СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекции по бухгалтерскому финансовому учету

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекции по бухгалтерскому финансовому учету для студентов 2 курса.

Просмотр содержимого документа
«Лекции по бухгалтерскому финансовому учету»

Бухгалтерский финансовый учет

02, 10, 2012.

Тема 1. Учет основных средств и капитальных вложений



Учет основных средств регулируется:

  1. Федеральным законом 129 о бухгалтерском учете

  2. положение о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности 34н

  3. налогового кодекса РФ части 2, главы 25 параграф амортизированное имущество

  4. ПБУ (положение о бухгалтерском учете)6.01

  5. методическими рекомендациями минфина о классификации основных средств.

К основным средствам относятся предметы (инвентарное имущество) сроком эксплуатации более 12 месяцев. Единицей измерения и учета является инвентарный объект, т.е. со всеми комплектующими. Основные средства стоимостью менее 40 тысяч рублей за единицу относятся к малоценным основным средствам (ОС) и амортизируются стопроцентной их стоимости при вводе в эксплуатацию.

Оценка ОС в учетной политике предприятия может быть выбрана:

  1. первоначальная стоимость

    1. при покупке включает в себя все затраты на приобретение, доставку, установку, монтаж и т.д. вплоть до ввода в эксплуатацию, кроме НДС (налога на добавленную стоимость) и общехозяйственных расходов.

    2. При безвозмездной передаче или дарении по текущим рыночным ценам

    3. При вкладе учредителя ОС в качестве пая в уставный капитал – по согласованной стоимости пая.

  2. Восстановительная стоимость – получается при переоценке ОС на первое января текущего года. Переоценка может проводиться по решению фирмы, либо по индексам дефляторам, утвержденным госкомстатам (государственным комитетом по статистике) РФ по каждой группе ОС, либо по оценке независимой фирмы оценщиком.

  3. Остаточная стоимость. Получается как разница между первоначальной стоимостью и суммой накопленной амортизации.

Аналитический учет ОС ведется по группам по утвержденной классификации (12).

Синтетический учет ведется на активном инвентарном синтетическом счете 01 (ОС).

Аналитический учет ведется по субсчетам к этому счету по видам и группам ОС, а так же по местам их нахождения (в эксплуатации(011), в резерве, на консервации, переданные в текущую аренду, находящие в процессе выбытия(019)).

При поступлении ОС на баланс из первоначальная стоимость формируется как капитальные вложения на активном инвентарном синтетическом счете 08 (вложения в необоротные активы).

Все расходы, кроме НДС и общехозяйственных расходов, учитываются на счете 08 до подписания акта «ОС-1» о вводе объекта в эксплуатацию, т.е. пока акт не подписан объект на баланс не принимается, а учитывается как затраты на счете 08.

Например:

Приобретен компьютер по договору купли-продажи счет-фактура на сумму 25000 в том числе НДС 18%. Компьютер был доставлен на фирму автотранспортным предприятием счет-фактура за услуги которого составила 4000 в том числе НДС 18%. Компьютер был подключен и установлен в офисе мастером, сдельный наряд на оплату 2500. Компьютер введен в эксплуатацию. Определить первоначальную стоимость объекта.

Документ 1. Принимаем обязательства заплатить поставщику по счету-фактуре – Кт 60 (кредиторская задолженность поставщику).

Принимаем на 08 счет как капитальное вложение – Дт 08. На 19 счете формируется НДС.

Дт08 Кт60 21200 25000 акцент счет-фактуры поставщику

Дт19 Кт60 3800

Документ 2. Акцент счета-фактуры автотранспортной организации. Кредиторская задолженность – счет 60.

Дт08 Кт60 3400

Дт19 Кт60 600

Затраты связанные с установкой, наладкой. Капитальные вложения.

Дт08 Кт70 2500

Подписан акт ОС-1, принимаем на 01 счет со счета 08.

Формируем начальную стоимость: 21300+3400+2500=27100.



При переоценке увеличения стоимости объектов ОС отражается как добавочный капитал. При этом, переоценке подлежит как первоначальная стоимость, так и сумма накопленной амортизации, формируя восстановительный износ.

Затраты на ремонт.

Все затраты на текущий и капитальный ремонт ОС включаются в себестоимость продукции товаров, работ или услуг в том периоде, в котором они фактически совершенны. Амортизация начисляется ежемесячно в ведомости начисления амортизации по выбранному способу. Синтетический учет амортизации ведется на пассивном регулирующем синтетическом счете 02, который так и называется - амортизация ОС. Начисление амортизации ежемесячно.

Дт20-29,44 Кт02 начисление.

Таким образом, кредитовое сальдо 02 счета будет отражать сумму накопленной амортизации в течение всего периода эксплуатации ОС.

Выбытие ОС с фирмы.

Осуществляется по следующим направлениям:

  1. Продажа

  2. Ликвидация

  3. Безвозмездная передача (дарение)

  4. Внесение в качестве пая в уставный капитал другой фирмы.

При любом выбытии может получиться финансовый результат – это либо прибыль, либо убыток. Для определения финансового результата при реализации объектов ОС применяется активно-пассивный операционный синтетический счет 91 (прочие доходы и расходы). Счет сальдо не имеет, закрывается в конце месяца на разницу между оборотами по счету.

91

2. расходы (остаточная стоимость + расходы на продажу).

3. НДС

4. Акцизы

5. Таможенные пошлины

9. либо прибыль, либо убыток (прибыль)

1. Всегда пассивный (доход) – выручка – цена реализации (отпускная цена (затраты + прибыль)+ косвенные налоги * количество).

9. либо прибыль, либо убыток (убыток)

∑ = ∑



Хозяйственные записи по выбытию основных средств.

  1. При выбытии списывается первоначальная стоимость выбывающего объекта ОС.
    Дт019 Кт011 первоначальна стоимость

  2. Списывается сумма накопленной амортизации.
    Дт02 Кт019 амортизация

  3. Списывается остаточная стоимость объекта ОС
    Дт912 Кт019 остаточная стоимость

  4. Получение дохода
    Дт51,50 Кт911, но в доходы входят налоги

  5. Начисление НДС
    Дт913 Кт68


Если доходы больше чем расходы, то: на сумму разницы добавляем дебетовые обороты:

Дт919 Кт99 прибыль

Дт99 Кт919 убыток









Учет арендованных основных средств

Различают:

  1. долгосрочную финансовую аренду

  2. Краткосрочную текущую аренду

    Долгосрочная аренда:

При финансовой аренде выполняются следующие условия:

  1. Срок договора равен или превышает срока полезной эксплуатации объекта (амортизационный срок). В течение всего периода эксплуатации идет договор аренды

  2. Сумма арендной платы за весь период договора равна или превышает стоимость арендованного имущества

  3. Право собственности переходит к арендатору по окончанию срока договора. Это финансовый лизинг.

