
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Обществознание:
Человек и общество
Социальные отношения
Познание
Экономика
Политика
Право
Духовная жизнь общества
ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО
Общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая людей и способы их взаимодействия.
узкий смысл понятия широкий смысл понятия
круг людей, объединённых общностью 1. всё человечество в прошлом,
цели, интересов, происхождения (общество настоящем и будущем;
книголюбов, класс, кружок по вышива- 2. обособившаяся от природы, но тесно
нию и т.д.); связанная с ней часть материального
исторический этап в развитии челове - мира.
чества (средневековое общество);
отдельные страна, регион (российское
общество);
человечество.
Характеристики общества:
динамичность – постоянное движение;
системность – целое, состоящее из элементов, взаимосвязанных друг с другом;
открытость – свободный вход и выход составляющих;
сложность организации – включает отдельных индивидов и социальные общности;
способность к саморазвитию – присутствуют процессы саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения;
непредсказуемость, альтернативность, нелинейность развития – различные варианты и модели будущего развития общества;
самодостаточность – способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования
Общество – открытая, динамичная, сложноорганизованная, саморазвивающаяся, самодостаточная система с непредсказуемым, нелинейным и альтернативным развитием.
Основные элементы общества как системы:
сферы жизни общества
общественные институты
Подсистемы (сферы) общества – определённые группы общественных отношений.
Сферы жизни общества:
сфера | деятельность людей и отношения между ними | учреждения |
экономическая | производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг | завод, фирма, банк, биржа |
социальная | отношения между классами, сословиями, нациями, группами людей; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий | система здравоохранения, соц.обеспечения, коммунальные службы |
политическая | отношения между гражданским обществом и государством, государством и политическими партиями | парламент, партии, общественные организации, правительство |
духовная | отношения, возникающие в процессе создания, сохранения, распространения и потребления духовных ценностей | школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы |
Социальный институт – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей (рынок, производство, семья, политическая партия).
ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО»
1. Что из нижеприведенного характеризует общество как систему?
1) обособление от природы
2) постоянное развитие
3) сохранение связи с природой
4) наличие сфер и институтов
1. Понятие «общество» включает в себя
1) природную среду обитания
2) формы объединения людей
3) принцип неизменности элементов
4) окружающий мир
1. Правительство страны ограничило ввоз иностранных молочных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относят данный факт?
1) экономическая и социальная
2) социальная и духовная
3) экономическая и духовная
4) политическая и экономическая
1. Какую сферу общества представляют религия, наука, образование?
1) экономическую
2) социальную
3) политическую
4) духовную
1. Общество — это
1) материальный мир в целом
2) часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней
3) часть природы
4) часть материального мира, обособившаяся от природы и потерявшая связь с ней
3. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество представляет собой часть материального мира.
Б. Общество является динамичной системой, в которой могут возникнуть новые и отмирать старые элементы.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
3. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?
А. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества.
Б. Финансирование меценатом идеятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
3. Верны ли следующие суждения об обществе? Общество можно определить как…
А. обособившуюся от природы, но тесно связанную часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Б. целостный социальный организм, включающий в себя группы людей, а также связи и отношения между ними.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4. Найдите в приведённом ниже списке значения понятия «общество» в широком смысле. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Группа единомышленников
Конкретная страна
Часть реального мира
Всё человечество в прошлом, настоящем и будущем
Определённый исторический период
Ответ:_________.
1. Запишите слово в пропущенной схеме.
... общества |



политическая | | экономическая | | социальная | | духовная |
Ответ:_________.
11. Установите соответствие между общественной наукой и предметом её изучения: к каждой позиции в первом столбце подберите соответствующую позицию из второго. Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.
Науки | Предметы изучения |
А) экономика | 1) поведение человека |
Б) социология | 2) власть в обществе |
В) политология | 3) производство и обмен |
Г) психология | 4) структура общества |
Ответ:
20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Характеристика общества как ___________ (А) предусматривает изучение его внутренней структуры. Её основными элементами являются ___________ (Б) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую ___________ (В) общества. ___________ (Г) в каждой из сфер решаются важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ___________ (Д), а также управление совместной ___________ (Е) людей».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.
Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.
1) целостность
2) система
3) общество
4) социальные блага
5) сфера
6) производство
7) культура
8) социальные институты
9) деятельность
Ответ:
34. Раскройте на двух примерах взаимосвязь природы и общества.
ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ
линии сравнения | традиционное (аграрное) | индустриальное (промышленное) | постиндустриальное (информационное) |
основной фактор производства | земля | капитал (станки, здания) | знания |
основной продукт производства | пища | промышленные изделия | услуги |
характерные черты производства | ручной труд | широкое применение механизмов и технологий | автоматизация производства, компьютеризация общества |
характер труда | индивидуальный труд | стандартная деятельность | повышение творческого начала в труде |
занятость населения | с/х - около 75% | с/х - около 10%, промышленность- 85% | с/х – до 3%, промышленность – около 33%, услуги – около 66% |
основной вид экспорта | сырьё | продукты производства | услуги |
социальная структура | сословия, касты, включённость всех в коллектив, замкнутость социальных структур, низкая социальная мобильность | классовое деление, упрощение социальной структкры, подвижность социальных структур | сохранение социальной дифференциации, рост численности среднего класса, профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации |
продолжительность жизни | 40-50 лет | около 70 лет | свыше 70 лет |
воздействие человека на природу | локальное, неконтролируемое | глобальное, неконтролируемое | глобальное, контролируемое |
взаимодействие с другими странами | несущественное | тесная взаимосвязь | открытость общества |
политическая жизнь | преобладание монархических форм правления, политические свободы отсутствуют, власть выше закона, для неё не нужны обоснования, сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй | провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования, власть не воспринимается как данность, от неё требуется обоснование права на лидерство | политический плюрализм, сильное гражданское общество, возникновение новой формы демократии – «демократии консенсуса» |
духовная жизнь | господствуют традиционные религиозные ценности, однородный характер культуры, преобладает устная передача информации, малое количество образованных людей, борьба с неграмотностью | утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку, возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура, подготовка специалистов | особая роль науки, образования, развитие индивидуализированного сознания, непрерывное образование |
Наиболее распространёнными в российской исторической науке подходами к изучению общества являются формационный и цивилизационный.
Формационный подход.
Основоположники – К.Маркс и Ф.Энгельс.
Общественное развитие – смена общественно-экономических формаций (ОЭФ):
первобытно-общинный строй;
рабовладельческий
феодальный
капиталистический
коммунистический:
ОЭФ – общество, находящееся на определённой ступени исторического развития с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой.
Надстройка – совокупность идеологических отношений, взглядов и убеждений, возникающая на основе определённого экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него.
Базис – экономический строй.
Базис + производительные силы = способ производства
Производительные силы – средства производства (с помощью чего производят) и люди, обладающие производственным опытом и навыками к труду.
Цивилизационный подход.
Цивилизация – это:
определённая стадия в развитии локальных культур (О.Шпенглер);
ступень исторического развития (Л.Морган, Ф.Энгельс, О.Тоффлер);
синоним культуры (А.Тойнби);
как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса (народа).
линии сравнения | западная цивилизация | восточная цивилизация |
особенности восприятия мира | рациональное, противоречивое | эмоциональное, целостное |
отношение к природе | стремление подчинить себе природу, человек – венец природы | стремление быть в гармонии с природой, человек – органическая часть природы |
соотношение личности и общества | приоритет свободной личности, обладающей гражданскими правами, ценность индивидуальной свободы | приоритет системы подчинения личности обществу, господство традиций коллективизма |
отношения власти | принцип разделения властей, сословно-представительные структуры, парламентаризм | политический монизм, восточная деспотия (неограниченная власть, обожествление монарха) |
отношения собственности | господство частной собственности | преобладание государственной и общественной собственности |
отношение к прогрессу | стремление к прогрессу, постоянное изменение форм деятельности, использование новаций, развитие общества носит постепенный, поступательный характер | стремление к воспроизводству самих себя, поддержанию традиционного образа жизни, развитие общества носит циклический характер |
Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов к изучению общества
линии сравнения | формационный подход | цивилизационный подход |
факторы общественного развития | общественные законы развития | человек – единственный творец истории путём своей деятельности |
соотношение материальной и духовной сфер жизни общества | материальные факторы, прежде всего производство, играют решающую роль в развитии общества | ценности и мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а иногда и определяющую |
направленность исторического развития | общество движется от более низкой к более высокой ступени развития. Критерий прогресса – совершенствование производственных отношений | каждая цивилизация неповторима, прогресс относителен и может охватывать отдельные сферы жизни общества |
Достоинства | даёт общее понимание истории | можем посмотреть специфику стран |
Недостатки | | |
ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ»
1.

1. Переход к индустриальному обществу характеризуется
1) формированием рыночной экономики
2) ограничением социальной мобильности
3) развитием средств массовой коммуникации
4) организацией фабричного производства
4. Найдите в приведённом ниже списке черты, присущие как цивилизации Запада, так и цивилизации Востока.
приоритет индивидуального над коллективным;
развитие литературы и искусства;
наличие социальных групп с различным социальным статусом;
разнообразие философских учений;
государственное регулирование основных сторон жизни обществ
Ответ:_________.
1. Запишите слово, пропущенное в таблице:

Ответ:_________.
ВАРИАНТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Пути общественных изменений:
реформа – усовершенствование в какой-либо сфере общественной жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы:
революция – коренное, качественное изменение всех сторон жизни людей, затрагивающее основы существующего строя:
эволюция – постепенный переход к более высокой ступени развития.
Инновация – рядовое, однократное улучшение.
Модернизация – процесс перехода от аграрного общества к индустриальному (улучшение).
Направленность изменений в обществе:
прогресс – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперёд к более сложному;
регресс – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации.
Критерий – мерило чего-либо.
