СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.03.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Межпредметные связи на уроках обж

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

межпредметные связи на уроках обж

Просмотр содержимого документа
«Межпредметные связи на уроках обж»



МБНОУ “Гимназия 70”








Межпредметные и внутрипредметные связи в курсе 0БЗР




Выполнил:

Карманова Тамара Александровна



Учитель биологии и обзр





Новокузнецк 2024г







На уроках ОБЗР прослеживается межпредметная связь с такими

дисциплинами как физика, математика, информатика, география, биология,

экология, химия, история, литература, черчение.

Подробно о применении межпредметных связей на уроках ОБЗР

1. Связь с математикой необходима при решении задач. Это не только

умение делать математические расчеты, анализировать графики зависимости

физических величин, но главное преподаватель развивает логику мышления

обучающихся при анализе формул. В 10 классе при решении задач по теме

«Ориентирование на местности по Солнцу и часам» (понятие о биссектрисе

угла). В 8 – 9 классах задачи на определение высоты объекта и определение

ширины объекта (принцип подобия треугольника). При изучении Правил

безопасного поведения на дороге дети вычисляют длину тормозного пути

транспортного средства в зависимости от условий окружающей среды.

2. Знания обучающихся, полученные на уроках химии, использую при

прохождении темы в «Аварийно химические опасные вещества»,

«Химические факторы загрязнения окружающей среды».

3. При изучении тем в «Биологическое действие радиации», «Звуковые

волны», «Механические волны», «Оружие массового поражения –

характеристика и способы защиты» опираюсь на знания, которые

обучающиеся усвоили на уроках физики.

4. Говоря о предмете ОБЗР нельзя забывать о таких предметах, как биология

и экология. Воспитание обучающихся к бережному отношению к природе, к

своему здоровью и здоровью окружающих. Изучение физико-химических

процессов, происходящих в организме человека. Умение различать

съедобные и несъедобные растения, определять лекарственные растения и

многое другое.

5. Невозможно на уроках ОБЗР обойтись без связи с историей. Когда? Кем

был открыт тот или иной закон? Когда и при каких условиях произошла

Синопская битва, Дни воинской славы и их описание. Можно, конечно,

просто рассказать об этом, но можно обучающимся предложить добыть

знания в более объемном виде, используя другие источники, кроме учебника

– школьную библиотеку, материалы дисков, выход в Интернет.

Интересна связь курса ОБЗР с литературой. А именно изучение народных

традиций. Составной частью традиций является фольклор (от англ.

«мудрость народа»). Существенную помощь в достижении целей обучения

ОБЖ может оказать использование народных традиций. Традиция - элементы

социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к

поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и

социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиций

выступают общественные установления, нормы поведения, материальные и

духовные ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Приобщение обучающихся в

процессе обучения ОБЖ к народным традициям, ценностям народной

духовной культуры - одно из условий формирования у них национального

самосознания, выработки гражданской позиции, реализации их творческого

потенциала. Для каждого возрастного периода рекомендован свой

фольклорный жанр как наиболее эффективный ради достижения целей

воспитания и развития. Народные знания о безопасном быте, о природе и

взаимосвязях в ней нашли широкое отражение в загадках, сказаниях,

былинах, пословицах и поговорках.

В пословицах и поговорках в яркой, легко запоминающейся, до предела

лаконичной форме обобщены самые разнообразные знания. Их запоминание

развивает память, мышление, смекалку, расширяет кругозор. Передача

знаний осуществляется как бы мимоходом, без особого напряжения; и эти

знания, опыт народа осваиваются прочно, на всю жизнь. Это и есть

желаемый вариант, когда учение проходит без мучения.

6. На своих уроках провожу связь с географией. Чрезвычайные ситуации

природного происхождения – изучение данной темы это продолжение

изучения тем «Цунами», «Землетрясения», «Геологические явления»,

«Метеорологические явления» в курсе географии.

7. На уроках ОБЗР прослеживается связь с черчением (необходимо аккуратно

чертить схемы ,даются задания: нарисовать плакат по проблемам экологии

применения тепловых двигателей ).

8. Без знаний информатики, обучающиеся не могут создавать свои работы на

компьютере (презентации, рефераты), осуществлять поиск информации в

Интернете.

Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения,

который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда

предметов, усиливая системность знаний обучающихся, активизирует

методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм

организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного

процесса.


Список литературы


1. Гурьев, А.И. Статус межпредметных связей в системе современного

образования // Наука и школа. - 2002. - №2. - с. 41-45

2 Дмитриев С.Д. Межпредметные связи в учебном процессе. - Киров -

Йошкар-Ола: Кировский гос. пед. ин-т, 2004. - С. 80.

3Зуев А. Роль межпредметных связей в учебном процессе// ОБЖ. Основы

Безопасности Жизни. – 2003. - № 4. – С. 37-39.

4.. Протасевич Г. М. Реализация межпредметных связей// Специалист. –

2002. - № 10. – С. 17.

5. Семенова В. Межпредметная интеграция на уроках ОБЖ// ОБЖ. Основы

Безопасности Жизни. – 2003. - № 9. – С. 32-37.

6. Скаткин, М.Н., Батурина, Г.И. Межпредметные связи, их роль и место в

процессе обучения: В сб.: Межпредметные связи в процессе преподавания

основ наук в средней школе, ч. 1. - М., 1973 - 302с.

7. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Наука,

1995. - С.45.

8. Чекалов В. Межпредметные связи при изучении курса ОБЖ// ОБЖ.

Основы Безопасности Жизни. – 2003. - № 11. – С. 12-15.

21




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!