Синтетический учет арендованного имущества по финансовой аренде (лизингу) ведется на активном инвентарном синтетическом счете 03 – доходные вложения в материальные ценности.

Краткосрочная аренда:

При текущей аренде срок договора менее 12 месяцев без перехода права собственности на имущество к арендатору. Расчеты между арендатором и арендодателем по сумме арендной платы ведутся на основании договора аренды счета-фактуры и акта выполненных услуг. Расчеты отражаются на счете расчетной группы 76. Аналитический учет ведется в разрезе каждого дебитора или кредитора. Сумма арендной платы начисляется ежемесячно и включается у арендатора в затраты текущего месяца, а у арендодателя является доходами от неосновной неуставной деятельности.

Пример

Предприятие А (арендодатель) предоставила предприятию В (арендатору) торговое помещение в аренду с ежемесячной суммой арендной платы 5000. В учете арендатора на основании счета-фактуры и акта выполненных услуг начисляется сумма арендной платы ежемесячно в 5000. Кредиторская задолженность предприятию А.

Учет арендатора «В»

Дт 20-29,44 Кт76/с-с «А» оплата по р/сч 5000

Дт76/с-с «А» Кт 51 5000

Учет арендодателя «А»

Дт76/с-с «В» Кт911 5000

Дт51 Кт76/с-с «В»

Амортизацию начисляет арендодатель ежемесячно:

Дт992 Кт02.

Учет производственных затрат и готовой продукции



Регулируется ПБУ 5/01 – учет производственных запасов, ПБУ 10/00 – учет расходов, методическими рекомендациями МИНФИНа по учету затрат и калькулировании себестоимости продукции, налоговым кодексом РФ ч.2, гл.25.

Все затраты на производство продукции делятся на:

  1. Прямые – это затраты на единицу продукции конкретного вида, т.е. продукцию А,В,С (сырье, материалы, сдельная з/п). Прямые затраты учитываются на активных калькуляционных синтетических счетах 20 – основное производство, 23 – вспомогательное производство. По субсчетам этих счетов учет ведется в разрезе каждого вида продукции. 20/А – калькуляция по счету А и т.д.
    Дт20/А,В,С 23/А,В,С Кт 10/с-с, 70. Амортизация может быть прямыми затратами, если она идет только для конкретной продукции. Например, для станка А.

  2. Косвенные (например, амортизация) делятся на 2 группы:

    1. Общепроизводственные расходы (ОПР): расходы на содержание цехового оборудования, зданий цеха, заработная плата цехового персонала, расходы на охрану труда и ТБ, расходы на рационализацию и прочие. Синтетический учет ОПР ведется на активном собирательно-распределительном синтетическом счете 25 – ОПР. Все расходы ОПР собираются в течение месяца по дебету этого счета и в конце месяца перераспределяются калькуляцию каждого вида продукции по нормативу, выбранному в учетной политике, поэтому 25 счет в конце месяца закрывается и сальдо не имеет, он распределительный.

    2. Общехозяйственные расходы – ОХР – это накладные расходы всей фирмы, предприятия: административно-управленческие расходы на содержание зданий, офисов, административных корпусов, З/п административно-управленческого персонала, командировочные, канцелярские расходы и прочие общефирменные расходы. ОХР учитываются на активном собирательно-распределительном синтетическом счете 26 – ОХР. Счет сальдо не имеет в течение месяца все ОКР собираются по дебету этого счета и в конце месяца перераспределяются калькуляцию каждого вида продукции по выбранному нормативу
      Дт 26 Кт 10/с-с, 70, 02, 05, 71

Таким образом, в конце месяца дебетовый оборот по 20 и 23 счетам отражает стоимость всех производственных затрат по каждому виду продукции, включая прямые расходы и перераспределённые ОПР и ОКР. Сальдо 20, 23 счетов будет отражать стоимость незавершенного производства на конец месяца. Выпущенная из цеха готовая продукция принимается на склад под материальную ответственность материально ответственных лиц по накладным. Учет готовой продукции на складе ведется по видам, сортаменту и по секциям склада. Синтетический учет готово продукции ведется в бухгалтерии на активном, инвентарном синтетическом счете 43 – готовая продукция. Оценка готовой продукции в учетной политике предприятия может быть выбрана либо по фактической производственной себестоимости (ФСП), либо по нормативно-плановой себестоимости.

ФПС = незавершенное производство (НЗП) на начало месяца + затраты за месяц – НЗП на конец /м
Дт 20;23счетов Дт оборот 20,23 Дт сальдо 20,23

Дт 43 Кт20;23 по фактической производственной себестоимости. При выборе второго типа оценки по нормативно-плановой себестоимости применяют дополнительно А-П регулируемый синтетический счет 40 – выпуск продукции, отражаются отклонения нормативно-плановой себестоимости от фактической, это отклонение изменяет финансовый результат при реализации готовой продукции либо увеличивает, либо уменьшает (перерасход).

Готовая продукция реализуется покупателем по отпускной цене по договору купли-продажи, к нему прилагается накладная на отпуск продукции и счет-фактура, в котором указывается дополнительно сумма НДС. Реализация готовой продукции относится к основной уставной деятельности фирмы и отражается на счете реализации операционном А-П синтетическом счете 90 – продажи.

90

2. Себестоимость продукции (ФПС+ расходы на продажи)

3. НДС

4. Акцизы

5. таможенные пошлины

9. прибыль

1. Выручка – цена реализации * количество = (отпускная цена + косвенные налоги)*количество=((ФПС+прибыль)+косвенные налоги)* количество


9. убыток



16,10,2012

Признание выручки от реализации продукции осуществляется по переходу права собственности в момент предъявления покупателю отгрузочных документов.

Отражение хозяйственных операций:

  1. Отгрузка продукции – признание выручки в учете.
    Дт 62 Кт90.1 Выручка, которая включает в себя НДС. 62 – расчеты с покупателями.

  2. Начисление НДС
    Дт 90.3 Кт 68

  3. Списание себестоимости продаж
    Дт90.2 Кт 43 ФПС готовой продукции

  4. Дт 90.2 Кт 44

Закрытие 90 счета в конце месяца либо на прибыль, либо на убыток, аналогично счету 91.

Расходы на продажу, связанные с реализацией продукции учитываются на активном калькуляционном синтетическом счете 44 – расходы на продажу.
К ним относятся:

  1. Расходы на рекламу

  2. Транспортные расходы по доставке продукции покупателю

  3. Содержание торговых площадей, агентов

Расходы на продажу:
Дт44 Кт76, 60 расходы. Эти расходы в конец месяца списываются ежемесячно в конец месяца полностью в себестоимость продаж

Пример.

