министерство образования и науки Амурской области
государственное профессионально образовательное автономное учреждение Амурской области
«Амурский колледж сервиса и торговли»
РАБОЧАЯ ПРоГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 05. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ
для специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
базовый уровень подготовки
Белогорск 2017
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
УТВЕРЖДЕНО
научно-методическим советом
Протокол № ____ от «____» ___________ 20___ г.
Председатель ______________ Т.М. Пузикова
Рассмотрена на заседании ПЦК ЭЮД
Протокол № ____ от «____» ___________ 20__ г.
Председатель ПЦК ______________Т.Е.Дуракова
СОГЛАСОВАНО
Начальник отдела муниципального
заказа администрации Белогорского района
_______________В.И.Зиновьева
подпись
«____» ___________ 20___ г.
Автор: Т.И. Илларионова
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 4 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 6 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля | 7 |
4.условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 11 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 14 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 05. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ «КАССИР»
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее – рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Выполнение работ по профессии «кассир»
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 5.1. Осуществлять операции с денежными средствами, ценными бумагами, бланками строгой отчетности.
ПК 5.2. Работать с формами кассовых и банковских документов.
ПК 5.3. Оформлять кассовые и банковские документы.
ПК 5.4 Вести кассовые книги, составлять кассовую отчетность.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в экономике и управлении при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
уметь:
- осуществлять операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность;
- правильно оформлять приходные и расходные документы, вести кассовый журнал и составлять кассовую отчетность;
- сверять фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком;
- получать по оформленным в соответствии с установленным порядком документам денежные средства в учреждениях банка;
- составлять описи ветхих купюр, а также соответствующие документы для их передачи в учреждения банка с целью замены на новые;
- передавать в соответствии с установленным порядком денежные средства инкассаторам;
- считать устно;
- пользоваться ПК, ККМ, терминалом пластиковых карт, сканером считывания штрих-кода;
- пользоваться необходимым программным обеспечением по бухгалтерскому учету, работать со специальными банковскими программами и информационно-справочными системами;
- бережно обращаться с деньгами (не загрязнять их и не производить каких-либо надписей на бумажных купюрах);
- соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила и нормы охраны труда, требования производственной санитарии и гигиены, требования противопожарной безопасности, гражданской обороны.
знать:
- постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающиеся ведения кассовых операций;
- формы кассовых и банковских документов;
- правила приема, выдачи, учета и хранения денежных средств и ценных бумаг;
- порядок оформления приходных и расходных документов;
- лимиты остатков кассовой наличности; правила обеспечения их сохранности;
- порядок ведения кассовой книги, составления кассовой отчетности;
- правила эксплуатации электронно-вычислительной техники;
- основы организации труда.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 213 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 141 час, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 94 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 47 часов;
практика по профилю специальности – 72 часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Выполнение работ по профессии «Кассир», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 5.1. | Работать с нормативно-правовыми актами, положениями, инструкциями, другими руководящими материалами и документами по ведению кассовых операций. |
ПК 5.2. | Осуществлять операции с денежными средствами, ценными бумагами, бланками строгой отчетности |
ПК 5.3. | Работать с формами кассовых и банковских документов. |
ПК 5.4. | Оформлять кассовые и банковские документы. |
ПК 5.5 | Вести кассовые книги, составлять кассовую отчетность. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
ПМ. 05. Выполнение работ по профессии «кассир»
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 5.1 – 5.5. | Раздел 1. Ведение кассовых операций и условия работы с денежной наличностью | 141 | 94 | 92 | - | 47 | - | - | |
ПК 5.1 – 5.5 | Производственная практика (по профилю специальности) | 72 | | - |
| Всего: | 213 | 94 | 92 | - | 47 | - | - | - |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю
ПМ. 05. Выполнение работ по профессии «кассир»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
МДК 05.01 Организация деятельности кассира |
Раздел 1. Ведение кассовых операций и условия работы с денежной наличностью. |
Тема 1.1 Правила организации наличного и безналичного денежного оборота | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1. Нормативное регулирование ведения кассовых операций | 2 | |
Практические занятия: ПР 1. Нормативное обеспечение и основные понятия бухгалтерского учета, задачи, тесты | 4 | |
Тема 1.2 Организация кассовой работы на предприятии | Практические занятия: ПР 2. Документальное оформление кассовых операций. Составление корреспонденции счетов по учету денежных средств и расчетов. | 4 | 3 |
ПР 3. Составление трудового договора кассира. Составление корреспонденции счетов по учету денежных средств и расчетов. | 4 |
