К 1910-м годам начался кризис символизма как литературного направления. Должно было появиться некое новое направление, иначе ставящее вопрос о соотношении поэзии и действительности . Именно таким и стал акмеизм. Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго — около двух лет.
Акмеизм (от слова acmh
(“акме”) высшая степень чего-
либо, цвет, цветущая пора)
“ Цех поэтов”
В 1911 году в среде поэтов, стремившихся создать новое направление в литературе, возникает кружок “Цех поэтов,”
во главе которого становятся Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. Членами “Цеха” были в основном начинающие поэты: А. Ахматова, Н. Бурлюк,
З. Гиппиус, М. Зенкевич,
Георгий Иванов,
О. Мандельштам
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
О создании же литературного направления под названием «акмеизм»
было официально заявлено 11 февраля 1912 года на заседании «Академии стиха», а в № 1 журнала «Аполлон» за 1913 год появились статьи Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и
Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», которые считались манифестами новой школы
Основные принципы акмеизма
— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности ; — отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; — стремление придать слову определенное, точное значение ; — предметность и четкость образов , отточенность деталей; — обращение к человеку, к «подлинности» его чувств ; — перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре»
Жанрово-композиционные и стилистические особенности
Основное внимание акмеистов было сосредоточено на поэзии . Конечно, была у них и проза, но именно стихи сложили это направление. Как правило, это были небольшие по объему произведения , иногда в жанре сонета, элегии . Самым главным критерием стало внимание к слову, к красоте звучащего стиха
Н.Гумилёв( 1886-1921)
В поэзии Н. Гумилева акмеизм реализуется в тяге к открытию новых миров, экзотическим образам и сюжетам
ЖИРАФ
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав… Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.
А. Ахматова (1889-1966) лишена тяготения к экзотическим сюжетам и пестрой образности.
Своеобразие творческой манеры Ахматовой
как поэта акмеистического направления
составляет запечатление одухотворенной предметности. Посредством поразительной точности вещного мира
Ахматова отображает целый душевный строй, изящно обрисовывает детали
Подушка уже горяча
С обеих сторон.
Вот и вторая свеча
Гаснет, и крик ворон
Становится всё слышней.
Я эту ночь не спала,
Поздно думать о сне…
Как нестерпимо бела
Штора на белом окне.
-Здравствуй!
(1909)
Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней, А я знала - их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: "С мною умри!".
Здешний мир
О. Мандельштама (1891-1938) был отмечен ощущением смертной хрупкости перед безликой вечностью. Среди акмеистов Мандельштама выделяло необыкновенно остро развитое чувство историзма.
Вещь вписана в его поэзии в культурный контекст, в мир, согретый «тайным телеологическим теплом»:
человек окружался не безличными предметами,
а «утварью», все упомянутые предметы обретали библейский подтекст.
Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся. Как журавлиный клин в чужие рубежи,- На головах царей божественная пена,- Куда плывете вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи? И море, и Гомер - всё движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит, И море черное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
.
Адамизм- это ещё одно название акмеизма, подразумевающее «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь» ( С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут)
Просторен мир и многозвучен,
И многоцветен радуг он,
И вот Адаму мир поручен,
Изобетателю имен.
Назвать, узнать, сорвать покровы
И праздных тайн, и ветхой мглы –
Вот первый подвиг. Подвиг новый-
Живой земле воспеть хвалы.
С. Городецкий
.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ АКМЕИЗМ
- Что такое акмеизм? На смену какому направлению он пришёл и почему? Временные рамки.
2. Кружок акмеистов назывался …
.
3. Наиболее яркие представители данного
литературного направления.
4. Особенности творчества Н. Гумилёва, А.Ахматовой, О. Мандельштама.
5. Что такое адамизм? Его представители.
6. Основные принципы и особенности акмеизма
как литературного направления.