Отгружена готовая продукция покупателю по цене реализации 360000, в т.ч. НДС 60000.ФПС разгруженной продукции 180000, расходы на продажу 20000. Определить финансовый результат от реализации продукции.

Дт 62 Кт 90.1 выручка -360000
Дт 90.3 Кт 68 60000
Дт 90.2 Кт 43 ФПС – 180000
Дт 90.2 Кт 44 расходы на продажу – 20000

Определяем финансовый результат, закрываем 90 счет.

Дт 90.9 Кт 99 прибыль 100000



Финансовые результаты деятельности учитываются на пассивном, фондовом, синтетическом счете 99 – прибыли или убытки. По кредиту этого счета отражается прибыль, по дебету убытки, нарастающим итогом с начала отсчетного года. В конце каждого месяца 90 счет закрывается на 99.

Аналитический учет ведется по субсчетам 99-му счету по направлениям формирования финансового результата.
Дается 3 направления для раскрытия информации:

  1. Прибыль или убыток от текущей деятельности (основная, уставная деятельность предприятия)
    Дт 90.9 Кт 99 прибыль
    Дт 99 Кт 90.9 убыток

  2. Прибыль или убыток от инвестиционной деятельности (операционные доходы или расходы)
    Дт 91.9 Кт 99 прибыль
    Дт 99 Кт 91.9 убыток

  3. Раскрытие аналитической информации – прибыль или убыток от финансовой деятельности, т.е. внереализационные доходы и расходы
    Дт 91.9 Кт 99 прибыль
    Дт 99 Кт 91.9 убыток

Распределение прибыли в течение года осуществляется только на налоговые платежи с прибыли. Налог на прибыль в доход бюджета.
Дт 99 Кт 68 начисляется налог.

Накопленная в течение года чистая прибыль отражается в форме №2 бухгалтерской финансовой отчетности (БФО) – отчет о прибылях и убытках и утверждается на годовом собрании собственников.

Поэтому, в конце отчетного года производится реформация баланса, т.е. обнуление сальдо 99 счета. Сумма чистой прибыли переносится на пассивный фондовый синтетический счет собственного капитала 84 – чистая нераспределенная прибыль отчетного года и прошлых лет или непокрытый убыток. Распределение чистой прибыли идет с этого счета по направлениям, определенным собственниками.

Тема 2. Учет труда и заработной платы.



Учет труда регулируется федеральным бухгалтерским и налоговым законодательством, трудовым кодексом РФ и локальными нормативными актами:

  1. Коллективный договор – в нем отражается организация рабочих мест, трудовая дисциплина, режим рабочего времени, социальные выплаты и порядок разрешения трудовых споров. Срок от 1 года до трех лет и контролируется профсоюзной организацией.

  2. Положение по оплате труда - обязательно должен быть. В нем отражаются все формы и системы оплаты труда, применяемые на данном предприятии (сдельная – по факту выполнения работы и повременная – за количество отработанного времени).

    1. Форма оплаты труда повременная – системы:

      1. Простая повременная система – расчет заработной платы осуществляется исходя из количества отработанного времени за месяц на основании табеля учета рабочего времени и должностного оклада или тарифной ставки.

      2. Повременно-премиальная система – при ней к сумме повременного заработка начисляется премия в установленных процентах, либо ежемесячно, либо ежеквартально. В основном применяется для ИТР и служащих.

    2. Сдельная форма оплаты труда – определяет расчет суммы заработка исходя из количества произведенной продукции или работ и сдельной расценки за единицу работы, рассчитывается в сдельном наряде. Системы:

      1. Простая сдельная

      2. Сдельно-премиальная – к сумме сдельного заработка ежемесячно начисляется премия в фиксированном проценте.

      3. Сдельно-прогрессивная – сдельная расценка за единицу увеличивается от определенного объема работ

      4. Аккордная система – оформляется в аккордном сдельном отряде, предусматривает дополнительно нормы времени за каждую выполненную работу и дополнительную премию за сокращение времени.

        В Положении по оплате труда должны быть прописаны условия выплаты заработной платы натуральной продукции (своего производства).


  3. Положение о премировании – отражаются все системы премирования, применяемые на отельных подразделениях, условия начисления премии для ИТР и источники финансирования премии. Источником премии по сдельно-премиальной системе является себестоимость. Премии по повременно-премиальной системе начисляются из чистой прибыли. Материальная помощь и социальные выплаты так же начисляются из чистой прибыли.

  4. Положение о вознаграждении по итогам работы за год – эта премия начисляется из чистой прибыли в градированных процентах в зависимости от стажа работы годовому заработку работников, отработавших полный календарный год.

23,10,2012.

Учет труда и заработной платы ведется по первичным документам, утверждённым ГосКомСтатом РФ с логотипом Т. Формы:

  1. Форма Т-1 приказ-распоряжение о приеме на работу. Подписывается руководителем фирмы с ознакомлением работника под его подпись. На основании этого документа ведется другой документ.

  2. Форма Т-2 – личная карточка учета.

  3. Форма Т-6 – приказ-распоряжение о предоставлении очередного отпуска. Подписывается руководителем и руководителем среднего звена.

  4. Т-8 – приказ-распоряжение о прекращении трудового договора/контракта. Имеет две подписи, аналогично форме Т-6.

  5. Т-12 – табель учета рабочего времени. Унифицированная форма, табель ведется ежедневно в подразделении или на конкретном производственном участке, цеху.

  6. Т-49, Т-51 – расчетная ведомость, в которой производится расчет начисления и удержаний из заработной платы. Заполняется на основании всех вышеперечисленных форм.

  7. Т-53 – платежная ведомость на выдачу заработной платы. Составляется на основе форм Т-49, Т-51. По платежной ведомости выдача заработной платы из кассы осуществляется в течение трех дней, начиная со дня получения наличных денег в кассе. Суммы, не выплаченные в остановленный срок, депонируются, т.е. откладываются в обязательства дол следующей выдачи заработной платы

Синтетический учет заработной платы ведется на пассивном синтетическом счете расчетной группы – 70 (расчеты с персоналом по оплате труда). Начисление заработной платы ведется ежемесячно последней датой календарного месяца по видам начислений. По положению по оплате труда.

Дт 20-29,44 Кт 70 начисления + премии по сдельно-премиальной системе, премии по повременно-премиальной системе.

