Б. целостный социальный организм, включающий в себя группы людей, а также связи и отношения между ними.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


4. Найдите в приведённом ниже списке значения понятия «общество» в широком смысле. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Группа единомышленников

  2. Конкретная страна

  3. Часть реального мира

  4. Всё человечество в прошлом, настоящем и будущем

  5. Определённый исторический период

Ответ:_________.


1. Запишите слово в пропущенной схеме.

... общества


политическая


экономическая


социальная


духовная

Ответ:_________.


11. Установите соответствие между общественной наукой и предметом её изучения: к каждой позиции в первом столбце подберите соответствующую позицию из второго. Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

Науки

Предметы изучения

А) экономика

1) поведение человека

Б) социология

2) власть в обществе

В) политология

3) производство и обмен

Г) психология

4) структура общества

Ответ:

А

Б

В

Г





20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Характеристика общества как ___________ (А) предусматривает изучение его внутренней структуры. Её основными элементами являются ___________ (Б) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую ___________ (В) общества. ___________ (Г) в каждой из сфер решаются важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ___________ (Д), а также управление совместной ___________ (Е) людей».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.

Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

1) целостность

2) система

3) общество

4) социальные блага

5) сфера

6) производство

7) культура

8) социальные институты

9) деятельность

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е







34. Раскройте на двух примерах взаимосвязь природы и общества.

ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ

линии сравнения

традиционное

(аграрное)

индустриальное (промышленное)

постиндустриальное (информационное)

основной фактор производства

земля

капитал (станки, здания)

знания

основной продукт производства

пища

промышленные изделия

услуги

характерные черты производства

ручной труд

широкое применение механизмов и технологий

автоматизация производства, компьютеризация общества

характер труда

индивидуальный труд

стандартная деятельность

повышение творческого начала в труде

занятость населения

с/х - около 75%

с/х - около 10%, промышленность- 85%

с/х – до 3%, промышленность – около 33%, услуги – около 66%

основной вид экспорта

сырьё

продукты производства

услуги

социальная структура

сословия, касты, включённость всех в коллектив, замкнутость социальных структур, низкая социальная мобильность

классовое деление, упрощение социальной структкры, подвижность социальных структур

сохранение социальной дифференциации, рост численности среднего класса, профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации

продолжительность жизни

40-50 лет

около 70 лет

свыше 70 лет

воздействие человека на природу

локальное, неконтролируемое

глобальное, неконтролируемое

глобальное, контролируемое

взаимодействие с другими странами

несущественное

тесная взаимосвязь

открытость общества

политическая жизнь

преобладание монархических форм правления, политические свободы отсутствуют, власть выше закона, для неё не нужны обоснования, сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй

провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования, власть не воспринимается как данность, от неё требуется обоснование права на лидерство

политический плюрализм, сильное гражданское общество, возникновение новой формы демократии – «демократии консенсуса»

духовная жизнь

господствуют традиционные религиозные ценности, однородный характер культуры, преобладает устная передача информации, малое количество образованных людей, борьба с неграмотностью

утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку, возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура, подготовка специалистов

особая роль науки, образования, развитие индивидуализированного сознания, непрерывное образование

Наиболее распространёнными в российской исторической науке подходами к изучению общества являются формационный и цивилизационный.

Формационный подход.

Основоположники – К.Маркс и Ф.Энгельс.

Общественное развитие – смена общественно-экономических формаций (ОЭФ):

  1. первобытно-общинный строй;

  2. рабовладельческий

  3. феодальный

  4. капиталистический

  5. коммунистический:

  • социализм;

  • коммунизм.

ОЭФ – общество, находящееся на определённой ступени исторического развития с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой.

Надстройка – совокупность идеологических отношений, взглядов и убеждений, возникающая на основе определённого экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него.

Базис – экономический строй.

Базис + производительные силы = способ производства

Производительные силы – средства производства (с помощью чего производят) и люди, обладающие производственным опытом и навыками к труду.

Цивилизационный подход.

Цивилизация – это:

  • определённая стадия в развитии локальных культур (О.Шпенглер);

  • ступень исторического развития (Л.Морган, Ф.Энгельс, О.Тоффлер);

  • синоним культуры (А.Тойнби);

  • как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса (народа).

