Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Глубокинская средняя общеобразовательная школа №32
«Лес – наше богатство!»
(внеклассное мероприятие)
Учитель начальных классов
Черкашина Е. В.,
Внеклассное мероприятие «Лес - наше богатство».
Цели и задачи: расширить знания детей о природе, красоте леса, его богатствах; познакомить учащихся с растениями и животными леса, с правилами поведения в лесу; развивать речь, память, обогащать словарный запас; привлечь детей к чтению и запоминанию стихов о лесе; прививать любовь к растениям и животным, воспитывать бережное отношение к природе.
Ученик:
Я сорвал цветок,
И он завял,
Я поймал жука,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к природе
Можно только сердцем.
Ученик:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой нам, не таи:
Ты же видишь – мы свои!
Учитель: Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Многое сделано по охране природы: посажены новые леса, организованы заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных, например бобры, лоси, сайгаки, соболи. Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес?
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Ученик 1: Лес – наше богатство!
Ученик 2: Лес – это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.
Ученик 3: Лес – это дом для зверей и для птиц.
Ученик 4: Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
Ученик 5: Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Учитель : С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полянах цветет много цветов; только стаял снег, а в лесу уже распускается подснежник.
Ученик:
Выглянул подснежник
В полутьме лесной,
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Ученик:
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне, кажется, его задень, -
Он тихо зазвенит,
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы вокруг.
Учитель: Наступает лето, и на смену весенним цветам приходят летние (лесные) цветы. Ребята, какие вы знаете лесные цветы? (колокольчики, васильки, одуванчики и др.)
Ученик: носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет, нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Он заметный, золотой,
Постарел и стал седой,
И как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
Е. Серова
Учитель: Есть тесная связь между жизнью леса и его обитателей и жизнью человека. Знаете ли вы, что?
Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год килограмм зерна, то, значит, одна сова спасет в год тонну хлеба!
У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть сто гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых-вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.
Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Они очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров. Птицы – это лесные доктора.
Дети поют песню «Это называется природа».
Учитель: Ходят в лес по грибы, по ягоды, по орехи. А что если отправиться в лес по загадки?
Ребята, какие вы знаете загадки о лесе и его обитателях?
В сосне дупло,
В дупле- тепло.
А кто в дупле
Живет в тепле? (Белка)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь) и др.
Учитель: Если знаешь лес, зверей,
Назови их поскорей.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее…(Лиса).
Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого довелось
Встретить, знайте, это…( Лось).
Он, как, елка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий, обижать его не смей!
Он в лесу живет, но вхож
И в сады, отважный…(Еж).
Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, желуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был …(Кабан).
Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждет добычу.
Не робей, но берегись:
В том лесу, где бродит….(Рысь)
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…(Снегири)
Учитель: Лес – это наш зеленый друг. Он помогает нам получить высокий урожай хлеба. Однажды в Ростовской области несколько дней бушевала черная буря. Ветер подхватил верхний плодородный слой почвы и черными тучами погнал ее над равнинами.
На сотнях тысяч гектаров был снесен слой почвы и вместе с ним семена. Все нужно было сеять сначала. Но в некоторых местах буря не тронула почву. Буря оказалась бессильной там, где поле окружал зеленый друг. Лес, словно сказочный богатырь, подставил свою могучую грудь буре, прикрыл поля и спас урожай.
Поэтому чтобы спасти урожай от черной бури и зноя, в степях на сотни километров сажают леса.
Ученик:
Лес в степях посажен новый,
Чтоб сберечь от зноя хлеб.
На десятки километров
Встав зеленою стеной,
Он не клонится под ветром –
Крепкий, ровный и прямой.
Вековечный друг народа,
Часовой родных полей,
Он стоит на страже гордо,
Побеждая суховей.
А. Мелузников
Учитель: Различные деревья любимы нами.
Ель. Я – ель. Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба-Яга, леший и другие герои сказок. Потому что даже в жаркий солнечный день в еловом лесу всегда прохладно и темно. Обычай украшать елку пришел к нам издавна. Когда день начинал прибывать, люди в ожидании теплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил людей. Там они украшали самую большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу. Домой люди приносили еловые ветки. Ель растет 150-200 лет.
Лиственница. Королевой сибирских лесов называют люди лиственницу. Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю, отсюда произошло название дерева. Древесина этого дерева не знает износа. Знаете ли вы, что внутренние детали Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже по 400-500 лет! 25 веков пролежали изделия из лиственницы в алтайских курганах, пока археологи не нашли их. Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы! Древесина ее не гниет, а со временем становится еще тверже и как бы каменеет.
Клен. Я – клен. Я желанный гость всех парков и улиц городов. Мои резные листья так красивы в осенний листопад. У клена крепкая древесина, ее широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. Кларнеты и флейты, из которых извлекают нежные мелодии, тоже сделаны из клена. В городах клен энергично усваивает из воздуха различные вредные вещества.
Береза. Полюбилась русскому народу белоствольная береза. Сколько песен, стихов сложено о ней! Часто она упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из березы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это же готовая природная бумага.
Дуб. Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и потому ему страшны никакие бури. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют ее и в вагоностроении и судостроении. Кору применяют в кожевенном деле. Положите несколько листочков дуба в банку с огурцами - и они станут хрустящими, крепкими, вкусными.
Учитель: Когда вы, ребята, идете в лес, вы должны хорошо знать, как надо вести себя в лесу.
Посмотрим презентацию «Правила поведения в лесу»
Учитель: работники лесного хозяйства следят за здоровьем леса: уничтожают вредных насекомых. Лечат или срубают заболевшие деревья. Они охраняют лес от пожаров.
Ученик:
Бесценна зеленого леса краса,
Зеленое золото – наши леса.
Богатство лесов охраняй, карауль.
Внимательный, зоркий «зеленый патруль»!
Ученик:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
В Берестов
Учитель: Ребята! Внимательно посмотрите на деревья, растущие вокруг школы и вблизи от нее. Какие они большие и красивые: и клены с резными листочками, и березы в нарядных сарафанчиках, и мощные дубы, и размашистые липы, и ветвистые ивы. Они были бы еще красивее, если бы вы, ребята, не ломали ветки, не лазили по деревьям.
Ученик:
Играют горнисты,
Скликая ребят,
Зеленый, тенистый
Мы вырастим сад.
Ученик:
Под Москвой и Казанью,
Везде, где живем,
Деревья посадим,
Леса разведем.
Ученик:
В Орле, Петербурге,
В Черкассах, Клину
Пусть каждый посадит
Сирень иль сосну.
Ученик:
Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас.
Ученик:
Пусть лучше и краше
Сама, как весна,
Становится наша
Родная страна!
Ученик:
Русский лес
С. Никулин
Нет ничего милее
бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
накормит русский лес.
А будет жажда мучить,
то мне лесовичок
Средь зарослей колючих
покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
и видно все до дна.
Течет вода-водица,
вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
орехи и цветы,
Душистая малина
на кустиках густых.
Ищу грибов поляну
я не жалея ног,
А если я устану –
присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
с зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
и сердце не болит,
Когда над головою,
как вечность, лес шумит.