Дт 84 (чистая нераспределенная прибыль) Кт 70 социальные выплаты + материальная помощь

Начисление отпускных:

Ведется из расчета среднего заработка за предыдущие 2 года работы. Отпуск предоставляется в календарных дня, согласно трудовому кодексу по установленному графику отпусков.

  • Расчет среднего заработка определяется среднемесячный заработок путем деления общего заработка за время работы на количество месяцев

  • Расчет среднедневного заработка путем деления среднемесячного на 29,6 (среднее количество календарных дней)

  • Среднедневной заработок умножается на количество календарных дней отпуска

В расчет среднего заработка входят все суммы по положению по оплате труда (вся заработная плата), премии по сдельно-премиальной системе полностью, поквартальные премии для ИТР из расчет 1/3 на месяц, годовое вознаграждение из расчета 1/12 на месяц.

Материальная помощь и социальные выплаты включаются в расчет если они не носят единовременный персональный характер.

Начисление отпускных:

Дт 20-29,44 Кт70 начисление отпускных.

Такой расчет среднего заработка применяется при служебных командировках, при переводе на легкий труд при административных работах и учебных отпусках.

Предприятие в учетной политике может создавать резервные отпуска и учитывать сумму резерва на счете 96 (счет резервов):

Дт 20-29,44 Кт 96.с-с начисление резерва ежемесячно.

Дт 96.с.с Кт 70 начисление резерва.

Начисление пособия по временной нетрудоспособности

На основании медицинского документа – листа по временной нетрудоспособности из расчета среднего заработка за предыдущие 2 года работы в зависимости от общего трудового стажа. А именно:

  • от года до пяти лет 60% начисленного заработка

  • от 5 до 8 лет 80%

  • свыше 8 лет 100%

Первые тря дня заболевания оплачиваются за счет средств работодателя последующие дня за счет средств ФСС.

Дт 69.с-с Кт 70 начисление пособия

По всем документам, основаниям идет начисление в расчетной ведомости по счету 70.

Удержания заработной платы

  • обязательные:

    • налоговые платежи;
      по налоговому кодексу РФ – НДФЛ
      Дт 70 Кт68.с-с удержание

    • в пользу третьих лиц;
      Удержание осуществляется по исполнительным листам судебных органов
      Дт 70 Кт 76.с-с удержание по исполнительным листам

    • по инициативе предприятия;
      за материальный ущерб, за брак продукции, за несданную спецодежду, за невозвращенные в установленный срок подотчетные суммы
      Дт 70 Кт 73 (расчеты с персоналом по прочим операциям) удержание

  • добровольные – осуществляются за счет средств работника по его заявлению.

Таким образом, кредитовое сальдо 70го счета будет отражать сумму к выдаче. Это сальдо должно равняться итоговой сумме по платежной ведомости – Т-53, поэтому за депонированная сумма заработной платы учитывается на счете 76 – депонирование неполученной заработной платы.

Выдача заработной платы может осуществляться наличными из кассы фирмы, либо безналичным перечислением с расчетного счета по платежному поручению на текущие счета работников или на счета пластиковых карт.

Дт 70 Кт 50,51 выдача

Начисление налогов заработной платы

С суммы начисленной заработной платы начисляются налоги в виде страховых платежей в ФСС – 30%.

Дт20-29, 44 Кт 69.с-с начисление страховых взносов.

30%= 22% ПФР (страховая часть – 16% и накопительная – 6%)+2,9% ФСС+5,1 ФФОМС.

30,10,2012

Тема 3. Учет денежных средств

Учет операций на расчетном счете в банке

Расчетный счет – это основной счет хозяйствующих субъектов.

Для открытия расчетного счета (р/с) в банк предоставляются следующие документы:

  1. оригинал и копия устава.

  2. Учредительные документы

  3. Регистрационные документы в налоговой инспекции и ФСС

  4. Две карточками с образцами подписей кредитораспорядителей (генеральный директор, главный менеджер и главный бухгалтер), заверенных нотариально.

На основании заключается договор о следующих обслуживаниях:

  • Расчетном. Банк принимает на себя обязательство проводить все операции по расчетному счету без выдачи наличных денежных средств.

  • расчетно-кассовом. Дополнительно проводятся операции по выдаче наличных денежных средств и приему кассовой наличности в кассы банка. Предприятие обязано ежегодно в конце декабря месяца предоставлять в банк: кассовый план для определения лимита кассовой наличности, т.е. банк должен установить предприятию на следующий год лимит кассовой наличности.

Все операции по р/с осуществляются по унифицированным платежным документам:

  • платежное поручение

  • платежное требование поручение

  • расчетные, денежные чеки

Синтетический учет операций на р/с осуществляется на активном денежном синтетическим счете 51. Основные направления поступления на р/с:

  • Дт 51 Кт 50 – сдача наличных денежных средств

  • Дт 51 Кт 62 – от покупателей за товары и услуги

  • Дт 51 Кт 70 – от учредителей по вкладам в уставный капитал

  • Дт 51 Кт 66, 67 – краткосрочный и долгосрочные кредиты и займи при заключении кредитных договоров

Выдача денежных средств в виде перечислений, направления:

  • Дт 50 Кт 51 – получение наличных денежных средств в кассу

  • Дт 60 Кт 51 – оплата поставщикам за товары и услуги

  • Дт 70 Кт 51 – перечисление з/п

  • Дт 68 Кт 51 – перечисление налоговых платежей в государственный бюджет

  • Дт 69 Кт 51 – перечисление налогов в ФСС

  • Дт 75 Кт 51 – перечисление дивидендов доходов учредителям

  • Дт 66, 67 Кт 51 – погашение краткосрочных кредитов и займов

Сальдо строго дебетовое, должно отражать остаток денежных средств на р/с на конец дня по выписке банка.

Учет операций на валютном счете в банке

Регулируется дополнительно ПБУ – 3, 2006 – учет активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте. Предприятие может открыть текущий валютный счет в любом уполномоченном банке (банки, которые имеют лицензию Центрального банка), но только для операций внешнеэкономической деятельности. Расчеты между поставщиками, подрядчиками и т.д. внутри страны иностранной валютой запрещены. Требование по учету иностранной валюты: банк ведет операции на текущем валютном счете и предоставляет выписки предприятию только в иностранной валюте. Предприятие ведет учет иностранной валюты в двух измерителях:

  • В иностранной валюте по кодам валют, по классификатору, утвержденным МинФином РФ

  • В рублях по курсу ЦБ России на дату совершения операции

На дату составления БФУ (бухгалтерской финансовой отчетности) осуществляется вторая пере курсовка на дату составления баланса, в результате может получиться курсовая валютная разница, либо положительная, либо отрицательная. Все операции по продаже валютной выручки или покупки иностранной валюты осуществляется через банковскою систему - центрального банка на валютной бирже (ММВБ). В этом случае может получиться суммовая валютная разница, т.е. разница между курсом ЦБ России и курсом валютной биржи. Все валютные разницы (и курсовые, и суммовые) отражаются в учете как вне реализационные доходы и расходы и уменьшают или увеличивают прибыль текущего месяца.