линии сравнения

западная цивилизация

восточная цивилизация

особенности восприятия мира

рациональное, противоречивое

эмоциональное, целостное


отношение к природе

стремление подчинить себе природу, человек – венец природы

стремление быть в гармонии с природой, человек – органическая часть природы

соотношение личности и общества

приоритет свободной личности, обладающей гражданскими правами, ценность индивидуальной свободы

приоритет системы подчинения личности обществу, господство традиций коллективизма

отношения власти

принцип разделения властей, сословно-представительные структуры, парламентаризм

политический монизм, восточная деспотия (неограниченная власть, обожествление монарха)

отношения собственности

господство частной собственности

преобладание государственной и общественной собственности

отношение к прогрессу

стремление к прогрессу, постоянное изменение форм деятельности, использование новаций, развитие общества носит постепенный, поступательный характер

стремление к воспроизводству самих себя, поддержанию традиционного образа жизни, развитие общества носит циклический характер

Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов к изучению общества

линии сравнения

формационный подход

цивилизационный подход

факторы общественного развития

общественные законы развития

человек – единственный творец истории путём своей деятельности

соотношение материальной и духовной сфер жизни общества

материальные факторы, прежде всего производство, играют решающую роль в развитии общества

ценности и мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а иногда и определяющую

направленность исторического развития

общество движется от более низкой к более высокой ступени развития. Критерий прогресса – совершенствование производственных отношений

каждая цивилизация неповторима, прогресс относителен и может охватывать отдельные сферы жизни общества

Достоинства


даёт общее понимание истории

можем посмотреть специфику стран

Недостатки

  • не даёт общее понимание истории

  • не можем посмотреть специфику стран






ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ»

1.


1. Переход к индустриальному обществу характеризуется

1) формированием рыночной экономики

2) ограничением социальной мобильности

3) развитием средств массовой коммуникации

4) организацией фабричного производства


4. Найдите в приведённом ниже списке черты, присущие как цивилизации Запада, так и цивилизации Востока.

  1. приоритет индивидуального над коллективным;

  2. развитие литературы и искусства;

  3. наличие социальных групп с различным социальным статусом;

  4. разнообразие философских учений;

  5. государственное регулирование основных сторон жизни обществ

Ответ:_________.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице:

Ответ:_________.

ВАРИАНТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ


Пути общественных изменений:

  1. реформа – усовершенствование в какой-либо сфере общественной жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы:

  • прогрессивные – реформы 60-70-х гг. 19 в. в России;

  • регрессивные (реакционные) – контрреформы 80-90-х гг. 19 в. в России;

  1. революция – коренное, качественное изменение всех сторон жизни людей, затрагивающее основы существующего строя:

  • кратковременные – Февральская революция 1917 г. в России;

  • долговременные – неолитическая революция – 3 тыс. лет;

  1. эволюция – постепенный переход к более высокой ступени развития.

Инновация – рядовое, однократное улучшение.

Модернизация – процесс перехода от аграрного общества к индустриальному (улучшение).

Направленность изменений в обществе:

  1. прогресс – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперёд к более сложному;

  2. регресс – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации.

Критерий – мерило чего-либо.

Критерий прогресса – то, что показывает, прогрессирует ли что-либо (кто-либо ) или нет.

Критерии прогресса:

  • развитие человеческого разума;

  • совершенствование нравственности людей;

  • развитие производительных сил, включая самого человека;

  • развитие науки и техники;

  • возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку

+

  • средняя продолжительность жизни;

  • детская и материнская смертность;

  • состояние здоровья;

  • уровень образования;

  • развитие различных сфер культуры;

  • степень соблюдения прав человека;

  • отношение к природе;

  • чувство удовлетворённости жизнью.

Черты прогресса:

  1. относительность – есть области, к которым понятие прогресса не применимо;

  2. противоречивость – совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Может быть выгоден одним социальным силам и невыгоден другим.

Стагнация – застой.











ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ВАРИАНТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ»


1. Реформа, в отличие от других форм социальных изменений:

  1. Затрагивает все сферы общественной жизни

  2. Обычно осуществляются властью

  3. Представляет собой резкие качественные изменения

  4. Предполагает радикальное обновление социальных отношений


1. Революция как способ социального прогресса:

  1. Направлена на преобразование отдельных сторон жизни общества

  2. Как правило, осуществляется по инициативе власти

  3. Всегда связана с изменением формы административно-территориального устройства

  4. Предполагает резкие качественные изменения


1. С помощью такого критерия, как успехи науки и техники, можно показать прогрессивный характер

  1. Отмены крепостного права в России в 1861 году

  2. Распространения в обществе информационных технологий

  3. Ликвидации сословных привилегий

  4. Договора о нераспространении ядерного оружия


1. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому – это:

  1. прогресс;

  2. революция;

  3. эволюция;

  4. регресс.


3. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Понятия «прогресс» и «регресс» объединяет представление о направленности общественного развития.

Б. Современные представления о прогрессе доказывают его противоречивость.

  1. верно только А;

  2. верно только Б;

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны


22. Запишите слово, пропущенное в схеме:

Общественное развитие

эволюция ………..

Ответ:________.

24. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «прогресс». Найдите и укажите лишние понятия:

  1. Социальная реформа, 2. стагнация, 3. социальная революция, 4. общественное развитие, 5. регресс, 6. модернизация.

Ответ:








ГЛОБАЛИЗАЦИЯ. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ


Глобализация – процесс интеграции (слияния) государств и народов в разных областях деятельности.

Причины:

  1. переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям;

  2. переход от централизации экономики к её децентрализации;

  3. переход от национальной экономики к мировой;

  4. переход от альтернативного выбора к многообразию выбора;

  5. использование новых коммуникационных технологий.

Основные направления глобализации:

  1. деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру;

  2. глобализация финансовых рынков - МВФ;

  3. международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов;

  4. создание международных организаций в экономической и социальной сферах: ВТО.

Последствия процесса глобализации:

позитивные

негативные

  • стимулирующее влияние на экономику:

- появление возможности создавать товары в тех регионах мира, где их производство обойдётся дешевле;

- возникновение возможности реализации товара там, где это даст максимальную выгоду;

- снижение издержек производства;

- появление возможностей для дальнейшего развития производства;

- рост прибыли;

- концентрация усилий на разработке новых передовых технологий;

- плодами НТР могут воспользоваться страны, не имеющие возможности вести собственные научно- технические исследования;

  • сближение государств;

  • стимулирование учёта интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике;

  • возникновение социокультурного единства человечества.

  • насаждение единого стандарта потребления;

  • создание препятствий для развития отечественного производства;

  • игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран;

  • навязывание определённого образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества;

  • оформление идеи соперничества: наиболее мощные в экономическом отношении государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву национализма в экономически слаборазвитых странах;

  • утрата специфических черт национальных культур.

Глобальные проблемы – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине 20 века и от решения которых зависит существование цивилизации.

Общие черты:

  1. затрагивают жизнедеятельность всего человечества;

  2. проявляются как объективный фактор развития общества;

  3. настоятельно требуют решения;

  4. предполагают международное сотрудничество различных стран;

  5. от их решения зависит дальнейшая судьба человеческой цивилизации.

Приоритетные:

  • экологическая;

  • демографическая;

  • сырьевая;

  • энергетическая;

  • продовольственная;

  • разоружения и предотвращения новой мировой войны;

  • преодоление отсталости развивающихся стран («Север - Юг»);

  • использования космического пространства;

  • использования мирового океана.

Пути решения:

  • формирование нового планетарного сознания – воспитание человека на принципах гуманизма, широкое информирование людей о глобальных проблемах;

  • изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем;

  • концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем – создание единого центра, фонда;

  • международная система прогнозирования.






ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ГЛОБАЛИЗАЦИЯ. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ»


1.


3. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

Б. Все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции.

1.верно только А 2.верно только Б 3.верны оба суждения 4.оба суждения неверны


26. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(А) В современном мире развернулся процесс глобализации. (Б) Он оказывает влияние на все стороны жизни личности и общества. (В) Думается, отдельные проявления глобализации, например, в сфере культуры, имеют негативные последствия. (Г) Вызывает опасение постепенная унификация национальных культур, вытеснение высокой культуры произведениями массовой культуры. (Д) К произведениям высокой культуры относят такие произведения, которые отличаются сложностью содержания, не всем понятны и доступны.

Определите, какие положения текста носят:

  1. фактический характер

  2. характер оценочных суждений

  3. характер теоретических утверждений

Запишите под соответствующей буквой цифру, обозначающую характер предложения.

А

Б

В

Г

Д








33. Известный современный общественный деятель сказал, что в эпоху глобализации изоляция в национальных границах «равносильна массовому самоубийству». Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три аргумента в подтверждение высказанной позиции.