ПР 4. Составление договора о материальной ответственности. Составление корреспонденции счетов по учету денежных средств и расчетов. | 4 |
ПР 5. Правила работы на счетно-денежных машинах, ККМ. Составление корреспонденции счетов по учету денежных средств и расчетов. | 4 |
ПР 6. Оформление бланков строгой отчетности по кассе | 4 |
ПР 7. Прогноз кассовых оборотов по источникам поступлений и направлений выдач денежной наличности | 4 |
ПР 8. Анализ состояния наличного и безналичного денежного оборота. Оформление безналичных расчетов по счетам юридических лиц | 4 |
ПР 9. Документальное оформление кассовых операций в иностранной валюте. Составление корреспонденции счетов по учету денежных средств и расчетов. | 4 |
ПР 10. Заполнение РКО и ПКО. Составление корреспонденции счетов по учету денежных средств и расчетов. | 4 |
ПР 11. Заполнение платежной ведомости. Составление корреспонденции счетов по учету денежных средств и расчетов | 4 |
ПР 12. Заполнение авансового отчета. Составление корреспонденции счетов по учету денежных средств и расчетов | 4 |
ПР 13. Заполнение денежного чека, объявления на взнос наличными. Составление корреспонденции счетов по учету денежных средств и расчетов | 6 |
ПР 14. Заполнение кассовой книги. Составление корреспонденции счетов по учету денежных средств и расчетов | 6 |
ПР 15. Заполнение платежного поручения. Составление корреспонденции счетов по учету денежных средств и расчетов | 6 |
ПР 16. Составление описи ветхих купюр. Составление корреспонденции счетов по учету денежных средств и расчетов | 4 |
Тема 1.3 Порядок работы с сомнительными, неплатежными денежными знаками и денежными знаками, имеющими признаки подделки | Практические занятия: ПР 17. Определение признаков подлинности денежных знаков иностранных государств (группы государств) и чеков, а также платежеспособности банкнот и монеты Банка России. Составление акта-описи о приеме на экспертизу денежных знаков. | 4 | 3 |
Тема 1.4 Ревизия кассы и контроль над соблюдением кассовой дисциплины | Практические занятия: ПР 18. Практическая работа по заполнению и проведению ревизии кассы | 6 | 3 |
ПР 19. Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы. | 4 |
Тема 1.5 Порядок передачи денежных средств инкассаторам | Практические занятия: ПР 20. Составление договора инкассации. Составление корреспонденции счетов по учету денежных средств и расчетов. | 4 | 3 |
ПР 21. Заполнение препроводительной ведомости, копии препроводительной ведомости, накладной к сумке с денежной наличностью. Составление корреспонденции счетов по учету денежных средств и расчетов. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся | Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Изучение системы нормативного регулирования ведения кассовых операций в РФ. Изучение правовых основ валютных операций. Заполнение первичных учетных документов по учету кассовых операций. Изучение порядка применения и заполнения форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с предприятиями Заполнение кассовой книги. Изучение методики заполнения регистров синтетического учета по счету 50. Изучение Положения ЦБ России от 24.04.2008г. № 318-П. Изучение основных положений по организации работы с сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками Банка России. | 47 | |
Практика по профилю специальности | Виды работ: Оформление расчета лимита остатка кассы. Оформление первичных документов по поступлению и выдаче наличных денежных средств. Оформление журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов. Оформление кассовой книги. Составление отчета кассира. Заполнение журнала кассира-операциониста. Оформление документов сопровождающих инкассаторскую сумку. Оформление безналичных расчетов по счетам юридических лиц. Оформление объявления на взнос наличными. Составление акта инвентаризации наличных денежных средств (форма № ИНВ-15) | 72 | |
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации программы модуля имеется учебный кабинет бухгалтерского учета.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий
Реализация программы модуля включает практику по профилю специальности в объеме 72 часа, которая проводится концентрировано.
4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Основные источники:
Перечень нормативно-правовых актов и регламентирующих документов
1. Конституция РФ Федерации (принята 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// СПС «Консультант Плюс» 2011.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ; (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ; (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ. (ред.от 04.10.2010)// СПС «Консультант Плюс».2011.
3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990г. № 395-1 ФЗ (ред. от 15.11.2010, с изм. 07.02.2011)// СПС «Консультант Плюс».2011.
4. Федеральный закон «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002г. № 86-ФЗ// СПС «Консультант Плюс».2011.
5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06. 12. 2011г. № 402-ФЗ. (с изм. и доп.)// СПС «Консультант Плюс» 2011.
6. Федеральный закон от 03.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (с изм. и доп.)// СПС «Консультант Плюс» 2011.
7. Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (с изм. и доп.)// СПС «Консультант Плюс» 2011.
8. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Министерством финансов РФ от 29.07.1998 № 34н //СПС «Гарант».2011.
9. Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 (ред. от 03.05.2000) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» // СПС «Консультант Плюс» 2011г
10. Указание ЦБР от 27.08.2008г. № 2060-У «О кассовом обслуживании в учреждениях Банка России кредитных организаций и иных юридических лиц» (с изм. и доп.)// СПС «Консультант Плюс» 2011.
11. Положение ЦБ РФ №14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ»// СПС «Консультант Плюс» 2011.
12. Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а (ред. от 21.01.2003) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» // СПС «Консультант Плюс» 2011г
Основная литература:
Основная учебная литература:
Будасова С.А. Финансы, денежное обращение и кредит. - Ростов н/Д Феникс, 2008г.
Гусева Т.М., Шеина Т.Н., Нурмухамедова Х.Ш. Бухгалтерский учет: Учебно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2008
Денежное обращение и банки: Учеб. пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В. Толоконцевой. - М.: Финансы и статистика, 2007г.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: Учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008.
Климович В.П. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник.- М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2008г.
Ларионов А.Д. и др. Бухгалтерский учет. – М.: ГРОССБУХ, 2006.
Матюшенкова Н.Г. Основы денежного обращения и финансы. –М.: «ACADEMIA»,2008г.
Самохвалова Ю.Н. Бухгалтерский учет: Практикум: учебное пособие. – М.: Форум, 2009. – 240с. – (профессиональное образование).
Чалдаева Л.А.Финансы, денежное обращение и кредит: учебник. –М.: Юрайт, 2010г.
Щеголева Н.Г., Васильева А.И.Деньги и денежное обращение: учеб. пособие. –М.: Маркет ДС 2010г.
Дополнительные источники:
Василевская Т.И., Вуколова Т.И., Жук И.Н., Зайцева М.А., Заяц Н.Е. Финансы предприятий. –М.: Издатель: Высшая школа, 2008 г.
Волнин В.А. Экономика и финансы предприятия. Учебник. –М.: Маркет ДС, 2010 г.
Жуков Е.Ф. Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник / -М.: Изд. «Вузовский учебник», 2009г.
Дополнительная учебная литература
Журнал «Российский налоговый курьер» // СПС «Консультант Плюс» 2014г
Журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения» // СПС «Консультант Плюс» 2014г
Журнал «Налоговый вестник» // СПС «Консультант Плюс» 2014г
Журнал «Главбух» // СПС «Консультант Плюс» 2014г
Интернет – ресурсы СПС «Консультант Плюс» (http://www.consultant.ru)
сайта Минфина РФ (www. minfin.ru)
сайт Банка России (www.cbr.ru )
www.sostav.ru (аналитические статьи, обзоры рынка, публикации из СМИ)
www.adme.ru (энциклопедия рекламы
4.3 Общие требования к организации образовательного процесса
Освоению данного модуля должно предшествовать изучение следующих учебных дисциплин и модулей:
Информационные технологии в профессиональной деятельности;
Экономика организации;
Документационное обеспечение управления;
Основы бухгалтерского учета;
ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации;
ПМ.02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.
4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего экономического или управленческого образования.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Педагогический состав: наличие высшего экономического образования.
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля
(вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 5.1. Работать с нормативно-правовыми актами, положениями, инструкциями, другими руководящими материалами и документами по ведению кассовых операций. | точность и грамотность оформления операций с денежными средствами, ценными бумагами и бланками строгой отчетности на основании нормативно-правовых актов. | Текущий контроль в форме: экспертной оценки на практическом занятии; защиты практических работ; тестов; экспертной оценки результатов самостоятельной подготовки; Защита отчета по практике. Итоговый контроль: Экзамен квалификационный. |
ПК 5.2. Осуществлять операции с денежными средствами, ценными бумагами, бланками строгой отчетности. | учет и использование обязательных реквизитов в первичных документах по кассе; логичность проверки, группировки, таксировки, контировки первичных бухгалтерских документов; квалифицированное ведение номенклатуры дел; учет правил проведения инвентаризации кассы; учет правил кассовой книги. |
ПК 5.3. Работать с формами кассовых и банковских документов. | точность и грамотность оформления унифицированных форм кассовых и банковских документов; точность и грамотность оформления операций с денежными средствами, ценными бумагами и бланками строгой отчетности; учет и использование обязательных реквизитов в первичных документах по кассе; логичность проверки, группировки, таксировки, контировки первичных бухгалтерских документов; квалифицированное ведение номенклатуры дел; учет правил проведения инвентаризации кассы; учет правил кассовой книги. |
ПК 5.4. Оформлять кассовые и банковские документы. | правильность и точность оформления форм кассовых и банковских документов: точность и грамотность оформления операций с денежными средствами, ценными бумагами и бланками строгой отчетности; учет и использование обязательных реквизитов в первичных документах по кассе; логичность проверки, группировки, таксировки, контировки первичных бухгалтерских документов. |
ПК 5.5. Вести кассовые книги, составлять кассовую отчетность. | квалифицированное ведение номенклатуры дел; учет правил проведения инвентаризации кассы; учет правил кассовой книги. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у студентов не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач при выполнении работ по должности служащего - кассир; оценка эффективности и качества выполнения. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | решение стандартных и нестандартных профессиональных задач при выполнении работ по должности служащего - кассир | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | эффективный поиск необходимой информации; использование различных источников, включая электронные источники. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно - коммуникационных технологий | | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий | | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | анализ инноваций в области контрольно-кассовой деятельности, приему платежей | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
3