Синтетический учет операций на валютном счете ведется на активном денежном синтетическом счете 52 – валютные счета. Аналитический учет ведется в разрезе субсчетов к этому счету:

  • 52/1 – транзитный валютный счет.

  • 52/2 – текущий валютный счет

  • 52/3 – валютные счет за рубежом .

Покупка иностранной валюты осуществляется только на цели, утвержденной банком России (оплата поставщикам за товары и услуги за рубежом, открытие валютных аккредитивов, погашение валютных кредитов и оплата командировочных работникам иностранной валютой по служебным командировкам за рубежом).

Учет операция на специальных счетах в банке

Для расчетов с поставщиками предприятие может открыть обособленные специальные счета аккредитивов и расчетных чековых книжек. Ведется на активном денежном синтетическом счете 55 – прочие счета в банке. Аналитический учет ведется по субсчетам к этому счету в разрезе каждого открытого счета аккредитива или чековой книжки.

  • 55/1 – аккредитивы

  • 55/2 – расчетные чековые книжки

Открытие осуществляется по платежному поручению либо за счет краткосрочного кредита:

Дт 55 Кт 51, 52/2, 60

Закрытие счета:

Дт 51, 52/2, 66 Кт 51/1,2

Списание денежных средств с этих счетов осуществляется либо по условиям аккредитива, либо по чекам

Дт 60 Кт 55/1,2

Учет кассовых операций

Учет кассовых операция регулируется Порядком учета кассовых операций в РФ, утвержденных ЦБ России. Согласно этому порядку, все кассовые операции регистрируются на основе унифицированных первичных кассовых документов: приходными и расходными кассовыми ордерами. Обязательная регистрация их в реестрах – К3. Систематическое ведение кассовой книги – К4. За месяц группируется информация по всем кассовым операциям в журнале ордере №1 по кредиту счета 50 – касса и в ведомости №1 по дебету. При наличии розничного товарооборота для торговых предприятий обязательно применение ККМ (контрольно-кассовых машин) и ежедневное ведение книги кассира-операциониста. Соблюдение лимита расчета кассовой наличности при покупке товаров, работ или услуг.

Требование: Ежемесячная ревизия касса с полным полистным пересчетом всех наличных денежных средств и документов.

Синтетический учет ведется на активном денежном синтетическом счете 50 – касса.

Поступление денежных средств:

  • Дт 50 Кт 51 по денежному чеку с р/с

  • Дт 50 Кт 52/2 – по денежному чек4у с текущего валютного счета

  • Дт 50 Кт 62 – от покупателей за товары и услуги в пределах 100000 п о одному договору

  • Дт 50 Кт 71– сдача экономии от подотчетного лица

  • Дт 50 Кт 75 – от учредителей в качестве взносов в уставный капитал

Выдача наличных денежных средств:

  • Дт 51 Кт 50 – сдача сверх лимитной выручки

  • Дт 70 Кт 50 – выдача заработной платы работникам предприятия

  • Дт 60 Кт 50 - поставщикам за товары и услуги

  • Дт 75 Кт 50 - учредителям в виде возврата вкладов и выдачи дивидендов

  • Дт 71 Кт 50 - выдача авансов подотчетным лицам на служебные командировки

Сальдо строго дебетовое, должно отражать сумму наличных денежных средств в кассе фирмы и равняться остатку кассовой наличности на конец дня по кассовой книге.

6,11,2012

Тема 4. Учет материально-производственных запасов.



Учет МПЗ регулируется:

  • федеральным и налоговым законодательством

  • ПБУ – 5 2007

  • Методические указания МинФина РФ по складскому и бухгалтерскому учету материалов.

Блоки материально-производственных запасов:

  • Материалы, учет материалов ведется:

    • Складской
      учет ведется по группам и видам, по секциям склада и по материально-ответственным лицам, каждой секции присваивается номер и этот номер указывается во всех документах по движению, учет ведется по унифицированным документам. Поступление материалов оформляется приходным ордером, актом приемки материалов, при отпуске материалов в производство и внутри складской переброски груза применяются требования на отпуск, накладные, товаро-транспортные накладные и лимитно-заборные карты. При складском учете учет ведется только в количественных единицах(т, м)

    • Бухгалтерский учет
      Синтетический учет материалов ведется на активном, инвентарном, синтетическом счете 10 – материалы. Аналитический учет ведется по субсчетам к этому счету, по группам и видам материальных ценностей. В учетной политике предприятие может выбрать следующие виды оценки материалов как складского запаса:

      • По фактической себестоимости приобретения, в нее включаются: все затраты на покупку, доставку, погрузку, разгрузку, ж/д и авто тарифы и прочие дополнительные расходы до приемки товаров на склад под материальную ответственность, кроме возмещаемых налогов (НДС).
        Дт 10/с-с Кт 60 оптовая цена поставщика
        Дт 19 Кт 60 НДС по счету-фактуре.

      • По учетным или плановым ценам (самый распространенный): дополнительно используются 2 счета бухгалтерского учета: активный инвентарный синтетический счет 15 – заготовление и приобретение материалов и активно-пассивный, регулирующий счет 16 – отклонение в стоимости материалов.
        Все расходы будут собираться на 15 счете.
        Дт 15 Кт 60 отпускная цена
        Дт 19 Кт 60 НДС по счету-фактуре.
        Акт приемки материалов:
        Дт 10/с-с Кт 15 учетная плановая цена
        Дт 16 Кт 15 отклонение стоимости материалов.
        Выбор методики применения 15 и 16 счетов определяется условиями франкировки по договорам поставок. 4 точки перехода права собственности: склад поставщика, станция отправления, станция назначения, склад покупки. Условия франкировки

      • Франко – склад поставщика

      • Франко – вагон или судно – станция отправления

      • Франко – вагон – станция назначения

      • Франко – склад покупателя

        Таким образом, поступление материалов на склад в хозяйственных операциях будет отражаться: акцепт счета-фактуры поставщика за материальные ценности.
        При каждом поступлении материалов рассчитывается процент отклонений к учетной цене и при списании части материалов со склада производства отклонения так же списываются в себестоимость по проценту к учетной цене.

        В учетной политике предприятия выбирают оценки по списанию материалов производства. Виды оценки:

    • По себестоимости единицы (самый точный) – каждую единицу списывают по себестоимости, это возможно только при применении штрих-кодов.