Критерий прогресса – то, что показывает, прогрессирует ли что-либо (кто-либо ) или нет.
Критерии прогресса:
развитие человеческого разума;
совершенствование нравственности людей;
развитие производительных сил, включая самого человека;
развитие науки и техники;
возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку
+
средняя продолжительность жизни;
детская и материнская смертность;
состояние здоровья;
уровень образования;
развитие различных сфер культуры;
степень соблюдения прав человека;
отношение к природе;
чувство удовлетворённости жизнью.
Черты прогресса:
относительность – есть области, к которым понятие прогресса не применимо;
противоречивость – совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Может быть выгоден одним социальным силам и невыгоден другим.
Стагнация – застой.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ВАРИАНТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ»
1. Реформа, в отличие от других форм социальных изменений:
Затрагивает все сферы общественной жизни
Обычно осуществляются властью
Представляет собой резкие качественные изменения
Предполагает радикальное обновление социальных отношений
1. Революция как способ социального прогресса:
Направлена на преобразование отдельных сторон жизни общества
Как правило, осуществляется по инициативе власти
Всегда связана с изменением формы административно-территориального устройства
Предполагает резкие качественные изменения
1. С помощью такого критерия, как успехи науки и техники, можно показать прогрессивный характер
Отмены крепостного права в России в 1861 году
Распространения в обществе информационных технологий
Ликвидации сословных привилегий
Договора о нераспространении ядерного оружия
1. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому – это:
прогресс;
революция;
эволюция;
регресс.
3. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Понятия «прогресс» и «регресс» объединяет представление о направленности общественного развития.
Б. Современные представления о прогрессе доказывают его противоречивость.
верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения
оба суждения неверны
22. Запишите слово, пропущенное в схеме:
Общественное развитие
эволюция ………..
Ответ:________.
24. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «прогресс». Найдите и укажите лишние понятия:
Социальная реформа, 2. стагнация, 3. социальная революция, 4. общественное развитие, 5. регресс, 6. модернизация.
Ответ:
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Глобализация – процесс интеграции (слияния) государств и народов в разных областях деятельности.
Причины:
переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям;
переход от централизации экономики к её децентрализации;
переход от национальной экономики к мировой;
переход от альтернативного выбора к многообразию выбора;
использование новых коммуникационных технологий.
Основные направления глобализации:
деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру;
глобализация финансовых рынков - МВФ;
международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов;
создание международных организаций в экономической и социальной сферах: ВТО.
Последствия процесса глобализации:
позитивные | негативные |
- появление возможности создавать товары в тех регионах мира, где их производство обойдётся дешевле; - возникновение возможности реализации товара там, где это даст максимальную выгоду; - снижение издержек производства; - появление возможностей для дальнейшего развития производства; - рост прибыли; - концентрация усилий на разработке новых передовых технологий; - плодами НТР могут воспользоваться страны, не имеющие возможности вести собственные научно- технические исследования; | насаждение единого стандарта потребления; создание препятствий для развития отечественного производства; игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран; навязывание определённого образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества; оформление идеи соперничества: наиболее мощные в экономическом отношении государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву национализма в экономически слаборазвитых странах; утрата специфических черт национальных культур. |
Глобальные проблемы – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине 20 века и от решения которых зависит существование цивилизации.
Общие черты:
затрагивают жизнедеятельность всего человечества;
проявляются как объективный фактор развития общества;
настоятельно требуют решения;
предполагают международное сотрудничество различных стран;
от их решения зависит дальнейшая судьба человеческой цивилизации.
Приоритетные:
экологическая;
демографическая;
сырьевая;
энергетическая;
продовольственная;
разоружения и предотвращения новой мировой войны;
преодоление отсталости развивающихся стран («Север - Юг»);
использования космического пространства;
использования мирового океана.
Пути решения:
формирование нового планетарного сознания – воспитание человека на принципах гуманизма, широкое информирование людей о глобальных проблемах;
изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем;
концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем – создание единого центра, фонда;
международная система прогнозирования.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ГЛОБАЛИЗАЦИЯ. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ»
1.
3. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?
А. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.
Б. Все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции.
1.верно только А 2.верно только Б 3.верны оба суждения 4.оба суждения неверны
26. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(А) В современном мире развернулся процесс глобализации. (Б) Он оказывает влияние на все стороны жизни личности и общества. (В) Думается, отдельные проявления глобализации, например, в сфере культуры, имеют негативные последствия. (Г) Вызывает опасение постепенная унификация национальных культур, вытеснение высокой культуры произведениями массовой культуры. (Д) К произведениям высокой культуры относят такие произведения, которые отличаются сложностью содержания, не всем понятны и доступны.
Определите, какие положения текста носят:
фактический характер
характер оценочных суждений
характер теоретических утверждений
Запишите под соответствующей буквой цифру, обозначающую характер предложения.
33. Известный современный общественный деятель сказал, что в эпоху глобализации изоляция в национальных границах «равносильна массовому самоубийству». Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три аргумента в подтверждение высказанной позиции.