    • По средней взвешенной (самый неточный).

    • По ценам первой партии приобретения (с международных стандартов) – ФИФО – первый пришел, первый ушел.

    • Дополнительно для цени налогового учета может применяться способ ЛИФО – последний на вход, первый на выход - по ценам последней партии приобретения.

      Предприятие может создавать резерв переоценки материалов в конце отчетного года. При проведении годовой инвентаризации складские запасы материалов могут быть переоценены по текущим рыночным ценам. Разница в этом случае между текущими рыночными ценами и фактической себестоимостью материалов отражается как внереализационные доходы и расходы.

  • Сырье

  • Топливо

  • Запасные части

  • Спецодежда

  • Готовая продукция

  • Товары

  • Незавершенное производство



Пример: расчет себестоимости отпуска материалом за октябрь месяц

п-п

Показатели

Количество

Цена

Сумма

1

Остаток материалов на начало месяца

10

1200

12000

2

Поступило за:

1 декаду

15

1250

18750


2 декаду

8

1270

10160


3 декаду

18

1290

23220


Итого поступило:

41


52130

3

Отпуск – отпущено за месяц

30




FIFO

10*(1200)+15+5


37100


LIFO

18+8+4


38380

4

Остаток на 01.11.2012

21




FIFO (по ценам последних поступлений)



27030


LIFO (по ценам первых поступлений)



25750



ПБУ – 5 2007 дополнительно определяет требования по учету товаров. Товары – это готовая продукция других предприятий, предназначенная для перепродажи. Стоимость реализованных товаров называется товарооборот, подразделяется на оптовый, мелкооптовый и розничный. Расходы торгового предприятия называются издержки обращения, доходы торговой организации называются торговая наценка.

Доход поставщика – отпускная цена поставщика

Доход бюджета – НДС на отпущенную цену

Доход торговой организации – торговая наценка. С торговой наценки должен взыматься НДС.

Доход бюджета – акцизы.

Таким образом, оценка товаров в учетной политике предприятия может быть выбрана либо по ценам покупки, т.е. по ценам, которые приобретаются у продавца (оптовая торговля), либо по ценам продажи – реализации (в розничном товарообороте). Синтетический учет товаров ведется на активном инвентарном синтетическом счете 41 – товары. Аналитический учет ведется по субсчетам к этому счету:

  • 41.1 – товары на складе.

  • 41.2 – товары в розничной торговле

  • 41.3 – тара по товарам

Торговая наценка учитывается на синтетическом пассивном счете 42. Издержки обращения учитываются на счете 44 – расходы на продажу.

13, 11, 2012

Учет Нематериальных активов и финансовых вложений

Нематериальные активы регулируются:

  • Законом о бухгалтерском учете,

  • положением о бухгалтерском учете и отчетности

  • методическими указаниями МинФина по классификации и учету нематериальных активов

  • налоговым кодексов РФ части 2, главы 25, параграф амортизируемое имущество.

Нематериальные активы – это долгосрочное имущество фирмы (сроком более 12 месяцев), приносящее доход и не имеющее натурально вещественной формы, единицей измерения и учета является отдельный инвентарный объект.

Классификация:

  • патенты

  • торговые марки и товарные знаки

  • права на производственной технологии

    • авторские

    • на природные ресурсы

    • прочее

  • Ноу-хау – конфиденциальная интеллектуальная собственность

  • Организационные расходы – это расходы до регистрации фирмы как юридического лица

  • Программные продукты для ЭВМ

  • Промышленные образцы

  • Франчайзенговые права – права на торговые марки и товарные знаки

  • Деловая репутация фирмы или гудвил. Определяется как разница между рыночной стоимостью предприятия и ее документальной стоимостью. Оценка документальной стоимости определяется по балансу по величине чистых активов (ча), они определяются как валютный баланс по активу минус обязательства (ча=А-Обязательства=стоимость собственного капитала). Для расчета чистых активов вычитаются «больные статьи», т.е. нереальное имущество.
    А=А-дебиторская задолженность учредителей по вкладам уставного капитала (дебетовое сальдо 75)- -непокрытый убыток отчетного года и прошлых лет(дебетовое сальдо 84). Если по кончу отчетного года чистые активы меньше собственного капитала, то эта сумма должна быть уменьшена в уставном капитале предприятия. Положительный гудвил отражается в составе нематериальных активов.

Оценка нематериальных активов в учетной политике может быть выбрана:

  • Первоначальная стоимость: Все затраты на приобретение и установку нематериальных активов (кроме НДС и общехозяйственных расходов до ввода в эксплуатацию)

  • Восстановительная стоимость, которая получается по результатам переоценки на 1 января текущего года

  • Остаточная стоимость между первоначальной стоимостью и суммы накопленной амортизации

Синтетический учет нематериальных активов ведется на активном инвентарном синтетическом счете №4 – нематериальные активы. Аналитический учет ведется по группам и видам по утвержденной классификации по субсчетам к этому счету. Поступления на счет нематериальных активов отражаются как капитальные вложения через счет 08.

Дт 08 Кт 60 акцепт счет-фактуре поставщика за нематериальные активы, оптовая цена

Дт 19 Кт 60 НДС по счету-фактуре

Дт 08 Кт 70, 69, 76 затраты на установку

Дт 04/с-с Кт 08 акт ввода

После ввода в эксплуатацию с 1 числа следующего месяца начинается процесс амортизации по выбранному способу в учетной политике. ПБУ -14 2007 учет нематериальных активов определяет следующие способы амортизации для целей бухгалтерского учета:

  • Линейный

  • Способ уменьшаемого остатка

  • Пропорционально объему выпускаемой продукции

Для налогового учета только два способа амортизации:

  • Линейный

  • Нелинейный

Не амортизируются следующие группы нематериальных активов:

  • Организационные расходы

  • Ноу-Хау

  • Авторские права

Если по объекту не установлен срок эксплуатации, то предприятие может самостоятельно определить этот срок для расчета амортизации, но не менее 20 лет и не более срока действия организации.

Синтетический учет амортизации ведется на пассивном регулирующем синтетическом счете 05 – амортизация нематериальных активов. Расчет начисления амортизации ведется ежемесячно в ведомости амортизации по группам и включается в затраты. Таким образом, кредитовое сальдо 05 счета будет отражать сумму накопленной амортизации в течение всего периода эксплуатации. Учет выбытия н/а с фирмы отражается как реализация имущества с определением финансового результата от этой операции через 91 счет.

Дт 04.9 Кт 04.1 первоначальная стоимость выбывающего объекта

Дт 05 Кт 04.9 списывается амортизация

Дт 91.2 Кт 04.9 списывается остаточная стоимость

Дт 51, 62 Кт 91.1 получение выручки от продажи

Дт 91.3 Кт 68 начисляется НДС

Дт 91.9 Кт 99 прибыль

Дт 99 Кт 91.9 убыток

Финансовые вложения

Учет финансовых вложений регулируется:

  • ПБУ 19.02

  • Методическими указаниями МинФина по классификации финансовых вложений.

К финансовым вложениям относятся:

  • Финансовые инвестиции фирмы в ценные бумаги других эмитентов

  • Кредитные инвестиции по договорам займа

Аналитический учет ведется по видам ценных бумаг, по срокам обращения и по видам получаемой доходности. Доходность по ценным бумагам может выступать в виде дивидендов, процентов к номинальной стоимости по облигациям и векселям или в виде дисконта, т.е. снижение цены с номинала.

Синтетический учет ведется на активном, денежном, синтетическом счете 58 – финансовые вложения. Оценка финансовых вложений в учетной политике предприятия может быть выбрана:

  • по фактическим затратам для инвестора.

  • По дисконтированной стоимости будущей доходности

Разница между фактической ценой ценных бумаг и номинальной отражается как внереализационные доходы или расходы и списывается на финансовые результаты равными долями в течение всего срока обращения этих бумаг.

Например: предприятие приобрело облигации государственного займа за 12 000 у.е., Номинальная стоимость пакета 10 000 у.е. сроком обращения 5 лет с полугодовой доходностью 10%

Дт 58.2 Кт 51 купли за 12 000

Каждые полгода мы получаем доходность

Дт 51 Кт 91.1 10% будет начисляться от номинала 1000

Дт 91.2 Кт 58.2 списывается разница 200

Через 5 лет эти облигации государство выкупит обратно

Дт 51 Кт 58.2 по номинальной стоимости 10 000

Отдельно ведется учет финансовых векселей по степени доходности по эмитентам и по видам индоссированных векселей. Вексель – это долговое обязательство, определяет отсрочку процентов.



Учет собственного и заемного капитала

П.1 Учет уставного капитала

Уставный капитал формируется в виде акционерного капитала, паевого или уставного фонда, либо складочного капитала. Акционерный капитал формируется в номинальной стоимости, выпущенных в обращение обыкновенных и привилегированных акций. Регистрируется в областном финансовом управлении для акционерных обществ открытого типа. Паевой фонд формируется кооперативами в части номинальной стоимости пая его участников. Складочный капитал формируется из стоимости вкладов участников простого товарищества. Размер уставного капитала для хозяйственных обществ ограничен лимитом по гражданскому кодексу РФ, т.е. для АОЗТ и для ООО размер лимита стократный МРОТ, для ОАО тысячекратный.

Синтетический учет уставного капитала ведется на пассивном, фондовом синтетическом счете 80 – уставный капитал. Аналитический учет ведется по субсчетам к этому счету: 80.1 – объявленный уставный капитал, 80.2 – подписной уставный капитал, 80.3 – оплаченный уставный капитал.

Регистрация УК осуществляется в органах государственной власти управления и регистрируется в учете следующим образом:

Дт 75 Кт 80 регистрация уставного капитала в органах государственной власти.

Внесение вкладов учредителями в УК может осуществляться денежным и не денежным имуществом и отражается как гашение их дебиторской задолженности.

Дт 50, 51, 52.2, Кт 75 внесение вкладов - денежный имуществом

Дт 10, 41 Кт 75 внесение вкладом не денежным имуществом.

Внесение вкладов амортизируемым имуществом отражается в учете с применением суммы накопленной амортизации.

Дт 01, 04 Кт 75 внесение вкладов амортизируемым имуществом, по первоначальной стоимости

Дт 75 Кт 02, 05 сумма накопленной амортизации.

Увеличение стоимости УК может осуществляться за счет следующих источников:

  • За счет дополнительных взносов учредителей
    Дт 75 Кт 80

  • За счет чистой, нераспределенной прибыли отчетного года и прошлых лет
    Дт 84.1,2 Кт 80

  • За счет средств добавочного капитала
    Дт 83 Кт 80

  • За счет средств резервного капитала
    Дт 82 Кт 80

Уменьшение УК может осуществляться только до размера установленного лимита и с согласия основных кредиторов. Если по данным годовой отчетности сумма чистых активов будет меньше размера УК, то он должен быть уменьшен на эту сумму при последующей регистрации.

Кредитовое сальдо 80-го счета должно отражать сумму зарегистрированного в учредительных документах УК.

П.2 Учет резервного капитала

Резервный капитал (РК) создается в обязательном порядке только ОАО в размерах не более 5% чистой прибыли ежегодно. Размер его устанавливается на годовом собрании собственников и определяется в пределах от 10-25% от сумму зарегистрированного УК.

Цель создания РК:

  • Покрытие убытков по основной деятельности в отчетном году.

  • Выплата дивидендов акционерам при отсутствии других источников финансирования.

Синтетический учет РК осуществляется на пассивном, фондовом, синтетическом счете 82 – РК.

Создание РК: отчисление от чистой прибыли со счета чистой нераспределенной прибыли

Дт 84.1,2 Кт 82 создание РК.

Использование средств РК (2 цели, которые прописаны выше):

Дт 82 Кт 84 увеличение чистой нераспределенной прибыли, 1 цель

Дт 82 Кт 75, 76 выплата дивидендов акционерам.

Кредитовое сальдо счета 82 должно отражать сумму зарезервированных финансовых ресурсов в этом отчетном году

П.3 Учет добавочного капитала

Является удорожанием УК, поэтому тоже собственный и создается за счет следующих источников:

  • Прирост стоимости долгосрочного имущества по переоценке

  • Эмиссионный доход – доход от эмиссии собственных акций (разница между рыночной ценой собственных акций и номинальной)

Синтетический учет добавочного капитала ведется на пассивном, фондовом, синтетическом счете 83 – добавочный капитал. Аналитический учет ведется по субсчетам к этому счеты по направлениям его формирования: 1 – прирост стоимости имущества предприятия, 2 – эмиссионный доход, 3 – курсовые валютные разницы стоимости вклада в УК.

Формирование добавочного капитала:

  • Увеличеное стоимости при переоценке:
    Дт 01, 04 Кт 83

  • При эмиссии поступления денежных средств:
    Дт 51, 50 Кт 83

Использование средств добавочного капитала определяется целями его создания:

  • На покрытие убытка в виде снижения стоимости при последующих переоценках долгосрочного имущества.
    Дт 83 Кт 01, 04

  • На увеличение стоимости УК при последующей перерегистрации:
    Дт 83 Кт 80

  • На покрытие непредвиденных убытков отчетного года по решению годового собрания акционеров:
    Дт 83 Кт 84.1

  • На выплату дивидендов:
    Дт 83 Кт 75, 76

П.4 Учет заемного капитала.

Заемный капитал формируется в виде кредитов и займов при получении кредитных ресурсов от банковской системы и от физических (юридических) лиц. Предоставляется предприятию по кредитному договору на определенный срок под установленные цели на принципах обеспеченности.

Банковский кредит предоставляется на принципах:

  • Платность

  • Срочность

  • Возвратность – регулируется ставкой процента

  • Целевой характер – чтобы снизить свой кредитный риск невозврата, т.е. кредиты выдаются на определенную цель.

  • Обеспеченность – обеспеченность возврата суммы подтверждается договором залога.

Синтетический учет кредитов и займов ведется на пассивных, синтетических счетах расчетной группы 66 – расчеты по краткосрочным кредитам и займам, 67 – расчеты по долгосрочным кредитам и займам. Аналитический учет ведется по субсчетам к этим счетам по срокам; по способу начисления процентов: ежемесячные, ежеквартальный, полугодовые; по заимодавцам и по способам обеспечения: по договорам залога, договор гарантии и договорам поручительства.

Кредитные ресурсы могут быть предоставлены банком после заключения кредитного договора, либо непосредственно на расчетный счет предприятия, либо на текущий валютный счет, либо за счет средств кредитных ресурсов открывается валютный аккредитив или отдельный спец ссудный счет (т.н. Контокоррент).

Открытие кредита после заключения кредитного договора

Дт 51, 52.2, 55.1 Кт 66, 67

Начисление процентов по краткосрочным кредитам и займам отражается в себестоимости продукции товаров, работ или услуг по кредитным договорам по краткосрочным и среднесрочным кредитам. В бухгалтерской финансовой отчетности эти проценты отражаются как операционные расходы. Поэтому начисляются как прочие операционные расходы:

Дт 91.2 Кт 66 начисление процентов.

Для целей налогового обложения по налоговому кодексу РФ эти проценты уменьшают налогооблагаемую прибыль только в размерах ставки рефинансирования ЦБ России увеличенной на 1,1 пункта.

Начисление процентов по долгосрочным кредитам и займам отражается как капитальное вложение, поскольку связаны с приобретением вне оборотных активов и входят в состав их первоначальной стоимости.

Дт 08 Кт 67 начисление процентов.

Погашение кредита осуществляется по платежному поручению путем расторжения кредитного договора:

Дт 66, 67 Кт 51, 52.2, 55.1 закрытие кредита.

Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности (МФСО)

Причины возникновения международных стандартов:

  • Различия в национальных системах учета разных стран

  • Различия финансовых категорий при переводах информации в финансовой отчетности (в языке, в переводах)

  • Развитие мирового рынка капитала, создание ЕС.

Международные стандарты развивались по системе гармонизации и стандартизации учета.

Гармонизация осуществлялась ведущими международными институтами (Комитетом по МСФО при ООН и международной федерации бухгалтеров), их функции:

  • Изучение национальных стандартов учета разных стран

  • Адаптация их к международным стандартам

  • Разработка программ и методик обучения профессиональных бухгалтеров.

Стандартизация учета осуществляется комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) - IASC, созданный в 1903 году со штаб-квартирой в Лондоне. Разрабатывает международные стандарты. Функции:

  • Разработка и переработка международных стандартов учета, их адаптация к национальным стандартам учета разных стран

  • Проведение обучающих программ в т.н. развивающихся странах.

МСФО строятся на основе континентальных моделей модели национальных стандартов учета и англо-американской модели, т.е. в основе стандартов МСФО лежат национальные стандарты учета США – GAAP (общепринятые стандарты бухгалтерского учета) и национальные стандарты Великобритании – SSAP. МСФО не полностью обязательны в применении, то есть допускается небольшое отклонение. Для европейских компаний адаптация МСФО с национальным стандартом регулируется директивами ЕС:

  • Директива ЕС №4 – о формах бухгалтерской финансовой отчетности. Определены основные формы БФО компаний и требования по раскрытию информации в них. «Годовая отчетность компаний представляется в виде отчета о прибылях и убытках бухгалтерского баланса и приложений к ним». В качестве приложения может предоставляться отчет о движении денежных средств, отчет о нераспределенной прибыли или изменение капитала, отчет сотрудников и отчет директоров. Все формы отчетности компании могут составлять в различных вариантах, т.е. нет установленной стоимости.

  • Директива ЕС №7 - Консолидированная бухгалтерская финансовая отчетность. Определяет требования консолидированной отчетности – отчетность компаний, работающих совместно - Холдинг. Требования к отчетности определяются способом консолидации:

    • поглощение (когда одна компания покупает все активы другой компании и образуется холдинг, в этом случае годовой отчетности холдинга информация показывается в виде суммирования всех активов и обязательств компании),

    • слияние (когда одна компания приобретает контрольный пакет акций другой компании, в этом случае в годовой отчетности компании холдинга параллельно общим цифрам холдинга отражаются цифры подотчетных сегментов (компания, финансовые показатели которой более 10% объединенных показателей холдинга), т.е. зависимых структур.).

    • способ чистых инвестиций (самый популярный в эпоху кризиса в Европе, когда одна компания покупает крупные реальные активы другой компании)

  • Директива ЕС №8 – об аудите. Определяет требования проведения аудита – независимой финансовой экспертизы. Ежегодный обязательный аудит всех компаний , котирующих свои ценные бумаги на фондовые биржи. Аудиторская проверка и ее результаты формируется в аудиторском заключении, которое может быть выполнено одним из четырех вариантов:

    • Положительное заключение (без замечаний)

    • Условно положительное заключение с замечаниями.

    • Отрицательное аудиторское заключение, аудитор должен собрать внеочередное собрание собственности и сообщить о том, что он составляет отрицательное заключение.

    • Отказ от мнения – когда аудитор не имеет полной информации и не может составить мнение, т.е. недоступны какие-то документы или отсутствуют.

Принципы формирования МСФО в директивах ЕС:

  • принцип объективности информации – приоритет содержания над формой.

  • принцип непрерывности деятельности предприятия – определяет то, что предприятие будет действовать, и в будущем и его ликвидация не предвиделся.

  • Принцип единого подхода к учетной политике.

  • Принцип консерватизма (осторожности) – главное – не обмануть собственника. Определяет правило отражения финансовых результатов в учете: прибыль признается в учете по факту ее получения, а убыток по мере возможного возникновения. Главное занизить прибыль, нежели завысить.

23


© 2017 1035 1